Бланки строгой отчетности: что нового?
При оказании услуг населению организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В этом случае они обязаны выдать покупателям документ, оформленный на бланке строгой отчетности в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ. Это установлено п. 2 ст. 2 Федерального закона 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Документы, которые оформляются на бланках строгой отчетности, приравниваются к кассовому чеку. Поэтому при выдаче подобного документа организация может не применять контрольно-кассовую технику.
На бланках строгой отчетности оформляются:
- квитанции;
- билеты;
- проездные документы;
- талоны;
- путевки;
- абонементы;
- другие документы, приравненные к кассовым чекам.
С 21 мая 2008 года в Российской Федерации действует новое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов без применения ККТ, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Положение определяет:
- порядок проведения организациями и предпринимателями наличных денежных расчетов без применения ККТ;
- порядок утверждения, учета, использования, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.
Напомним, что с 12 апреля 2005 года по 20 мая 2008 года при осуществлении наличных денежных расчетов организации должны были руководствоваться Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (далее - постановление N 171).
Порядок утверждения
Согласно прежнему Положению, утвержденному постановлением N 171, формы бланков строгой отчетности должен был утверждать Минфин России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Предполагалось, что до 1 января 2007 года будут утверждены все необходимые формы БСО.
Однако на практике такой порядок введения в действие новых бланков строгой отчетности оказался неудачным, поскольку за два года Минфин России утвердил несколько БСО:
- залоговый билет и сохранная квитанция для ломбардов (приказ Минфина России от 14.01.2008 N 3н);
- квитанция на получение страховой премии для страховых организаций (приказ Минфина России от 17.05.2006 N 80н);
- квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения (приказ Минфина России от 09.02.2007 N 14н);
- квитанция на оплату ветеринарных услуг (приказ Минфина России от 09.04.2008 N 39н);
- туристическая путевка (приказ Минфина России от 09.07.2007 N 60н). Решением Верховного Суда РФ от 12.02.2008 N ГКПИ07-1144 бланк строгой отчетности "Туристическая путевка" был признан не соответствующим действующему законодательству.
Теперь утверждать формы БСО будут федеральные органы исполнительной власти при условии, что они наделены такими полномочиями.
Срок действия уже утвержденных бланков строгой отчетности
Срок действия БСО, утвержденных до вступления в силу постановления N 171 (то есть до 12.04.2005), продлен до 1 декабря 2008 года.
Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России в период действия постановления N 171 (с 12.04.2005 по 20.05.2008), следует применять без каких-либо ограничений по срокам.
При этом уже утвержденные формы БСО для услуг можно применять до утверждения органами исполнительной власти новых форм БСО (п. 2 постановления N 369).
Способы изготовления
В период действия постановления N 171 специалисты Минфина России настаивали на том, чтобы БСО изготавливались только типографским способом (письмо Минфина России от 27.09.2005 N 03-01-20/5-193).
Согласно постановлению N 359 БСО можно изготавливать как типографским способом, так и формировать с использованием автоматизированных систем.
В том случае, если бланк изготавливается типографским способом, то на нем должны быть указаны сведения об изготовителе бланка:
- сокращенное наименование, ИНН, место нахождения;
- номер заказа, год его выполнения, тираж.
Кроме того, необходимо указать серию и номер БСО.
Формировать БСО автоматизированным способом можно только при выполнении следующих условий (п. 11 Положения). Во-первых, автоматизированная система, с помощью которой изготавливаются БСО, должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет. И во-вторых, при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированная система должна сохранять номер и серию бланка.
По требованию налоговых органов налогоплательщики обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).
Необходимые реквизиты
Согласно пункту 3 Положения документ, оформленный на бланке строгой отчетности, должен содержать обязательные реквизиты (Таблица N 1).
Таблица N 1
Обязательные реквизиты БСО
Положение, утвержденное постановлением N 171 | Положение, утвержденное постановлением N 359 |
- | Сведения об утверждении формы бланка |
Наименование документа, шестизначный номер и серия | |
Наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя |
Наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций |
Место нахождения постоянно - действующего исполнительного органа юридического лица |
|
Идентификационный номер налогоплательщика Вид услуг |
|
- |
Код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации |
- | Единица измерения оказания услуг |
Стоимость услуги в денежном выражении Размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами или с использованием платежной карты |
|
Дата осуществления расчета и составления документа |
Дата осуществления расчета |
Должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя) |
|
Иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель) |
- |
Порядок приема, учета, хранения и заполнения бланков строгой
отчетности, изготовленных типографским способом
Прием БСО
Пунктом 15 Положения определен порядок проведения приема БСО, поступивших из типографии. Сотрудник, с которым заключен договор о материальной ответственности, осуществляет прием бланков в присутствии специальной комиссии. Члены комиссии назначаются приказом руководителя организации. Сотрудник проверяет количество, серию и номер бланков, а также сопроводительные документы на БСО. По результатам приемки он составляет Акт, который утверждается руководителем организации и на основании которого полученные бланки принимаются на учет.
Затраты на приобретение бланков строгой отчетности организации относят к расходам, связанным с оказанием услуг. В бухгалтерском учете эти расходы отражаются как расходы организации по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99).
Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, используется забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности".
Приобретение бланков строгой отчетности (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета 006 в условной оценке. При этом бланки, имеющие номинальную стоимость (например, билеты, талоны и абонементы), учитываются по номинальной стоимости. При передаче бланков работнику, ответственному за их оформление, номинальная стоимость бланков списывается со счета 006.
Аналитический учет ведется по каждому виду бланка строгой отчетности и местам их хранения.
Пример
ЗАО "Ветеринар" заказало в типографии 10000 бланков строгой отчетности "Квитанция на оплату ветеринарных услуг". Стоимость заказа составила 11 800 руб. В начале июня 2008 года заказ был выполнен.
За месяц организация израсходовала все бланки строгой отчетности.
В бухгалтерском учете ЗАО "Ветеринар" были сделаны такие записи:
10 000 руб. - отражена стоимость приобретенных БСО;
Дебет 006
10 000 руб. - приняты к учету БСО для хранения;
1 800 руб. - выделена сумма НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
1 800 руб. - сумма "входного" НДС предъявлена к налоговому вычету;
10 000 руб. - бланки строгой отчетности переданы в использование;
Кредит 006
10 000 руб. - списаны использованные БСО.
Расходы на приобретение бланков строгой отчетности учитываются при расчете налога на прибыль (пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем включать в состав расходов текущего периода стоимость приобретенных бланков строгой отчетности следует при выдаче в производство, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.
Хранение БСО
Хранить бланки следует в металлических шкафах, сейфах или специально оборудованных помещениях. При этом в организации должны быть созданы условия, которые исключают порчу и хищение БСО. После окончания рабочего дня место хранения бланков следует опечатывать или опломбировывать (п. 16 Положения).
Учет бланков документов, которые изготовлены типографским способом, ведут по их наименованиям, сериям и номерам.
Специальная книга учета БСО
Для учета используется специальная книга учета БСО. Для бюджетных учреждений форма подобной книги утверждена приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123. Иные организации могут разработать форму книги учета БСО самостоятельно.
Листы книги учета бланков должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации. Подписи должностных лиц заверяются печатью организации (п. 13 Положения).
Инвентаризация БСО
Одновременно с инвентаризацией наличных денег в кассе следует проводить инвентаризацию и бланков строгой отчетности (п. 17 Положения). Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 и сообщенным письмом Банка России от 04.10.1993 N 18.
Для проведения инвентаризации используются две унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88:
- ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации", в которой указываются сроки и причины инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии;
- ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности", предназначенная для оформления результатов инвентаризации БСО.
Причем, согласно пункту 3.41 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, фактическое наличие БСО проверяется по видам бланков с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.
Использование БСО
Бланк следует заполнять четко и разборчиво, без исправлений. Если бланк испорчен или неправильно заполнен, его перечеркивают и прилагают к Книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись ( п. 10 Положения).
Напомним, что в соответствии с пунктом 15 прежнего Положения испорченные или неправильно заполненные бланки следовало прилагать к кассовому отчету за тот день, в котором они были выписаны.
Корешки и копии БСО: хранение и уничтожение
Бланк документа строгой отчетности должен иметь отрывную часть. Если же ее нет, то при заполнении БСО следует оформлять не менее одной копии (п. 8 Положения). Суммы, указанные в копиях или на корешках бланков, должны соответствовать тем, что отражены в кассовой книге.
На обложках книжек с квитанциями или на листах, наклеенных на сброшюрованные бланки, ставятся подпись главного бухгалтера и печать организации.
Копии документов и корешки БСО упаковывают в специальные мешки, которые следует опечатать. В таком виде они хранятся не менее 5 лет. По окончании этого срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации, копии документов и корешки бланков можно уничтожить. При этом специальная комиссия, назначенная по приказу руководителя, должна составить Акт об их уничтожении.
Некомплектные или испорченные бланки документов уничтожаются в таком же порядке (п. 19 Положения).
Не забудьте, что с сотрудником, который осуществляет получение, хранение, учет и выдачу БСО, а также прием от населения наличных денежных средств на основании БСО, необходимо заключить договор о материальной ответственности (п. 14 Положения).
Осуществление наличных денежных расчетов без применения
контрольно-кассовой техники
В пункте 20 Положения даны пошаговые инструкции для проведения:
- наличных денежных расчетов;
- расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ;
- смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, а другая - с использованием платежных карт (Таблица N 2).
Таблица N 2
Действия должностного лица при осуществлении расчетов с
использованием БСО
Оплата услуг наличными денежными средствами |
Оплата услуг с использованием платежных карт |
Осуществление смешанной оплаты |
1. Заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита). |
1. Получает от клиента платежную карту. |
1. Получает от клиента платежную карту. |
2. Получает от клиента денежные средства. |
2. Заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита). |
2. Заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита). |
3. Называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента. |
3. Вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте. |
3. Получает от клиента денежные средства. |
4. Подписывает документ (при наличии места для личной подписи). |
4. Подписывает документ (при наличии места для личной подписи). |
4. Называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента. |
5. Называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно. |
5. Возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты. |
5. Вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте. |
6. Подписывает документ (при наличии места для личной подписи). |
||
7. Называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом и платежной картой, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно. |
О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Советник бухгалтера", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060