Налогооблагаемую прибыль можно уменьшать на стоимость бесплатных образцов, подаренных потенциальным клиентам
Журнал "БУХ.1С", N 6, июнь 2017 г.
Суть проблемы
Налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль. Основанием явился вывод налоговиков о невозможности уменьшения облагаемой прибыли на стоимость безвозмездно полученной пробной продукции, бесплатно раздаваемой клиентам магазина.
С точки зрения налоговиков, бесплатно передаваемые потенциальным покупателям образцы продукции нельзя отнести к обоснованным расходам. Пробники были получены бесплатно. Расходов на их приобретение компания не понесла. Следовательно, последующая передача этих пробников своим покупателям не приводит к возникновению убытков/расходов. В целях исчисления налога на прибыль подобные операции не учитываются.
Судебное решение
Судьи не согласились с доводами инспекции и признали ее решение незаконным. При этом суд руководствовался следующими соображениями. Общество в проверяемых периодах осуществляло розничную торговлю косметическими и парфюмерными товарами. Использование тестеров парфюмерной продукции при продаже косметики является обязанностью общества при осуществлении данного вида деятельности (п. 55 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Следовательно, общество передавало тестеры в торговый зал для возможности ознакомления с ними покупателей во исполнение своих законных обязанностей.
Действительно, все тестеры общество получало безвозмездно. Однако стоимость тестеров учитывалась в составе внереализационных доходов.
Иными словами, общество увеличивало свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на рыночную стоимость тестеров. Налог на величину этих доходов общество уплачивало своевременно и в полном объеме.
В дальнейшем имело место выбытие активов организации - тестеры раздавались в салонах магазина потенциальным клиентам. Следовательно, факт уменьшения экономических выгод в результате выбытия тестеров был подтвержден. Таким образом, понесенные затраты отвечают всем условиям признания их в составе расходов по налогу на прибыль.
Даже в том случае, если тестовая продукция получается безвозмездно, она все равно имеет свою рыночную стоимость. И в момент ее последующей безвозмездной передачи потенциальным клиентам общество несет расходы. Эти расходы уменьшают облагаемую прибыль на общих основаниях.
Суд признал, что пробная продукция, полученная магазином бесплатно и подаренная потенциальным клиентам, уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Постановление АС Московского округа от 18.01.2017 N А41-23443/16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667