Прав ли работодатель, принимая такое решение? На предприятии имеется действующий Коллективный договор на 2015-2017 г., подписанный председателем профкома и работодателем. Как объясняет работодатель, при вводе новой программы возник вопрос по учету отпусков за вредные условия труда - отпуска за вредные условия труда будут уменьшаться. С такой постановкой вопроса я не согласен по следующей причине: 1. Пунктом 2 ст. 116 ТК РФ установлено право работодателя с учетом своих производственных и финансовых возможностей самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим ТК РФ федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 117 ТК РФ, ст. 219 ТК РФ). Действующим коллективным договором пунктом 3.13 не установлено, что в стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Полагаем, что установленная в коллективном договоре норма - предоставление 7 дополнительных календарных дней оплачиваемого отпуска за работу во вредных и опасных условиях без учета фактической работы, не противоречит ст. 121 ТК РФ, потому что не ухудшает положение работников, а относятся к дополнительным или повышенным гарантиям работникам и обеспечивают лучшее восстановление утраченного во вредных условиях здоровья. От юридической службы предприятия было получено заключение следующего характера: Статьей 117 ТК РФ в действующей редакции закреплено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. Пунктом 3.13. Коллективного договора такое локальное регулирование осуществлено и определена продолжительность дополнительного оплачивать отпуска: "- Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (класс 3.2, 3.3, 3,4, 4), а до проведения специальной оценки условий труда - по результатам аттестации рабочих мест с учетом наличия в Списке, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 отнесены к вредным или опасным условиям труда - не менее 7 календарных дней; - За многосменный режим работы: а) работающим в две смены - по 1 дню за каждые два отработанных года, но не более 2-х календарных дней; б) работающим в три смены - по 1 дню за каждый отработанный год, но не более 3-х календарных дней - за работу с ненормированным рабочим днем- 3 календарных дня. - за работу в особых климатических условиях (в южных районах Красноярского края, в Республике Хакасия, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) - в соответствии с законодательством РФ". Эти отпуска суммируются с основным отпуском. Таким образом, из системного толкования ст. 117 ТК и п. 3.13 Коллективного договора, следует, что локальное регулирование соответствует общей норме - продолжительность дней отпуска не увеличена. При этом, иное локальное регулирование (улучшающее положение работника) допускается только в части установления иной продолжительности дней отпуска (в количественном выражении). При определении продолжительности дополнительного отпуска необходимо учитывать особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные частью третьей статьи 121 ТК РФ, согласно которой при предоставлении указанного дополнительного отпуска учитывается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Данная позиция поддержана судебной практикой (Решение ВС РФ от 26.01.2017 N АКПИ16-1035). Согласно п.п. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20 (с учетом Решения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 года N ГКПИ 2004-481), дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется, если работник в рабочем году фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Если работник в рабочем году проработал во вредных условиях менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально проработанному времени. Таким образом, если ст. 117 ТК предусматривает возможность локального регулирования, то ст. 121 ТК РФ является императивной нормой, которая не может быть изменена и подлежит обязательному применению. Для сведения привожу выдержку из Определения Красноярского краевого суда от 31 декабря 2015 г. N 4Г-3066/2015 по аналогичной ситуации: Разрешая данный спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь указанными положениями трудового законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при предоставлении истице дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в условиях труда вредных для здоровья за рабочий период с 16 сентября 2013 года по 15 сентября 2014 года продолжительностью 6 календарных дней, то есть пропорционально отработанному времени, работодателем нарушений прав истицы и действующего законодательства не допущено. При этом суды правомерно исходили также их того, что за период с 16 сентября 2013 года по 15 сентября 2014 года дополнительный отпуск за работу с вредными условиями предоставлен истице в полном объеме, указав, что предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных условиях авансом противоречит ч. 3 ст. 121 Трудового кодекса РФ. Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение ст. 117 ТК РФ, предусматривающей продолжительность дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда не менее 7 календарных дней, истице предоставлено 6 календарных дней из предусмотренных 14 календарных дней, отклонены судами нижестоящих инстанций как основанные на неверном толковании норм материального права. Также признана несостоятельной ссылка заявителя жалобы на отсутствие учета работодателем времени работы истицы во вредных условиях труда, на том основании, что фактически отработанное К. время во вредных условиях отслеживается табелями учета рабочего времени, а поскольку все отработанное истицей время относится к вредным условиям, то ведение работодателем отдельного учета данного времени является нецелесообразным. Из этого следует: Для понимания как рассчитывается отпуска за вредность приведу примере: вредность начисляется ежемесячно 7 к.дн / 12 мес. = 0,5.8 дн. (если отпуск составляет 7 к.дн.). 2. Сотрудник отработал период (рабочий год) находясь на больничных листах и учебных отпусках- в общей сложности 2 месяца за свой период, в таком случае отпуск за вредность у него составит - 0,58 * 10 мес (отработанных) = 5,8 дней (округляем в пользу работника до 6 дней), т.е. он заработает за период не 7 а 6 дней вредного отпуска. С требованиями ТК РФ и решением работодателя можно согласиться в случае, если условия получения дополнительного отпуска были бы прописаны в Коллективном договоре. Условий в Коллективном договоре за фактически отработанное время во вредных условиях там нет, то отпуск работнику за вредность не менее 7 календарных дней работодатель обязан предоставить независимо от того, были у него неявки за период или нет. Считаю, что коллективный договор в этом случае имеет первостепенную значимость и до внесения изменений и дополнений в коллективный договор действия работодателя неправомерны.
Дополнительные гарантии за работу во вредных условиях труда, независимо от фактической занятости на этих работах, должны быть прямо предусмотрены коллективным договором.
В противном случае гарантии предоставляются за время, фактически отработанное работником во вредных условиях труда.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.