Минимальный размер оплаты труда. Порядок применения и примеры расчета
И. Ланина,
аудитор
Газета "Финансовая газета", N 21, июнь 2017 г., с. 5-7.
Основные положения
С 1 июля 2017 г. минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) в РФ увеличится на 300 руб. - до 7800 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.12.16 г. N 460-ФЗ). Предыдущий МРОТ (7500 руб.) был установлен ст. 1 Федерального закона от 2.06.16 г. N 164-ФЗ с 1 июля 2016 г.
Этот показатель применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Установление минимального размера оплаты труда является социальной гарантией по оплате труда работников, это закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
МРОТ меняется не так часто. Обычно изменения происходят один-два раза в год.
Кроме федерального минимального размера оплаты труда в субъектах РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в данном субъекте, который не может быть ниже федерального МРОТ.
Так, в Москве с 1 января 2016 г. размер минимальной заработной платы установлен в размере 17 300 руб. (Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 гг. между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.15 г.).
Применение региональной величины минимального размера оплаты труда обязательно в отношении всех работников соответствующего субъекта, кроме работников организаций, которые либо финансируются из федерального бюджета либо ими были соблюдены процедуры отказа от присоединения к региональному МРОТ.
Применение МРОТ при оплате труда
Заработная плата работника за месяц, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В случае если работнику установлен оклад меньше минимального размера оплаты труда, то работодатель обязан доплачивать ему до уровня МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями - за счет собственных средств.
Уместно рассмотреть данный вопрос в отношении совместителей, а также работников, отрабатывающих неполную норму рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству в течение одного месяца (другого учетного периода) не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
Соответственно совместители не отрабатывают полностью норму рабочего времени.
Тем не менее, так как минимальный размер оплаты труда устанавливается для всех работников, в том числе и совместителей, то сравнение заработной платы совместителя следует производить с МРОТ пропорционально отработанному времени. Данное положение распространяется как на внутренних, так и на внешних совместителей.
Пример
Менеджер с окладом 30 000 руб. была оформлена внутренним совместителем в своей организации на должность уборщицы на 0,5 ставки. Согласно штатному расписанию зарплата уборщицы составляет 6000 руб.
Если июнь и июль 2017 г. работница отработает полностью на обеих должностях, то ей следует начислить следующие выплаты (см. таблицу).
Выплаты сотруднику-совместителю двух должностей в июне-июле 2017 г. | ||
Вид начислений | Июнь, руб. | Июль, руб. |
Зарплата по основной должности | 30 000 | 30 000 |
Зарплата за работу по совместительству | 3000 | 3000 |
Доплата по совместительству до федерального МРОТ пропорционально отработанному времени | 750 х (7500 х 0,5 - 3000) | 900 х (7800 х 0,5 - 3000) |
Итого | 33 750 | 33 900 |
Пособия по временной нетрудоспособности
В Федеральном законе от 29.12.06 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.07 г. N 375 (далее - Положение N 375), названы три случая, когда для расчета пособий учитывается минимальный размер оплаты труда на день наступления страхового случая.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа застрахованного лица. Так, работнику, имеющему страховой стаж 8 лет и более, пособие по болезни начисляется в размере 100% среднего заработка. При стаже работника от 5 до 8 лет пособие составит 80% среднего заработка, а работник, имеющий страховой стаж до 5 лет, получит пособие в размере 60% среднего заработка. Что касается пособия по беременности и родам, то оно работнице выплачивается в размере 100% среднего заработка (ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Когда пособия работникам необходимо считать исходя из МРОТ | |||||||
1) если в расчетном периоде у работника отсутствует заработок или его средний заработок ниже МРОТ | 2) если страховой стаж работника менее 6 месяцев | 3) если работником нарушен больничный режим без уважительной причины |
1) В расчетном периоде работник не имел заработка или его средний заработок, рассчитанный за расчетный период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) (часть 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 11(1) Положения N 375).
ФСС Российской Федерации в письме от 11.03.11 г. N 14-0318/05-2129 разъясняет применительно к данным ситуациям, что сравнивать средний месячный заработок застрахованного лица, определенный за расчетный период, с минимальным размером оплаты труда необходимо через средний дневной заработок).
Пример
Как рассчитать пособие, если работник предъявит листок нетрудоспособности с 18 по 30 июня 2017 г. (13 календарных дней).
Сотрудник приступил к работе у данного работодателя 6 июня 2016 г. В 2016 г. заработок, учитываемый для расчета пособий, составил 145 000 руб. До этого работник нигде не работал. Среднедневной заработок за расчетный период составит:
119,18 руб. (145 000 руб. : 730 дн. x 60%).
При его пересчете на полный календарный месяц (119,18 руб. x 30 дн. = 3575,40 руб.) выяснилось, что он ниже МРОТ (с 1 июля 2016 г. по 30 июня 2017 г. - 7500 руб.).
Поэтому средний заработок принимается равным МРОТ, и соответственно пособие рассчитывается следующим образом:
7500 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 13 дн. = 3205,48 руб.
2) Страховой стаж работника на момент начала нетрудоспособности менее 6 месяцев (часть 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ и п. 20 Положения N 375).
Если работник проработал менее 6 месяцев, размер пособия не должен превышать минимальный размер оплаты труда. Поскольку страховой стаж работника менее пяти лет, то при расчете пособия средний заработок учитывается в размере 60 процентов.
Пример
Работник предъявил листок нетрудоспособности с 18 по 30 января 2017 г. (13 календарных дней).
К работе у данного работодателя он приступил 1 сентября 2016 г. В 2016 г. его заработок, учитываемый для расчета пособий, составил 335 000 руб. До этого работник нигде не работал.
Среднедневной заработок за расчетный период составит 275,34 руб. (335 000 руб. : 730 дн. x 60%).
При его пересчете на полный календарный месяц (275,34 руб. x 31 дн. = 8535,54 руб.) выяснилось, что он выше МРОТ (с 1 июля 2016 г. по 30 июня 2017 г. - 7500 руб.).
Но в соответствии с законодательством пособие рассчитывается следующим образом:
7500 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 13 дн. = 3205,48 руб.
3) При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ и п. 21 Положения N 375 (часть 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ и п. 22 Положения N 375).
Основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются следующие причины:
1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с такими видами опьянения.
Размер пособия не должен превышать минимальный размер оплаты труда - в первом и втором случаях со дня, когда было допущено нарушение, в третьем - за весь период нетрудоспособности.
Во всех трех случаях минимальный размер оплаты труда (МРОТ) берется с учетом районных коэффициентов в тех районах и местностях, в которых в установленном порядке они применяются.
Пример
Работник предъявил листок нетрудоспособности с 18 по 30 мая 2017 г. (13 календарных дней). Заболевание наступило вследствие алкогольного опьянения. Его заработок, учитываемый для расчета пособий, составил в 2015 г. - 165 000 руб., в 2016 г. - 170 000 руб. Страховой стаж на момент начала нетрудоспособности - 9 лет 2 месяца и 9 дней.
Среднедневной заработок за расчетный период составит: (165 000 руб. + 170 000 руб.) : 730 дн. = 458,90 руб. При его пересчете на полный календарный месяц (458,90 руб. x 31 дн. = 14 225,9 руб.) выяснилось, что он выше МРОТ (с 1 января 2016 г. по 30 июня 2017 г. - 7500 руб.). Но в соответствии с законодательством пособие рассчитывается следующим образом:
7500 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 13 дн. = 3205,48 руб.
Пособия по беременности и родам
Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из 100 процентов среднего заработка работницы.
В случае, если страховой стаж работницы менее шести месяцев, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Пример
Работница уходит в отпуск по беременности и родам 1 июля 2017 г. Она приступила к работе 26 марта 2017 г. До этого нигде не работала. Страховой стаж на начало отпуска по беременности и родам составил 3 месяца и 5 дней. Пособие будет рассчитываться исходя из МРОТ, действующего на эту дату:
7500 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 140 календ. дн. = 34 520,55 руб.
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
В Законе N 255-ФЗ рассматривается только одна ситуация, когда для расчета данного пособия учитывается минимальный размер оплаты труда на день наступления страхового случая:
- в расчетном периоде работница (или другой получатель пособия) не имела заработка или ее средний заработок, рассчитанный за расчетный период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ (часть 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 11(1) Положения N 375).
В этом случае средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая. При этом и само пособие по уходу за ребенком определяется исходя из МРОТ на день наступления страхового случая. Средний дневной заработок не рассчитывается, и коэффициент 30,4 не применяется (30,4 - это среднее число календарных дней в месяце (365 календ. дн. : 12 мес.), применяемое для расчета пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет).
Даже если работница (другой получатель пособия) работает в условиях неполного рабочего времени, исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.95 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пример
Работница приступила к работе в феврале 2017 г. на 0,25 ставки. До этого момента она нигде не работала. В июне она представила листок нетрудоспособности в связи с беременностью. После окончания данного отпуска она написала заявление на предоставление ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет. Так как ни в расчетном периоде, ни до него работница не имела начисленной заработной платы, размер пособия следует рассчитать пропорционально минимальному размеру оплаты труда (с 1 июля 2017 г. - 7800 руб.): 7800 руб. x 0,25 = 1950 руб.
Поскольку эта величина меньше минимального размера пособия по уходу за ребенком, установленного законодательством, то ей будет выплачиваться пособие в минимальном размере - 3065,69 руб. (с 1.02.17 г. минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком установлен Федеральным законом от 6.04.15 г. N 68-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26.01.17 г. N 88).
Особенности оплаты труда работникам, совмещающим работу с обучением
Для работников, совмещающих работу с обучением по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, предусматривается ряд социальных гарантий.
Учащимся работникам при условии их успешного обучения по соглашению сторон может быть предоставлено сокращение рабочего времени:
- работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения, а также образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной и заочной формам обучения, в течение 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ;
- работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня (смены) в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Страховые взносы ИП и приравненных к ним лиц
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - ИП), не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы за себя в фиксированном размере исходя из МРОТ.
1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) определяются в следующем порядке:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период (расчетным периодом признается календарный год (ст. 423 НК РФ) не превышает 300 000 руб. - в размере, определяемом как произведение МРОТ на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенное в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 26%;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. - в размере, определяемом как произведение МРОТ на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 26%, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенное в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 26%.
2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование определяются как произведение МРОТ на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 5,1%. Размер взносов на ОМС в 2017 г. равен 4590 руб. (7500 х 12 мес. х 5,1%).
З. ИП не являются плательщиками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Но они вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
"Добровольцы" уплачивают страховые взносы в ФСС РФ исходя из стоимости страхового года. Правила их уплаты утверждены постановлением Правительства РФ от 2.10.09 г. N 790 (в ред. постановления Правительства РФ от 25.03.13 г. N 257).
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов - 2,9%, увеличенное в 12 раз. Таким образом, для "добровольцев" размер взносов в 2017 г. равен:
7500 х 12 мес. х 2,9%.
Следует обратить внимание, что если в течение года будет изменяться МРОТ, то на стоимость страхового года (а следовательно, и на величину страхового взноса) это влияния не окажет, так как для расчета применяется только МРОТ, установленный на 1 января страхового года.
Наказания за несоблюдение минимального размера оплаты труда
Согласно части 6 ст. 5.27 КоАП РФ и абз. 7 ст. 133 ТК РФ за установление заработной платы в размере менее МРОТ предусмотрены штрафные санкции:
- для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- для ИП - от 1000 до 5000 руб.;
- для юридических лиц - на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Если при первичном нарушении контролеры могут ограничиться предупреждением, то повторное нарушение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, наказывается еще строже (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Предусмотрено наложение административного штрафа на:
- должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
- ИП - от 10 000 до 30 000 руб.;
- юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Для должностных лиц предусмотрена замена штрафа на дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Если в период свыше 2 месяцев заработная плата выплачивается в размере ниже минимального размера оплаты труда, и будет выявлена корыстная или иная личная заинтересованность руководителя организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации), работодателя - физического лица, то это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по п. 2 ст. 145.1 УК РФ.
По данной статье предусмотрено следующее наказание:
- штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
- либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
- либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.