Увеличение совокупного вклада НПФ
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 7.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) совокупный вклад учредителей фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию должен составлять не менее 3 млн руб. со дня введения в действие указанного закона, а с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб. Это правило установлено в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц.
Совокупный вклад в НПФ вносится денежными средствами. Он не учитывается при определении налоговой база по налогу на прибыль, так как в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ относится к категории целевых поступлений.
Увеличить совокупный вклад учредителей фонда возможно как за счет дополнительного вклада учредителя (учредителей), так и за счет вклада третьего лица, принимаемого в состав учредителей фонда.
Согласно письму Минфина России от 13.09.07 г. N 03-03-06/3/19 при увеличении совокупного вклада НПФ дополнительные вклады учредителей НПФ и вклады третьих лиц, принимаемых в состав учредителей фонда, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. Однако в письме сказано, что если третьи лица, увеличивающие совокупный вклад НПФ, не принимаются в состав учредителей фонда, то их дополнительные вклады учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль этого фонда на основании ст. 250 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 4.05.06 г. N 03-03-04/3/8, УФНС по г. Москве от 20.10.06 г. N 20-12/92782.
При применении данных документов надо помнить, что они не носят нормативный характер и являются разъяснениями по конкретным запросам, тем не менее их следует учитывать.
В связи с этим при получении денежных средств, передаваемых в совокупный вклад НПФ, необходимо понять: будет ли лицо, которое передает деньги, учредителем или нет. От этого зависит правильное налогообложение указанных сумм. Однако четкой схемы, как должно оформляться вхождение новых участников в состав учредителей НПФ, законодательством не установлено.
Как правило, НПФ документально оформляют увеличение совокупного вклада в НПФ путем составления внутренних документов в зависимости от процедур, прописанных в уставе фонда.
Эта информация может не попадать в ЕГРЮЛ. В данном случае согласно сведениям, представленным в выписках из ЕГРЮЛ, указаны будут лишь первоначальные учредители НПФ, а третьи лица, которые внесли вклады дополнительно, фигурировать уже не будут.
В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Поэтому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может отказать в государственной регистрации изменений в устав НПФ, связанных с выходом или включением новых учредителей, мотивируя это тем, что, так как фонд - организация, не имеющая членства, возможность выхода учредителей из фонда или изменение состава учредителей фонда после принятия решения о создании фонда не предусмотрена действующим законодательством.
Такая ситуация в свою очередь может повлечь за собой вопрос о правомерности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму вкладов третьих лиц в НПФ. По сути, эта ситуация складывается в результате несостыковки гражданского и налогового законодательства.
В настоящее время единственным учредительным документом фонда является устав фонда. В предыдущей редакции Закона N 75-ФЗ предусматривалось, что порядок создания НПФ определялся учредительным договором, заключенным его учредителями.
Среди перечня обязательных сведений, которые должен содержать устав негосударственного пенсионного фонда согласно положениям ст. 6 Закона N 75-ФЗ, не указаны сведения об учредителях.
Однако в п. 1 этой статьи установлено, что устав НПФ утверждается его учредителями (учредителем). Аналогичное правило определено п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ.
Каким образом должно происходить данное утверждение - в законе не указано. Во избежание споров с налоговыми органами относительно налогообложения вкладов в совокупный вклад желательно, чтобы учредители были поименованы в уставе НПФ; в уставе следует указать, кто является учредителем НПФ и какую сумму вклада данное лицо внесло в совокупный вклад.
Устав НПФ должен быть подписан не руководителем исполнительного органа фонда (президентом или исполнительным директором), а его учредителями. Внесение вклада в совокупный вклад НПФ должно сопровождаться новой редакцией его устава. Это исключит возможные споры с налоговыми органами по поводу обложения налогом на прибыль вклада учредителя в совокупный вклад НПФ.
Следует иметь в виду, что, несмотря на то что учредители НПФ не имеют членства в созданном им фонде, сведения об учредителях (участниках) юридического лица составляют содержание ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно положениям п. 3 ст. 14.25 КоАП за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, предусмотрена административная ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. Под должностным лицом в данном случае имеется в виду руководитель исполнительного органа НПФ. Это еще один довод в пользу того, чтобы устав НПФ был подписан его учредителями.
При принятии нового участника в состав учредителей НПФ необходимо обращать внимание на то, является ли данная сделка для данного участника крупной. Если такая сделка является крупной, она должна быть одобрена согласно законодательно установленным документам и положениям устава данного будущего участника.
О. Попова,
юрист ООО "Финаудитсервис"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71