"Две параллельные могут пересекаться (вузовское образование и ожидания работодателей)" (интервью с А.Г. Лобко, основателем и ректором Международной ордена Признания академии маркетинга и менеджмента (MAMAPMEH) и Российско-Итальянской MAMAPMEH (РИМ), академиком Итальянской академии экономики и социальных наук, заслуженным работником высшей школы РФ, доктором экономических наук, профессором)
Беседовала
Л. Попова
Журнал "Управление персоналом", N 20, май 2017 г., с. 5-31.
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.
УП: Как ректор вуза сегодня может лично повлиять на поворот высшего образования в сторону нужд бизнеса?
- Роль руководителя, несомненно, самая важная в вузе. Ректор вуза как руководитель является фигурой элитарной диспозиции. Именно этот человек - лидер - определяет направление развития и цели для всего учебного заведения. Именно он ведет за собой весь коллектив. Притягательность учебного заведения во многом зависит от авторитета ректора, уникальности профессорско-преподавательского состава, наличия докторов и кандидатов наук, профессоров, академиков, их известности, наличия доверия к ним. Известно, что многие родители и абитуриенты, а также работодатели, выбирают вуз только потому, что им нравится, например, ректор. Это иногда происходит, как в кино или в театре: люди "ходят на знаменитость". Личный имидж ректора и репутация профессорско-преподавательского состава могут явиться основным фактором при выборе абитуриентом, куда пойти учиться, а работодателями - где готовить кадры.
Не удивительно, что бизнес-структуры, неудовлетворенные качеством образования приходящих на работу выпускников, сотрудничают с вузами, совместно модернизируют образовательные программы, методы преподавания. И здесь роль ректора в диалоге с основными работодателями и создании новой качественной среды общения, улучшении воспроизводства высокопрофессиональных кадров для бизнеса первостепенная, как капитана морского корабля. Ему приходится участвовать в согласовании требований работодателей к обучению вновь набираемых студентов-целевиков, привлекать крупные компании к участию в экзаменационных комиссиях, в ярмарках вакансий, "днях карьеры", организовывать конкурсы научных работ по специализации работодателей, которые учреждают именные стипендии для победителей конкурсов. Важную роль для бизнеса играет и совместная с работодателями организация студенческих практик - она обеспечивает наработку студентами практических навыков, сокращение адаптационного периода и дообучения молодых специалистов.
УП: Какие программы обучения надо вводить в вузах для удовлетворения требований бизнеса к подготовке кадров?
- Грубой ошибкой вузовского менеджмента является утраченный контроль над качеством обучения, часто оторванного от реальной жизни. Драйв, свобода и радость творчества сейчас в образовании, увы, не присутствуют. Это несчастное, принятое вопреки воли народа ЕГЭ разучило студентов думать и читать книги. Любой вопрос приводит не к осмыслению ответа, а к поиску ответов в Интернете, как в тесте ЕГЭ. Поэтому большое значение имеет разработка специальных практико-ориентированных программ, нацеленных на усиление у студентов понимания и заинтересованности стать предпринимателем, а также сформировать навыки и компетенции, необходимые для стартапа: умение гибко переопределять задачи исходя из набора наличных ресурсов, умение заменять дефицитные ресурсы теми, которые имеются в наличии, умение взаимодействовать с другими стейкхолдерами (заинтересованная сторона, причастная сторона - физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или ее свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям).
Не вполне ясным остается лишь то, кто будет развивать такие личностные качества студента, как лидерство, коммуникативность, командный дух, способность учиться и т.д. Пока отечественное высшее образование этим даже не начинало заниматься, хотя большинство представителей бизнеса безрезультатно требуют этого от вузов. Поэтому продвинутые корпорации налаживают соответствующие предметы в своих корпоративных университетах и учебных центрах, а некоторые пошли еще дальше, пытаясь сделать лидерские программы всеобщим достоянием.
УП: Можно ли на рынке найти преподавателей для этого?
- Как говорил товарищ Бендер: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Поэтому участие работодателей в обучении студентов и подготовке преподавателей становится все более активным. Не претендуя на базовое образование, компании силами своих сотрудников организовали в некоторых вузах чтение специальных курсов и дисциплин, сами возродили у себя студенческие практики, стажировки и курсы повышения квалификации преподавателей. Практически все обучение по таким предметам, как коммерческий и инвестиционный банкинг (общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям по ним, предоставляющийся в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет), методы бухучета по стандартам МСФО, аудит, страхование, финансовый менеджмент, корпоративные IT-системы, в ведущих вузах сейчас налажено и ведется бизнесом в соответствии с его требованиями, представлениями и стандартами.
Более того, речь идет не только о новых, "рыночных" дисциплинах, но и о традиционных технических, юридических, экономических и других предметах - их преподавание бизнес сам выводит на уровень современных мировых представлений. В результате нередко получается первоклассное образование, укрепившее авторитет соответствующих "кластерных" (сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом) вузов. Многие компании приглашают преподавателей вуза на стажировку, участвуют в формировании учебных планов. Организационно создаются базовые кафедры непосредственно в компании. Это выпускающие кафедры, которые расположены в научных организациях, их сотрудники работают в вузе на полставки, они читают лекции по специальности и осуществляют научное руководство. А в ближайшее время у многих вузов появятся кафедры в крупных коммерческих организациях (компаниях, занимающихся прикладными технологиями и внедрением), и, может быть, не одна, а несколько компаний вскладчину будут тянуть близкие направления.
УП: Какова цена вопроса? Какие ставки за час лекции приемлемы для практиков из бизнеса (маркетологи, управленцы, IT...)?
- Согласно "дорожной карте" Минобрнауки, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в 2015 году должна была составлять 130% от средней по региону, где зарегистрирован вуз, а к 2018 году, как обещал президент, - и вовсе дойдет до 200%... Однако на деле такую зарплату получает лишь весьма незначительное число преподавателей, при этом рост нагрузки таков, что ни о нормальных лекциях, ни тем более о полноценной научной работе речь не идет. Как конкретно, а не в общих чертах, выглядит реальная загрузка и зарплата преподавателей? Например, даже в МГУ имени М.В. Ломоносова ситуация давно невыносимая: большинство преподаватели живут на 24 тыс. рублей в месяц. И то - у кого целая ставка. Практически во всех государственных вузах подавляющее число преподавателей работает и получает зарплату на 0,5 ставки или 0,25 ставки, хотя им повысили нагрузку больше чем на ставку.
Специалисты-практики, в отличие от преподавателей вузов, работают на почасовой оплате. Оплата за час колеблется в широких пределах и зависит от многих факторов в каждом конкретном случае. Но можно точно сказать, что анализ положения дел в образовании позволяет поставить точный диагноз: правительство РФ, которое не способно обеспечить достойную зарплату преподавателям вузов, профнепригодно и морально изношено. Депутаты, которые голосуют за антинародные законопроекты, тоже. Без подготовки кадров страна не имеет надежного будущего.
УП: Надо ли и как мотивировать самих студентов на то, чтобы они на выходе имели более приемлемые для экономики знания?
- То, что делать это просто необходимо, ни у кого не вызывает сомнений. Можно выделить следующие наиболее значимые для молодежи мотивы, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону: познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое; прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме; социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за свое будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус; коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств; профессиональные - стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.
Студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.
Мне доводилось достаточно близко сталкиваться с главными университетами многих стран, и я никогда не мог сказать, что наша система образования хуже, чем в каждом из них. У всех российских учебных заведений, у большинства преподавателей, конечно, найдутся в запасе свои особенные методы и способы повышения мотивации у студентов (рейтингование, личный пример, ориентация на результат, различные поощрения и т.д.). Но не нужно забывать про ведущую роль семьи. Если в семье уже с детства развивали познавательную активность в ребенке, научили его уже в школе преодолевать трудности самостоятельно, но при поддержке взрослых, то и став студентом, такой человек не потеряется в мире информации, а быстро проложит свой путь в житейском океане.
УП: Фундаментальные знания при этом важно не потерять и дать студентам.
- "Знание - сила" - этот афоризм, как непререкаемую истину, каждый помнит с детства. А вопросы, что важнее - навыки или знания? В какой пропорции надо давать знания и в какой - навыки, вызывают постоянные споры. На мой взгляд, нужно максимально учить знаниям и в минимальной степени - навыкам. Практика показывает, что человек, обладающий в большей степени фундаментальными знаниями и в меньшей степени - навыками, другие навыки осваивает достаточно быстро, а вот в обратную сторону этого, к сожалению, не происходит. Серьезным, фундаментальным вещам люди учатся, как правило, в основном до 25 лет. Хотя, конечно, учиться фундаментальным вещам можно до тех пор, пока ты можешь учиться. Ведь без капитальных знаний многие навыки хорошо не освоишь. Поэтому век живи - век учись!
Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.
Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать обучающимся фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном им направлении.
УП: Новые формы обучения - онлайн, видео, тренинги. Как они могут помочь в этом?
- Наш мир круто изменился, и образование объективно это учитывает, активно создавая цифровую образовательную среду. Сегодня уже невозможно представить сферу высшего профессионального образования без дистанционных методов обучения. Дистанционка - это, в том числе, увлекательный и приятный способ обменяться мыслями, идеями, эмоциями, усовершенствовать навыки, сделать жизнь удобнее. То, что дистанционная форма обучения наиболее эффективна как средство освоения знаний, уже не нужно кому-либо доказывать.
Конечно, эта форма обучения подходит только для дисциплинированных и по-настоящему желающих учиться людей, которые чего-то очень хотят знать. Сила их воли - главный фактор достижения успеха.
Дистанционное онлайн обучение становится у молодежи все более и более популярным, так как эта новая форма обучения через Интернет позволяет существенно экономить по сравнению с традиционными методами обучения не только время и деньги, но и получить действительно качественное и эффективное обучение у известных профессоров, которые показали, что они на самом деле дают качественное и эффективное обучение, что подтверждается огромным количеством хороших отзывов, которые можно найти без труда в Интернете.
Дистанционное образование - это возможность учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени, быть студентом параллельно в вузе другой страны и, став дипломированным специалистом, повышать свою квалификацию самостоятельно всю жизнь.
В качестве наглядного примера можно привести популярный у молодежи вуз РИМ в южно-итальянском портовом городе Салерно на берегу Салернского залива Теренского моря, который был организован MAMAPMEH в 2012 году. Сейчас там дистанционно, без виз и пересечения границы, обучается более 40 тысяч студентов.
Наиболее распространенным способом онлайн-учебы сейчас является вебинар. Вебинар - это мероприятие, которое организуется в Интернете на специальных сайтах. Эти сайты предоставляют возможность участнику общаться с лектором, преподавателем, ведущим, психологом в режиме прямой онлайн-трансляции с помощью текстового чата, аудио- или видеосвязи. Это удобная и очень популярная в последнее время форма обучения и тренингов по всей России и целому миру. Вы можете проходить курсы по разной тематике, не выходя из дома, по низкой цене в удобное время.
Во время проведения мероприятия чаще всего участники видят и слышат ведущего, но сами могут обмениваться информацией с ним только в режиме текстового чата: задавать вопросы, писать свои комментарии, общаться между собой, выполнять рекомендации и упражнения преподавателя и давать ему обратную связь.
Более расширенная версия вебинара - это видеоконференция. В таком режиме участники общаются с ведущим с помощью видеосвязи, видя и слыша друг друга. Здесь качество Интернета должно быть еще более высоким. А также потребуется вебкамера с микрофоном.
Тренинг - форма активного обучения, целью которого является обогащение знаниями, развитие конкретных умений и навыков. Является одним из наиболее эффективных методов активного обучения. Более простой, чем другие игровые методы, он требует значительно меньших затрат времени и сил на разработку и проведение занятий. На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Хотя тренинг и наиболее эффективная форма обучения, но исследования показывают, что до 90% выученного на тренинге материала постепенно забывается, и студенты применяют лишь 10-20% из полученного. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в классе после тренинга и т.д. Для более полного усваивания материала применяется посттренинговое сопровождение - это система работы, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной деятельности.
Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки.
Бесплатные онлайн тренинги и вебинары, как правило, предназначены для того, чтобы желающего обучаться ввести в курс дела по данной тематике и показать квалификацию автора. Также зачастую на бесплатных online-мероприятиях даются существенные скидки, бонусы или подарки для желающих пройти последующее платное онлайн-обучение. В бесплатных курсах онлайн-обучения в основном даются теоретические знания. Хотя, надо отдать должное авторам, многие дают ценные практические "фишки".
На платных же занятиях не только расширяется теоретическая база, но и делается упор на приобретение практических навыков.
Нередко онлайн-тренинги имеют несколько пакетов обучения. Какой пакет выбрать, обучающийся решает сам в зависимости от своих пожеланий, устремлений и степени подготовленности в изучаемом вопросе. Обычно бывает три пакета обучения. Это базовый пакет (СТАНДАРТ), пакет для продвинутых учеников (ГОЛД) и пакет ВИП с индивидуальными консультациями.
УП: Стажировки в компаниях - идут ли на это компании (какие) и готовы ли студенты?
- В отличие от практики (подразделяется на учебную, производственную и преддипломную), которая является обязательной частью учебной программы вуза, направленной на закрепление полученных знаний, стажировка является собственной инициативой студента. Кроме того, область стажировки далеко не всегда соответствует приобретенной специальности. Так, окончивший, например, вуз экономического профиля человек вполне может поступить на стажировку в компанию, занимающуюся производством изделий из пластмасс. Тогда как практикант должен выбирать место, строго соответствующее своему профилю обучения. Ведь только в этом случае достигается необходимый образовательный эффект. Стоит отметить, что на стажировку попадают не только студенты, но и опытные работники компаний. Это происходит в случае переквалификации или повышения по карьерной лестнице. Если практика не сулит студенту никаких финансовых пополнений, то стажировка зачастую бывает оплачиваемой. По ее результатам человек либо получает желаемое место, либо слышит отказ от руководителя.
Российские компании все чаще берут студентов на стажировку и оплачивают их труд наравне со штатными работниками. Таковы результаты опросов, проведенных консалтинговой фирмой ViLASS в 2016 году среди представителей российских предприятий и организаций.
Стать стажером - все равно что убить двух зайцев одним выстрелом: приходя на стажировку, студент или выпускник вуза одновременно получает ценный опыт и зарабатывает себе на жизнь. А если показать себя толковым и ответственным специалистом, то можно остаться в стажирующей компании на постоянную работу.
За последние два с половиной года количество работодателей, принимающих молодежь на стажировку, возросло с 50 до 55%. Судя по комментариям менеджеров по персоналу, компании часто рассматривают стажировку в качестве аналога испытательного срока, возможности присмотреться к стажеру как к потенциальному сотруднику.
Большинство работодателей, принимающих сотрудников на стажировку, оплачивает их труд, но в меньшем размере, чем труд штатных работников (51%). За последние два года этот показатель не изменился, а вот доля компаний, которые платят стажерам столько же, сколько и основным специалистам, заметно возросла - с 16 до 25%. И, напротив, доля работодателей, которые совсем не платят стажерам, сократилась с 25 до 17%. Стажировки все чаще проходят на регулярной основе: если в 2010 году почти половина работодателей (47%) делали это время от времени, то сегодня с такой периодичностью берут стажеров лишь 34%. Большая часть работодателей (42%) подбирает стажеров, публикуя объявления о вакансиях. В четверти случаев (24%) стажеры обращаются на предприятие сами. Количество компаний, подыскивающих стажеров среди студентов вузов и колледжей, заметно увеличилось (с 14 до 20%), а тех, кто берет на стажировку родственников и знакомых сотрудников, напротив, сократилось (с 8 до 3%).
УП: Что делать с такой проблемой: многие выпускники вузов не могут выдержать 8 часовой рабочий день?
- Если душа не лежит к работе по 8 часов в день 5 дней в неделю, можно подобрать другие варианты. Например, можно работать на полставки. В соответствии с 93-й статьей Трудового кодекса РФ, по соглашению между работником и работодателем неполное рабочее время может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии. Причем работа на таких условиях не должна приводить к сокращению продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска либо сказываться на исчислении трудового стажа.
При необходимости подработки можно устроиться на работу по совместительству, которое бывает как внутренним (при работе в той же организации в свободное от основной работы время), так и внешним (при работе по трудовому договору, который заключается с другим работодателем). Правда, в соответствии со статьей 282 ТК РФ, работа по совместительству запрещена для лиц в возрасте до 18 лет и работников, занятых на тяжелых работах с вредными условиями труда, если дополнительная работа связана с такими же условиями.
По мнению многих, особенно непросто приходится тем, кто трудится в условиях ненормированного рабочего дня. Ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Никто не вправе заставить работника перерабатывать постоянно. Такой график работы требует пересмотра порядка оплаты труда и размера ежегодного отпуска.
Если различные вариации с желаемым графиком работы не подходят вам либо вашему работодателю, и он настаивает на 8-часовом рабочем дне - не расстраивайтесь. Как недавно выяснили ученые, именно такая продолжительность рабочего дня заложена на генетическом уровне человека и позволяет ему наиболее удачно совмещать работу и отдых.
УП: Корпоративные правила в компаниях разные. Как и кто может готовить к ним студентов?
- В российских компаниях только сейчас формируются правила корпоративного поведения, которые через несколько лет станут просто обязательным элементом корпоративной культуры каждой уважающей себя компании. Корпоративные правила - точное определение того, что следует делать сотрудникам в организации в конкретной уникальной ситуации. В некоторых компаниях их называют "справочником работника (сотрудника)", "правилами поведения в компании" и т.д. Как правило, создание и доведение такого документа отражает стремление первых лиц компании приучить (кому больше нравиться - заставить) свой персонал действовать в компании и вне по установленным правилам. Разработка корпоративных правил - это непрекращающийся процесс: меняется жизнь, меняются правила. В компании должна существовать процедура, которая позволяет сотрудникам предлагать изменения в корпоративные правила.
Известно, что в России (кстати, как и в южных регионах Италии) отношение к законам весьма пренебрежительное, и от руководства компании потребуется очень много усилий для внедрения правил. Как нельзя лучше русский характер в этом смысле характеризует довольно известный анекдот: Собрались несколько человек на мосту, чтобы выяснить, как можно заставить человека прыгнуть с моста. Идет мимо американец. Ему говорят: "Гражданин, вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста в реку". Американец требует подписания контракта и предоплаты, после чего спокойно прыгает в воду. Идет мимо немец. Ему говорят: "Вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста". Немец не соглашается, говорит, что у него дела, семья, обязанности. Ему говорят: "Но есть строгий приказ вашего руководителя прыгнуть с моста". Немец немедленно прыгает. Идет мимо русский. Ему говорят: "Вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста в реку". Русский в ответ: "Чихал я на ваши миллионы", и идет дальше. Ему говорят: "Ваш начальник приказал вам прыгнуть с моста". Русский: "Чихал я на начальника и на приказы", и идет дальше. Ему говорят: "Вы знаете, вообще-то с этого моста прыгать запрещено". Русский перелезает через перила и со словами: "А чихал я на ваши запреты" - прыгает.
Имеется два подхода при создании документа, регламентирующего поведение сотрудника в компании.
Первый: корпоративные правила - декларация основных принципов взаимоотношений компании и сотрудника, а также перечень того, что в компании запрещено. Остальное по принципу - "что не запрещено, то разрешено". Как правило, это - 3-5-страничный документ.
Второй подход: подробное описание всех возможных ситуаций, с которыми может столкнуться сотрудник. Большой структурированный документ на 30-60 страниц. На мой взгляд, он более приемлем в России, так как российский менталитет стремится всегда трактовать нерасшифрованные и не развернутые формулировки в свою сторону, причем готов стоять на этом твердо. В западных компаниях и их представительствах в России введен только такой подход.
Студенты за время обучения в вузе должны изучать основные принципы формирования корпоративных правил. Свод основных разделов учебной программы может содержать следующую информацию: Общий обзор компании. История. Специализация. Миссия. Философия. Оргструктура в целом, ключевые подразделения, за какие процессы (функции) отвечают. Что вы можете ожидать от компании. Что компания ожидает от вас.
УП: Почему в Google, где 10 тыс. кандидатов на 1 вакансию, текучка как везде?
- В настоящее время персонал Google разросся до почти 50 000, а офисы - их больше 70 - имеются более чем в 40 странах по всему миру - таких разных, как Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Франция, Индия, Италия, Ирландия, Япония, Корея, Нидерланды, Польша, Россия, Швейцария и Великобритания. По данным ресурса Linkedln, больше всего людей в мире хотят работать именно в Google, куда ежегодно поступает около 2 млн. резюме от кандидатов с самым разным опытом и образованием со всех уголков земного шара. Из всех желающих Google принимает в год всего несколько тысяч, то есть компания проявляет избирательность в 25 раз большую, чем Гарвард, Йель или Принстон.
Но удивительно, что с каждым годом процент людей без образования в Google только увеличивается. И эту тенденцию нельзя не замечать. В некоторых командах он уже достигает 14%. Итак, что же нужно для того, чтобы получить работу своей мечты?
Конечно, высшее образование никогда не повредит. Многие должности в Google требуют знания математики, программирования и физики, которые достаточно сложно получить без высшего образования. Но в Google смотрят на другое, что и приводит к отсеву кандидатов на вакансии и текучке кадров. Те, кто желает получить работу в Google, проходят отбор по следующим основным критериям: умственные способности, лидерство в сложных ситуациях, скромность, опыт (компетенция) и талант. Золотое правило найма в Google гласит: "Нанимайте только тех, кто лучше вас. Чтобы нанять исключительных кандидатов, нужно больше времени, но ожидание того стоит".
По большому счету всем в этом мире наплевать на то, как вы выучили что-то, важно лишь то, как вы умеете обращаться со своими знаниями. А имея это качество, место работы уже не будет для вас важным, вы будете оценены по достоинству в любом месте, а не только в Google.
Большая текучка кадров в Google заставляет снять розовые очки. Люди вокруг односторонне считают, что работа в Google - это идеально. Никто просто не хочет слушать о минусах, отсутствии энтузиазма - только о радуге и единорогах. Основной проблемой компании является бюрократия. Сотрудникам хорошо платят, но минусами их работы является то, что вскоре они лишаются мотивации, а значит не смогут продвигаться по карьерной лестнице или заниматься тем, что им интересно. Компания начинает отбирать все больше личного времени, пока не становится центром вашей жизни. Фактически сотрудник Google заканчивает тем, что становится живым роботом: питается в Google, общается только с такими же сотрудниками Google, носит одежду и пользуетесь техникой Google, разговаривает на жаргоне Google и отправляет письма в Gmail с помощью смартфона Google. Т.е. проблема Google заключается в том, "что это Google".
Знания сотрудников Google находятся на феноменальном уровне, и им очень сложно соответствовать. Парадоксально, но именно высокий профессионализм сотрудников - основной недостаток Google. Вот только несколько минусов этого: тяжело получить повышение, так как стандарт сотрудников слишком высок; работа может быть чересчур скучной; в процессе работы в Google многие теряют пыл и драйв.
Идеальные условия и довольно комфортная работа делают сотрудников зависимыми от компании. В конечном итоге умные головы четко понимают, что Google специально делает их неконкурентоспособным для другой работы. Поэтому даже в условиях большой безработицы они начинают искать альтернативу.
УП: Как заставить бизнес более лояльно и трепетно относится к выпускникам?
- Распространенный способ работы бизнес-структур с выпускниками вузов - это сотрудничество с профильными вузами. Участие в научной деятельности выбранного вуза. На профильных кафедрах предлагаются темы курсовых и дипломных работ, интересные для компании, и ведется работа с перспективными студентами, выбирающими эти темы для разработки. Далее отслеживаются работы студентов и организуются стажировки выбранных студентов в компании. Надо отметить, что без специально организованной работы адаптация выпускников затягивается, и прибыль от их работы работодатель начинает получать намного позже. Конечно, любой работодатель мечтает о персонале, уже имеющем достаточную квалификацию, надежном и нетребовательном. Но рынок труда диктует свои условия. Более охотно выпускников приглашают крупные западные компании, у которых уже имеются апробированные технологии работы с выпускниками вузов.
Российские работодатели в этом отношении более консервативны, но тенденции таковы, что и им придется выстраивать работу с выпускниками. Так что перспективы у выпускников нынешнего поколения на рынке труда гораздо более благоприятные, чем у выпускников пять-десять лет назад. Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что выпускники предъявляют к компаниям достаточно высокие требования. Выигрывают те компании, которые имеют репутацию надежных и стабильных, которые обеспечивают возможность профессионального и карьерного роста, которые успевают поднимать заработную плату вслед за ростом профессионализма сотрудников. Поэтому у выпускников вузов появляется лояльность к таким работодателям - желание соблюдать установленные правила поведения в фирме, ценности, нормы.
Надо отметить, что выпускники, ориентированные на профессиональный и карьерный рост, приобретают опыт очень быстро, и буквально через год их представление о себе меняется кардинально, что частенько остается незамеченным руководителями и является основной причиной поиска новой работы сотрудником, в которого были вложены средства на обучение. Есть резон приглашать на работу выпускников без опыта работы компаниям, у которых много вакансий начального уровня, требующих специальных знаний. При этом есть ресурсы на обучение специалиста без опыта работы и реальный карьерный рост для получивших этот опыт с целью удержания в компании перспективных сотрудников.
Определить наличие лояльности выпускника вуза к компании в целом не составляет труда, более сложной задачей оказывается составление прогноза: что произойдет с текущим уровнем лояльности, если сотрудник получит предложение перейти к конкуренту с повышением дохода, например, вдвое. Как ни печально признавать, но лояльность сотрудников очень часто имеет свою цену.
УП: Корпоративные университеты и вузы - это две параллельные линии, которые никогда не пересекутся?
- Сразу напомню, что бывший ректор Казанского университета Николай Лобачевский создал новую геометрию, в которой параллельные прямые запросто пересекаются. Он просто внимательно изучил имеющуюся на тот момент геометрию Евклида и внес в нее кое-какие коррективы. Учитывая, что этой науке к тому моменту уже исполнилось 2 с лишним тысячи лет, без обновлений было не обойтись.
В нашем случае тоже лучше никогда не говорить слово "никогда".
Создание первых российских корпоративных университетов относится к 1999 году, и сейчас такие компании, как "ВымпелКом", "Ингосстрах", ОКБ Сухого, "Ростелеком", "Северсталь", группа компаний "Волга-Днепр" и другие, успешно развивают их.
Опрос представителей корпоративных университетов и учебных подразделений крупных отечественных компаний, проведенный консалтинговой фирмой "ВиЛАСС" с целью определения места и роли этой системы подготовки кадров в структуре образования нашей страны, выяснил, что причины, побуждающие руководство предприятий самостоятельно заниматься вопросами обучения своего персонала, в первую очередь обусловлены консерватизмом существующей системы профессионального образования, которая не учитывает потребности современного бизнеса. Многие эксперты отмечают, что материально-техническая база учебных заведений не отвечает требованиям сегодняшнего рынка, в вузах даются устаревшие теоретические знания, для подготовки специалистов нового поколения требуется иной уровень преподавателей, способных выработать у студентов именно практические навыки, необходимые для конкретной специальности. Негативную роль в системе образования России сыграло становление рыночной экономики. В 90-е годы перестали существовать многие институты повышения квалификации почти во всех отраслях промышленности, а подготовка руководителей не учитывала задач современного бизнеса и обстоятельств, возникающих в условиях рынка. Существует еще одна проблема, которую не стоит оставлять без внимания: по мнению зарубежных и отечественных демографов, в нашей стране скоро "некому будет работать". По данным ООН и Госкомстата России до 2050 года население на территории нашего государства уменьшится едва ли не наполовину. Если до 2009 года сокращение численности трудоспособных жителей составляло около 100 тысяч человек в год и было не очень заметно, то уже с 2015 года демографы констатировали значительное усиление этой тенденции - до миллиона и более человек в год. Представители молодого поколения не смогут восполнить потребности в рабочей силе.
Единственный выход, по мнению ученых, состоит в привлечении иммигрантов. Но и в этом деле не все просто: с подобными проблемами уже сталкиваются Германия, Япония и Италия. Россия в этом списке занимает 4-е место, значит и нам предстоит довольно серьезная конкуренция за рынок привлеченной рабочей силы. Демографы предлагают рассматривать в качестве альтернативных вариантов жителей Индии, Африки, Индонезии. В любом случае неминуемо встанет вопрос об обучении персонала с разным уровнем подготовки.
Все это заставляет серьезно задумываться о развитии и удержании сотрудников в компаниях.
Всегда ли в компаниях есть необходимость в корпоративном университете? Скорее, нет. Часто для подготовки кадров достаточно ограничиться учебным центром или иными формами внутрифирменного обучения либо воспользоваться услугами внешних провайдеров.
Однако если руководители заинтересованы в стратегическом развитии своего предприятия, если оно нуждается в инновациях, в инициативных сотрудниках, то только корпоративный университет будет способствовать решению поставленных задач.
Другой причиной его создания может послужить слияние компаний с разным уровнем организационного развития, систем управления и культуры. В этом случае появляется необходимость в обеспечении одинакового уровня этих аспектов для всех структурных единиц корпорации, соблюдении общих принципов и построении культуры, основанной на единой стратегии.
Данная форма обучения нужна и тогда, когда компания заинтересована в подготовке кадрового резерва, либо возникают проблемы текучести кадров и необходимо быстро адаптировать новых сотрудников. Для этого нужна налаженная система передачи знаний и обеспечение условий для освоения технологий, чему способствует создание корпоративного университета.
Развитие корпоративного образования требует его взаимодействия с вузами для решения следующих первоочередных практических задач:
1. Долгосрочные вузовские программы разбить на модули. Это необходимо, чтобы, комбинируя модули, быстро составлять различные практикоориентированные образовательные траектории. Последние должны строиться под задачи корпоративного обучения. С обязательным участием представителей заказчика.
2. Создавать и использовать модульные учебники.
3. Развивать новые подходы в области дистанционного образования (электронные курсы, онлайн-курсы, вебинары с лучшими отечественными и зарубежными лидерами этой области знания).
4. Уделить первостепенное внимание контенту электронных и онлайн-курсов, закладывая в него инструменты, улучшающие контакт преподавателя с учащимися в электронной образовательной среде, а также способствующие превращению группы учащихся в сообщество (комьюнити), где работают и традиционные вертикальные связи учащегося с преподавателем, и горизонтальные связи с другими учащимися.
5. Переобучить преподавателей под этот вид обучения, напоминающий тренинги (не полностью лекционный и замкнутый на теорию, а ориентированный на практику, на передачу только необходимых и достаточных знаний, без "воды"). Расширить компетенции преподавателей по педагогическим подходам (тьюторство, наставничество, организация горизонтального обучения, когда сами студенты оценивают коллег).
6. Вводить мониторинг качества обучения от заказчика (а не от Рособрнадзора).
Мы уже вступили в такое время, когда однажды полученного образования до пенсии не хватит. И так теперь будет всегда. Темп научно-технического прогресса так высок, а задачи, стоящие перед экономикой России, столь масштабны, что активным участникам экономического процесса придется учиться кусочно-непрерывно, находя баланс между работой и обучением, между теорией и практикой, между классическим академическим образованием и его новыми формами. Перед ними масса возможностей - от получения второго и третьего высшего образования до корпоративного обучения и ознакомления с новыми для себя областями знаний с помощью открытых онлайн-курсов (МООС).
УП: Государственное и частное высшее образование - в чем разница для бизнеса? Как выглядит конкуренция в высшем образовании на самом деле?
- Есть масса преимуществ как в одной, так и в другой сфере. Но, несмотря на это, имеются и недостатки. В последнее время идет масса реформ, нацеленных на образовательные программы. Как следствие этих преобразований, в нашей стране появляется все больше частных образовательных учреждений, которые наравне с государственными ведут активную деятельность.
Согласно закону, все частные вузы делятся на две категории: автономные и негосударственные. Здесь есть небольшая разница, которая заключается в том, что автономной организации получить лицензию на образовательную деятельность намного проще, чем учреждению, оформленному как негосударственное. Вследствие этого негосударственных организаций стало намного меньше. Но мы не имеем в виду количественное соотношение этих учреждений. Для нас важен вопрос о том, какие у частников есть плюсы и минусы.
Первый плюс, который можно выявить в частном вузе, - это более снисходительное отношение к студентам. Например, если после окончания сессии у студента остаются задолженности, то в частном вузе не сразу встает вопрос о том, чтобы отчислить такого студента. В том случае, если студент не сдает экзамены, ему дается некоторое время на то, чтобы реабилитироваться.
Явным отличием образовательного учреждения частного от государственного считается то, что во время поступления в автономный вуз абитуриент должен в обязательном порядке пройти медицинскую комиссию, которая установит его зависимость от алкоголя или наркотиков. В государственных вузах такой программы нет, поэтому там больший процент распространения наркотических препаратов.
В последнее время также появилась тенденция, что автономные образовательные учреждения все больше берут пример с европейских учебных заведений. Более того, они организовывают программы по обмену опытом. Таким образом, студенты нашей страны могут иметь возможность посетить зарубежье, где они будут не только вникать в учебный процесс, но и проникаться культурой и жизнью других людей. Это важный жизненный опыт, который считается весьма полезным и престижным. Также такие студенты смогут пообщаться с преподавателями заграничных вузов, что даст им возможность получить больше опыта.
Еще недавно негосударственные вузы являлись ненадежными. К качеству их образования предъявлялись более жесткие требования, а многие даже думали, что потом устроиться на работу с дипломом негосударственного образца гораздо труднее. На самом деле этот факт имел место быть, но теперь его постепенно забывают. Сегодня как раз государственные вузы могут отличиться некачественным образованием. По многочисленным исследованиям уровня знаний учащихся обеих структур было установлено, что во многом студенты негосударственных вузов превосходят студентов, проходивших обучение в государственных учреждениях.
Итак, если остановиться на проблеме недооценки автономных образовательных структур, можно сделать вывод, что суть ее кроется в большей степени в сложившихся в советское время стереотипах. Если раньше считалось, что негосударственные вузы ненадежны, непрофессиональны и неответственны, то теперь это мнение является совершенно ошибочным.
Если привести пример, то в большинстве государственных вузов имеется устоявшаяся система оплаты, в то время как автономные учреждения сами назначают стоимость учебы. В большинстве случаев эта сумма намного ниже, чем на государственной основе.
Приходя в частный вуз, можно сразу отметить состояние помещения, качество мебели и других предметов, нужных для полноценной учебы. Это видно практически сразу, чего нельзя сказать о государственных институтах. Там может не проводиться ремонт и замена атрибутов образования по несколько лет. В большинстве случаев частники открывают институты в новых, только что построенных зданиях. Единственным минусом можно считать, что на момент открытия и последующего функционирования автономные институты редко открывают свои собственные общежития, что неприемлемо для многих студентов. Например, если абитуриент приезжает из другого города специально, чтобы учиться в столице, то ему в любом случае нужно будет искать жилье.
Учитывая, что частные вузы имеют столь широкий спектр преимуществ, все же стоит с осмотрительностью относиться к их выбору. Главный критерий выбора - сроки функционирования в сфере образования. Если вуз существует совсем недавно и еще не заработал себе достойную репутацию, то сначала стоит подождать, пока он полностью проявит себя.
Говоря о конкуренции между частными и государственными вузами, можно утверждать, что государство эту конкуренцию уничтожило. Причина банальна - у государства стало резко не хватать денег в бюджете. Чтобы меньше денег выделять в сферу образования, государство ввело во всех подчиненных ему вузах платные отделения с очень высокой оплатой за образование. И чтобы отсеять поток абитуриентов в негосударственные вузы, дало установку Рособрнадзору закрывать частные вузы, лишая их лицензий и аккредитации под надуманными предлогами о низком качестве образования. Суды, естественно, у нас самые справедливые в мире, поэтому они всегда встают на сторону государства. Таким образом, сейчас частное высшее образование переживает не лучшие времена. Конкуренцию приходится вести не между вузами, а с государством. Т.е. идет игра в одни ворота.
УП: Техническое оснащение вузов - каким оно должно быть в идеале?
- Для качественного обучения в высших учебных заведениях их лаборатории должны быть оснащены всем необходимым оборудованием. Не каждый вуз может позволить себе дорогие лабораторные установки, но все же нужно иметь хотя бы основную технику.
Учебное оборудование должно быть на учебных процессах. Без него невозможно выполнить работу. Плакаты, пробирки, колбы, штативы, мебель и лабораторные установки являются атрибутом любого эксперимента.
Техническое оснащение вуза разделяют на несколько категорий, среди которых оборудование для изучения природоведения, географии, физики, химии, технических наук и тому подобное.
Учебно-лабораторные стенды НТЦ разработаны для изучения металловедения, электротехники, теплотехники, метрологии. Их используют, как правило, в технических вузах. Они подходят как для индивидуального, так и комплексного оснащения лабораторий.
Оборудование для физических лабораторий позволяет сформировать у студентов инженерно-физическое мышление в различных областях физических знаний, ознакомить с современными методами физического эксперимента. Существует огромное количество физических приборов, они могут иметь различную модификацию и комплектацию. Они должны быть высококачественными, так как их будут эксплуатировать в лаборатории длительное время, к тому же на низкопробной технике не удастся в полной мере воспроизвести необходимый опыт.
Оборудование для вузов включает технику, помогающую преподавателю наилучшим образом организовать процесс обучения студентов. С его помощью можно получить не только знания, но и навыки работы в выбранной профессиональной отрасли. В эту категорию относят демо-стенды, макеты, различные лабораторные установки и многое другое.
Оснащение для лаборатории - незаменимый атрибут качественных знаний в "идеальном" вузе.
УП: Экономика стремительно меняется (роботизация, аутсорсинг, телеработа - *Билайн перевел почти всех на работу на дому, - исчезновение профессий и неожиданное появление новых) - как вуз может сам все это отслеживать и реагировать?
- Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современному вузу общество предъявляет повышенные требования. Сейчас мы с вами живем в такое время, когда многое из того, что считали невозможным, становится вероятным. За последние десять лет с развитием технологий в жизнь прочно вошли мобильные телефоны, Интернет, разнообразные онлайн-сервисы, которые сильно сократили наше время при получении определенных услуг.
Еще несколько лет назад было множество людей, которые были противниками гаджетов, но уже сейчас большинство считают их удобными. Некоторые водители иронично насмехаются и называют глупостью видеоролики, в которых автономные автомобили очень уверенно чувствуют себя в плотном городском потоке машин. Шоферы уверены, что управлять автомобилем и одновременно следить за дорожной обстановкой слишком сложное занятие, чтобы это могла сделать "бездушная железка", но через десяток лет их ирония плавно перейдет в принятие того факта, что автономный автомобиль удобнее и безопаснее. Ну а с появлением 30-принтеров вообще может произойти серьезный индустриальный скачок, если уже сейчас на этих принтерах печатают внутренние органы для пересадки человеку, а из титановых сплавов печатают детали для танков.
Да и мы тоже раньше плохо себе представляли вуз без различных бумажных носителей, на смену которым пришли их электронные аналоги, многие этому даже сопротивлялись, а сейчас, на мой взгляд, практически невозможно найти преподавателя или студента, который бы хотел вернуться к бумажным носителям.
А еще нам трудно было представить, что каждое наше действие будет под пристальным вниманием всех участников образовательного процесса, а сейчас это уже реальность.
Каждые 72 часа в мире появляются новые технологии. Мир меняется быстро. Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично. И в образовании тоже все меняется, а стремительное развитие чревато разрывом между успешными и отстающими игроками образовательного поля. Сильные вузы будут все активнее внедрять новые технологии, налаживать связи с вузами и партнерами по всему миру.
УП: Что необходимо делать нашей высшей школе, чтобы оставаться востребованной для бизнеса и экономики в целом?
- Прежде всего многое зависит от профессорско-преподавательского состава. Главным профессиональным качеством, которое преподаватель вуза должен постоянно демонстрировать своим студентам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к преподавателю.
Учеба в современном вузе должна быть не только полезной, но и интересной. Занимаясь обучением и воспитанием наших студентов, мы должны смотреть в будущее. Ни один футуролог сейчас не предскажет будущее, а нам это и не нужно. Достаточно понимать, что развитие технологий определяет экономику государства. Уже сейчас можно посмотреть на страны, в которых технологии развиты мощнее, чем у нас, и увидеть тот путь, который эти государства прошли за последние 20-30 лет. Соответственно в ближайшие годы нас ждет примерно тот же путь технологического развития.
Сейчас мы находимся у дверей эпохи роботов, которые будут делать за нас всю однообразную, рутинную, скучную и тяжелую физическую работу.
Уже сегодня существуют умные и надежные роботы, которых можно обучить многим однотипным и рутинным видам деятельности. Роботы будут работать точно и надежно, день и ночь, без перерыва на обед и отпуск, останавливаясь изредка на плановое обслуживание. Эта тенденция набирает обороты, поэтому в ближайшем будущем (10-20 лет) большинство не требующих квалификации и рабочих профессий (водители, трактористы, токари, фрезеровщики, рабочие сельского хозяйства) исчезнут или значительно сократятся.
Так, с уходом с рынка труда рабочих профессий сильно возрастает значимость умения общаться. Вы уже сейчас сможете вспомнить много общительных людей, которые достигли успеха и личного счастья в жизни, но вряд ли вспомните много тихих и застенчивых, которые достигли того же.
Какие же профессии будут востребованы в будущем на примере развитых стран?
Это те профессии, которые будут включать в себя одновременно как высокий уровень образования, так и высокий социальный уровень (или высокий уровень коммуникаций).
Задачи вуза меняются. Сегодня как никогда нужно прислушаться к словам известного философа и педагога Джона Дьюи: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра".
УП: Как вузы, которым государство выделило деньги на вхождение в мировые рейтинги, использовали их?
- История с повышением конкурентоспособности российских вузов на международной арене тянется уже довольно давно. Отечественные учебные заведения местами в международных рейтингах похвастаться никогда не могли, поскольку критерии качества образования у нас и у них - разные. Иностранцы любят оценивать научные открытия и нобелевских лауреатов, которых в наших образовательных учреждениях нет и быть не может, ибо научная деятельность остается прерогативой НИИ.
Некоторое время назад на самом высоком уровне повелели непременно протащить несколько лучших российских универов в международные табели о рангах, на что посулили выделить нешуточные деньги. Вузы, уверенные в своих силах, подали заявки на участие в этой программе. Специальная комиссия Минобрнауки определила, кто получит миллиарды рублей, а кто пока не достоин бороться за престиж российского образования в мире.
В конкурсе на выделение субсидий принимало участие 15 вузов, из которых прошли отбор 12. Были одобрены заявки вузов, из которых особенно выделили три первых, "дорожные" карты развития которых сочли самыми убедительными.
Субсидии получили Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Национальный исследовательский технический университет "МИСиС", Казанский федеральный университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Томский государственный университет, Томский политехнический университет и Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.
К 2020 году как минимум пять университетов из этого списка должны войти в какие-либо из трех самых авторитетных мировых рейтингов - рейтинг Times, QS World University Ranking и Шанхайский. На это государство им выделило немалые деньги - они различны в зависимости от вуза и его объявленной программы развития, но составляют от 1,2 до 1,5 миллиардов рублей каждому из 12 победителей на первый двухгодичный этап.
У разных рейтингов различные критерии. Но при этом в первой двадцатке все они достаточно близки и включают в себя одни и те же институты. На позицию в рейтинге влияют такие факторы, как число иностранных студентов и преподавателей, интенсивность и уровень научных исследований, которые характеризуются публикациями в ведущих научных журналах и индексом цитирования, количество пресловутых нобелевских лауреатов, а также призеров других крупнейших мировых научных наград, мнение о вузе научных экспертов и крупнейших компаний-работодателей.
По итогам 13-го ежегодного рейтинга QS World University Rankings российские вузы увеличили свое представительство в 2016 году до 22 университетов, при этом 18 из них продвинулись в рейтинге в общей сумме на 618 позиций. Среди российских вузов, получивших крупные денежные субсидии от государства на продвижение в международных рейтингах, лучшие результаты показали МГУ им. М.В. Ломоносова (108-е место), СПбГУ (258-е место), Новосибирский государственный университет (291-е место), МГТУ им. Н.Э. Баумана (306-е место), МФТИ (350-е место) и МГИМО (350-е место).
Эти итоги связаны, конечно, с тем, что этим вузам были выделены большие деньги. Миллиарды рублей в игре в рейтинг дают свои определенные результаты. Однако реальный имидж за деньги не купишь.
По моему мнению, позиция в рейтинге не должна являться самоцелью, и вузы должны стремиться не к саморекламе, а чтобы бюджетные деньги тратились именно на стратегическое развитие, а не на какие-то хитроумные методики попадания в рейтинг. Чтобы на государственные миллиарды университеты обеспечили должную интенсивность научных исследований, сформировали у себя эффективную систему управления и инфраструктуру, построили новые лаборатории, корпуса и кампусы, формируя новый имидж России как научной державы. Тогда и рейтинг будет не профанацией, а реальным показателем высокого уровня вуза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.