ГБУ осуществляет большую часть своих закупок в рамках Закона N 223-ФЗ*(1). Вправе ли учреждение передать функцию по осуществлению таких закупок сторонней организации, за исключением закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (ЕП)? За счет каких средств учреждение может оплачивать услуги такой организации? Какими нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться при закупке данных услуг?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института
экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 6, июнь 2017 г., с. 30-32.
В действующем законодательстве не содержится каких-либо положений, которые бы запрещали заказчикам, осуществляющим закупки по Закону N 223-ФЗ, привлекать для организации процесса закупок сторонние организации. Для сведения напомним, что закупки по Закону о контрактной системе*(2) могут осуществляться с привлечением специализированных организаций - заказчик вправе на договорной основе привлечь такую организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - поставщика) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, для выполнения иных функций, связанных с обеспечением процедур определения поставщика. Но следует помнить, что создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта производятся заказчиком (ст. 40 Закона о контрактной системе). Очевидно, что по меньшей мере такой же подход можно применить и к закупкам по Закону N 223-ФЗ. Однако эту возможность следует установить в положении о закупке бюджетного учреждения - в частности, в нем должна содержаться норма, согласно которой заказчик вправе на договорной основе привлекать для осуществления тех или иных способов закупки внешнего организатора торгов (специализированную организацию) с указанием конкретных функций, которые могут быть ему переданы. Также отметим: в принципе, одной и той же специализированной организации может быть одновременно поручено проведение закупочных процедур и по Закону о контрактной системе, и по Закону N 223-ФЗ.
Что касается вопроса об источнике средств для оплаты услуг данной организации, это могут быть средства и из бюджетных, и из внебюджетных источников. В первом случае учреждению необходимо согласовать такой подход с учредителем, поскольку действующее законодательство закрепляет за бюджетными учреждениями самостоятельность только в расходовании средств, полученных от оказания платных услуг, выполнения платных работ (абз. 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ). В этом же случае соответствующие средства должны быть учтены учредителем в составе средств бюджетной субсидии, предоставляемой им учреждению.
Если для оплаты услуг организатора торгов будут использоваться средства из бюджетных источников, то закупку услуг стороннего организатора торгов необходимо осуществлять в рамках Закона о контрактной системе*(3). Если средства будут внебюджетные - в рамках Закона N 223-ФЗ и, соответственно, норм, установленных в положении о закупке конкретного бюджетного учреждения. Отметим: ничто не запрещает учреждению указать в своем положении о закупке, что закупка услуг организатора торгов может осуществляться как закупка у ЕП.
Следует также помнить, что контрольные органы при выявлении нарушений, допущенных организатором торгов, проводимых по Закону N 223-ФЗ, могут возлагать ответственность за это на само учреждение, тем более что схему передачи учреждением своих функций по закупке на аутсорсинг федеральное законодательство напрямую не предусматривает. Для сравнения с аналогичной ситуацией касательно закупок в рамках Закона о контрактной системе укажем, что здесь в случае привлечения специализированной организации заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика, при осуществлении ею функций от имени заказчика (ч. 4 ст. 40 Закона о контрактной системе).
1 июня 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) В соответствии с ч. 1-3 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"