О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)
ООО "Факультет медицинского права"
Настоящая статья является продолжением ряда публикаций Факультета медицинского права, касающихся осуществления государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, речь пойдет о применении для отдельных видов контроля (надзора) риск-ориентированного подхода.
"03" сентября 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 806), утвердившее собой:
Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила);
Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (далее - Перечень видов государственного контроля).
Однако, первостепенное значение для медицинских работников и медицинских организаций имеют изменения, которые были внесены Постановлением N 806 в:
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о пожнадзоре);
Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 (далее - Положение и санэпиднадзоре).
Так, указанные нормативные правовые акты были адаптированы под применение риск-ориентированного подхода и дополнены критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска и определенному классу опасности.
Риск-ориентированный подход
С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности контролирующие органы при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) будут применять риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (часть 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294)).
Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется контролирующим органом с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований (часть 3 статьи 8.1 ФЗ N 294).
Следует отметить, что метод риск-ориентированного подхода будет применяться при проведении только плановых проверок.
Нестыковки закона и возможные опасности
Факультет медицинского права обращает внимание медицинских организаций на то, что в свете вступления в силу Постановления N 806 важно быть начеку и не впасть в заблуждение относительно проверок в рамках риск-ориентированного подхода.
Статьей 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ, которым были введены нормы о риск-ориентированном подходе, установлено, что положения ФЗ N 294 в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.
Таким образом положения статьи 8.1 ФЗ N 294 о риск-ориентированном подходе вступают в силу 1 января 2018 года, в то время как Постановление N 806 вступило в силу уже "03" сентября 2016 года.
Иными словами, общая норма статьи 8.1 ФЗ N 294 еще не вступила в законную силу, а специальная норма (Постановление N 806) о применении риск-ориентированного подхода уже начала действовать. Таким образом, медицинским организациям необходимо готовиться к проверкам в рамках риск-ориентированного подхода уже сейчас.
Критерии отнесения юридических лиц и ИП к определенной категории риска и определенному классу опасности
Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом (часть 4 статьи 8.1 ФЗ N 294).
Пункт 4 Правил говорит об этом несколько подробнее и указывает, что критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом самих Правил, если соответствующие критерии не установлены федеральным законом.
Как уже было сказано в самом начале этой статьи, с "03" сентября 2016 года вступили в силу критерии отнесения юридических лиц и ИП к определенной категории риска и определенному классу опасности для таких видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, как:
Федеральный государственный пожарный надзор (ГПН);
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА);
Федеральный государственный надзор в области связи (Роскомнадзор) (применение метода риск-ориентированного подхода при проведении проверок указанным органам относится лишь к лицам, осуществляющих свою деятельность с применением радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств).
Более подробно о проведении плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода по каждому виду из вышеназванных видов федерального государственного контроля (надзора) читайте в наших статьях: "Федеральный государственный пожарный надзор с применением риск-ориентированного подхода", "Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор с применением риск-ориентированного подхода".
Правила отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности
Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (пункт 1 Правил).
Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются следующие категории риска либо классы опасности (пункт 2 Правил):
Категории риска и классы (категории) опасности
Категории риска | Классы (категории) опасности |
Чрезвычайно высокий риск | 1 класс |
Высокий риск | 2 класс |
Значительный риск | 3 класс |
Средний риск | 4 класс |
Умеренный риск | 5 класс |
Низкий риск | 6 класс |
Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности и устанавливается в соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора) (пункт 3 Правил).
Следует знать, что Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и ИП (пункт 5 Правил).
Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к различным категориям риска и классам опасности
Обращаем внимание медицинских организаций на то, что при наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие этот объект к более высоким категориям риска или классам опасности (пункт 10 Правил).
Объекты контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности (пункт 11 Правил).
При этом, при отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности контролирующий орган размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте (пункт 12 Правил). Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Получение медицинскими организациями информации об отнесении объектов контроля к определенной категории риска или определенному классу опасности
Для получения информации о том, к какой категории риска или классу опасности отнесены деятельность медицинской организации и (или) используемые ею производственные объекты, медицинская организация вправе направить запрос, на который орган контроля должен дать ответ. Важно, что ответ должен быть дан не позднее 15 рабочих дней с момента поступления такого запроса (пункт 13 Правил).
О праве медицинской организации изменить определенную категорию риска или класс опасности
Однако медицинская организация имеет право на изменение присвоенных ее деятельности и (или) используемым ей производственным объектам категории риска или класса опасности, путем подачи заявления об изменении ранее присвоенных ее деятельности категории риска или класса опасности по соответствующему виду контроля (надзора) (пункт 17 Правил). Требования к такому заявлению установлены пунктом 18 Правил (полное наименование, ОГРН, ИНН и т.д.).
Контролирующий орган должен принять решение об удовлетворении заявления (и соответственно изменении категории риска и класса опасности) или отказе в срок, не превышающем 15 рабочих дней с даты получения заявления.
О принятом решении медицинская организация должна быть проинформирована в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 21 Правил). Также, важно и то, что медицинская организация должна быть проинформирована о причинах отказа.
В случае, если медицинская организация не согласна с принятым решением, то решение может быть обжаловано медицинской организацией в административном (путем подачи жалобы в контролирующий орган, вынесший решение, вышестоящему должностному лицу или вышестоящий орган) и (или) судебном порядке (путем подачи административного искового заявления в суд) (пункт 22 Правил).
О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода
Помимо всего вышесказанного медицинским организациям необходимо быть в курсе, что включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и ИП проверки в отношении объекта контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты (пункт 14 Правил):
окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);
государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.
Обращаем внимание также и на то, что отнесение объектов контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности никоим образом не влияет на плановые проверки, периодичность которых для медицинских организаций Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944, которым утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (далее - Перечень N 944).
Это означает, что если объекты государственного контроля (надзора) отнесены к определенной категории риска или определенному классу опасности, то плановые проверки в любом случае будет проводиться с учетом требований, установленных нормами о риск-ориентированном подходе независимо от плановых проверок, которые установлены Перечнем N 944.
Следует отметить, что Перечнем N 944 установлена следующая периодичность плановых проверок.
Наименование вида деятельности | Органы, осуществляющие плановые проверки | Периодичность проведения плановой проверки |
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи | Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности | Не чаще 1 раза в год |
Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор | Не чаще 1 раза в 2 года | |
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи | Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор | Не чаще 1 раза в 2 года |
Оказание скорой медицинской помощи | Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности | Не чаще 1 раза 2 года |
О моратории на проведении плановых проверок
Следует напомнить, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года федеральным законодателем введен "мораторий" на проведение плановых проверок, согласно которому они не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен Перечнем N 944.
Более подробно о моратории на проведении плановых проверок читайте в нашей статье "О моратории на проведении плановых проверок".
Также следует знать о том, что особенности осуществления мероприятий по контролю в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенной категории риска или определенному классу опасности в части сокращения срока проведения проверок и непроведения плановых выездных проверок устанавливаются Положением о виде государственного контроля (надзора) (пункт 16 Правил).
www.kormed.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Факультет медицинского права".
Сфера деятельности: услуги в области правового обеспечения медицинской деятельности.
Руководитель: Габай Полина Георгиевна.
Основные направления деятельности:
- Информационно-консультационные услуги;
- Абонентское обслуживание медицинских организации;
- Готовые блоки медицинских и организационно-распорядительных документов для медицины;
- Сопровождение клиники при проверках органами надзора;
- Экспертиза и разработка документации для медицинских организации;
- Досудебное и судебное сопровождение медицинских организации и пациентов;
- Открытие и лицензирование медицинских организации.
Контакты: Адрес: 125252, г. Москва, ул. Алабяна, д.13, к 1; Телефон: +7 (495) 789-43-38; +7 (925) 518-66-49; Адрес интернет-сайта: www.kormed.ru; Электр. адрес: info@kormed.ru, narod@kormed.ru