Защита прав потребителей онлайн-игр
В.Е. Петров,
студент магистерской программы НИУ-ВШЭ
"Право информационных технологий
и интеллектуальной собственности"
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 4, октябрь-декабрь 2016 г., с. 194-198.
В регулировании тех имущественных отношений, которые возникают между создателем онлайн-игры и пользователем, существует ряд теоретико-практических вопросов. Два из них будут исследованы в настоящей статье. Первый - как следует изменить текст ст. 1062 ГК РФ для защиты интересов пользователя онлайн-игры? Второй - должен ли закон защищать действия пользователя, нарушающие пользовательское соглашение с дистрибьютором компьютерной игры?
Для начала остановимся на том, что такое онлайн-игра, и воспользуемся ее характерными признаками, которые выделяет профессор права университета Вайкато Вэйн Рамблс [5]. Онлайн-игра характеризуется:
- общим пространством: мир игры позволяет множеству игроков одновременно находиться и взаимодействовать в нем друг с другом;
- графическим интерфейсом: пользователи взаимодействуют друг с другом в искусственном 3D-окружении;
- непосредственностью: пользователи взаимодействуют друг с другом в реальном времени;
- интерактивностью: мир реагирует на действия игроков в нем - игроки имеют возможность влиять на мир;
- сохранностью мира: мир продолжает существование вне зависимости от нахождения в нем конкретного пользователя;
- социализацией/сообществом: игровой мир позволяет и стимулирует социальные взаимодействия внутри себя.
Таким образом, онлайн-игра - это общий для многих пользователей виртуальный мир, выраженный графическим интерфейсом, способный на протяжении долгого времени сохраняться неизменным, служа местом социализации для пользователей.
Зачастую дистрибьютор онлайн-игры заключает с игроком соглашение об оказании услуг. В рамках этого соглашения игрок именуется пользователем и обязуется соблюдать правила, установленные дистрибьютором и создателем игры, а дистрибьютор, в свою очередь, обеспечивает ему доступ к аккаунту и миру игры.
Первый из вопросов возникает в связи с практикой судов отказывать гражданам в защите их нарушенных прав на основании того, что интерес из игр не защищается. Так, гражданин обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, которое получила фирма ООО "Иннова Системс" в результате расторжения договора предоставления пользователю услуг пользования компьютерной игрой "Lineage II". В то время как пользователем были активированы дополнительные платные бонусы в этой игре, он совершил действия, противоречащие пользовательскому соглашению, за это его аккаунт был заблокирован, однако средства, потраченные им на временное улучшение этого аккаунта, ему возвращены не были. Суд пришел к выводу, что соглашение между игроком и дистрибьютором является соглашением об условии проведения игры, и отказал в удовлетворении исковых требований на этом основании.
Согласно п. 1 ст. 1062 ГК РФ, требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в п. 5 ст. 1063 ГК РФ.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетеля, мировой судья пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку учетная запись истца была заблокирована ООО "Иннова Системс" в связи с нарушением (***) Е.И. правил игры. Наличие либо отсутствие в действиях пользователя нарушений правил игры относится к организации игрового процесса, в связи с чем требования истца, связанные с участием в игре, в силу п. 1 ст. 1062 ГК РФ не подлежат судебной защите [1].*(1) Для разрешения этой коллизии достаточно добавить прилагательное "азартный" к каждому случаю употребления сочетания "игр и пари" в гл. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но пока этого не произойдет, ни один пользователь онлайн-игр не может рассчитывать на своевременную защиту своих законных интересов в суде.
Данный вопрос можно разрешить и путем заимствования из зарубежного права. В Республике Корея действует закон, запрещающий торговлю виртуальными ценностями, если последние получены в игре, где решающим фактором успеха является случай, либо получены с использованием ошибок в игре. Наказание за нарушение закона варьируется от штрафа (до 32 000 евро, или 50 миллионов вон) до тюремного заключения сроком на пять лет. Но интерес вызывает не сам закон, а его толкование верховным судом Республики Корея в деле от 2009 г. [6] Один из пользователей игры "Lineage" заработал около 14000 евро, покупая и перепродавая виртуальную валюту в указанной игре. Суд первой инстанции признал этого гражданина виновным, однако апелляционный суд отклонил это решение, сославшись на то, что "lineage is foremost a game of sweat", т.е. для успеха в этой игре требуется труд, а не удача. Далее Верховный суд утвердил именно это решение.
На основе этой практики можно разработать механизм разграничения компьютерных и азартных игр, подпадающих под регулирование гл. 58 ГК РФ.
Второй вопрос, который был поставлен в начале этой статьи, заключается в том, можно ли защищать действия пользователя, если они противоречат лицензионному соглашению, заключенному с дистрибьютором игры. На данный момент практика защиты интересов пользователей онлайн-игр от злоупотреблений дистрибьюторами игр своего значительно более сильного положения сталкивается с непониманием. Допустим, что пользователь Х продает свой аккаунт в онлайн-игре пользователю Y; будет ли пользователь Y обладать правами на этот аккаунт? Ответ: в России у него не возникнет никаких прав на этот аккаунт в принципе. Иными словами, если старый хозяин задумает схитрить и вернуть себе (воспользовавшись услугой восстановления доступа к учетной записи или мастер-паролем) свой аккаунт, он это с легкостью сможет сделать, и тогда мы лишь сможем попытаться взыскать с него полученные им от нас денежные средства в порядке condictio ob causam finitam, кондикционного иска. Но ведь с аккаунтом нас может связывать нечто большее, чем просто вложенные в него денежные средства, что делать в таком случае? Приведем пример решения российского суда, в котором ясно указано, что закон о защите прав потребителей к указанным отношениям не применяется и что пользовательское соглашение никак не может умалять права пользователя, так как он имел право требовать изменения условий соглашения при присоединении.
"Судом установлено, что 17.04.2007 г. Ш. заключил с ООО "Иннова Системс" пользовательское соглашение о предоставлении сервиса (услуг) развлекательного характера по использованию игры "Rising Force Online" под идентифицирующим истца логином "mindfrk", а 01.12.2008 г. пользовательское соглашение по использованию игры "Lineage 2" под логином "mindfrk2".
Условия пользовательских соглашений, по утверждению истца, не соответствуют закону, так как позволяют изменять правила в одностороннем порядке, а именно менять стоимость услуг, ограничивать предоставление услуг путем блокирования (удаления) учетной записи без объяснения причин применения санкций к игроку, запрещают использовать "игровые ценности" и игровые преимущества, полученные игроком вследствие нарушения третьими лицами игровых правил, а также, несмотря на платный характер услуг по приобретению игровых ценностей, позволяют администрации не проводить их возврата в случае утраты доступа к учетной записи пользователя.
Ссылка на возникновение убытков у истца в случае одностороннего отказа от исполнения договора не может быть принята во внимание, так как указанное пользовательское соглашение является бесплатным, а следовательно, представление по нему истец получает на безвозмездной основе. Плата за премиум-аккаунт и покупка игровых ценностей в игровом магазине специально оговорены в приложении к соглашению, в том числе, как установлено судом, порядок их оплаты и возврата денежных средств.
Несохранение в тайне данных об учетной записи пользователя, которыми воспользовался другой участник игры, причинив вред данному пользователю, не может являться основанием для наложения ответственности за действия недобросовестного участника на администрацию, в то время как обязанность по сохранению данных учетной записи лежит не на ней, а на пользователе" [2].*(2)
В противовес подобной, на наш взгляд, излишне консервативной практике российских судов, решения зарубежных судов по очень схожим вопросам в корне отличаются. В 2006 г. гражданин Финляндии П., имеющий статус инвалида, приобрел копию онлайн-игры "World of Warcraft" у гражданина В. Игровой аккаунт был приобретен за 50 евро, однако через два года активного использования аккаунта и приобретения вещей во внутреннем магазине стоимость аккаунта (по оценкам адвоката гражданина П. и суда) составила 2000 евро.
27 июля 2008 г. П. не смог получить доступ к своему аккаунту, благодаря быстрому мышлению, он в краткие сроки понял, что предыдущий владелец восстановил доступ к аккаунту с помощью мастер-пароля. П., для которого виртуальный мир был уже долгое время единственным миром, в котором он мог жить полной жизнью, был более чем расстроен подобным поведением и нанял юриста для подачи иска в суд. При поддержке прокурора Центральной Финляндии было возбуждено уголовное дело против В. по статьям "unauthorised use" (Criminal Code (Act 39/1889) Chapter 28 - Section 7) и "criminal damage" (Criminal Code (Act 39/1889) Chapter 35 - Section 1).
28 октября 2009 г. В. поспешил заключить мировое соглашение с П. и выплатить последнему 4000 евро в качестве компенсации [4].
Из данного дела мы можем сделать важный вывод: суд Финляндии рассматривал спор, несмотря на пользовательское соглашение, заключенное между В. и компанией "Blizzard" (разработчиком игры), которое предусматривало запрет на передачу аккаунта игрока в другие руки. Суд, таким образом, подтвердил, что ставит гражданское законодательство выше договора, а также обращается к принципу первичного введения в оборот, после которого автор теряет возможность регулировать распространение экземпляра своего произведения.
Вторым хорошим примером послужит дело "Bragg vs. Linden", рассматривавшееся в США, в Окружном Суде Восточного Округа Пенсильвании [3]. Аккаунт Брагга был заблокирован оператором игры (дистрибьютор на территории США "Linden Lab") вследствие так называемого нарушения Соглашения об услугах. В результате этого Браггом были потеряны виртуальные сбережения в размере от 4 до 6 тысяч долларов. Брагг предъявил иск к "Linden Lab" о возмещении стоимости его внутриигровых сбережений. Суд счел ряд положений договора "недобросовестными" (unconscionable) в той мере, в какой это препятствовало исполнению договора. Стороны заключили мировое соглашение, и Брагг получил свой аккаунт обратно.
Таким образом, хотя российское право препятствует защите прав пользователя, который нарушил условия соглашения с дистрибьютором игры, однако общемировая практика идет в противоположном направлении. Для приближения к общемировым ориентирам следует принять Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 в новой редакции, где требуется отдельно указать, что отношения пользователей и дистрибьюторов онлайн-игр регулируются данным постановлением и законодательством о защите прав потребителей. Исходя из вышесказанного, признаем, что индустрия онлайн-игр не урегулирована. Этот факт незамедлительно должен быть исправлен, ведь экономически эта сфера является одной из самых развитых экономических сфер России.
Список литературы:
[1] Определение Московского городского суда от 06.10.2011 по делу N 4г/1-8422 (дата обращения: 14.11.2016).
[2] Определение Московского городского суда от 10.03.2011 по делу N 4г/1-1668 (дата обращения: 14.11.2016).
[3] Fairfield, J. 2008. Anti-Social Contracts: The Contractual Governance of Virtual Worlds. McGill Law Journal, 53(3), 427-476.
[4] Prosecutor's Office of Central Finland, diary no. R 09/1092 // Rechtspraak, 2009.
[5] Senior Lecturer, Te Piringa - Faculty of Law, University of Waikato.
[6] Terra Nova. Online: Detecting gold-farmers' group in MMORPG by analyzing ... // [Электронный ресурс]. URL: http://www.koreascience.or.kr/article/articlefullrecord.jsp?cn=jbbhcb_201 2_v22n3_585 (дата обращения: 14.11.2016).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В передаче надзорной жалобы на судебные акты по делу о возмещении материального ущерба, взыскании процентов, компенсации морального вреда для рассмотрения в суде отказано, так как наличие либо отсутствие в действиях пользователя нарушений правил игры относятся к организации игрового процесса, в связи с чем требования истца, связанные с участием в игре, в силу п. 1 ст. 1062 ГК РФ не подлежат судебной защите.
*(2) В передаче надзорной жалобы по делу о признании недействительными условий пользовательского соглашения к игре отказано, так как условие об одностороннем отказе от исполнения договора в соглашении сторон не противоречит действующему законодательству, соглашение не предусматривает ограничение ответственности, поскольку в нем не предусмотрен отказ администрации от возмещения убытков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петров В.Е. Защита прав потребителей онлайн-игр
Petrov V.E. Consumer protection of online games
В.Е. Петров - студент магистерской программы НИУ-ВШЭ "Право информационных технологий и интеллектуальной собственности"
V.E. Petrov - student of the master program of Higher School of Economics National Research University "Right of information technologies and intellectual property"
В данной работе рассматривается вопрос защищенности потребителей онлайн-игр в России, анализируется российская и зарубежная практика. Автор делает выводы и предложения о развитии российского законодательства с учетом общемировых тенденций.
In this operation the question of security of customers of online games in Russia is considered, the Russian and foreign practice is analyzed. The author draws conclusions and sentences about development of the Russian legislation taking into account universal tendencies.
Ключевые слова: онлайн-игра, пользователи, дистрибьютор, нарушения правил игры, судебная защита.
Keywords: online game, users, distributor, violations of the rules of a game, judicial protection.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни