О необходимых изменениях в ЕИС
Г.И. Смирнова,
ФИЦ ИПФ РАН, руководитель отдела закупок
Журнал "Вестник Института госзакупок", N 6, июнь 2017 г., c. 16-17.
Для всех работников контрактных служб очевидно, что внесенные в новом году изменения в Единую информационную систему (ЕИС) резко ухудшили ее функциональные возможности и значительно повысили трудозатраты на размещение в ней какой-либо информации.
Чтобы эффективность закупок, определяемая как соотношение трудозатрат заказчика к полученной экономии, не стремилась к нулю, необходимо не только исключить дублирующие действия и излишние, часто вовсе бессмысленные обязанности заказчика, но и добиваться того, чтобы "личный кабинет" (далее ЛК) заказчика в ЕИС стал по-настоящему рабочим кабинетом. Считаю, что назрела необходимость начать реализацию проекта "ЕИС для Заказчика" и приглашаю всех работников контрактных служб предложить изменения функционала ЕИС.
В качестве первоочередных мер предлагаю следующие изменения:
1. Отменить внесение сведений в реестр контрактов об оплате, возложив данную обязанность на УФК как на структуру, осуществляющую платежи по контрактам, и предусмотреть отображение этой информации в ЛК заказчика.
2. Отменить необходимость размещения "отчета об исполнении контракта", который на 100% дублирует сведения из реестра контрактов.
3. Установить единый срок для размещения информации (документов) в реестре - не менее 5 рабочих дней.
4. Соотнести понятия, используемые в контрактной системе, с ГК РФ (например, этап контракта, существенные условия контракта и т.д.).
5. Запретить проверяющим, контролирующим и прочим органам запрашивать в письменной форме копии документов, размещенных в ЕИС, независимо от их формы: электронные документы, копии "бумажных" версий документов (сканы), подписанные ЭЦП, сведения и документы, размещенные в структурированной форме.
6. Формировать план закупок, план-график, включая приложения, исключительно в структурированной форме, без необходимости дополнительно размещать скан-копии различных письменных документов, обоснований, расчетов и т.д. Изменения сведений должны также вноситься в текущем режиме и только в структурированной форме.
7. Исключить требование размещать в ЕИС или предоставлять по чьему-либо запросу данные документы в письменной форме (159 страниц плана-графика при 59 версиях составляет 9000 листов).
8. Обеспечить полную функциональность электронного документооборота через ЕИС с победителем закупки в части заключения дополнительных соглашений, обмена товарными накладными, счетами-фактурами, актами, соглашениями о расторжении и т.д.
9. Предусмотреть возможность для заказчика направлять в (получать от) УФАС необходимую информацию и документы из ЛК, в том числе для внесения в РНП поставщика (исполнителя/подрядчика).
10. Необходимо реализовать в ЕИС "доброжелательный интерфейс", в том числе всплывающие подсказки-предупреждения в части соблюдения сроков отдельных операций, выполнения необходимых действий и т.д. В настоящее время невозможно понять очередность внесения изменения в план-график и/или план закупок, не говоря о размещении претензионной информации.
11. Внедрить структурированную типовую форму документации на проведение запроса котировок или электронного аукциона, форм заявок, деклараций.
12. Реализовать возможность автоматической проверки заявок поставщиков на соответствие требованиям N 44-ФЗ, в том числе принадлежность СМП.
Аналогично участники закупок должны заполнять всевозможные декларации через структурированные формы, не заполнив которые участник не сможет перейти на следующий уровень заявки. Это позволит резко сократить число отклоненных заявок и повысит конкуренцию.
13. Необходимо реализовать автоматический контроль размещаемой структурированной информации на предмет соблюдения требований N 44-ФЗ, подзаконных актов, в том числе ограничений, преимуществ, норм законодательства о гособоронзаказе, указания ИКЗ (ИК).
На этапе формирования плана-графика при внесении сведений о товаре (работе, услуге) необходимо установить автоматическую проверку по ОКПД2 на соответствие преимуществам или ограничениям, в том числе по импортозамещению, что уже реализовано в коммерческих системах.
14. Технические и программные сбои в работе ЕИС и системные ошибки должны отражаться в ЛК заказчика, храниться и автоматически отправляться в техподдержку ЕИС.
15. Необходимо реализовать автоматическое формирование отчета СМП.
16. Заполнение реквизитов заказчика, победителя закупок во всех формах должно осуществляться автоматически.
17. Должна быть доступна бесплатная информационно-консультационная база нормативных документов в режиме "одного окна", в которой предусмотрен доступ к решениям контролирующих органов, решениям судов; реализована возможность получения в реальном времени юридической бесплатной помощи, размещены конструкторы договоров, документации, шаблоны обращений, претензий, контрактов и т.д.
Необходимо предусмотреть переход из ЕИС к нормативным документам, базам других ведомств, в частности к ГОСТам, ТР Таможенного Союза, реестру СРО, лицензиям и т.д.
18. В ЛК заказчика в режиме реального времени должны отражаться все изменения функционала ЕИС с возможностью перехода на соответствующее решение, приказ и т.д.
19. Интерфейс ЛК должен позволять формирование, экспорт в удобных форматах, хранение и анализ данных, размещенных в ЕИС. В настоящее время документы и информация экспортируются в не общепринятом формате, поэтому заказчики вынуждены вести записи, реестры, расчеты и хранить сведения в записях, таблицах и т.п.
20. Вся переписка, направление уведомлений, требований, претензий к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) должны осуществляться из ЛК заказчика, а не направляться "заказными письмами с уведомлениями" и "телеграммами".
21. Разработать программу автоматической настройки рабочего места.
22. Заказчик должен работать только в ЕИС. Внесение информации в ИС "Электронный бюджет", на сайт bus.gov и т.п. должны быть реализованы путем сопряжения этих систем с ЕИС. Госорганы для получения (отражения) различных сведений должны увязать свои потребности с ЕИС.
23. ЛК заказчика при работе и с N 44-ФЗ и с N 223-ФЗ должны быть идентичны.
И, конечно же, размер штрафов, установленных АК РФ за нарушение требований законодательства о закупках, необходимо вернуть в реальный мир.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационно-правовой бюллетень "Вестник Института госзакупок"
"Вестник Института госзакупок" является зарегистрированным средством массовой информации. Рег. N Роскомнадзора ЭЛ N ФС 77-60742. Издается Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок).