О самозанятых замолвите слово
Н. Лель,
юрист, г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 21, май 2017 г.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона N 87981-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (об уточнении условий осуществления предпринимательской деятельности).
Как сообщил один из авторов законопроекта председатель Комитета П. Крашенинников, проект направлен на определение правового статуса самозанятых граждан, в частности, в целях исключения возможности признания их деятельности незаконным предпринимательством.
К самозанятым гражданам принято относить лиц, оказывающих некоторые виды услуг физическим лицам, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это могут быть бытовые услуги, услуги няни, сиделки, репетитора, водителя, фотографа, переводчика, программиста и др.
Сейчас ГК РФ предусмотрено, что осуществлять деятельность в целях получения прибыли могут только юридические лица или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. То есть и репетитор, и нянечка, и частный извозчик при наличии других признаков предпринимательской деятельности (самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли) обязаны регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет за собой выполнение различных требований законодательства, - пояснил П. Крашенинников.
Кроме того, если такая деятельность не зарегистрирована должным образом либо осуществляется без обязательной лицензии, то она может подпадать под ст. 171 Уголовного кодекса РФ "Незаконная предпринимательская деятельность".
Законопроектом предлагается внести изменения в ГК РФ, которые позволят предусмотреть возможность для граждан осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом точный перечень видов деятельности будет определяться Правительством РФ, - сообщил председатель Комитета.
Принятие законопроекта станет правовой основной для исполнения поручения Президента РФ об исключении любой возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством и позволит внести необходимые для этого изменения в другие законодательные акты РФ (такие, как Законы о занятости населения, о государственной регистрации юридических лиц, Налоговый кодекс и пр.).
Предлагаемые изменения направлены на устранение барьеров, которые существуют сегодня для миллионов самозанятых граждан нашей страны, что позволит сделать их деятельность законной без необходимости сбора и подачи множества различных документов, "выйти из тени" и не считаться нарушителем или преступником, - заявил, П. Крашенинников.
Создадут реестр уклонистов от оборонзаказа
ФАС России выработала меры воздействия для предприятий, отказывающихся от выполнения гособоронзаказа.
В Законодательном собрании Нижегородской области состоялось совещание с представителями оборонной промышленности ПФО. Совещание было организовано при поддержке ФАС России, комитета Законодательного собрания по экономике и промышленности и министерства промышленности и инноваций региона. В совещании приняли участие заместитель руководителя ФАС России Д. Фесюк, руководитель УФАС по Нижегородской области М. Теодорович и помощник руководителя ФАС России И. Баранов.
В ходе дискуссии представители промышленности отмечали сложности работы с кооперацией, нежеланием коммерсантов идти на уступки оборонщикам в поставках общепромышленной продукции в ценовом коридоре, в котором они удерживают собственные цены. Чаще всего давление на головных исполнителей оборонного заказа выражается в отказе от заключения контрактов на поставку необходимых комплектующих узлов и агрегатов.
Д. Фесюк сообщил, что Федеральная антимонопольная служба выступила с законодательной инициативой ведения реестра организаций, уклоняющихся от заключения контрактов на поставку продукции, используемой при создании вооружения и военной техники. Нахождение в таком реестре для организаций будет грозить лишением государственной поддержки.
"Просить государственную поддержку и при этом игнорировать оборонные нужды страны, руководствуясь только собственными интересами, - не просто эгоизм и стяжательство. В случае отказа от выполнения государственного оборонного заказа - это уже воровство",- отметил заместитель руководителя ФАС России.
ФАС расстроила картельный сговор
Арбитражный суд г. Москвы подтвердил наличие картеля в ходе аукционов на поставку жизненно важных лекарств. Суд поддержал Московское УФАС России, которое признало наличие картельного сговора между ООО "БСС" и ООО "АМТ".
В январе 2017 года регулятор установил, что ООО "БСС" и ООО "АМТ" в ходе аукционов на общую сумму свыше 414 млн. руб. действовали в интересах друг друга. Картельное соглашение между организациями привело к поддержанию цен на 107 торгах в 11 регионах РФ.
Участие в сговоре позволило ООО "БСС" выиграть 95 аукционов со снижением от 0% до 1% начальной (максимальной) цены и 3 аукциона - со снижением от 1,5% до 5%. Общая сумма аукционов превысила 403 млн. руб. В свою очередь, ООО "АМТ" выиграло 7 аукционов со снижением начальной (максимальной) цены от 0,5% до 1%. Еще по двум аукционам снижение составило 3% и 5,5% от начальной (максимальной) цены соответственно. Общая сумма аукционов составила более 6 млн. руб.
В перечень закупаемых госучреждениями лекарственных средств вошли препараты из числа жизненно важных, в том числе инсулин, а также лекарственные препараты для лечения раковых заболеваний, сахарного диабета, различные антибиотики.
Московское УФАС России признало компании виновными в нарушении запрета на заключение антиконкурентного соглашения (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2.07.2006 N 135-ФЗ " О защите конкуренции"), выдав предписание о недопущении действий, ограничивающих конкуренцию. Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ООО "БСС" оспорило выводы регулятора в суде. Компания настаивала на том, что ООО "АМТ", являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, подконтрольно ООО "БСС" и фактически является вспомогательным подразделением этого предприятия. Таким образом, по мнению ООО "БСС", компании входят в одну группу лиц, попадая под исключение ст. 11 Закона N 133-ФЗ, а их действия в ходе торгов не могут считаться сговором.
Между тем, как было установлено антимонопольным органом, вопреки позиции заявителя, созданная им структура является именно картелем и никоим образом не попадает под установленные Законом N 135-ФЗ, на чем настаивало ООО "БСС".
Согласно ч. 7 и 8 ст. 11 Закона N 135-ФЗ запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.
В настоящем случае в период проведения 107 аукционов под указанные исключения ООО "БСС" и ООО "АМТ" не попадали, а факт заключения между обществами договора доверительного управления и агентского договора ни антимонопольный орган, ни суд не посчитали основанием для применения положений ч. 7 и 8 ст. 11 Закона N 135-ФЗ.
При этом антимонопольный орган отмечает, что такие действия ООО "БСС" и ООО "АМТ", при которых компании на протяжении нескольких месяцев участвуют в торгах на поставку, в частности, жизненно важных лекарственных препаратов для нужд государственных и муниципальных учреждений, фактически исключают из конкурентной борьбы за контракты иных претендентов.
Помощь незаконным мигрантам может дорого обойтись
Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона N 182361-7 "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на совершенствование законодательства в сфере противодействия незаконной миграции.
Законопроектом предлагается пересмотреть в КоАП РФ направление на ужесточение ответственности за нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Для противодействия подобного рода правонарушениям законопроектом вносится изменение в санкцию ч. 3 ст. 18.9 КоАП об увеличении размеров административных штрафов, налагаемых на граждан, от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц - от 35 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
Ужесточение административной ответственности действующей редакции КоАП за предоставление жилого помещения, транспортного средства либо оказание посреднических услуг по оформлению разрешительных документов на пребывание (проживание) в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства, находящимся в России с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, обусловлено увеличением правонарушений.
По данным Правительства РФ, в 2015 году было составлено 40149 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей КоАП (в 2014 году - 37698), привлечено к ответственности 39434 лица (в 2014 году - 38941) с назначением административного штрафа на общую сумму 148 794,6 тыс. руб. (в 2014 году - 217 323,4 тыс. руб.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.