Открытые лицензии: история возникновения, понятие и правовая природа
Л. Текеева,
аспирант (г. Ставрополь)
Журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 6, июнь 2017 г., с. 15-20.
Институт открытых лицензий - явление достаточно новое для российской правовой системы. Вместе с тем, несмотря на короткий период существования, сфера действия открытых лицензий значительно расширилась, они уже не ограничиваются только пространством Интернета, теперь по открытой лицензии можно опубликовать в издательстве книгу или выпустить DVD-диск с музыкальными записями. В связи с этим мы можем наблюдать возрастающий интерес к данной проблематике как в научных кругах, так и в правоприменительной практике, в частности, при осуществлении судопроизводства.
В этом контексте представляется необходимым более детально обозначить основные моменты истории возникновения открытых лицензий, определить их понятие, исследовать правовую природу, что мы и попытаемся сделать в рамках данной статьи.
Возникновение открытых лицензий обусловлено, главным образом, расширением масштабов оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет, вызванным стремительным ростом информационно-цифровых технологий и потребностью в обмене информацией. При таком положении дел в российской правоприменительной практике все чаще стали возникать случаи, когда авторам произведений приходилось давать публичное согласие на использование результатов своего интеллектуального труда неопределенным кругом лиц. Существовавшие в недавнем прошлом пробелы в законодательной регламентации права интеллектуальной собственности не давали возможности в полной мере регулировать данную сферу гражданско-правовых отношений.
В мировой практике сама по себе открытая лицензия известна еще с 80-х гг. ХХ века, и изначально она использовалась в отношении программного обеспечения. Однако в начале двухтысячных годов свободная лицензия была адаптирована под объекты авторского права в целом, а свободное лицензирование стали применять различные органы государственной власти и публичные учреждения более 30 стран мира [7, с. 3]. Произошло это во многом благодаря общественной инициативе профессора Стэнфордского университета Л. Лессига, получившей название Creative commons ("Творческие общества"). Суть ее в общих чертах можно свести к тому, что в некоторых случаях может быть предусмотрен отказ автора от прав и переход произведения в общественное достояние.
В конце ХХ - начале XXI вв. идеи введения лицензий Creative Emmons все чаще стали находить поддержку и в России у сторонников расширения сферы общественного достояния, главным образом, среди отдельных авторов, небольших авторских коллективов, некоммерческих научных и образовательных учреждений. Поддерживали и поддерживают открытые лицензии библиотеки и архивы, которые, согласуясь с требованиями времени, стремятся перевести свои фонды в цифровой формат, а также создатели и учредители электронных библиотек.
Инициатором реформирования гражданского законодательства в данной сфере изначально стал Д.А. Медведев. По итогам его встречи с представителями российского интернет-сообщества 12 марта 2014 года был принят Федеральный закон N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2], большая часть положений которого вступила в силу 1 октября 2014 года. В частности, вышеприведенным законом в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) была введена статья 1286.1, закрепляющая особый вид лицензионного договора о предоставлении права использования произведения - открытую лицензию. Наряду с указанной статьей предоставление открытой лицензии регулируется статьями 1308, 1368, 1429 ГК РФ [1].
Говоря об определении понятия "открытая лицензия", следует отметить следующие существенные моменты. Анализ статьи 1286.1 ГК РФ показал, что четкое определение понятия "открытая лицензия" отсутствует. В пункте 1 этой статьи лишь сказано: "Лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия)".
На наш взгляд, указание на то, что открытой лицензией является лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, который может быть заключен в упрощенном порядке, имеет только форму дефиниции, но по сути таковой не является. В частности, И.А. Близнец и К.Б. Леонтьев - признанные специалисты в области права интеллектуальной собственности - обращают внимание на тот факт, что единого понятия "открытая лицензия" пока не существует: "Данное словосочетание, - отмечают исследователи, - может рассматриваться только в качестве условного обозначения достаточно пестрого набора постоянно пополняемых и изменяемых комплектов типовых условий, формируемых по разным поводам и для различных правовых систем любыми заинтересованными физическими или юридическими лицами" [3, с. 61-62].
Неисключительный характер лицензии и заключение договора путем присоединения не могут служить достаточными квалифицирующими признаками свободных лицензий. А.И. Савельев по этому поводу высказывается следующим образом: "В отсутствие четкой дефиниции открытой лицензии ее правовой режим будет неизбежно страдать существенной неопределенностью. Как можно предпринимать усилия по легализации в рамках российской правовой системы определенного явления в отсутствие четкого представления о том, что это явление представляет собой" [5, с. 410.] Исходя из теории гражданского права, всякий договор, согласно стандартной классификации юридических фактов, следует рассматривать в качестве правомерного действия. В этой связи Е.А. Свиридова справедливо определяет открытую лицензию как "правомерное действие автора или иного правообладателя по предоставлению в упрощенном порядке пользователю права использования произведения науки, литературы или искусства в установленных лицензиаром пределах с сохранением за автором или иным правообладателем права выдачи той же лицензии другим лицам" [6, с. 60].
Далее в абз. 2 п. 1 ст. 1286.1 ГК РФ сказано, что открытая лицензия является договором присоединения. В связи с этим отметим, что именно так понимают открытые лицензии те суды, в которых такие лицензии получают правовую защиту. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. Такие действия, как мы помним, подпадают под признаки договора публичной оферты. Действия, совершаемые лицом при выполнении указанных в открытой лицензии условий (например, выплата вознаграждения), также должны соответствовать правилу о полноте и безоговорочности акцепта.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ, лицензиар может предоставить лицензиату право на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности. В данном случае, если иное не предусмотрено открытой лицензией, считается, что лицензиар сделал предложение заключить договор об использовании принадлежащего ему произведения любым лицам, желающим использовать новый результат интеллектуальной деятельности, созданный лицензиатом на основе этого произведения, в пределах и на условиях, которые предусмотрены открытой лицензией. Акцепт такого предложения считается также акцептом предложения лицензиара заключить лицензионный договор в отношении этого произведения.
Правовую природу открытой лицензии логично будет охарактеризовать, опираясь, прежде всего, на п. 3 ст. 1286.1 ГК РФ, содержащий простые правила о некоторых условиях договора открытой лицензии. Эти правила учитывают специфику свободных лицензий, сферой использования которых является, прежде всего, Интернет. Это означает, как отмечается в одном из комментариев к главам 69-71 ГК РФ под редакцией П.В. Крашенинникова, что "типичным для подобных договоров является изложение условий такого договора в Интернете вместе с самим размещенным произведением (в том числе в виде ссылки к нему)" [4].
Предметом гражданско-правового договора в сфере интеллектуальной собственности является передача соответствующего интеллектуального права. Сам результат интеллектуальной деятельности не может быть предметом такого договора (ст. 129 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ, предмет договора открытой лицензии мы определяем, как передачу права использования произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах. Таким образом, предмет договора - это передача имущественного права, а не само произведение науки, литературы или искусства.
Сторонами рассматриваемого договора являются лицензиар и лицензиат. Лицензиар обязан предоставить лицензиату право использования произведения, а также воздерживаться от действий, способных затруднить использование произведения лицензиатом. Лицензиат обязан не выходить за пределы использования произведения, обозначенные в лицензионном договоре.
Важным правом лицензиара, предусмотренным п. 4 ст. 1286.1, является право на односторонний отказ от договора: "Лицензиар, предоставивший открытую лицензию, вправе в одностороннем порядке полностью или частично отказаться от договора (п. 3 ст. 450), если лицензиат будет предоставлять третьим лицам права на использование принадлежащего лицензиару произведения, либо на использование нового результата интеллектуальной деятельности, созданного лицензиатом на основе этого произведения, за пределами прав и (или) на иных условиях, чем те, которые предусмотрены открытой лицензией".
Форма открытой лицензии является письменной, при этом в открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (ст. 438 ГК РФ). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.
В случае если в тексте открытой лицензии не указан срок ее действия, она действует в течение пяти лет, а в отношении программ для ЭВМ - в течение всего срока действия исключительного права. Как правило, стандартные формулировки свободных лицензий предусматривают их действие в течение всего срока исключительного права без его конкретного обозначения. Поскольку срок действия исключительного права на произведения установлен в ст. 1281 ГК РФ, то определение срока действия открытой лицензии возможно с помощью отсылки к данной форме.
Территорией действия открытой лицензии является весь мир. Внесение этого условия в ГК РФ оценивается экспертами как шаг на пути сближения отечественного законодательства с международными стандартами, регулирующими наиболее распространенные свободные лицензии, которые охватывают территорию практически всего мира [8, с. 4-7.].
Что касается цены, то это условие не является существенным для открытой лицензии, так как открытая лицензия предполагается безвозмездной. В случае возмездности договора цена может быть определена в виде единовременного платежа, периодических платежей или платежей, зависящих от объема использования произведения и той прибыли, которую приносит использование произведения.
В заключение следует подчеркнуть, что относительная новизна гражданско-правовых норм об открытой лицензии и связанная с этим недостаточность правоприменительной судебной практики делают весьма затруднительной объективную и всестороннюю оценку ее правовой природы. Проведенный анализ ст. 1286.1 ГК РФ и иных гражданско-правовых норм, а также теоретических источников показал, что введение института открытых лицензий многим исследователям представляется решением весьма своевременным и тщательно продуманным.
Оно благотворно действует на развитие предпринимательства, поскольку способствует расширению договорной диспозитивности, в значительной степени ускоряет свободное распространение информации, в том числе научных знаний. Открытые лицензии обеспечивают правообладателю подлинную автономию воли при реализации исключительного права в противовес традиционным для российского авторского права разрешительным лицензиям.
Перспектива использования открытых лицензий в России, на наш взгляд, очевидна. Такие лицензии расширяют возможности автора в распоряжении своими произведениями. Открытые лицензии уже активно применяются, причем не только на уровне авторов, но и на более высоком уровне, например, недавно было принято решение о переводе всех сайтов правительства Москвы (управы, префектуры, ведомства и т.д.) на открытую лицензию Creative Commons. Теперь использование любой информации с этих сайтов будет абсолютно свободным.
Вместе с тем, представляется, что нормы закона об открытых лицензиях содержат ряд недостатков. К числу самых существенных можно отнести отсутствие четкой легальной формулировки определения самого понятия, что затрудняет ее отграничение от иных способов предоставления права на использование произведения неопределенному кругу лиц. Все вышеизложенное делает актуальным изучение гражданско-правового института открытых лицензий и стимулирует дальнейшие научные исследования по данной проблематике.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // СЗ РФ, 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496; 2015, N 29 (ч. I), ст. 4342.
2. Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ, 2014, N 11, ст. 1100.
3. Близнец И.А. Внедрение свободных лицензий: правовая или организационная проблема? / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев // Копирайт. - 2011. - N 2. - С. 61-69.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69-71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под. ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2014. - 510 с.
5. Савельев А.И. Лицензирование программного обеспечения в России: законодательство и практика: науч. изд. / А.И. Савельев. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 416 с.
6. Свиридова Е.А. Открытая лицензия как правомерное действие правообладателя по установлению пределов свободного использования произведения / Е.А. Свиридова // Новый юридический журнал. - 2014. - N 4. - С. 60-65.
7. Соболь И.А. Свободные лицензии в авторском праве России: монография / И.А. Соболь. - М.: Юстицинформ, 2014. - 196 с.
8. Чистякова В. Как обновленный ГК РФ изменил открытую лицензию / В. Чистякова // Корпоративный юрист. - 2014. - N 8. - С. 4-7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текеева Л. Открытые лицензии: история возникновения, понятие и правовая природа
Tekeeva L. Open licenses: history, essence and legal nature.
Л. Текеева - аспирант (г. Ставрополь)
В статье Текеевой Л., аспиранта кафедры гражданского права и процесса Юридического института ФГБОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет", дана характеристика истории появления института открытых лицензий, его значения в жизни общества и правового регулирования по нормам гражданского законодательства России.
The publication by L. Tekeeva, postgraduate student at the Civil Law and Process chair of the Law Institute at the North Caucasus Federal University, describes the evolution of the open licenses institution, its role in the social life and its legal regulation under the Russian civil law.
Ключевые слова: открытые лицензии, свободные лицензии, право интеллектуальной собственности.
Keywords: open licenses, free licenses, intellectual property law.
Научно-практический журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N ФС77-35400
Из номера в номер: освещение актуальных проблем в области охраны авторского права и смежных прав, консультации ведущих специалистов в области ИС, а также все, что нужно знать о правах на результаты вашего творчества, о проблемах, связанных с контрафактной продукцией, о том, как защитить свои права в суде и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.