Заводы едут в Подмосковье?
Столичные чиновники создали специальную программу по выводу промышленных объектов за черту города. Как уверяют представители власти, такие меры обоснованы экологическими соображениями. Однако они недоговаривают, каким именно образом будет осуществляться этот процесс и кому он выгоден...
Вне черты...
В последнее время все чаще поднимаются вопросы экологии и чистоты окружающей среды. Для крупных городов, где огромные земельные площади занимают промышленные районы, они особенно актуальны. Естественно, это немаловажно и для Москвы, ведь, по данным экспертов, примерно 20 процентов столичной земли принадлежит промзонам. Мало того: как это ни печально, заводы и фабрики соседствуют с жилыми районами. Именно по этой причине правительство Москвы уже несколько раз создавало специальные программы по выводу промышленных объектов за черту города.
В 2002 году, столичные власти приняли постановление от 24 декабря 2002 г. N 1065-ПП "О первоочередных мероприятиях по совершенствованию механизма реорганизации производственных территорий г. Москвы". Было проведено комплексное исследование промзон совместно с префектурами административных округов и городскими комитетами. В результате решено преобразовать 14 производственных территорий общей площадью более 1200 га.
Более детально столичные чиновники изложили механизм вывода промзон в постановлении правительства Москвы от 24 февраля 2004 г. N 107-ПП "О целевой программе реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг."
Согласно этому документу, перебазирование действующих производственных предприятий осуществлялось исключительно после строительства нового здания на другой территории, либо владелец должен был предоставить предприятию новые помещения для работы.
Итоги реализации этого проекта подведены в постановлении правительства Москвы от 29 мая 2007 года N 409-ПП. Говорит юрисконсульт организации "КИТ" Ильдар Сизов:
- За три года столичным властям при участии частных инвесторов удалось реорганизовать 460 га промышленных территорий. На освободившихся участках было возведено 2,15 миллиона квадратных метров жилья, 500 тысяч квадратных метров объектов социально-культурного назначения, 303 тысячи квадратных метров офисных и торговых площадей, а также 751 тысяча квадратных метров нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства. Следует сказать, что намеченные показатели, декларированные чиновниками в программе на 2004-2006 годы, были достигнуты.
После этого 30 октября 2007 года вышло действующее до сих пор постановление правительства Москвы N 962-ПП "О мерах по упорядочению градостроительной деятельности и осуществлению комплексной застройки на территориях Москвы, освобождаемых от использования в производственных целях", которое только усложнило процесс реорганизации промзон. В нем право разрабатывать документацию по планировке промышленных территорий было безраздельно отдано Москомархитектуре. До тех пор, пока это ведомство не создаст весь пакет необходимых документов, а правительство Москвы их не утвердит, девелопер не сможет приступить к разработке акта разрешенного использования и проектированию нового объекта. А учитывая нежелание местных властей делать свою работу, согласование всех бумаг может затянуться на долгий срок, и для ввода в эксплуатацию промышленной зоны потребуется от четырех до семи лет. И это далеко не максимальные периоды - чем масштабнее проект, тем больше времени нужно на согласование со всеми инстанциями.
Трудности в реализации
Естественно, внедрить в жизнь написанное на бумаге оказалось не так просто. У частных инвесторов появились некоторые трудности в освоении "вредных" территорий. К примеру, чиновники решили не вмешиваться в корпоративные разбирательства собственников предприятий в промышленных зонах. Однако договориться друг с другом для многих из них оказалось невыполнимой задачей. Итогом этого бездействия стало то, что собственники промышленных предприятий, подлежащих выводу за черту города, подверглись атакам рейдеров. Но, даже без внешнего воздействия, конфликтные ситуации между предпринимателями и так затягивают процесс реорганизации промзон.
Как правило, промышленные территории делятся на участки, которые принадлежат разным собственникам. И если между такими предпринимателями не существует договоренности о едином порядке реформирования подконтрольной им промышленной зоны, то программа правительства становится невыполнимой. Например, на территории промзоны расположено 50 предприятий, а следовательно, столько же участков, но инвестор нашелся только для одного. Проблема реорганизации других 49 так и останется нерешенной, а полный вывод всей промышленной зоны отложится на неопределенный срок. К тому же возникнут трудности с дальнейшим использованием освободившегося участка земли. Получить разрешение на возведение жилья вблизи застройки других промышленных объектов пока практически невозможно.
Однако в проекте Градостроительного кодекса Москвы власти хотят пересмотреть санитарные правила и нормы, благодаря чему будет разрешено строить жилые здания на месте бывших промзон. Но это будет возможно только для не слишком "вредных" производств. Экологи, тем не менее, не разделяют точку зрения чиновников. По их мнению, состояние жилья на данных территориях не может быть безопасным. Эти промзоны следует привести к экологическим нормативам, но не изменением санитарных норм и правил.
Все затраты несут девелоперы
Не менее важную роль играет тот факт, что практически всем участкам земли в промышленных зонах нужна рекультивация, которая требует дополнительных финансовых затрат. Чтобы очистить грунт от загрязнений различными отходами, которые скопились в нем за время функционирования предприятий, необходимо вывозить слой земли глубиной 1-2 м. Получается, перед началом нового строительства придется потратить на подготовку каждой сотки около 5000 долларов. Иными словами, финансовые вложения в такие проекты довольно велики, но и прибыль, полученная от их реализации, стоит того.
Теоретически местные власти оказывают поддержку проектам освоения промзон: обещают компенсировать затраты и предоставляют новые территории для вывода производств за пределы города. На практике же на каждом этапе работы приходится сталкиваться с административными барьерами и "бегать" за необходимыми подписями. В итоге неоправданно затягиваются сроки реорганизации промышленных объектов. Более того, на начальной стадии проекта девелоперам приходится рассчитывать только на свои средства. Без полного пакета нужных документов банки на финансирование долгосрочных планов не соглашаются.
Экология или экономика?
Интересно и то, что данные Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС) о предприятиях, наиболее загрязняющих атмосферу столицы, практически не пересекаются со списком фабрик и заводов, которые подлежат обязательному выводу за пределы города. Такое положение вещей отчасти объясняется тем, что некоторые объекты, например ТЭЦ, нельзя вывести из города.
Кроме того, по данным экспертов, промышленные предприятия - не главная причина ухудшения экологии, хотя, безусловно, свой вклад в это "грязное" дело они вносят. Начальник центра сбора и обработки информации МосЦГМС Татьяна Трифиленкова согласилась раскрыть "Московскому бухгалтеру" данные о состоянии воздуха в столице:
- Основным источником загрязнения воздуха в Москве является автотранспорт, количество которого год от года неуклонно растет. Автомобильные выхлопы составляют 92 процента от общих антропогенных выбросов. Таким образом, доля вредного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду составляет около 8 процентов. Городской воздух больше загрязнен формальдегидом, бензпиреном, фенолом, а не тяжелыми металлами.
Даже если за черту города будут перенесены абсолютно все промышленные объекты, экология Москвы улучшится меньше чем на одну десятую. Как можно заметить, для окружающей среды такой перенос существенной пользы не принесет. Получается, что реорганизация "вредных" объектов происходит из-за их коммерческой привлекательности, а не из-за урона, который они наносят экологии?..
Е. Тюрина
Законное "рейдерство"
Городские власти считают, что для переноса вредных производств за черту города достаточно действующего законодательства. Но изменить место пребывания для крупных предприятий непросто, и процесс этот требует серьезных инвестиций. Чиновники признают, что тут важно прийти к компромиссу и взаимовыгодным условиям, но для тех, кто упорствует в стремлении остаться на прежнем месте, существует и ряд принудительных мер.
В соответствии со статьей 3.12 Кодекса об административных правонарушениях деятельность предприятия можно приостановить, если существует угроза жизни и здоровью людей, а также в случае причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Но в то же время "заморозить" работу предприятия можно лишь на срок до 90 дней и только по решению судьи. Однако в статье 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сказано, что органы власти субъектов Российской Федерации имеют право обратиться к федеральному контрольному органу (Ростехнадзору) с просьбой о проведении внеплановой проверки. Такими проверками можно попросту замучить любую организацию. И предпринимателю будет гораздо легче пойти на уступки чиновникам и переместить предприятие за город, чем раз за разом слушать претензии комиссий.
"Московский бухгалтер", N 15, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007