Организация санитарного поста и приобретение аптечек для оказания первой помощи
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2017 г., с. 46-52.
В силу ст. 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагаются на работодателя. В этих целях работодателем организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками (см. п. 26 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н).
В статье мы рассмотрим отражение операций по приобретению аптечек для первой помощи.
Как уже было отмечено, в целях реализации мероприятий по охране труда работодатель должен организовать санитарный пост, укомплектованный аптечками для оказания первой помощи. Для того чтобы разобраться с выдвигаемыми требованиями трудового законодательства, выясним, в каких случаях оказывается первая помощь, кто должен владеть навыками ее оказания, что такое санитарный пост и какие требования предъявляются к данному помещению.
Оказание первой помощи пострадавшим
Статьей 31 Федерального закона N 323-ФЗ*(1) установлено, что первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н.
Лица, которые вправе оказывать первую помощь, должны иметь соответствующую подготовку. Обучение оказанию первой помощи осуществляется в соответствии с Порядком *(2) (см. письма Минтруда РФ от 11.04.2017 N 15-2/В-950, от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963).
Согласно п. 2.2.4 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) организует периодическое (не реже одного раза в год) обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу. Учитывая вышеизложенное, Минтруд поясняет, что работодатель обязан обеспечить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. В связи с этим обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится на основании п. 2.2.4 Порядка один раз в год для работников рабочих профессий, а п. 2.3.1 Порядка - один раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда. Порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем.
Организация санитарного поста
Что касается санитарного поста, данный термин в Федеральном законе N 323-ФЗ не содержится (Письмо Минздрава РФ от 29.08.2013 N 14-3/3055979-13422). В связи с этим отсутствуют специальные требования, которые бы предъявлялись к данному помещению с медицинской точки зрения, поскольку первая помощь не является медицинской помощью. Следовательно, создание санитарного поста и его оборудование (например, кушеткой, столом, стулом) являются прерогативой работодателя. Единственное требование, выдвигаемое законодательством РФ (ст. 223 ТК РФ), - оснащение санитарного поста аптечками первой помощи.
Комплектация аптечки для оказания первой помощи
Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н. Согласно приложению к указанному приказу в состав аптечки, в частности, должны входить следующие изделия медицинского назначения:
жгут кровоостанавливающий;
лейкопластырь бактерицидный;
бинт марлевый медицинский стерильный;
устройство для проведения искусственного дыхания;
перчатки медицинские нестерильные, смотровые;
маска медицинская нестерильная трехслойная;
покрывало спасательное изотермическое.
Заметим, что лекарственные препараты в состав такой аптечки не входят, поскольку их назначать имеют право только лица, имеющие медицинское образование (врачи или фельдшеры).
Медицинские изделия, входящие в состав аптечки для оказания первой помощи, должны быть зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации. По истечении сроков годности изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки, или в случае их использования комплект необходимо пополнять. Таким образом, руководитель учреждения должен назначить ответственное лицо, которое бы следило за сроками годности медицинских изделий, входящих в аптечку, и своевременным ее пополнением.
Источник приобретения аптечек первой помощи
Поскольку приобретение аптечек для оказания первой помощи продиктовано трудовым законодательством и является одним из мероприятий по охране труда, расходы на их приобретение возможно произвести за счет средств ФСС либо за счет другого иного источника (например, субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, либо средств, полученных от платных услуг).
Если бюджетное учреждение примет решение приобретать аптечки за счет средств ФСС, ему необходимо знать следующее. В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ*(3) Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н). В соответствии с данным документом расходы страхователя на приобретение аптечек осуществляются за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако, как следует из п. 2 Правил N 580н, объем средств, направляемых ФСС на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по названному виду страхования, произведенных страхователем за данный период.
Решение вопроса об обращении за предоставлением финансового обеспечения связано с мероприятиями по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении, носит заявительный характер, поэтому средства выделяются по результатам рассмотрения соответствующего заявления, к которому прилагаются (п. 4 Правил N 580н):
план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год;
копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
Заявление на бумажном носителе либо в форме электронного документа подается в территориальный орган ФСС по месту регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с приложением документов, перечисленных в п. 4 Правил N 580н.
Если фактически произведенные страхователем расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, они не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Отражение операций по приобретению аптечек
В соответствии с ОК 034-2014 "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД 2) (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, аптечки для первой помощи (код 21.20.24.170) включены в вид "Материалы клейкие перевязочные, кетгут и аналогичные материалы, аптечки и сумки санитарные" (код 21.20.24) и подгруппу "Препараты лекарственные прочие и материалы, применяемые в медицинских целях" (код 21.20.2). Следовательно, они учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 "Медикаменты и перевязочные средства - иное движимое имущество учреждения" (п. 118 Инструкции N 157н*(4), п. 31 Инструкции N 174н*(5)).
Расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (Указания N 65н*(6)).
Рассмотрим пример.
Пример 1
Бюджетное образовательное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг, аптечки для оказания первой помощи в количестве 2 штук на общую сумму 2 000 руб. (цифры в примере условные). Аптечки оприходованы на склад, а в дальнейшем выданы лицу, ответственному за организацию охраны труда в учреждении. После использования медикаментов, входящих в состав аптечек, они были списаны с учета.
В соответствии с Инструкцией N 174н в учете сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету аптечки* | 2 105 31 340 | 2 208 34 730 | 2 000 |
Выданы аптечки со склада лицу, ответственному за организацию охраны труда в учреждении** | 2 105 31 340 | 2 105 31 340 | 2 000 |
Списаны аптечки после использования медикаментов*** | 2 109 00 272 | 2 105 31 440 | 2 000 |
* Аптечки приходуются на склад на основании первичного документа. ** Выдача аптечек ответственному лицу оформляется требованием-накладной (ф. 0504204), накладной на внутреннее перемещение объекта нефинансовых активов (ф. 0504102). Формы утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н. *** При списании аптечек с учета составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). |
В случае если учреждение получает от ФСС возмещение расходов, направленных на предупреждение травматизма и профзаболеваний (в данном случае - на приобретение аптечек), указанные средства являются доходом бюджетного учреждения от компенсации понесенных им затрат и подлежат отражению по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ (Указания N 65н).
Согласно п. 221 Инструкции N 157н расчеты по компенсации затрат учреждения показываются на счете 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 N 02-07-10/77807).
Пример 2
Рассмотрим пример.
Бюджетное образовательное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг, аптечки для оказания первой помощи в количестве 2 штук на общую сумму 2 000 руб. (цифры в примере условные). Аптечки оприходованы на склад, а в дальнейшем выданы лицу, ответственному за организацию охраны труда в учреждении. Учреждение получило от ФСС средства на возмещение затрат на приобретение аптечек для оказания первой помощи в полном объеме. После использования медикаментов аптечки были списаны.
В соответствии с Инструкцией N 174н в учете сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили аптечки от поставщика | 2 105 31 340 | 2 302 34 730 | 2 000 |
Перечислены денежные средства поставщику за аптечки | 2 302 34 830 | 2 201 11 610 | 2 000 |
Выданы аптечки со склада лицу, ответственному за охрану труда | 2 105 31 340 | 2 105 31 340 | 2 000 |
Списаны аптечки | 2 109 00 272 | 2 105 31 440 | 2 000 |
Начислена компенсация в рамках мероприятий по сокращению травматизма | 2 209 30 560 | 2 401 10 130 | 2 000 |
Отражен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС | 2 303 06 830 | 2 209 30 660 | 2 000 |
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1. В целях выполнения мероприятий по охране труда работодателем, в частности, организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные для этих целей аптечками.
2. Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ N 169н.
3. Аптечки для оказания первой помощи учитываются на счете 0 105 31 000 "Медикаменты и перевязочные средства". Расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 с увязкой по статье 340 КОСГУ.
4. В случае если учреждение получает от ФСС возмещение расходов, направленных на предупреждение травматизма и профзаболеваний (в данном случае - на приобретение аптечек), указанные средства являются доходом бюджетного учреждения от компенсации понесенных им затрат и подлежат отражению по статье 130 КОСГУ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(2) Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ N 1 и Минобразования РФ N 29 от 13.01.2003.
*(3) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(4) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(6) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"