Налоговое регулирование инвестиционной деятельности
в реальном секторе экономики
Увеличение инвестиционной активности в реальном секторе экономики играет огромную роль в повышении производственного потенциала таких отраслей, как промышленность, строительство и сельское хозяйство. В условиях реформирования налоговой системы определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы.
На создание благоприятного инвестиционного климата в стране влияет ряд факторов, особенно в области системы налогообложения, иностранных инвестиций, разработки нормативно-правовой базы и создания необходимой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности.
Возможности использования налоговых инструментов в инвестиционном процессе заключаются в следующем:
изменяя объем взимаемых налогов, государство воздействует на уровень сбережений населения, величину прибыли и амортизационных отчислений предприятий и таким образом влияет на объем источников финансирования инвестиций и важнейшие макроэкономические пропорции: потребление, накопление, инвестирование;
применении налоговых льгот, например амортизационной премии;
снижении налоговых ставок;
уменьшении налоговой нагрузки на распределенную прибыль, предусматривающем разрешение компаниям вычитать из облагаемого дохода часть дивидендов, направляемых на инвестиционные цели.
Эффективность применения в налоговой политике той или иной формы стимулирования в первую очередь зависит от условий, на которых данная поддержка предоставляется, а также уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно полученные финансовые ресурсы на инновационные или иные определенные государством цели.
Благосостояние государства зависит от состояния всех основных отраслей экономики. Долгое время более выгодным и предпочтительным для вложений являлся не производственный, а финансовый сектор экономики.
При разработке налоговых инструментов стимулирования инвестиционной активности необходимо рассматривать системный механизм взаимодействия финансового и реального секторов экономики (прежде всего потому, что реальный сектор нуждается в долгосрочных финансовых ресурсах и одновременно сам может служить поставщиком данных ресурсов в финансовый сектор экономики). В связи с этим, с одной стороны, в системе налогообложения реального сектора экономики необходимо стимулировать процессы накопления и аккумулирования долгосрочного капитала для последующего развития производства и одновременного формирования долгосрочных ресурсов (в виде депозитов) в финансовом секторе, с другой - стимулировать посредством различных налоговых инструментов направление свободных денежных средств на финансирование отраслей реального сектора экономики.
К числу причин недостаточной инвестиционной активности в реальном секторе экономики можно отнести и несовершенство налоговой системы. Начиная с 2002 г. инвестиционные льготы по налогообложению прибыли были отменены, но позитивным моментом явились дополнительные возможности начисления ускоренной амортизации.
Еще одна проблема связана с тем, что в настоящее время в российском законодательстве практически не предусмотрены механизмы, стимулирующие повышение заинтересованности экономических субъектов в использовании финансовых ресурсов, образованных за счет накопленной амортизации на восстановление основных фондов, модернизацию и реконструкцию производства.
В настоящее время налог на прибыль в Российской Федерации в отличие от западных стран практически не выполняет регулирующую функцию.
С 1 января 2002 г. изменилась ставка налога на прибыль: она снизилась с 35% (с 43% для финансового сектора) до 24%. Законодатели, устанавливая данную ставку, предполагали, что произойдет сокращение теневых доходов и за счет этого увеличится количество плательщиков.
Инвестиционная налоговая льгота до 1 января 2002 г. играла важную роль в использовании прибыли на финансирование капитальных вложений, так как при использовании этой льготы организации могли уменьшить на 50% свою налогооблагаемую прибыль, т.е. предприятия, осуществляющие инвестиции в больших размерах, фактически уплачивали налог на прибыль по ставке 17,5%, а в настоящее время уплачивают налог по более высокой ставке - 24%.
Между тем вливание в экономику дополнительных финансовых ресурсов за счет существенного снижения ставок по основным видам налогов не привело к значительному увеличению доли собственных источников в финансировании капитальных вложений. Если в 2001 г. собственные источники (прибыль и амортизационные отчисления) составляли 42,5% во всех источниках финансирования инвестиций в основной капитал, то к 2007 г. их доля снизилась до 41,5%, причем ни в каком году этого периода удельный вес собственных источников не превысил показатель 2001 г.
При действующей ставке рефинансирования Банка России только высокорентабельные экспортно-ориентированные предприятия могут привлекать кредитные ресурсы в качестве источника финансирования инвестиций.
В настоящее время налоговая политика в данной области стала изменяться: в рамках осуществления налоговой реформы начался постепенный возврат к налоговому стимулированию инновационной активности.
В целом инвестиционный климат (например, 2006-2007 гг.) характеризуется следующими параметрами. Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) составил 18779,4 млрд руб. При этом выросли объемы долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, но в то же время очень незначительно выросли инвестиции в нефинансовые активы, в том числе в основной капитал - на 0,1%. Возможно, здесь определенную роль сыграла амортизационная политика.
Налогоплательщики получили своеобразную инвестиционную льготу в виде возможности применения нелинейного метода начисления амортизации, который позволяет гораздо быстрее возмещать средства, потраченные на приобретение основных средств.
При разработке мер налогового регулирования следует учитывать, что важнейшим инвестиционным ресурсом организации являются как собственные средства (амортизационные отчисления, прибыль), так и привлеченные, в том числе с финансового рынка.
Немаловажное значение имеет расширение самостоятельности организаций в области определения норм амортизации и стоимостной оценки основных фондов, а также обеспечение целевого использования начисляемой амортизации путем ее исключения из себестоимости в случае отвлечения амортизационных средств от решения задачи обновления производства.
Необходимо также расширить сферу применения ускоренной амортизации. Помимо потенциального увеличения финансирования расходов в целях качественного обновления основных фондов и повышения технико-технологического уровня производства к достоинствам метода ускоренной амортизации относится и возможность компенсации более высоких затрат на проведение ремонтных работ пониженными амортизационными отчислениями.
Применение ускоренной амортизации с отнесением на реальные финансовые результаты деятельности с уменьшением налогооблагаемой прибыли необходимо компаниям с недостаточным финансированием инвестиционных процессов. Политика ускоренной амортизации создает компаниям условия для замены еще физически работоспособного, но морально устаревшего оборудования. Кроме быстрого накопления средств для обновления основного капитала механизм ускоренной амортизации позволит предприятиям получать определенные налоговые преимущества.
С 1 января 2008 г. введен дополнительный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. Сохранена возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом, равным 2, который применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (ст. 266, 259 НК РФ).
Целесообразно разрешить применение коэффициента 3 для предприятий, реализующих инновационные проекты.
Также можно отметить введение с 1января 2006 г. "инвестиционной премии" (возможности отнесения на расходы отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере до 10%). Расходы в виде капитальных вложений признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272 НК РФ).
Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, разработки новых видов сырья или материалов, не увенчавшихся положительным результатом, также подлежат включению с 1 января 2007 г. в состав прочих расходов равномерно в течение одного года (ст. 262 НК РФ).
Вместе с тем следует отметить, что введение "инвестиционной премии" всего лишь предполагает использование дополнительных финансовых ресурсов на инвестиции в основной капитал, так как отсутствует обязательность направления этих средств на инвестиционные цели.
Для субъектов хозяйствования необходимо создать такие условия, при которых целевое аккумулирование амортизационных отчислений и расходов на капитальные вложения на длительный срок было бы экономически выгодным и вместе с тем не оказывало бы негативного влияния на доходы бюджетной системы Российской Федерации.
Для активизации процесса формирования инвестиционных ресурсов за счет накопленной амортизации и расходов на капитальные вложения может быть предоставлена налоговая преференция в части налогообложения доходов, полученных от размещения этих средств в кредитных организациях. При этом налоговая преференция должна иметь строго целевой характер использования.
Другое направление заключается в возможности возмещения предприятию части уплаченного налога на прирост прибыли, полученный за счет роста эффективности производства. Указанный механизм означает использование регрессивной шкалы налогообложения текущих доходов эффективно работающих субъектов рынка. С одной стороны, он создает дополнительные стимулы оживления их инвестиционной активности, а с другой - способствует запуску механизма "инвестиционного мультипликатора" за счет "перелива" инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий. В данном случае речь идет о предоставлении льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от налогообложения части прибыли, которая была использована предприятием на инвестиции.
Поощрение инвестиций за счет собственных средств предприятий возможно и на основе дифференцированного налогообложения их имущества в целях стимулирования улучшения технологической структуры основных фондов. Применяются пониженные ставки налогообложения в отношении активной части основных фондов, находящихся в эксплуатации; и, наоборот, используются повышенные ставки налога в отношении находящихся на балансе физически и морально изношенных основных фондов, что поощряет их списание.
Важным направлением стимулирования инвестиционной активности является и расширение сферы применения инвестиционных налоговых кредитов.
Необходимо отметить, что действующим налоговым законодательством установлены определенные стимулы для его получателей:
предусмотрен практически заявительный характер его получения;
установлен достаточно льготный размер уплачиваемых по данному кредиту процентов (не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России).
Однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных вложений. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,5 млн руб., из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам.
В получении инвестиционного налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику.
Фактически инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.
В связи с этим целесообразно пересмотреть цели кредита, условия его предоставления. Кроме того, желательно расширить сферу применения инвестиционного налогового кредита, который должен выдаваться организациям сферы материального производства на реализацию любых инвестиционных проектов. При этом основным условием предоставления данного кредита должно быть наличие у инвестора собственных финансовых средств, а также участие в проекте банковских ресурсов.
Одновременно следовало бы расширить и перечень федеральных налогов, за счет которых может быть выдан инвестиционный налоговый кредит.
Также отдельной проблемой в действующем налоговом законодательстве остается проблема двойного налогообложения прибыли предприятий: сначала она облагается в размере 24%, а потом выплачиваемые из оставшейся части дивиденды облагаются еще 9 и 15% соответственно.
По нашему мнению, данная проблема двойного налогообложения может быть решена путем установления такой системы налогообложения прибыли, при которой налог с прибыли взимался бы только после выплаты дивидендов (т.е. необходимо предусмотреть раздельное налогообложение прибыли, полученной от основной деятельности, и налогообложение дивидендов). Такой вариант налогообложения применяется на сегодняшний день в Австрии.
Кроме того, систему налогообложения предприятий реального сектора экономики необходимо рассматривать и выстраивать без отрыва от налогообложения финансового сектора экономики, который, в свою очередь, служит источником свободных финансовых ресурсов в экономику.
Таким образом, система налогообложения должна одновременно стимулировать процессы накопления долгосрочных финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены не только на расширение производства, но и на вложения в финансовый сектор экономики, что, в свою очередь, увеличит долгосрочные финансовые ресурсы последнего и при соответствующей системе налогообложения направит их на финансирование реальной экономики.
Главным направлением дальнейшего развития налоговой системы в Российской Федерации является ее превращение в комплексный рычаг формирования эффективной рыночной экономики, способный решать весь комплекс как текущих, так и перспективных социально-экономических задач.
Н. Игнатова,
доцент, Академия труда и социальных отношений
"Финансовая газета", N 35, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71