Источники правового регулирования коллективного предпринимательства в странах БРИКС
К.М. Беликова,
доктор юридических наук,
профессор Российского университета
дружбы народов (Москва)
Журнал "Российский юридический журнал", N 2, март-апрель 2017 г., с. 144-159.
В настоящее время нормальный гражданский оборот как в странах с рыночной системой хозяйствования, так и в странах социалистической ориентации с элементами рыночной экономики, к числу которых относятся страны БРИКС, при прочих равных условиях невозможен без участия коллективных предпринимателей, основной целью деятельности которых служит извлечение прибыли.
Наиболее распространенная форма коллективного предпринимательства во всех странах мира - это хозяйственные (предпринимательские, торговые) товарищества*(1), как являющиеся юридическими лицами, так и действующие в форме договорных товариществ-объединений лиц*(2). Формы их многообразны, а роль в развитии торговых отношений неоспорима, в связи с чем требуется комплексное изучение системы коллективных форм ведения предпринимательской деятельности в этих странах с учетом их особенностей, базирующихся на положениях национальных источников права. Признавая важность и роль в экономике любого государства индивидуальных предпринимателей*(3), мы сознательно оставляем их за рамками настоящей статьи, поскольку они ведут деятельность в малых и средних объемах, тогда как мы стремимся сосредоточить внимание на механизмах, позволяющих осуществлять предпринимательство в крупных объемах. По этой же причине мы исключаем из поля зрения простые товарищества. Что касается кооперативов (производственных в РФ и др.), то согласно преобладающему мнению правоведов*(4) это учреждения, основанные на взаимной помощи и создаваемые для совместного достижения хозяйственной цели (например, в Бразилии и др.) либо для организации оказания и оказания услуг своим участникам (например, в РФ и др.). Они рассматриваются в качестве организационной формы хозяйствования, инструмента модернизации сельского хозяйства, рыболовства, ремесленного производства и др. Законодательство ряда стран (например, Закон Бразилии о кооперативах от 16 декабря 1971 г. N 5.764*(5)) прямо называет их в числе торговых товариществ. В некоторых странах (РФ и др.) кооперативы (в частности, потребительские) к торговым (хозяйственным) товариществам не относятся. Их мы также исключаем из предмета настоящего исследования.
Термин "хозяйственные товарищества" в настоящей статье используется в зависимости от контекста и как определение товарищества, и как определение общества либо компании. такая терминология (как будет показано далее) подходит, с известными оговорками, для описания правопорядка всех стран БРИКС. Национальное регулирование функционирования хозяйствующих субъектов стран БРИКС, безусловно, во многом различается, но именно выявление его различий и сходства послужит, по нашему мнению, основой для гармоничного взаимодействия государств в данной области*(6).
В Бразилии правовое регулирование хозяйственных (предпринимательских) товариществ осуществляется в рамках такого подхода, при котором целесообразной признается унификация частноправового - гражданского и торгового - регулирования, сквозь призму закрепляемой на уровне ГК концепции предпринимательской деятельности, на основе представления о "генерализации" торгового права. "Все акты правовой жизни, - полагает бразильский правовед Х.Е. Боргес, - производятся для получения некоего блага: они могут либо быть, либо не быть торговыми по своей сути, т.е. могут либо иметь лукративную цель, либо не иметь ее". Поэтому, по мнению автора, вместо того чтобы закреплять правовые предписания в двух кодексах - торговом, общем по своей сути, содержащем определения понятий и принципы регулирования, и гражданском (дополнительном), необходимо объединить их в один свод регламентарных предписаний*(7).
При этом ключевую позицию в концепции предпринимательской деятельности занимает предприятие, опосредующее динамику имущественного оборота в ущерб институту владения и статичному пользованию имуществом, являющимся производными права собственности*(8). Личность коммерсанта как субъекта, совершающего торговые сделки, уступает место личности предпринимателя, статус которого значительно более вариативен, что, впрочем, существенно не затрагивает институты и нормы торгового права*(9). Именно предприятие олицетворяет собой основного участника экономической деятельности. Эта точка зрения отчасти находит подтверждение на уровне законодательства: ГК Бразилии 2002 г. отменил первую часть бразильского Торгового кодекса 1850 г. ("Основные положения о торговле"), закрепив новые правила относительно деятельности предприятий*(10).
Книга II Особенной части ГК Бразилии 2002 г.*(11) ("Право предприятия") отходит от закрепленной Торговым кодексом 1850 г.*(12) традиционной системы, базировавшейся на фигуре коммерсанта и профессиональном занятии торговлей, оперируя категориями "предприниматель" и "предпринимательская деятельность". Ключевой фигурой становится фигура предпринимателя, осуществляющего на профессиональной основе экономическую деятельность, организованную для производства и продажи на рынках товаров и услуг*(13).
Предпринимательской считается любая экономическая деятельность, направленная на извлечение прибыли, осуществляемая на профессиональной основе и организованная с целью производства или введения в оборот товаров и услуг (ст. 966 ГК Бразилии). Исключение составляет интеллектуальная деятельность научного характера, а также литературная или художественная.
Согласно ст. 40 ГК Бразилии юридические лица подразделяются на юридические лица публичного (внутреннего или внешнего) и частного права. К юридическим лицам внутреннего публичного права относятся: 1) объединения (союзы); 2) штаты, федеральный округ, территории; 3) муниципалитеты; 4) автаркии; 5) иные учреждения публичного характера, создаваемые законом (ст. 41). В число юридических лиц внешнего публичного права входят иностранные государства и иные лица, деятельность которых регулируется международным публичным правом (ст. 42). Юридическими лицами частного права являются: 1) ассоциации; 2) товарищества (общества); 3) учреждения; 4) религиозные организации; 5) политические партии (ст. 44)*(14).
При этом новый ГК также устранил разделение товариществ на товарищества, действующие согласно предписаниям гражданского права, и торговые товарищества. Торговые товарищества получили в ГК Бразилии наименование предпринимательских (ст. 982, 983 и др.), а категория торгового фонда уступила место понятию "торговое обзаведение"*(15).
Теперь товарищества дифференцируются в зависимости от того, в каком реестре они зарегистрированы, на предпринимательские, подлежащие регистрации в государственном реестре торговых товариществ Советом по торговле, и непредпринимательские, подлежащие регистрации в гражданском реестре юридических лиц реестродержателем правоустанавливающих документов. Регламентация деятельности акционерных обществ производится на основании положений Закона от 15 декабря 1976 г. N 6.404 "Об акционерных обществах"*(16), тогда как деятельность обществ с ограниченной ответственностью регламентируется положениями ГК.
В ст. 44 ГК Бразилии законодатель приводит классификацию юридических лиц частного права, к которым относит следующие товарищества (общества): акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество, коммандитное товарищество, негласное товарищество, коммандитное товарищество на акциях. Такие организационно-правовые формы, как негласное товарищество и коммандитное товарищество на акциях (или "акционерная коммандита"), характерны для стран романо-германской правовой семьи, традиции которой и восприняла Бразилия. В ГК четко регламентированы правовое положение каждого товарищества (общества), порядок создания и прекращения его деятельности, права и обязанности участников. При этом Кодекс - это генеральный закон, а не всеобъемлющий, поэтому особые микросистемы правопорядка урегулированы в специальном законодательстве.
Наряду с Гражданским кодексом в Бразилии действует упомянутый Закон "Об акционерных обществах" 1976 г., чьи нормы распространяются также на коммандитные товарищества на акциях (в ред. Закона 1997 г.*(17) и последующих вплоть до принятия Временной меры от 28 февраля 2013 г. N 608*(18), ставшей в июле 2013 г. Законом N 12.838)*(19). В Законе 1976 г. законодатель определяет правовую природу, типы акционерных обществ (публичные и закрытые), порядок создания акционерного капитала, типы и классы акций (обыкновенные и привилегированные), структуру управления общества и компетенцию ее органов, а также порядок прекращения деятельности обществ. Соответственно в целом Закон имеет ту же структуру, что и законы, регулирующие деятельность акционерных обществ за рубежом, в частности в странах БРИКС.
В отношении акционерных обществ действует также Нормативная инструкция от 19 апреля 2006 г. N 100, одобрившая реестр актов, издаваемых акционерными обществами, и торговый реестр самих акционерных обществ*(20). До принятия ГК 2002 г. деятельность общества с ограниченной ответственностью регулировалась положениями Декрета 1919 г.*(21) На все виды товариществ также распространяются нормы Закона от 31 декабря 1973 г. N 6.015*(22) о публичном реестре и других необходимых для их деятельности условиях*(23).
В России в дореволюционный период существовало такое понятие, как "торговое товарищество"*(24). Однако отсутствие частной коммерции в советском правопорядке вынуждало использовать более "нейтральное" и широкое понятие - "хозяйственная деятельность". В действующем Гражданском кодексе вслед за этой традицией применяется термин "хозяйственные" (см., например, п. 2 ст. 50 ГК РФ).
До сих пор в системе гражданского законодательства РФ не существует отдельного закона, регулирующего деятельность хозяйственных товариществ и обществ. Преобладающую роль в ее регулировании в РФ играют нормы, закрепленные в гл. 4 ГК РФ. Хозяйственные товарищества и общества являются коммерческими организациями (п. 2 ст. 50 ГК РФ), основная цель деятельности которых состоит в извлечении прибыли. Также закон относит их к юридическим лицам, т.е. организациям, которые имеют обособленное имущество (в предыдущей редакции ГК указывалось на разновидности права, на котором это имущество могло находиться у юридического лица - в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении) и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Согласно внесенным в ГК изменениям (п. 1 ст. 65.1) хозяйственные товарищества и общества являются также корпоративными организациями, т.е. юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют корпоративные права (в предыдущей редакции абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК речь шла об обязательственных правах). Учредители (участники) юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 653 ГК РФ.
Товарищества и общества наделены общей правоспособностью. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Параграф 2 гл. 4 ГК РФ содержит общие положения о деятельности хозяйственных товариществ и обществ. Последними признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу*(25).
Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть установлен его уставом, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 66 ГК РФ). Отметим, что согласно ГК к коммерческим корпоративным организациям отнесены публичные и непубличные общества. Публичным считается акционерное общество, акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которые не отвечают признакам, приведенным в п. 1 ст. 66.3, признаются непубличными (пп. 1 и 2 ст. 66.3, 97 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных ГК, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником (компания одного лица в других странах БРИКС). При этом хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено ГК или другим законом (п. 2 ст. 66 ГК РФ).
В ГК прямо перечислены виды хозяйственных товариществ и обществ: хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества), в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (пп. 3 и 4 ст. 66 ГК РФ). Как видим, из ГК исключено упоминание о закрытых и открытых акционерных обществах, об обществах с дополнительной ответственностью.
Гражданский кодекс закрепляет общие положения, касающиеся хозяйственных товариществ и обществ, в том числе основные положения об уставном капитале хозяйственного общества (ст. 66.2); указывает, какими могут быть вклады в имущество хозяйственного товарищества или общества (ст. 66.1), раскрывает и систематизирует права и обязанности их участников сквозь призму признания их корпорациями (например, ст. 65.2, 67), в том числе в сфере управления (ст. 65.3, 67.1); устанавливает ответственность участников по отношению к товариществу или обществу, а также общества или товарищества - к участникам (например, ст. 56 и др.); порядок создания, реорганизации (например, ст. 57-60.2 и др.) и прекращения деятельности товариществ и обществ (например, ст. 61-65 и др.); касается вопроса о дочерних хозяйственных обществах (ст. 67.3).
Пункт 4 ст. 49 ГК РФ гласит, что особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Согласно п. 7 ст. 66.1 ГК РФ особенности правового положения кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Одной из новелл реформы гражданского законодательства стало введение новой организационно-правовой формы коммерческого юридического лица - хозяйственного партнерства. В связи с этим был принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерства")*(26).
Действуют специальные законы, регламентирующие деятельность обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(27), развивая и детализируя общие положения Гражданского кодекса РФ об акционерных обществах, определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение, права и обязанности акционеров, порядок управления в акционерном обществе и совершения сделок с его акциями. Он закрепляет, что особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, клиринговыми организациями, специализированными финансовыми обществами, специализированными обществами проектного финансирования, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственными пенсионными фондами и иными некредитными финансовыми организациями, акционерными обществами работников (народными предприятиями), а также прав и обязанностей акционеров таких акционерных обществ определяются федеральными законами (п. 3 ст. 1). Так, деятельность акционерных обществ в банковской сфере регламентируется Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности", в сфере инвестиционной деятельности - Федеральным законом от 2 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и т.д.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(28) дополняет и конкретизирует нормы ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью. В Законе преобладают диспозитивные нормы, которые предоставляют учредителям (участникам) широкий выбор при определении организационной структуры, формировании уставного капитала, установлении порядка внутренних отношений в обществе и управления им. Следствием этого является широкая популярность данной организационно-правовой формы в России. В Законе устанавливается, что особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, частной охранной и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции и специализированных обществ определяются федеральными законами (п. 2 ст. 1).
Процедуры несостоятельности (банкротства) акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, в том числе основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются отдельным законом - Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(29) и т.д.
В Индии хозяйственными (торговыми) товариществами выступают компании и партнерства, поскольку законодательство Индии восприняло систему общего права, а именно право бывшей метрополии - Англии. Так, индийский Закон "О компаниях" 1956 г.*(30) был смоделирован по образцу английского Закона "О компаниях" 1948 г. и регулировал все основные вопросы организации и деятельности компаний с неограниченной ответственностью, с ответственностью участников в пределах гарантированной суммы и с ответственностью, ограниченной стоимостью акции*(31). На настоящий момент деятельность компаний регламентируется новым Законом "О компаниях" 2013 г.*(32), который был подписан президентом 29 августа 2013 г.*(33) Согласно ст. 2 этого Закона выделяются компании, ограниченные гарантированной суммой (п. 21), компании, ограниченные стоимостью акций (п. 22) и неограниченные компании (п. 92).
Закон "О компаниях" 1956 г. являлся важнейшим законодательным актом, регулирующим вопросы создания, финансирования, функционирования и прекращения деятельности компаний. Закон также содержал положения, касающиеся понятийного аппарата, организационной структуры компании, принципов финансирования, управленческих и иных аспектов их деятельности. Закон 1956 г. устанавливал степень допустимого государственного вмешательства в деятельность компаний: государство было вправе проверять их бухгалтерские книги и документацию, направлять специальную проверку. Подобные проверки позволяли выяснить, выполняет ли компания свою деятельность в соответствии с Законом 1956 г., наносит ли эта деятельность вред обществу, интересам участников, кредиторам, работникам и иным лицам. В случае нарушения компанией закона государство могло начать расследование и судебное разбирательство.
Основными задачами нового Закона 2013 г. стали проведение радикальных изменений в сфере корпоративного права Индии и устранение правовых препятствий, которые вредят национальной экономике. В частности, Закон нацелен на урегулирование процедурных вопросов ведения бизнеса, а также повышение уровня отчетности компаний. Представители промышленных предприятий, участвовавших в разработке законопроекта, отмечают, что Закон упростил процедурные правила ведения предпринимательства и внес ясность в управление компанией, обеспечил его прозрачность*(34). Ключевые изменения коснулись положений об обязательной ротации аудиторов; регулирования сделок с участием связанных с банками лиц; защиты прав акционеров, владеющих меньшим количеством акций (миноритариев); введения коллективных исков; повышения ответственности управленцев и обеспечения обязательного места для женщин в правлении компании*(35).
Деятельность партнерств регулируется Законом "О партнерствах" 1932 г.*(36) и Законом "О партнерствах с ограниченной ответственностью" 2009 г.*(37)
Закон 1932 г. (в ред. 1984 г.)*(38) построен на принципах, воплощенных в английском Законе "О партнерствах" 1890 г. и Единообразном законе о партнерстве 1914 г., подготовленном в США, определяет формирование, организационную структуру и функционирование партнерств с неограниченной ответственностью, в том числе порядок их регистрации*(39), и действует на всей территории Индии за исключением штата Джамму и Кашмир. Согласно положениям данного Закона партнерства с неограниченной ответственностью - это такие партнерства, участники которых отвечают по обязательствам партнерства солидарно и неограниченно всем своим имуществом.
В связи с ростом индийской экономики возникла острая необходимость создания новой формы предпринимательской деятельности в качестве альтернативы традиционному партнерству с неограниченной ответственностью. Ею стали партнерства с ограниченной ответственностью, или партнерства, участники которых несут ответственность по обязательствам партнерства в пределах внесенных ими вкладов. Такие партнерства имеют гибкую организационную структуру, поскольку их деятельность основана на договоре. Кроме того, они позволяют предпринимателям, специалистам и предприятиям предоставлять услуги и заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в том числе научно-технической.
Закон 2009 г. закрепляет правовой статус и все основные аспекты деятельности партнерств с ограниченной ответственностью, т.е. порядок формирования и регистрации, организационную структуру, права и обязанности участников, порядок прекращения деятельности. Также следует подчеркнуть, что в отличие от английских правовых актов, регламентирующих аналогичные формы предпринимательства, например Закона "О партнерствах с ограниченной ответственностью" 1907 г.*(40), Закон 2009 г. наделяет такие партнерства статусом юридического лица. Соответственно они подлежат регистрации и занесению в реестр юридических лиц, а также обязаны представлять ежегодный отчет о своей деятельности в регистрирующий орган*(41).
Самобытной и в определенной степени самодостаточной является правовая система материкового Китая*(42). Она представляет собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях "социализма с китайской спецификой" и некоторых принципах романо-германского права*(43).
В последние десятилетия в Китае идет реформа гражданского законодательства, в частности разрабатывается гражданский кодекс, но пока эта работа не увенчалась успехом*(44). По мнению Лю Цзюнь Пина, китайские разработчики проектов кодекса последовательно придерживаются позиций континентальной правовой системы*(45), но условно принимают некоторые элементы, выработанные в системе общего права. Речь, в частности, идет о нормах, регулирующих правовое положение торговых товариществ (партнерств)*(46).
Пока ГК не принят, гражданско-правовые отношения регламентируют, как и прежде, Общие положения гражданского права 1986 г.*(47) (далее - ОПГП КНР) и вновь принимаемые законы, в том числе такие, которые можно смело назвать рыночными; усиление их роли изменяет модель управления, способствует повышению эффективности работы китайского правительства*(48).
ОПГП КНР оперируют таким понятием, как "предприятие", и используют его в отношении всех коммерческих организаций вне зависимости от наличия у них статуса юридического лица. ОПГП КНР, говоря о юридических лицах, закрепляют возможность создания предприятий*(49) общенародной (государственные предприятия)*(50) и коллективной*(51) форм собственности (ст. 41 ОПГП КНР) (последние включают в себя городские, волостные и деревенские*(52)), а также паевые, совместные предприятия с китайским и иностранным капиталом*(53), кооперативные предприятия с использованием китайского и иностранного капитала*(54) и предприятия, основанные на иностранном капитале*(55). Деятельность предприятий регулируется рядом законов, в том числе законами "О промышленных предприятиях общенародной собственности" 1988 г., "О кооперативных предприятиях с использованием китайского и иностранного капитала" 1988 г., "О (паевых) совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом" 1979 г., "О предприятиях, основанных на иностранном капитале" 1986 г.*(56) и др.
В настоящее время в Китае действует несколько законов, призванных способствовать реформированию экономики страны с точки зрения необходимости внедрения рыночных механизмов хозяйствования, в контексте действия преимущественно международных экономических и политических факторов. Отмечается, что Китай на протяжении 15-летнего переговорного периода, предшествовавшего его вступлению в ВТО, поэтапно развивал начатую им еще в 1978 г. политику формирования открытой, ориентированной вовне экономики, а с присоединением к ВТО в 2001 г. в стране наступил новый этап экономической реформы*(57).
С 1984 г. (на официальной основе) в Китае создаются и действуют крестьянские предприятия*(58) - паевые и кооперативные*(59). Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства, курирует их деятельность, осуществляет ее контроль и управление; деятельность частных предприятий регламентируется положениями Закона "О частных предприятиях" 1988 г., согласно которому последние делятся на самостоятельные, артельные предприятия и компании с ограниченной ответственностью*(60).
Закон КНР "О компаниях" 1993 г. (в ред. 2005 г.)*(61) устанавливал следующие формы компаний, создаваемых на территории КНР: компании с ограниченной ответственностью, в том числе компании одного лица и государственные компании, и акционерные компании с ограниченной ответственностью. С 28 декабря 2013 г.*(62) в Законе используется термин "компании, ограниченные стоимостью акций" и разъясняется, что акционер (пайщик) компании с ограниченной ответственностью несет ответственность по обязательствам компании в размере его доли в уставном капитале компании, а акционер компании, в которой риск ответственности ограничен стоимостью акций, - соответственно в размере стоимости акций (ст. 3).
Закон определяет порядок создания компаний, организационную структуру, порядок передачи долей, выпуска и передачи акций, квалификацию и обязанности членов совета директоров, финансы и отчетность компаний, порядок их слияния и разделения, а также роспуска и ликвидации. Отдельные параграфы Закона посвящены компаниям одного лица и государственным компаниям. В особой главе регламентируются порядок создания и правовой статус филиалов иностранных компаний на территории КНР.
Закон КНР "О партнерствах" 1997 г.*(63) определяет основные формы партнерств (общие) и партнерства с ограниченной ответственностью и их особенности, права и обязанности участников, порядок создания партнерств, организационную структуру, порядок их ликвидации и роспуска, а также правовую ответственность партнерств в случае нарушения требований законодательства.
Субъекты хозяйственной и предпринимательской деятельности КНР многообразны, что обусловлено, на наш взгляд, многоукладностью китайской экономики. Необходимо отметить высокий уровень правового регулирования деятельности партнерств в Китае: законодатель учел все ее аспекты, тогда как в РФ можно обратиться лишь к общим положениям ГК о товариществах.
В Южно-Африканской Республике действует смешанная (гибридная) правовая система, которая сочетает в себе черты романо-германского, англосаксонского и обычного права*(64). Применительно к основным формам ведения хозяйственной деятельности ЮАР унаследовала подход англосаксонской правовой семьи.
Так, в ЮАР принят Закон "О компаниях" 2008 г.*(65), который регламентирует деятельность как предпринимательских, так и непредпринимательских компаний. Под компаниями Закон понимает юридические лица, созданные согласно данному Закону, а также национализированные компании или юридические лица, которые непосредственно перед вступлением в силу данного Закона были зарегистрированы и осуществляли свою деятельность на основании законов "О компаниях" 1973 г. и "О закрытых корпорациях" 1984 г. При этом юридическими лицами являются также иностранные основные и дочерние компании. Закон "О компаниях" 2008 г. не устанавливает различия между регистрацией компании, которой владеет резидент ЮАР, и компании, находящейся во владении иностранного инвестора. К числу предпринимательских Закон 2008 г. относит государственные, публичные, частные компании, компании с неограниченной ответственностью (ст. 8).
Согласно Закону "О закрытых корпорациях" 1984 г.*(66) последние являются предпринимательскими юридическими лицами, поскольку при инкорпорации необходимо указать вид предпринимательской деятельности, которой они будут заниматься. Преимуществом закрытой корпорации является независимость юридической личности от личности ее учредителей (их может быть от одного до десяти). Закон "О компаниях" 2008 г. изменил положения о закрытых корпорациях, например порядок подсчета размера полученной от деятельности прибыли для решения вопроса о том, будет ли в отношении закрытой корпорации проводиться аудит. Соответственно стал иным и порядок ведения и предоставления отчетности. Также с 1 мая 2011 г. запрещено создавать новые закрытые корпорации, а существующие могли быть бесплатно преобразованы в компании до 30 апреля 2014 г.; они не ликвидируются и продолжают действовать согласно положениям Закона 1984 г.
Что касается партнерств (товариществ), в ЮАР нет специализированного акта, регламентирующего их деятельность. Правовое регулирование в этом случае осуществляется на основе прецедентного права*(67).
В результате проведенного исследования источников правового регулирования деятельности предпринимательских объединений в БРИКС можно сделать следующие основные выводы:
1. Во всех рассмотренных странах деятельность хозяйственных (торговых, предпринимательских) товариществ и обществ регламентируется в специальном законодательстве. При этом в странах, чей правопорядок привержен континентальной системе права, к источникам правового регулирования относится гражданский кодекс (Бразилия, Россия), а в странах, воспринявших подходы системы общего права (Индия, ЮАР), - прецедент. В Китае Общие положения гражданского права, которые не претендуют на роль кодекса, все же содержат предписания общего характера, оставляя простор для разработки специальных законов, использующих терминологию и понятия обеих систем права.
2. В последнее время правовое регулирование хозяйственных товариществ и обществ и их организационно-правовые формы в странах БРИКС динамично развиваются: в Бразилии и России осуществлена гражданская реформа, во всех странах либо внесены изменения в существующие, либо приняты новые специальные законы.
Вследствие реформы торгового и гражданского кодексов в Бразилии на законодательном уровне к видам деятельности и товариществам вместо термина "торговые" стал применяться термин "предпринимательские". Соответственно лица, осуществляющие такую деятельность, называются предпринимателями, все организационно-правовые формы ведения указанной деятельности объединены понятием "предприятие". В новом законодательстве установлена также система юридических лиц.
В результате реформы гражданского законодательства РФ из последней редакции ГК было исключено упоминание о закрытых и открытых акционерных обществах, об обществах с дополнительной ответственностью, в гражданское законодательство введена новая организационно-правовая форма коммерческого юридического лица - хозяйственное партнерство. В новейшей редакции ГК РФ хозяйственные товарищества и общества объединены понятием "коммерческая организация" и отнесены к корпоративным организациям, которые могут быть публичными или непубличными в зависимости от наличия у них открытого (публичного) обращения акций (ценных бумаг).
Законодатель КНР, придерживаясь преимущественно концепций континентальной системы права, наряду с понятием "предприятие", применяемым ко всем коммерческим организациям независимо от наличия у них статуса юридического лица, использует некоторые понятия, присущие системе общего права. Например, в Китае по одним законам действуют крестьянские (паевые и кооперативные) и частные (самостоятельные и артельные) предприятия, а по другим - компании (с ограниченной ответственностью и акционерные с ответственностью, ограниченной стоимостью акций) и партнерства (общие и с ограниченной ответственностью).
Реформы законодательства в Индии и ЮАР направлены на осовременивание организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (партнерство, компания).
4. Во всех рассматриваемых странах законодательством предусмотрено функционирование занятых в предпринимательской деятельности юридических лиц и договорных объединений (иногда также признаваемых юридическими лицами - например, в России). В отношении юридических лиц в ЮАР нет специального закона, а действует прецедент.
Список литературы
Berat L. South African contract law: the need for a concept of unconscionability // Loyola of Los Angeles International and Comparative Law Review. 1992. Vol 4. Is. 3; URL: http:// digitalcommons.lmu.edu/ilr/vol14/iss3/4.
Borges J.E. Curso de direito comercial terrestre. 2a ed. Rio de Janeiro, 1964.
Bulgarelli W. Direito Comercial. 15а Ed. Sao Paulo, 2000.
Close Corporations Act N 69 of 1984 // URL: http://www.justice.gov.za/legislation/acts/1984-069-CCorp.pdf; https://www.saica.co.za/TechnicalInformation/LegalandGovernance/Legislati on/CloseCorporationsActNo69of1984/tabid/1910/language/en-ZA/Default.aspx.
Codigo civil do Repiiblica Brasil (2002). (Novo Codigo Civil) Lei N 10.406, de 10.1.2002. Lei Ordinaria // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/2002/l10406.
Codigo Civil: novas leis no Brasil. 10/01/2003 // URL: http://www.brasilnews.com.br/News3.php?CodReg=6900&edit=Geral&Codnews=999 .
Companies Act N 71 of 2008 // Government gazette. 2009. 9 April; URL: http://www.pmg.org.za/files/bills/090408a71-08.pdf.
Companies Act, 2013 Receives Presidential Assent // URL: http://indiacorplaw.blogspot.com/2013/09/companies-act-2013-receives.html .
Companies Bill: key changes. A quick digest of the changes that companies need to be aware of August 8, 2013 // URL: http://www.livemint.com/Politics/V7FKtHOVMmqVlQsjtYPlUK/Companies-Bill-ke y-changes.html.
Decreto 3.708/1919 // URL: http://www.portaldoempreendedor.gov.br/legislacao/sociedade--empresaria-l imitada.
Establishing a foreign invested enterprise in China. 2010 // URL: http://www.norton_rosefulbright.com/files/establishing-a-foreign-invested -enterprise-in-chinapdf-28964.pdf.
Fan Y., Chen N., Kirby D.A. Chinese Peasant Entrepreneurs: An Examination of Township and Village Enterprises in Rural China // Journal of Small Business Management. 1996. Vol. 34. N 4; URL: http://www.questia.com/library/1G1-18955904/chinese-peasant-entre_preneur s-an-examination-of-township.
Forms of partnership available: liabilities of partners // URL: http://library.fes.de/fulltext/bueros/botswana/00619005.htm#E11E24.
Gayathry Amrutha. India's New Companies Bill Expected to Boost Mergers with Foreign Firms, Mandates Social Welfare Spending // URL: http://www.ibtimes.com/indias-new-companies-bill-expected-boost-mergers-f oreign-firms-mandates-social-welfare-spending.
Guoqiang Tian. Property Rights and the Nature of Chinese Collective Enterprises // Journal of Comparative Economics. 2000. Vol. 28; URL: http://econweb.tamu.edu/tian/jce00.pdf.
Hentz L. A.S. Direito de Empresa no Codigo Civil de 2002: Teoria Geral do Direito Comercial de acordo com a Lei N 10.406, de 10-01-2002 / ed. Juarez de Oliveira. Ed. 2da. Sao Paulo, 2003.
Indian Companies Act N 1 of 1956 // URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/Companies_Act_1956_13jun2011.pdf.
Indian Companies Act N 18 of 2013 // The Gazette of India. Extraordinary. 2013. Part II. Section 1. N 27. August 30; URL: http://egazette.nic.in/WriteReadData/2013/E_27_2013_425. pdf.
Instrujoe normativa N 100, de 19/04/2006. Aprova o Manual de Atos e Registro Mercantil das Sociedades Anonimas // URL: http://www.dnrc.gov.br/Legislacao/dnrl200v.htm.
Law of the People's Republic of China on Sino-Foreign Cooperative Enterprises (Approved by the First Session of the Seventh National People's Congress on April 13, 1988) // URL: http://www.china.org.cn/english/features/investment/36755.htm.
Lei do imperio N 556, de 25 de junho de 1850. Lei Ordinaria. Codigo Commercial do Imperio do Brasil // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Leis/LIM/LIM556.htm.
Lei N 12.838, de 9 de Julho de 2013. Conversao da Medida Provisoria N 608, de 2013 // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2011-2014/2013/Lei/L12838.htm.
Lei N 3.071, de 1 de Janeiro de 1916. (Lei Ordinaria) Codigo Civil dos Estados Unidos do Brasil // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/l3071.htm.
Lei N 5.764, de 16 de dezembro de 1971. Define a Politica Nacional de Cooperativismo, institui o regime juridico das sociedades cooperativas, e da outras providencias // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/l5764.htm.
Lei N 6.015, de 31 de dezembro de 1973, dispoe sobre os registros piblicos e da outras providencias. // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L6015compilada.htm#.
Lei N 6.404, de 15 de dezembro de 1976, dispoe sobre as Sociedades por Ajoes. "Sociedades Anonimas" // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L6404consol.htm.
Lei N 9.457/1997, de 5 mayo de 1997. Altera dispositivos da lei 6.404, de 15/12/1976, que dispoe sobre as sociedades por ajaes e da Lei 6.385, de 07/12/1976, que dispoe sobre o mercado de valores mobiliarios e cria a comissao de valores mobiliarios // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil03/leis/L9457.htm.
Limited Liability Partnership Act, 2009 // URL: http://icaihyd.org/articles/limited_liability_april2009.pdf.
Limited Partnerships Act, 1907 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Edw7/7/24/section/4.
Machado D.C. O Novo Codigo Civil Brasileiro e a Teoria da Empresa // URL: http://www.mt.trf1.gov.br/judice/jud11/O_Novo_Codigo_Civi_Brasileiro_e_a_ Teoria_da_Empresa.htm.
Medida provisoria N 608, de 28 de fevereiro de 2013, dispoe sobre credito presumido apurado com base em creditos decorrentes de diferenjas temporarias oriundos de provisoes para creditos de liquidafao duvidosa nas condijoes que estabelece e dispoe sobre os titulos de credito e instrumentos emitidos por institutes financeiras e demais institutes autorizadas a funcionar pelo Banco Central do Brasil, para composijao de seu patrimonio de referencia, e altera a Lei N 12.249, de 11 de junho de 2010 // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2011-2014/2013/Mpv/mpv608.htm#ar t15.
Partnership Enterprise Law of the People's Republic of China, February 23, 1997 (as amended on August 27, 2006). Order of the President of the People's Republic of China N 55 // URL: http://www.fdi.gov.cn/1800000121_39_4109_0_7.html.
Procedures for establishing an equity joint venture in China // URL: http://www.china.org.cn/living_in_china/abc/2009-07/15/content_18141099.h tm.
Reale M. Exposijao de Motivos do Projeto de Codigo Civil // Subsecretaria de Edijoes Tecnicas do Senado Federal. 1989. Vol. 5. T. 2.
Roppo E. Contrato. Coimbra, 1988.
The Company Law of the People's Republic of China, December 29, 1993 (as revised on October 27, 2005) // URL: http://www.fdi.gov.cn/pub/FDI_EN/Laws/law_en_info.jsp?docid=50878; URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_company.
The Company Law of the People's Republic of China, December 29, 1993 (revised in 2013) // URL: http://www.fdi.gov.cn/1800000121_39_4814_0_7.html.
The Indian Partnership Act N IX of April 8, 1932 (enacted on October 1, 1932) // URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/actsbills/pdf/Partnership_Act_1932.pdf.
The Indian Partnership act, 1932. Chapter 3 // URL: http://www.icaiknowledgegateway.org/littledms/folder1/chapter-3-the-india n-partnership-act-1932.pdf.
The Limited Liability Partnership act, 2008 // The Gazette of India. Extraordinary. 2009. Part II. Section 1. N 7. January 9; URL: http://www.mca.gov.in/LLP/pdf/LLP_Act_2008_15jan2009.pdf.
The New Companies Act 2008 - What you need to know // URL: http://www.bdo.co.za/displaycontent.asp?contentpageid=505.
Seventh Report on Partnership Act, 1832 of the Law Commission of India. Bombey, July 13, 1957 // URL: http://lawcommissionofindia.nic.in/1-50/Report7.pdf.
Wang Liming, Liu Zhaoniant. On the property rights system of the state enterprises in China (transl. by Fu Xiaoshuang and Wu Yanlei) // Law and contemporary problems. 1989. Vol. 52. N 3; URL: http://scholarship.law.duke.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3998&context= lcp&sei-redir=1&referer=http%3A%2F%2F.
Бевеликова Н.М. Законодательство Китайской Народной Республики в сравнительно-правовом измерении // Законодательство и экономика. 2012. N 4.
Беликова К.М. "Персонификация" предприятия в законодательстве и доктрине некоторых латиноамериканских стран // Право и экономика. 2011. N 12.
Беликова К.М. Иные договорные объединения предпринимателей, потенциально способные подменять конкурентные риски практической кооперацией: правовая природа картелей, консорциумов, пулов etc. // Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: моногр. М., 2010.
Беликова К.М. Опыт антимонопольного регулирования в странах МЕРКОСУР // Государство и право. 2009. N 8.
Беликова К.М. Унификация договорного права: общее и специфическое в "Принципах международных коммерческих договоров УНИДРУА" и "Принципах Европейского договорного права" // Юрист. 2006. N 11.
Варавенко В.Е. Становление и развитие договорного права Китайской Народной Республики // Журн. зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. N 2.
Гражданское и семейное право развивающихся стран: сб. нормативных актов. Гражданские кодексы стран Латинской Америки: учеб. пособие / отв. ред. В.В. Безбах. М., 1988.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Китайское право // Основные правовые системы современности. М., 1996.
Дэн Шен Мин. Китайский Закон о вещных правах 2007 года: шаги разработки и принятия // Вестн. РУДН. Сер. Юрид. науки. 2007. N 5.
Зилкова Р.М. Гражданское законодательство России и Китая: общее и особенное // Развитие взаимодействий в правовом и экономическом пространстве стран АТР: формальные и неформальные аспекты: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 65-летию со дня образования Хабаровского края / под ред. В.А. Лихобабина, М.И. Разумовской. Хабаровск, 2003. Ч. 1.
Куан Цзэнцзюнь. Международный коммерческий арбитраж в Китае: Материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
Лю Цзюнь Пин. Кодификация гражданского законодательства в Китайской Народной Республике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
Мозолин В.П. Право компаний // Личность, право, экономика современной Индии. М., 1979.
О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // Рос. газ. 2002. 2 нояб.
О хозяйственных партнерствах: Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.
Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ // Рос. газ. 1995. 29 дек.
Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 7. ст. 785.
Общие положения гражданского права КНР // URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/general_principles_civil_law.
Пащенко Е.Г. Гражданское законодательство КНР. М., 1997.
Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право / отв. ред. Л. Гудошников. М., 1997.
Правовое положение юридических лиц // Основные институты гражданского права зарубежных стран / отв. ред. В.В. Залесский. М., 2009.
Предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей (физических лиц) // Формы ведения предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств. М., 2005.
Суханов Е.А. Корпорации в российском праве // Сравнительное корпоративное право. М., 2014.
Суханов Е.А. Хозяйственные партнерства // Сравнительное корпоративное право. М., 2014.
Сухарев А.Я. Китай // Правовые системы стран мира: энциклопед. справ. М., 2003.
Формы ведения предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств / под ред. В.В. Залесского. М., 2005.
Шершеневич Г.Ф. Торговые товарищества // Курс торгового права: в 4 т. Т. 1: Введение. Торговые деятели. М., 2003.
Экономическое право. Законодательство Китая // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law.
Юридические лица в российском гражданском праве: моногр.: в 3 т. / отв. ред. А.В. Габов. М., 2015.
Янь Имэй. Состояние гражданского законодательства в современном Китае и процесс его кодификации // Журн. зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 7.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Формы ведения предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств / под ред. В.В. Залесского. М., 2005; Правовое положение юридических лиц // Основные институты гражданского права зарубежных стран / отв. ред. В.В. Залесский. М., 2009. С. 10-156.
*(2) См., например: Беликова К.М. Иные договорные объединения предпринимателей, потенциально способные подменять конкурентные риски практической кооперацией: правовая природа картелей, консорциумов, пулов etc. // Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: моногр. М., 2010. С. 276-284.
*(3) См., например: Беликова К.М. "Персонификация" предприятия в законодательстве и доктрине некоторых латиноамериканских стран // Право и экономика. 2011. N 12. С. 67-71; Предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей (физических лиц) // Формы ведения предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств. М., 2005. С. 24-42 и др.
*(4) Гражданское и семейное право развивающихся стран: сб. нормативных актов. Гражданские кодексы стран Латинской Америки: учеб. пособие / отв. ред. В.В. Безбах. М., 1988. С. 84.
*(5) Lei N 5.764, de 16 de dezembro de 1971. Define a PoHtica Nacional de Cooperativismo, institui o regime juridico das sociedades cooperativas, e da outras providencias // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/l5764.htm.
*(6) См. для сравнения: Беликова К.М. Унификация договорного права: общее и специфическое в "Принципах международных коммерческих договоров УНИДРУА" и "Принципах Европейского договорного права" // Юрист. 2006. N 11. С. 22-30.
*(7) Borges J.E. Curso de direito comercial terrestre. 2a ed. Rio de Janeiro, 1964. P. 50.
*(8) Roppo E. Contrato. Coimbra, 1988. P. 66.
*(9) Hentz L.A.S. Direito de Empresa no Codigo Civil de 2002: Teoria Geral do Direito Comercial de acordo com a Lei N 10.406, de 10-01-2002 / ed. Juarez de Oliveira. Ed. 2da. Sao Paulo, 2003. P. 24.
*(10) Codigo Civil: novas leis no Brasil. 10/01/2003 // URL: http://www.brasilnews.com.br/News3.php?CodReg=6900&edit=Geral&Codnews=999 .
*(11) Codigo civil do Reptolica Brasil (2002). (Novo Codigo Civil) Lei N 10.406, de 10.1.2002. Lei Ordinaria // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/2002/l10406.
*(12) Lei do imperio N 556, de 25 de junho de 1850. Lei Ordinaria. Codigo Commercial do Imperio do Brasil // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Leis/LIM/LIM556.htm.
*(13) Machado D.C. O Novo Codigo Civil Brasileiro e a Teoria da Empresa // URL: http://www.mt.trf1.gov.br/judice/jud11/O_Novo_Codigo_Civi_Brasileiro_e_a_ Teoria_da_Empresa.htm; Bulgarelli W. Direito Comercial. 15а Ed. Sao Paulo, 2000. P. 19.
*(14) ГК Бразилии 1916 г. к юридическим лицам внутреннего публичного права относил федерацию, ее штаты и федеральный округ, муниципальные округа. Юридическими лицами частного права признавались гражданские, благотворительные, научные и литературные общества, общественно полезные союзы и фонды, торговые товарищества, вносившиеся в генеральный реестр юридических лиц (ст. 13-16, 18). (Lei N 3.071, de 1 de Janeiro de 1916. (Lei Ordinaria) Codigo Civil dos Estados Unidos do Brasil // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/l3071.htm).
*(15) Reale M. Exposijao de Motivos do Projeto de Codigo Civil // Subsecretaria de Edijoes Tecnicas do Senado Federal. 1989. Vol. 5. T. 2. P. 17.
*(16) Lei N 6.404, de 15 de dezembro de 1976, dispoe sobre as Sociedades por Ajoes. "Sociedades Anonimas" // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L6404consol.htm.
*(17) Lei N 9.457/1997, de 5 mayo de 1997. Altera dispositivos da lei 6.404, de 15/12/1976, que dispoe sobre as sociedades por ajaes e da Lei 6.385, de 07/12/1976, que dispoe sobre o mercado de valores mobiliarios e cria a comissao de valores mobiliarios // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L9457.htm.
*(18) Medida provisoria N 608, de 28 de fevereiro de 2013, dispoe sobre credito presumido apurado com base em creditos decorrentes de diferenjas temporarias oriundos de provisoes para creditos de liquidajao duvidosa nas condijoes que estabelece e dispoe sobre os titulos de credito e instrumentos emitidos por instituijoes financeiras e demais instituijoes autorizadas a funcionar pelo Banco Central do Brasil, para composijao de seu patrimonio de referencia, e altera a Lei N 12.249, de 11 de junho de 2010 // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2011-2014/2013/Mpv/mpv608.htm#ar t15.
*(19) Lei N 12.838, de 9 de Julho de 2013. Conversao da Medida Provisoria N 608, de 2013 // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2011-2014/2013/Lei/L12838.htm.
*(20) Instrujoe normativa N 100, de 19/04/2006. Aprova o Manual de Atos e Registro Mercantil das Sociedades Anonimas // URL: http://www.dnrc.gov.br/Legislacao/dnrl200v.htm.
*(21) Decreto 3.708/1919 // URL: http://www.portaldoempreendedor.gov.br/legislacao/sociedade-empresa-ria-l imitada.
*(22) Lei N 6.015, de 31 de dezembro de 1973, dispoe sobre os registros publicos e da outras providencias. // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L6015compilada.htm#.
*(23) Беликова К.М. Опыт антимонопольного регулирования в странах МЕРКОСУР // Государство и право. 2009. N 8. С. 97-100.
*(24) См., например: Шершеневич Г.Ф. Торговые товарищества // Курс торгового права: в 4 т. Т. 1: Введение. Торговые деятели. М., 2003.
*(25) Подробнее о корпорациях в России см.: Юридические лица в российском гражданском праве: моногр.: в 3 т. / отв. ред. А.В. Габов. М., 2015; Суханов Е.А. Корпорации в российском праве // Сравнительное корпоративное право. М., 2014. С. 20-24.
*(26) Рос. газ. 2011. 9 дек.; Суханов Е.А. Хозяйственные партнерства // Сравнительное корпоративное право. М., 2014. С. 68-70.
*(27) Рос. газ. 1995. 29 дек.
*(28) СЗ РФ. 1998. N 7. ст. 785.
*(29) Рос. газ. 2002. 2 нояб.
*(30) Indian Companies Act N 1 of 1956 // URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/CompaniesAct_1956_13jun2011.pdf.
*(31) Подробнее см.: Мозолин В.П. Право компаний // Личность, право, экономика современной Индии. М., 1979. С. 174-204.
*(32) Indian Companies Act N 18 of 2013 // The Gazette of India. Extraordinary. 2013. Part II. Section 1. N 27. August 30; URL: http://egazette.nic.in/WriteReadData/2013/E_27_2013_425.pdf.
*(33) Companies Act, 2013 Receives Presidential Assent // URL: http://indiacorplaw.blogspot.com/2013/09/companies-act-2013-receives.html .
*(34) Gayathry Amrutha. India's New Companies Bill Expected to Boost Mergers with Foreign Firms, Mandates Social Welfare Spending // URL: http://www.ibtimes.com/indias-new-companies-bill-expected-boost-mergers-f oreign-firms-mandates-social-welfare-spending.
*(35) Companies Bill: key changes. A quick digest of the changes that companies need to be aware of August 8, 2013 // URL: http://www.livemint.com/Politics/KtHOVMmqVlQsjtYPlUK/Companies-Bill-key-c hanges.html.
*(36) The Indian Partnership Act N IX of April 8, 1932 (enacted on October 1, 1932) // URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/actsbills/pdl/Partnership_Act_1932.pdf.
*(37) The Limited Liability Partnership act, 2008 // The Gazette of India. Extraordinary. 2009. Part II. Section 1. N 7. January 9; URL: http://www.mca.gov.in/LLP/pdf/LLP_Act_2008_15jan2009.pdf.
*(38) До принятия этого акта деятельность партнерств регулировалась Законом "О договорах" 1872 г.
*(39) Подробнее см.: The Indian Partnership act, 1932. Chapter 3 // URL: http://www.icaiknowledgegateway.org/littledms/folder1/chapter-3-the-india n-partnership-act-1932.pdf; Seventh Report on Partnership Act, 1832 of the Law Commission of India. Bombey, July 13, 1957 // URL: http://lawcommissionofindia.nic.in/1-50/Report7.pdf.
*(40) Limited Partnerships Act, 1907 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Edw7/7/24/section/4.
*(41) Подробнее см.: Limited Liability Partnership Act, 2009 // URL: http://icaihyd.org/articles/limited_liability_april2009.pdf.
*(42) Куан Цзэнцзюнь. Международный коммерческий арбитраж в Китае: Материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10.
*(43) Сухарев А.Я. Китай // Правовые системы стран мира: энциклопед. справ. М., 2003. С. 378.
*(44) Дэн Шен Мин. Китайский Закон о вещных правах 2007 года: шаги разработки и принятия // Вестн. РУДН. Сер. Юрид. науки. 2007. N 5; Зилкова Р.М. Гражданское законодательство России и Китая: общее и особенное // Развитие взаимодействий в правовом и экономическом пространстве стран АТР: формальные и неформальные аспекты: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 65-летию со дня образования Хабаровского края / под ред. В.А. Лихобабина, М.И. Разумовской. Хабаровск, 2003. Ч. 1. С. 59; Янь Имэй. Состояние гражданского законодательства в современном Китае и процесс его кодификации // Журн. зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 7 и др.
*(45) См. об этом: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Китайское право // Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 358.
*(46) Лю Цзюнь Пин. Кодификация гражданского законодательства в Китайской Народной Республике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
*(47) URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/general_principles_civil_law.
*(48) Бевеликова Н.М. Законодательство Китайской Народной Республики в сравнительно-правовом измерении // Законодательство и экономика. 2012. N 4. С. 72-79.
*(49) Тексты всех актов (законов, положений) о предприятиях всех видов и форм собственности и их разновидностях по состоянию на 1997 г. см.: Пащенко Е.Г. Гражданское законодательство КНР. М., 1997. О гражданско-правовых аспектах статуса основных субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности в период реформы в КНР см.: Его же. Экономическая реформа в КНР и гражданское право / отв. ред. Л. Гудошников. М., 1997.
*(50) Wang Liming, Liu Zhaoniant. On the property rights system of the state enterprises in China (transl. by Fu Xiaoshuang and Wu Yanlei) // Law and contemporary problems. 1989. Vol. 52: N 3. P. 19-42; URL: http://scholarship.law.duke.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3998&context= lcp&sei-redir=1&referer=http%3A%2F%2F.
*(51) Guoqiang Tian. Property Rights and the Nature of Chinese Collective Enterprises // Journal of Comparative Economics. 2000. Vol. 28. Р. 247-268; URL: http://econweb.tamu.edu/tian/jce00.pdf.
*(52) Сухарев А.Я. Указ. соч. С. 383.
*(53) Procedures for establishing an equity joint venture in China // URL: http://www.china.org.cn/living_in_china/abc/2009-07/15/content_18141099.h tm.
*(54) Law of the People's Republic of China on Sino-Foreign Cooperative Enterprises (Approved by the First Session of the Seventh National People's Congress on April 13, 1988) // URL: http://www.china.org.cn/english/features/investment/36755.htm.
*(55) Establishing a foreign invested enterprise in China. 2010 // URL: http://www.nortonrosefulbright.com/files/establishing-a-foreign-invested- enterprise-in-chinapdf-28964.pdf.
*(56) Экономическое право. Законодательство Китая // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law.
*(57) Варавенко В.Е. Становление и развитие договорного права Китайской Народной Республики // Журн. зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. N 2. С. 37-41; Бевеликова Н.М. Указ. соч.
*(58) Fan Y., Chen N., Kirby D.A. Chinese Peasant Entrepreneurs: An Examination of Township and Village Enterprises in Rural China // Journal of Small Business Management. 1996. Vol. 34. N 4; URL: http://www.questia.com/library/1G1-18955904/chinese-peasant-entrepreneurs -an-examination-of-township.
*(59) Сухарев А.Я. Указ. соч. С. 382.
*(60) Там же.
*(61) The Company Law of the People's Republic of China, December 29, 1993 (as revised on October 27, 2005) // URL: http://www.fdi.gov.cn/pub/FDI_EN/Laws/law_en_info.jsp?docid=50878; URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_company.
*(62) The Company Law of the People's Republic of China, December 29, 1993 (revised in 2013) // URL: http://www.fdi.gov.cn/1800000121_39_4814_0_7.html.
*(63) Partnership Enterprise Law of the People's Republic of China, February 23, 1997 (as amended on August 27, 2006). Order of the President of the People's Republic of China N 55 // URL: http://www.fdi.gov.cn/1800000121_39_4109_0_7.html.
*(64) Berat L. South African contract law: the need for a concept of unconscionability // Loyola of Los Angeles International and Comparative Law Review. 1992. Vol. 4. Is. 3. P. 507-508; URL: http://digitalcommons.lmu.edu/ilr/vol14/iss3/4.
*(65) Companies Act N 71 of 2008 // Government gazette. 2009. 9 April; URL: http://www.pmg.org.za/files/bills/090408a71-08.pdf. 1 мая 2011 г. он заменил Закон "О компаниях" 1973 г. Подробнее см.: The New Companies Act 2008 - What you need to know // URL: http://www.bdo.co.za/displaycontent.asp?contentpageid=505.
*(66) Close Corporations Act N 69 of 1984 // URL: http://www.justice.gov.za/legislation/acts/1984-069-CCorp.pdf; https://www.saica.co.za/TechnicalInformation/LegalandGovernance/Legislati on/CloseCorporationsActNo69of1984/tabid/1910/language/en-ZA/Default.aspx.
*(67) Forms of partnership available: liabilities of partners // URL: http://library.fes.de/fulltext/bueros/botswana/00619005.htm#E11E24.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Беликова К.М. Источники правового регулирования коллективного предпринимательства в странах БРИКС
Belikova K.M. The legal framework of collective entrepreneurship in the BRICS countries
К.М. Беликова - доктор юридических наук, профессор Российского университета дружбы народов (Москва)
K.M. Belikova - Moscow, Peoples' Friendship University of Russia
Рассматриваются основные подходы к конструированию системы предприятий (хозяйственных товариществ и обществ и их аналогов) сквозь призму источников правового регулирования их деятельности в странах БРИКС. Особое внимание уделяется вектору развития этих подходов, допускающему их будущую унификацию.
The article touches upon main approaches to the construction of a system of entrepreneur enterprises (partnerships, companies and their equivalents) through the prism of sources of legal regulation of their activities in the BRICS countries. Special attention is paid to the vector of their development that makes possible the future unification of these approaches.
Ключевые слова: БРИКС, предпринимательство, коллективные формы ведения бизнеса, товарищества, общества, компании, партнерства
Key words: BRICS, entrepreneurship, collective forms of business management, companies, partnerships
Источники правового регулирования коллективного предпринимательства в странах БРИКС
Автор
К.М. Беликова - доктор юридических наук, профессор Российского университета дружбы народов (Москва)
"Российский юридический журнал", 2017, N 2