Ставим на учет бонусный товар от поставщика
В предыдущем номере журнала мы начали рассматривать ситуацию, когда покупателю, который приобрел определенное количество товара, выдается продавцом в качестве бонуса такой же товар бесплатно*(1). Речь шла об учете и налогообложении данной хозяйственной операции у продавца, сегодня мы проанализируем ситуацию с позиции покупателя, у которого призовой товар вызывает не меньше вопросов в учете и при расчетах с бюджетом по налогам и сборам. В статье на суд читателя предложены различные варианты налоговой квалификации сделки, из которых организации торговли предстоит выбрать самостоятельно единственно верный и приемлемый для себя метод учета и налогообложения подарков при покупке товаров.
Как квалифицировать бонусные товары покупателю?
Для покупателя, заплатившего за товар и принявшего в качестве бонуса еще товар, последний может считаться не чем иным, как безвозмездно полученным имуществом. Такой вывод напрашивается с фискальной точки зрения, по крайней мере, эту позицию занимает Минфин в Письме от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, считая, что получение покупателем товара с нулевой ценой в целях налогообложения прибыли означает, что данный товар получен безвозмездно. С такой точкой зрения, конечно, можно согласиться, но можно привести и другие размышления на тему квалификации бонусного товара для покупателя.
Для того чтобы получить товар в качестве подарка, покупатель должен приобрести для этого определенное его количество за плату. В то же время безвозмездность означает отсутствие какого-либо обязательства (ст. 572 ГК РФ), а в данном случае такое обязательство присутствует и заключается оно в покупке товара, после чего покупатель может рассчитывать на бонус. Раз так, то считать такой товар безвозмездно полученным нет достаточных оснований. Как же в таком случае его рассматривать в учете и налогообложении? Один из вариантов - как доход, полученный в натуральной форме. Читатель может заметить, что такая квалификация не намного отличается от безвозмездно полученного товара. И тот и другой для целей налогообложения учитываются по рыночным ценам согласно положениям ст. 40 НК РФ и включаются в текущие внереализационные налогооблагаемые доходы организации. В то же время признание бонусного товара как дохода, полученного в натуральной форме, более корректно с правовой точки зрения, чем подход чиновников, отождествляющих его с безвозмездно полученным имуществом.
Не лишним будет привести еще одно мнение: продавец оформляет документы так, что стоимость бонусного товара включается в цену приобретенных за плату товаров, а сам подарок позиционируется как товар, цена которого уменьшена на величину предоставленной скидки. В этом случае у продавца могут возникнуть сложности с оценкой оприходуемых товаров. Поясним, в чем именно. Те товары, которые поступили за плату, следует оценить исходя из того, что в их продажную стоимость включена цена бонусных товаров, то есть поставить на учет за вычетом такой бонусной наценки. И наоборот - те товары, которые покупатель получил в качестве подарков, следует оприходовать по стоимости, которая включена в продажную цену приобретенных за плату товаров. Такие махинации осуществимы на практике, когда товаров немного. Когда же их количество исчисляется сотнями, то манипулировать с их стоимостью достаточно сложно, да и не каждый поставщик согласится составить документы таким образом, чтобы подарочный товар на самом деле был не бонусным довеском, цена которого включена в стоимость других возмездных товаров. Как видим, сложности в применении данного варианта есть, и нет гарантии в том, что при нечетком оформлении документов налоговики все расставят по своим местам: отдельно платные, а отдельно бесплатные товары, включив стоимость последних в состав внереализационных доходов.
Из рассмотренных вариантов наименьшими налоговыми рисками и наибольшими обязательствами перед бюджетом можно охарактеризовать первые два подхода к квалификации бонусного товара. Последний вариант позволяет организации не увеличивать свои доходы, правда, при этом не освобождает ее от налоговых рисков. Таким образом, у организации есть право выбора одного из представленных вариантов квалификации подарочного товара с учетом фактических обстоятельств его приобретения.
Чем в учете обычный товар отличается от бонусного?
В бухгалтерском учете приобретение товаров за плату у покупателя отражается в традиционном порядке: в сумме фактических затрат на приобретение товаров и доведение их до состояния, в котором они пригодны к использованию (у организации торговли для последующей перепродажи). Что касается бонусных товаров, то их также следует оприходовать и поставить на учет. Вопрос только в том, по какой цене и за счет какого источника.
В случае если товар рассматривать как безвозмездно полученное имущество, оценивать его нужно по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Таким же способом можно воспользоваться, если расценивать подарочный товар как доход в натуральной форме, который также следует учитывать по рыночной цене. В качестве такой цены покупатель может взять цену приобретения других товаров, дающих право на получение бонуса. Пока не доказано обратное, такая цена признается рыночной, даже если основная партия товара продана с наценкой или скидкой. Если подарок расценивается как один из способов предоставления скидки на товары, то его также следует учитывать исходя из цены, заложенной в стоимости других товаров, приобретение которых дает право на получение бонуса. Если выделить такую цену из документов не представляется возможным, то у покупателя не остается иного выхода, как оценить подарочный товар по рыночной стоимости или по стоимости таких же товаров, но приобретенных за плату.
Итак, бонусный товар оценивается по стоимости товаров, приобретенных за плату. Следующий вопрос, какой счет указать в корреспонденции к счету 41 "Товары"? Инструкция по применению Плана счетов рекомендует воспользоваться счетом 98 "Доходы будущих периодов", на котором обобщается информация обо всех безвозмездных поступлениях. Сразу скажем, что других вариантов не так уж много, организация может отразить подарочный товар как текущий прочий доход (Дебет 41 Кредит 91-1), однако такая корреспонденция нарушает общую методологию учета, которая предписывает отражать доходы в тот момент, когда сумма выручки может быть определена, то есть когда товар будет продан (использован в приносящей доход деятельности). Это лишний раз говорит о том, что бонусный товар отражается как доход будущих периодов, оцениваемый по текущей рыночной стоимости.
Отметим, в налоговом учете поступающие в качестве бонусов товары учитываются в составе текущих, а не будущих внереализационных доходов, поэтому между бухгалтерским учетом и налогообложением возникнет разница. Она будет являться вычитаемой (текущие доходы БУ меньше доходов НУ), формирующей постоянный налоговый актив (Дебет 09 Кредит 68). Он будет погашен (Дебет 68 Кредит 09) после того, как в бухгалтерском учете будет отражена реализация товара и он будет признан как текущий доход будущих периодов.
На этом бухгалтерский учет товаров, в том числе бонусных, не заканчивается. Торговая организация приобрела их с целью продажи, а значит, ей следует отразить в учете последующую реализацию товаров. Продажную цену она определяет самостоятельно, при этом она может продать подарочные товары по меньшей цене или отдать их бесплатно в качестве подарка, как это сделал предшествующий продавец. Рассмотрим на практическом примере отражение наиболее распространенных операций, связанных с приобретением и последующей реализацией бонусных товаров.
Пример 1.
Покупатель приобрел у продавца партию товаров, часть из них была получена в качестве бонуса за определенный объем покупки. Покупатель оплатил 500 ед. товара по цене 1180 руб. за шт. (в том числе НДС - 180 руб.) и 50 ед. товара получил в качестве бонуса за сделанную закупку. Впоследствии он реализовал весь приобретенный товар по цене 1475 руб. за шт. (в том числе НДС - 225 руб.).
В бухгалтерском учете покупателя, в последующем продавца, будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходование платных товаров | |||
Произведена предоплата партии товара (1180 руб. х 500 шт.) |
60 | 51 | 590 000 |
Получен и оприходован товар от постав- щика (590 000 - 500 х 180) руб. |
41 | 60 | 500 000 |
Выделен предъявленный поставщиком налог |
19 | 60 | 90 000 |
Налог поставлен к вычету | 68-2 | 19 | 90 000 |
Оприходование бонусных товаров | |||
Учтен подарочный товар от поставщика (1180 руб. x 50 шт.) |
41 | 98 | 59 000 |
Отражен отложенный налоговый актив (59 000 руб. x 24%) |
09 | 68 | 14 160 |
Реализованы платные и бонусные товары | |||
Отражена реализация всей партии товара (1475 руб. x 550 шт.) |
62 | 90-1 | 811 250 |
Начислен НДС к уплате (811 250 руб. х 18/118) |
90-3 | 68-2 | 123 750 |
Списана себестоимость всех товаров | 90-2 | 41 | 559 000 |
Признан доход при продаже товаров | 98 | 91-1 | 59 000 |
Списан отложенный налоговый актив | 68 | 09 | 14 160 |
В примере начисленный поставщиком НДС на стоимость безвозмездно переданных товаров не предъявлен к вычету, а учтен в стоимости товаров. Объяснение этому мы попытаемся дать в следующем разделе статьи. Пока лишь укажем на то, что при дальнейшей продаже товаров, часть из которых прилагается в качестве бонуса, продавец (бывший покупатель) может начислить налог либо со всей стоимости товаров, либо с фактически полученной выручки, если организация не считает подарки к приобретенным товарам безвозмездно переданным имуществом. Оба варианта расчетов с бюджетом рассматривались в предшествующей статье с позиций продавца, поэтому не будем повторяться, а перейдем к следующему вопросу.
Можно ли принять налог поставщика бонусного товара к вычету?
Как догадался читатель, речь идет о вычете налога, который начисляет поставщик при передаче бонусного товара покупателю. Исходя из условий, которые установлены в п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, покупатель будет иметь возможность заявить НДС к вычету по бонусным товарам, если:
- товары приобретены для операций, облагаемых НДС;
- товары оприходованы (приняты к учету);
- у покупателя имеются надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.
Иных условий Налоговый кодекс в данной ситуации не предусматривает для правомерного вычета НДС, который покупатель и не уплатил, потому что это должен был сделать продавец. Покупатель ему не обязан перечислять НДС отдельным платежным поручением, так как в данном случае здесь не бартерная операция и не взаимозачет, а традиционная реализация товара, часть из которого он не оплачивает или оплачивает, но по значительно меньшей цене. Раз так, то он не нарушит требования Налогового кодекса, если поставит к вычету НДС, начисленный продавцом со стоимости бонусных товаров, при условии, что есть счет-фактура, а товар был оприходован и поставлен на учет.
Но у финансового ведомства иное мнение на этот счет. В Письме Минфина РФ от 21.03.2006 N 03-04-11/60 сказано, что при безвозмездной передаче товара налогоплательщик не имеет права на вычет. Объясняют свою позицию чиновники тем, что при такой передаче товаров передающая сторона не предъявляет получателю товаров к уплате суммы НДС, поэтому у последнего нет оснований для вычета налога. На это можно возразить, что счет-фактура является документом для вычета данного налога, а не для предъявления его к оплате. Статья 168 НК РФ обязывает продавца выставлять его при реализации товара (в том числе при безвозмездной передаче), независимо от того, предъявляется НДС к оплате или нет. Факт оплаты товаров для применения вычета не обязателен с 2006 года. Кроме этого, передача товаров, в том числе на безвозмездной основе, является облагаемой НДС операцией, и поставщик, передавая товар, включает его стоимость в налоговую базу. Почему бы не поставить начисленный и уплаченный НДС к вычету стороной, получившей товар, при соблюдении всех условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ?
Финансисты уже дали свой ответ, налоговики на местах к этому могут добавить нормы п. 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж*(2). В нем говорится о том, что в книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные при безвозмездной передаче товаров. Если принимать во внимание то, что эта книга является налоговым регистром, из которого данные о суммах налога переносятся в налоговую декларацию, то налог с незарегистрированных счетов-фактур к возмещению ставить не стоит. Аргумент, конечно, небеспочвенный, но и неокончательный, потому как определяющим в расчетах с бюджетом по налогам и сборам является Налоговый кодекс, а не книга покупок организации-покупателя. Нормы налогового законодательства не содержат запрета на вычет налога по товарам, полученным бесплатно в качестве подарка к приобретенным возмездно.
Итак, мы привели аргументы за и против предъявления к вычету НДС, начисленного при передаче бонусных товаров. Препятствия чиновников для такого действия больше формальны, тем не менее их не стоит полностью игнорировать, потому как в процессе проверки не всегда можно убедить налоговиков в своей правоте по неурегулированному законодательством вопросу. Организация-покупатель может избежать дилеммы, если заранее договорится с поставщиком о том, что вместо бонуса "в натуре" покупатель сможет получить скидку в цене на следующую закупаемую партию товара или же уменьшить сразу цену на текущую партию, тем самым избежав пресловутой безвозмездности. Конечно, поставщик не всегда может согласиться на такой шаг, особенно если бонусная скидка зашкаливает за 20%-ное отклонение от обычных цен реализации товаров. Но все же скидку легче обосновать с позиций налогообложения, чем бонусные товары, прилагающиеся в качестве подарка к проданной партии.
Можно ли учесть бонусный товар в уменьшающих прибыль расходах?
Казалось бы, учтя стоимость бонусного товара во внереализационных доходах (п. 8 ст. 250 НК РФ), организация-покупатель имеет полное право учесть ее в составе расходов при продаже такого товара. Но не тут-то было, чиновники Минфина не дают добро, указывая в Письме от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44 на нормы пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ: при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на стоимость приобретения данных товаров, определяемую согласно учетной политике для целей налогообложения прибыли. Дальше логика проста. Раз бонусный товар получен как подарок (по нулевой цене), то при его реализации организация не вправе уменьшать налоговую базу по прибыли на рыночную стоимость данного товара.
С мнением финансового ведомства можно было бы согласиться, если бы не двойное налогообложение доходов. Первый раз в налоговую базу включается рыночная стоимость бонусного товара, который покупатель признает безвозмездно полученным имуществом или полученным в натуральной форме. Второй раз она увеличивается на сумму выручки, полученной от продажи этого товара для бывшего покупателя, при том, что продавец не может уменьшить доходы на стоимость товара, который оценен для целей налогообложения. Такой порядок налогообложения не согласуется с п. 3 ст. 248 НК РФ, согласно которому суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов. Но чиновники, видимо, не считают нужным обращать внимание на эту норму, равно как и на двойное налогообложение, фактически имеющее место в данном случае. В такой ситуации ряд экспертов считают правильным доплатить налог с межценовой разницы между суммой выручки от реализации бывшего бонусного товара и стоимостью, по которой он был ранее оприходован в налоговом учете.
На практических примерах рассмотрим два варианта. Первый, когда в целях минимизации налоговых рисков организация следует мнению Минфина и учитывает в доходах рыночную стоимость бонусного товара и выручку от его последующей реализации, правда, при этом не учитывает в расходах его стоимость. Второй вариант, когда организация также не включает в состав расходов рыночную стоимость бонусного товара, но в составе доходов учитывает сначала его стоимость, а затем межценовую разницу между рассматриваемыми доходами. В обоих вариантах между бухгалтерским учетом и налогообложением возникнут разницы, формирующие постоянные налоговые обязательства (активы).
Пример 2.
Торговая организация реализует товары, которые ранее были поставлены на учет как бонусные по рыночным ценам приобретения аналогичных товаров в размере 59 000 руб. В дальнейшем товары проданы по цене 73 750 руб. (в том числе НДС - 11 250 руб.). В целях упрощения не будем описывать временные разницы и отложенный налоговый актив, отраженный при оприходовании бонусного товара, который был рассмотрен в предыдущем примере.
Вариант 1. Организация торговли при налогообложении учитывает полностью все бухгалтерские доходы и не принимает расходы в виде рыночной стоимости, по которой были оприходованы бонусные товары. В результате между учетом и налогообложением расходов возникнет разница, формирующая постоянное налоговое обязательство с суммы не учитываемых при расчете налога расходов в размере 14 160 руб. (59 000 руб. x 24%).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация товаров | 62 | 90-1 | 73 750 |
Начислен НДС к уплате в бюджет | 90-3 | 68-2 | 11 250 |
Списана стоимость товаров | 90-2 | 41 | 59 000 |
Отражено постоянное налоговое обяза- тельство |
99 | 68 | 14 160 |
Вариант 2. Организация торговли при налогообложении прибыли в момент реализации товаров учитывает доход в виде ценовой разницы между выручкой от их реализации и стоимостью товаров, по которой они были учтены во внереализационных доходах при получении от поставщика. Данная межценовая разница составит 3 500 руб. (73 750 - 11 250 - 59 000). В связи с тем, что в бухгалтерском учете будет отражена вся выручка, постоянная разница между выручкой в учете и межценовой разницей в налогообложении сформирует постоянный налоговый актив в сумме 14 160 руб. ((73 750 - 11 250 - 3 500) руб. x 24%).
Не следует забывать о постоянном налоговом обязательстве, начисленном с неучитываемых расходов, которое также составит 14 160 руб., в результате по данной операции отличия между бухгалтерским учетом и налогообложением будут погашены.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация товаров | 62 | 90-1 | 73 750 |
Начислен НДС к уплате в бюджет | 90-3 | 68-2 | 11 250 |
Списана стоимость товаров | 90-2 | 41 | 59 000 |
Отражен постоянный налоговый актив с различия между выручкой и ценовой разницей |
68 | 99 | 14 160 |
Отражено постоянное налоговое обяза- тельство с неучитываемых при расчете прибыли расходов |
99 | 68 | 14 160 |
Последний вариант удобен, но не лишен налоговых рисков. В то же время первый менее выгоден, но не расходится с мнением чиновников. На чем остановиться в конечном итоге, решать организации.
В заключение о "спецрежимниках"
Организациям торговли, которые находятся на "упрощенке", при получении бонусного товара следует включить его рыночную стоимость в состав доходов. К этому обязывает п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в котором говорится о включении в состав выручки "упрощенца" доходов от реализации и внереализационных доходов. При дальнейшей продаже такого товара у "упрощенцев" нет запрета на учет в расходах его налоговой стоимости. В то же время этого сделать все равно не получится. Поясним почему. Дело в том, что организации, применяющие УСНО, признают расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Определяющим для налогового учета является факт оплаты, в то время как за бонусный товар организация практически не расплачивается, если не считать того, что для этого она приобрела партию таких же товаров за деньги. Но их оплаченную стоимость продавец при последующей реализации вправе учесть в составе уменьшающих единый налог расходов. Рыночная стоимость подарочных товаров не оплачена, поэтому организация торговли не может уменьшить на эту стоимость единый налог. Мнение в принципе обоснованное, но малоприятное для налогоплательщика, которому придется дважды увеличить налоговую базу, при этом ни разу ее не уменьшив. Так же, как с налогом на прибыль, налицо двойное налогообложение, но в отличие от гл. 25 НК РФ в главе, посвященной "упрощенке", нет указания на то, что в расчет единого налога не подлежат повторному включению суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика. Это лишает организацию-"упрощенца" важного аргумента в споре с налоговиками, если она решит учитывать в доходах только те суммы, которые не были учтены ранее. Поэтому лучше такого решения не принимать, а учитывать в составе доходов все по полной программе, начиная с рыночной стоимости полученного бонусного товара и заканчивая выручкой от его дальнейшей реализации, не уменьшая названные доходы на расходы по оплате бонусных товаров, которые "упрощенец" в принципе особо и не понес.
У тех организаций, которые находятся на "внеменке", при получении бонусного товара, по мнению автора, не возникает дополнительных налоговых обязательств. ЕНВД в торговле, как и по другому "вмененному" виду деятельности, не зависит от полученных доходов и осуществленных расходов. При этом у организации не возникает обязанности платить иные налоги с бонусных товаров, так как они непосредственно связаны с торговлей, в отношении которой уплачивается данный налог. В пользу этого мнения можно привести Письмо Минфина РФ от 23.03.2007 N 03-11-04/3/83, в котором сказано, что если дополнительные доходы в виде скидок с оптовых цен товаров связаны с последующей реализацией этих товаров, облагаемой ЕНВД, то такие доходы облагаются в рамках этого же спецрежима.
И.С. Иванов
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья И.С. Иванова "Продаем три товара по цене двух", N 7, 2008.
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"