Основные этапы развития законодательства, регулирующего отношения долевого строительства
А.Ю. Хамов,
аспирант кафедры предпринимательского права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Журнал "Законодательство", N 1, январь 2017 г., с. 58-65.
В ряду приоритетных задач российского государства важное место занимает обеспечение населения жильем и повышение его доступности для граждан. Одним из самых востребованных способов приобретения жилых и нежилых помещений на первичном рынке является участие граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в долевом строительстве. Долевое строительство недвижимости получило широкое распространение благодаря желанию покупателей рассчитываться за комфортную и качественную недвижимость до окончания строительства, так как цена площади в этом случае ниже.
30 декабря 2004 г. был принят Закон об участии в долевом строительстве*(1). До вступления его в силу специальное правовое регулирование отношений участия в долевом строительстве недвижимости отсутствовало, что препятствовало их развитию. Несовершенство законодательства привело к распространению мошенничества в жилищной сфере. Защитить права и интересы участников данных отношений было практически невозможно.
Обратимся к истории развития исследуемого правового института. Ретроспективный анализ представляет собой необходимое предварительное условие систематического изучения права и его оценки с точки зрения законодательной политики*(2). Рассмотрение развития института участия в долевом строительстве позволит выявить тенденции развития долевого строительства, обнаружить существующие в данной сфере проблемы, выработать пути их решения в целях устранения пробелов в нормативно-правовом регулировании изучаемых правоотношений.
Условно можно выделить несколько исторических периодов развития законодательства в области жилищного строительства в нашей стране: дореволюционный; советский; постсоветский; современный*(3).
Общим в исторических перипетиях решения жилищного вопроса в России является то, что в каждом из выделенных периодов главную роль играла политическая идеология, которой придерживались царское, советское и постсоветское правительства*(4).
Дореволюционный период
Специального законодательства, регулирующего жилищное строительство, в дореволюционный период не существовало, соответствующие отношения регламентировались нормами гражданского права. Можно утверждать, что условия для становления и формирования жилищного законодательства возникли до Октябрьской революции 1917 г. Именно в этот период вошел в оборот термин "жилищное дело", который включал в себя так называемый квартирный вопрос (исследование условий, стоимости, порядок предоставления жилых помещений)*(5).
Задолго до формирования долевого участия в строительстве недвижимости строительство осуществлялось подрядным способом.
История развития подрядного способа строительства насчитывает множество столетий. Впервые подряд как обязательство назван в ст. 43 Краткой Русской Правды*(6), в соответствии с которой подрядный способ строительства использовался для сооружения и ремонта мостов. Впоследствии в Пространной Русской Правде*(7) был закреплен договор личного найма, предметом которого являлось услужение для выполнения определенной работы, сделанное в устной форме "государем" мастеру-плотнику - "наймиту"*(8).
К.П. Победоносцев обращает внимание на то, что "подрядные сделки получили особенно важное значение в государственной экономике и в законодательстве со времен Петра Великого, с развитием военных и морских учреждений и с умножением материальных потребностей государства, требовавших удовлетворения. Все законодательство XVIII и первой половины XIX столетий наполнено постановлениями и указами об этом предмете"*(9).
Договор подряда был обозначен в качестве самостоятельного гражданско-правового договора в ст. 1737 Свода законов гражданских 1835 г., согласно которой договор подряда или поставки - это "договор, по силе которого одна из вступающих в оный договор сторон принимает на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие или поставить известного рода вещи, а другая сторона, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж"*(10). По мнению Г.Ф. Шершеневича, содержание договора подряда представляет собой комбинацию трудового и капиталистического элементов и занимает среднее место между наймом и поставкой*(11).
Таким образом, первый этап развития российского законодательства о жилищном строительстве характеризуется созданием правовой базы для регулирования отношений подрядного строительства как одного из способов строительства жилья. Анализ названных документов позволяет сделать вывод о том, что дореволюционный российский законодатель не отделял поставку от подряда, не определял договор строительного подряда как самостоятельный вид договора.
Советский период
После Октябрьской революции 1917 г. в России начался процесс пересмотра действовавшего законодательства и формирования советского права.
Декрет ВЦИК от 14 декабря 1917 г.*(12) "О запрещении сделок с недвижимостью" приостановил сделки по продаже, покупке, залогу всей недвижимости и всех земель в городах.
Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 г. "Об отмене частной собственности на недвижимости в городах"*(13) упразднил частную собственность на недвижимость в городах и городских поселениях с численностью жителей более 10 тысяч человек. Такая недвижимость была передана в распоряжение органов местной власти.
В результате принятия указанных нормативных актов советское государство стало собственником практически всего жилищного фонда в городах.
Жилищная политика в СССР в период 1917-1940 гг. имеет две стороны:
- дискриминационную, обращаемую на "социально чуждые элементы", "нетрудящихся", "плохо трудящихся", неконтролируемых мигрантов;
- протекционистскую, охватывающую различные категории "социально близких" и привлекаемых специалистов - "попутчиков": ученых, инженеров, врачей, агрономов, художников, писателей*(14).
После Октябрьской революции, в период с 1917 до 1922 г., строительство жилья не велось, шли лишь восстановительные строительные работы. Жилищные условия улучшались у рабочего класса и одновременно ухудшались у других категорий граждан. Процесс обеспечения жильем рабочих за счет непролетарского населения в истории получил название "великий жилищный передел".
Важным правовым актом, регулирующим отношения в сфере жилищного строительства того времени, являлся Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 1 декабря 1919 г.*(15) Согласно нормам данного документа заключение и исполнение договора подряда подвергалось контролю со стороны государства, сведения о каждом договоре необходимо было сообщать финансовым органам, цены в подрядных отношениях формировались органами государственного управления.
Впервые договор подряда был отделен от договора поставки в 1921 г., в связи с принятием Советом народных комиссаров РСФСР Положения "О государственных подрядах и поставках"*(16).
В 1922 г. начал действовать Гражданский кодекс РСФСР*(17), в котором договору подряда посвящена глава VII. Предметом данного договора являлся не труд подрядчика, а именно результат его физического и умственного труда*(18). Этот основополагающий документ не содержал норм о подрядном способе строительства, не выделял разновидностей договора подряда.
Положение в области жилищного строительства радикальным образом изменилось с принятием 11 февраля 1936 г. Советом народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) постановления "Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства". В преамбуле документа критиковалось существующее положение дел в строительстве. В частности, отмечалось, что в организации строительного дела преобладают полукустарные методы, при которых каждая стройка заново обзаводится механизмами и подсобными предприятиями, заново вербует и обучает кадры строителей, а по окончании строительства созданная материально-техническая база и строительные кадры в большинстве случаев распыляются, вместо того чтобы стать основой развития строительной индустрии, опирающейся на передовую технику и постоянные строительные кадры. В связи с этим строительное дело находилось на уровне кустарщины и партизанщины*(19).
Упомянутым постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 11 февраля 1936 г. "Об улучшении строительного дела и удешевлении строительства" было запрещено жилищное строительство в Москве и Ленинграде хозяйственным способом. Строительство жилья в этих городах стало осуществляться строительными трестами и конторами, "в крупных городах, в частности в Москве, Ленинграде, Киеве и Тифлисе, организованы специальные тресты по отдельным видам коммунального и жилищного строительства (канализация и водопровод, дорожные работы)"*(20).
В Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г.*(21) подряд на капитальное строительство впервые был обозначен как самостоятельный вид подрядных отношений. Договор подряда на строительство имел плановый характер.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.*(22) сохранил подряд на капитальное строительство как отдельный вид подрядных отношений. Сторонами договора подряда могли быть любые участники гражданского оборота, а сторонами договора на капитальное строительство - только государственные социалистические организации.
Регламентировались отношения строительного подряда Правилами о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденными постановлением Совета министров СССР от 24 декабря 1969 г. N 973*(23).
Необходимо отметить, что ГК РСФСР 1964 г. ввел нормы, регулирующие совместную деятельность. По договору о совместной деятельности стороны обязуются совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели. В статье 434 ГК РСФСР 1964 г. в качестве одной из целей такого договора выделены строительство и эксплуатация предприятий и учреждений, сооружений, в том числе жилых строений. Договор о совместной деятельности явился почвой для формирования договора о долевом участии. По словам К.И. Скловского, "договоры долевого участия достались нам в наследство от советского хозяйственного уклада, когда с помощью этих договоров осуществлялось вложение средств"*(24).
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.*(25) вернули нормы, регулирующие капитальное строительство, в состав норм о подрядных отношениях. Отличие новых правовых норм о подряде состояло в том, что субъектами договора подряда на капитальное строительство могли стать как физические, так и юридические лица.
В советский период, помимо развития подрядного способа строительства, возникли и развивались отношения в области жилищной кооперации. До революции 1917 г. жилищная кооперация не получила должного развития. Известны лишь единичные случаи, когда образовывались домостроительные общества, товарищества квартировладельцев, общества собственников квартир, артели, однако их целью было осуществление жилищного самоуправления*(26).
Первым исторически значимым документом в области жилищных кооперативов является постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 19 августа 1924 г. "О жилищной кооперации"*(27). Целью принятия данного правового документа была борьба с жилищным кризисом путем развития жилищного строительства.
Еще одним важным событием в области жилищной кооперации стало принятие положения "О мерах содействия строительству рабочих жилищ", утвержденного постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 15 июня 1927 г.*(28) Финансирование рабочего жилищного строительства осуществлялось за счет средств государства через кредит Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк). Жилищно-строительные кооперативные товарищества и жилищно-арендные кооперативы получали ссуды через Цекомбанк. Согласимся с мнением ученых о том, что строительство жилых домов по указанной схеме послужило одной из причин возникновения и развития отношений долевого участия в строительстве. А.В. Дикун назвал объединения граждан в жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков при органах местных Советов аналогом современных отношений граждан, связанных с долевым участием в строительстве жилья*(29).
17 октября 1937 г. ЦИК СССР и СНК СССР приняли постановление N 112/1843 "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах"*(30) (далее - Постановление N 112/1843). В преамбуле постановления сказано, что жилищное законодательство, разрешавшее расходование государственных средств на кооперативное жилищное строительство и передававшее построенные за счет этих средств дома фактически в собственность отдельных групп граждан (жилищно-строительных кооперативов - ЖСК), а также разрешавшее передачу в непосредственное управление и использование отдельных групп граждан (жилищно-арендных кооперативных товариществ) домов, принадлежащих государству или построенных госпредприятиями и учреждениями, совершенно не оправдывает и во многом препятствует оздоровлению жилищного хозяйства. Государство раскритиковало основополагающие принципы кооперации, обвинив жилищные кооперативы в пособничестве спекуляции жилой площадью, в несоблюдении санитарно-гигиенических норм, в "разбазаривании жилой площадью". Дальнейшее строительство рабочих жилищ производилось за счет собственных средств ЖСК, государству запрещено было вкладывать финансовые и материальные средства в строительство домов и дач, осуществляемое жилищно-строительными кооперативами (п. 3 ст. 4 Постановления N 112/1843).
Во исполнение требования ст. 6 Постановления N 112/1843 было принято постановление СНК СССР от 25 ноября 1937 г. N 2077 "О порядке ликвидации жилищных кооперативов и их союзов, передачи им домов, дач, предприятий и имущества и расчета с пайщиками"*(31). Этим нормативным документом, как следует из названия, был разъяснен порядок ликвидации жилищных кооперативов, передачи их имущества местным советам, расчетов с пайщиками.
Постановлением СНК РСФСР от 31 октября 1939 г. N 634 "Об утверждении примерных уставов жилищно-строительного и дачно-строительного кооперативов"*(32) определен порядок учреждения ЖСК, которые создавались для удовлетворения потребностей граждан в жилье путем строительства жилых домов на собственные средства кооператива. Строительство жилья за счет собственных средств ЖСК характерно для жилищной кооперации периода политических репрессий, в этом состоит ее отличие от порядка создания жилищных кооперативов до 1937 г.
Только после XX съезда КПСС социалистическая жилищная кооперация получила "второе дыхание"*(33). В то время темпы жилищного строительства отставали от потребностей населения в жилье по причинам нехватки строительных материалов и их высокой стоимости, низкого качества строительных работ, слабой производственно-технической базы.
В сложившейся ситуации государство признавало необходимость активизации жилого строительства за счет роста государственных капитальных вложений, сокращения сроков и стоимости строительных работ. Эта позиция государственной власти закреплена в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 июля 1957 г. N 931 "О развитии жилищного строительства в СССР"*(34). В документе определен единый заказчик в сфере строительства подрядным способом - местные Советы народных депутатов.
Для расширения жилищного строительства советская власть признала целесообразным расширять кооперативное строительство жилья. В связи с этим были приняты следующие нормативно-правовые акты:
- постановление Совета министров СССР от 20 марта 1958 г. N 320 "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации"*(35);
- постановление Совета министров РСФСР от 24 сентября 1958 г. N 1125 "О жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативах"*(36);
- постановление Совета министров РСФСР от 5 октября 1962 г. N 1395 "Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве в РСФСР"*(37);
- постановление Совета министров РСФСР от 2 октября 1965 г. N 1143 "Об утверждении примерного устава жилищно-строительного кооператива"*(38).
Кооперативное жилищное строительство того времени имеет характерные черты. В частности, не допускалось кредитование кооперативного жилищного строительства, члены кооператива должны были до начала работ внести денежные средства в размере полной стоимости строительства*(39). Чтобы обеспечить участие в ЖСК действительно нуждающихся граждан, вступающие в кооператив должны были отвечать определенным требованиям: членом ЖСК мог стать только гражданин, достигший 18-летнего возраста, постоянно проживающий в данной местности, не имеющий домов в личной собственности и признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Жилищный кодекс РСФСР 1983 г. оставил в силе существовавший порядок создания и деятельности жилищных кооперативов.
В годы советской власти одним из путей решения жилищной проблемы молодых семей являлось их участие в молодежных жилых комплексах.
После революции 1917 г. правовое регулирование строительного законодательства неоднократно пересматривалось. В процессе корректировки постепенно большое значение приобрел договор строительного подряда, кроме того определились участники строительства - заказчик, подрядчик, а позднее и организация-дольщик (в настоящее время ее принято называть инвестором)*(40).
Особую роль в появлении отношений долевого участия в строительстве сыграла жилищная кооперация, т.е. совместная деятельность, направленная на строительство жилья, когда оно осуществляется путем распределения строительных затрат между будущими собственниками квартир. Заслуживают внимания выводы Т.Ю. Майбороды об особенностях долевого строительства того периода: "Отличия долевого строительства от жилищно-строительной кооперации выражались в том, что лица, оплачивающие строительство своими средствами, не имели самоуправляемости, какая существовала в рамках кооператива. Фактически производя те же самые действия, что и при жилищной кооперации, т.е. постепенно внося суммы, требуемые для возведения дома и ввода в эксплуатацию, дольщики утрачивали какой бы то ни было контроль над общей ситуацией"*(41).
Постсоветский период
В 1990-х годах плановую экономику в государстве сменили рыночные отношения. Была проведена бесплатная приватизация квартир в домах муниципального жилищного фонда. В результате приватизации появились муниципальные дома с приватизированными квартирами. Законодательное регулирование жилищной сферы в тот период должно было установить порядок и пределы государственного вмешательства в отношения, складывающиеся по поводу собственности и оборота недвижимости*(42). Следует отметить, что приватизированное жилье, находящееся в старом жилом фонде, по своим потребительским характеристикам не отвечало потребностям граждан, желающих улучшить жилищные условия, а не просто иметь в собственности квартиру.
В советские времена договор купли-продажи недвижимости применялся в отношении крайне ограниченного круга объектов (индивидуальных жилых домов, принадлежащих гражданам по праву личной собственности, кооперативных квартир и др.)*(43). С 1990-х годов удовлетворение жилищных потребностей стало личным делом граждан. Отношения, связанные с участием в долевом строительстве, в современном их понимании возникли именно в постсоветский период, в связи с переходом к рыночной экономике.
Важнейшим нормативно-правовым актом, существенно изменившим регулирование строительной деятельности, следует считать Гражданский кодекс РФ. Однако надо отметить основную законодательную недоработку этого документа - отсутствие норм, регулирующих правовое положение инвесторов и гарантирующих защиту их прав и законных интересов в отношениях с заказчиками.
В 1990-х годы был принят ряд нормативно-правовых актов, определивших отношения в области капитального строительства. Законодатель впервые подчеркнул договорный характер отношений между участниками инвестиционной деятельности, но оставалась главная проблема - неясность содержания правоотношений между заказчиком и инвесторами*(44).
В информационном письме от 25 июля 2000 г. N 56 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выработал рекомендации для арбитражных судов при рассмотрении споров, связанных с договорами об участии в строительстве*(45).
В свою очередь, Верховный Суд РФ издал "Обобщение практики рассмотрения судами дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов" от 19 февраля 2002 г.*(46) В этом документе впервые определено содержание предмета договора долевого участия в строительстве. На гражданина (инвестора, дольщика) возлагается обязанность по оплате фактической стоимости строительства жилого помещения, а организация (инвестиционно-строительная компания, инвестиционная компания, застройщик, заказчик, подрядчик) обязана принять на себя функции заказчика строительства определенного объекта недвижимости (самостоятельно или с помощью третьих лиц) с обязательством передать гражданину в собственность обусловленное договором жилое помещение по окончании строительства и сдачи дома в эксплуатацию. Следует отметить, что в дальнейшем выводы суда были закреплены в Законе об участии в долевом строительстве.
Однако суды не смогли восполнить недостаточность законодательного регулирования в данной области, что привело к правовой незащищенности будущих собственников недвижимости, нецелевому использованию застройщиками средств дольщиков, нарушению сроков строительства и проблемам при оформлении права собственности, связанным с отсутствием у застройщиков правоустанавливающих документов на земельные участки или разрешений на строительство. Закон об участии в долевом строительстве стал правовой компиляцией сложившейся практики в сфере строительства, осуществляемого путем привлечения денежных средств граждан и юридических лиц*(47). Логичным продолжением государственной политики в области защиты прав участников отношений долевого строительства стало введение в 2016 г. специальной административной и уголовной ответственности за нарушения в этой сфере.
Кратко сформулируем итоги нашего исследования.
В процессе формирования законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с участием в долевом строительстве жилья, можно выделить несколько этапов: дореволюционный, советский, постсоветский, современный. В каждый из них решающее влияние на законодательный процесс оказывала политика государства.
В дореволюционный период строительство осуществлялось подрядным способом, поставка не отделялась от подряда, не существовало договора строительного подряда как самостоятельного вида договора.
В советский период получил дальнейшее развитие подрядный способ строительства, кроме того, возникли и развивались отношения в области жилищной кооперации. Жилищная кооперация способствовала возникновению и развитию отношений долевого участия в строительстве жилья.
В постсоветский период удовлетворение жилищных потребностей стало личным делом граждан, возникли отношения, связанные с участием в долевом строительстве, в современном их понимании.
Список литературы
1. Кицай Ю.А. История становления жилищных правоотношений в России по управлению квартирными домами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. N 12.
2. Меерович М.Г. Власть и жилище (жилищная политика в СССР в 1917-1940 годах) // Вестник Евразии. 2003. N 1.
3. Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2005.
4. Кузнецов А.П. Банкротство застройщика: теория и практика защиты прав граждан - участников строительства. М., 2015.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1. Ст. 40.
*(2) См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1912. С. 8-9.
*(3) См.: Кицай ЮЛ. История становления жилищных правоотношений в России по управлению квартирными домами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. N 12. С. 284-287; Петрова ЮЛ. Генезис развития жилищного законодательства в России (вопросы теории и практики) // Вестник Московского университета МВД им. В.И. Кикотя. 2014. N 10. С. 175-182.
*(4) См.: Камолов С.Г. Государственная жилищная политика как политический инструмент в строительстве нового общества в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. 2009. N 4. С. 81-87.
*(5) Сотникова Л.В., Севрюк Н.Л. История жилищных реформ в России //Управление в современных системах. 2014. N 3. С. 38-44.
*(6) URL: http://www.hrono.rU/dokum/1000dok/pravda72.php (дата обращения в интернет-ссылках здесь и далее - 20 июля 2015 г.).
*(7) URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met135/node17.html
*(8) Исаев И.Л. История государства и права России: Учебник. М., 2001. С. 43-45.
*(9) Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. 3: Договоры и обязательства. М., 2003. С. 417.
*(10) Свод законов гражданских. Ч. 1. Т. 10 Общего свода законов Российской империи. СПб., 1845.
*(11) Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 483.
*(12) Собрание узаконений РСФСР. 1917. N 10. Ст. 154.
*(13) Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 г. "Об отмене частной собственности на недвижимости в городах" // СПС "Гарант".
*(14) Меерович М.Г. Власть и жилище (жилищная политика в СССР в 1917-1940 годах) // Вестник Евразии. 2003. N 1. С. 5-66.
*(15) Собрание узаконений РСФСР. 1919. N 62. Ст. 571.
*(16) Собрание узаконений и распоряжений РКП. 1921. N 69. С. 659.
*(17) Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.
*(18) Советское гражданское право / Под ред. C.H. Братуся. М., 1950. С. 398.
*(19) Собрание законов СССР. 1936. N 9. Ст. 70.
*(20) Там же.
*(21) Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525.
*(22) Там же. 1964. N 24. Ст. 407.
*(23) Собрание постановлений Правительства СССР. 1970. N 2. Ст. 11.
*(24) Скловский К.И. Гражданский спор. М., 2003. С. 108.
*(25) Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.
*(26) Гимадрисламова О.Р. История становления жилищной кооперации в России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2008. N 2. С. 41-49.
*(27) Собрание законов СССР. 1924. N 5. Ст. 60.
*(28) Там же. 1927. N 36. Ст. 369.
*(29) Дикун А.В. Договор участия в долевом строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2011. С. 22.
*(30) Собрание законов СССР. 1937. N 69. Ст. 314.
*(31) Там же. N 74. Ст. 360.
*(32) URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4212.htm.
*(33) Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2005. С. 100.
*(34) Собрание постановлений Правительства СССР. 1957. N 9. Ст. 102.
*(35) Там же. 1958. N 5. Ст. 47.
*(36) Там же. N 13. Ст. 154.
*(37) Там же. 1962. N 21. Ст. 103.
*(38) Там же. 1965. N 23. Ст. 144.
*(39) Гимадрисламова О.Р. Указ. соч. С. 41-49.
*(40) Муравьев В.Б. Инвестиционные обязательства в строительстве // Юрист. 2001. N 2. С. 39.
*(41) Майборода Т.Ю. Договор долевого участия в строительстве жилья: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19.
*(42) Кузнецов А.П. Банкротство застройщика: теория и практика защиты прав граждан - участников строительства. М., 2015. С. 7.
*(43) Витрянский В.В. Договор продажи недвижимости // Вестник ВАС РФ. 1999. N 7. С. 68.
*(44) Дикун А.В. Указ. соч. С. 24.
*(45) Вестник ВАС РФ. 2000. N 9.
*(46) Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 2.
*(47) Соболев Д.А. Гражданско-правовая ответственность застройщика по договору участия в долевом строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Хамов А.Ю. Основные этапы развития законодательства, регулирующего отношения долевого строительства
Khamov A.Y. Development of legislation for joint construction
А.Ю. Хамов - аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Khamov A.Y. - Assistant prosecutor Prosecutor's office of Moscow
Статья посвящена истории возникновения и развития договора участия в долевом строительстве от предпосылок его появления и до настоящего времени. Автор исследует периоды становления этого договора, анализирует мнения ученых по данному вопросу.
The article analyzes the development of joint construction agreement, in particular, its antecedents such as building contract, housing cooperative and its modern form. The author examines the main periods of development and provides a comparative legal analysis of the institutes, which influenced the development of joint construction and analyzes the views of legal scholars.
Ключевые слова: договор строительного подряда; жилищное строительство; договор участия в долевом строительстве; жилищно-строительный кооператив
Keywords: Construction contract; residential construction; joint construction agreement; housing construction cooperative
Основные этапы развития законодательства, регулирующего отношения долевого строительства
Автор
А.Ю. Хамов - аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2017, N 1