Особенности выявления незаконного предпринимательства
М.М. Милованова,
кандидат юридических наук,
доцент ФГБОУ ВО "Московский государственный
юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"
О.Н. Васильева,
кандидат юридических наук, доцент ФГОБУ ВО
"Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации"
Журнал "Образование и право", N 5, май 2017 г., с. 147-150.
Как известно, незаконное предпринимательство представляет серьезную угрозу экономической безопасности любого государства, что предопределило охрану данных общественных отношений посредством закрепления в Уголовном кодексе РФ, в ст. 171, ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, то есть за незаконное предпринимательство.
Следует отметить, что за последние шесть лет данные официальной статистики свидетельствуют о невысоком количественном показателе зарегистрированных преступлений данной категории, число которых с 2010 г. сократилось почти вдвое - с 791 до 342 в 2016 г. Безусловно, с одной стороны, причиной тому является позиция руководства страны, направленная на либерализацию "экономических" статей Уголовного кодекса РФ. Однако, на наш взгляд, немаловажным фактором в этом отношении следует назвать проблемы, связанные в первую очередь с выявлением фактов незаконного предпринимательства.
При наличии перечня закрепленных в ст. 140 УПК РФ и Приказе МВД России от 29.08.2014 г. N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (ред. от 07.11.2016) поводов для возбуждения уголовного дела о незаконном предпринимательстве, в силу специфики рассматриваемых деяний таковыми, прежде всего является рапорт об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, составленный по результатам оперативно-розыскной деятельности. На основании анализа проведенного исследования в большинстве случаев (67%) такой рапорт составляли сотрудники подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, которые в этом отношении наделены соответствующими компетенцией и полномочиями. Вместе с тем подобные сведения могут поступать от иных оперативных подразделений МВД или ФСБ.
Другим поводом, служащим основанием возбуждения уголовного дела о незаконном предпринимательстве, послужили заявления граждан (24%).
Обнаружить признаки незаконного предпринимательства могут также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности и обладающие полномочиями контроля и надзора за ними в ходе проведения плановых и внеплановых проверок. Однако материалы о лицах, осуществляющих незаконное предпринимательство, для принятия по ним законного и обоснованного решения передавались ими в правоохранительные органы лишь в 2% случаев.
Кроме того, в 4% случаев таким поводом послужили результаты прокурорских проверок; в 2% случаев - сообщения средств массовой информации; в 1% - результаты материалов аудиторских проверок и ревизий. Специфика рассматриваемого вида преступлений требует особого подхода к выявлению и документированию фактов незаконного предпринимательства, а также знания сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства не только криминалистики, уголовного процесса и теории оперативно-розыскной деятельности, но и гражданского, налогового законодательства. Такое положение обусловлено тем, что от деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность незаконно, государство недополучает в бюджет большое количество налоговых платежей и иных поступлений, а потребители их товаров, работ и услуг рискуют своим здоровьем в результате приобретения продукта, в большинстве случаев не отвечающего требованиям безопасности. Это обязывает сотрудников правоохранительных органов иметь высокую профессиональную квалификацию.
Как уже было отмечено, почти всегда возбуждению уголовных дел о незаконном предпринимательстве предшествует проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий, поскольку выявить и задокументировать незаконный характер предпринимательской деятельности, которую субъекты преступления пытаются замаскировать под законную, весьма затруднительно. В первую очередь сложность касается документирования получения такими лицами от незаконного предпринимательства крупной суммы дохода в размере 1,5 млн. руб. или особо крупной - в размере 6 млн. руб., поскольку доход в обозначенной сумме является одним из признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.
Анализ материалов следственной и судебной практики свидетельствует о том, что получить такой доход единовременно преступники могут не всегда, в связи с чем сотрудникам подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства приходится прибегать к документированию отдельных эпизодов предпринимательской деятельности, носящей незаконный характер, накапливая их совокупность до указанной суммы полученного субъектом дохода.
В связи с этим производство таких оперативно-розыскных мероприятий, как "проверочная закупка", "обследование помещений, зданий, сооружений", с нашей точки зрения, должно стать важным элементом планирования тактической операции "задержание с поличным". Их проведение должно отвечать требованиям законности и проводиться на основании Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а также Приказа МВД России от 01.04.2014 г. N 199 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (ред. от 30.09.2016).
Для тщательного изучения в ходе такого обследования подлежат изъятию документы, имеющие признаки подделки, а также документ, удостоверяющий факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; учредительный документ и протоколы общего собрания учредителей (акционеров) юридического лица; лицензии; договоры с контрагентами о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг; первичная бухгалтерская документация; иные документы, отражающие получение дохода; черновые записи финансово-хозяйственной деятельности лица и полученные в результате доходы, в том числе содержащиеся в электронном виде на любых технических устройствах. Кроме того, во всех случаях подлежат изъятию вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения. При этом правом проводить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений наделены сотрудников полиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, что также регламентировано подп. 10 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
При проверке сообщения о незаконном предпринимательстве следует получить объяснения от: 1) лиц, выявивших данный факт; 2) физических лиц или представителя юридического лица, которым действиями субъекта незаконной предпринимательской деятельности был причинен ущерб (с истребованием от них подтверждающих документов); 3) наемных работников, осуществляющих трудовую деятельность у занимавшегося незаконным предпринимательством лица, по вопросам длительности и характера выполняемой ими работы, производственных объемов, контрагентах; 4) арендодателя в случае использования субъектом преступной деятельности имущественного комплекса, зданий, сооружений, помещений, оборудования, иного имущества для незаконного предпринимательства по факту характера предпринимательской деятельности арендатора, сроков, осведомленности о ее противоправном характере (документы, подтверждающие арендные отношения следует изъять); 5) лица, осуществляющего незаконное предпринимательство, руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, по вопросам осуществления данной деятельности.
Если незаконное предпринимательство включало производство или сбыт продукции, обязательному получению подлежат образцы такой продукции. Изъятые объекты подлежат направлению на экспертные исследования. В качестве образцов для сравнительного исследования также целесообразно изымать почерковые объекты - свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка, подписи, а также другие, необходимость которых обусловлена проведением экспертных исследований.
Необходимо истребовать всю, в том числе черновую, финансовую и бухгалтерскую документацию. Однако местом ее хранения может быть не только место проведения оперативно-розыскных мероприятий, но и место жительства субъекта преступной деятельности, его бухгалтера. Кроме того, изъять такие документы следует у контрагентов, с которыми заключались договоры и сделки (например, производилась закупка товаров, сырья и комплектующих частей).
Для установления факта незаконного предпринимательства на основании изъятых финансово-хозяйственных документов назначается их предварительное исследование, цель которого - установление суммы полученного в результате незаконного предпринимательства дохода. Такое исследование целесообразно поручать специалистам-ревизорам отдела документальных проверок оперативного подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.
Анализ правоприменительной практики позволил сделать вывод, что причинами низкой раскрываемости преступлений, предусмотренных ст. 171 УК РФ, является, во-первых, планирование и производство оперативно-розыскных мероприятий и иных процессуальных действий не в полном объеме; во-вторых, их несвоевременное производство; в-третьих, нарушение порядка их производства, фиксации, документирования; в-четвертых, неполнота установления всех обстоятельств события преступления.
С нашей точки зрения, указанные проблемы ведут к утрате доказательственной информации, что исключает их дальнейшее использование.
В процессе выявления незаконного предпринимательства представляется важным организационный аспект исследуемого вопроса, заключающийся в выборе оптимальной последовательности неотложных процессуальных действий; в организации хорошо отлаженного взаимодействия сотрудников оперативных служб, следственных органов и экспертных подразделений; совместном планировании своей деятельности, что подтверждается правоприменительной практикой.
Другая проблема - сложность доказывания устойчивости характера группы при создании лицами, заранее объединившимися для совершения одного или нескольких преступлений, а также установление и доказывание всех эпизодов преступной деятельности. Небезынтересно отметить, что в постановлении о возбуждении уголовного дела такой квалифицирующий признак, как "совершение преступления организованной группой", как правило, не указывается, что тоже может свидетельствовать об имеющейся в этом направлении проблеме. Представляется, что их разрешению может способствовать тщательное изучение структуры организованной преступной группы, анализ сферы деятельности (с учетом специфики организации работы и "структурных подразделений"), являвшейся объектом незаконного предпринимательства, месте нахождения производства.
Таким образом, выявление фактов незаконного предпринимательства требует от сотрудников правоохранительных органов грамотного подхода, квалификации, профессионализма, соблюдения законности, тщательного производства проверки материалов о совершенном преступлении, включающей спланированный комплекс процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Это позволит своевременно установить и доказать факты осуществления незаконной предпринимательской деятельности и в дальнейшем избежать противодействия расследованию со стороны заинтересованных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Милованова М.М., Васильева О.Н. Особенности выявления незаконного предпринимательства
Milovanova M.M., Vasilyeva O.N. Features of identification of illegal business
М.М. Милованова - кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"
M.M. Milovanova - PhD in Law Sciences, associate professor Kutafin Moscow State Law University
О.Н. Васильева - кандидат юридических наук, доцент ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
O.N. Vasilyeva - PhD in Law Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation
Неотъемлемой частью экономики государства и общества, без которого эти институты не в состоянии существовать и полноценно развиваться, является предпринимательская деятельность. Вместе с тем провозглашенная свобода предпринимательской деятельности вовсе не является гарантией от злоупотребления данным правом. В данной статье проанализированы проблемы, связанные с выявлением и возбуждением уголовного дела по факту незаконного предпринимательства.
The entrepreneurial activity is the integral element of economy of any state and its society without which they are not able to exist and to develop fully. However freedom of an entrepreneurial activity does not guarantee society against abuse of this right yet. In this article the separate problems arising at initiation of legal proceedings upon illegal business, and also in the course of investigation of these crimes are designated.
Ключевые слова: незаконное предпринимательство, возбуждение уголовного дела, расследование преступлений, следователь.
Keywords: illegal business, initiation of legal proceedings, investigation of crimes, investigator.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.