Требование по уплате недоимки - по новым правилам
Н. Рутберг,
член Палаты налоговых консультантов
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2017 г., с. 18-19.
С 27 мая начал действовать новый, единый порядок направления электронного требования об уплате недоимки по налогам и взносам, а также об уплате пеней и штрафов, утвержденный приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@. О подводных камнях новшества, обусловленного переходом взносов под контроль налоговиков, предупреждает член Палаты налоговых консультантов (ПНК) России Наталья Рутберг.
Алгоритм следующий: сначала инспекторы оформят требование "на бумаге", подпишут и зарегистрируют. Не позднее следующего рабочего дня документ должен быть "оцифрован", подписан квалифицированной электронной подписью (КЭП) и направлен плательщику через оператора электронного документооборота (ЭДО). Оператор ЭДО, в свою очередь, должен будет выслать инспекции и налогоплательщику подтверждение даты отправки документа. Датой направления требования налогоплательщику считается дата, зафиксированная в таком подтверждении.
Примечание. Налогоплательщикам, отчитывающимся по ТКС, следует входить в систему для отправки отчетности и проверять поступление документов из инспекции не реже одного раза в сутки. Ведь на то, чтобы направить в инспекцию либо квитанцию о приеме, либо уведомление об отказе, им отводится один рабочий день.
Неверная электронная подпись инспекции или отсутствие подписи вообще - одно из веских оснований для отказа в принятии требования. Второе основание - требование направлено вам по ошибке. А вот оговорки о неверном формате требования в новом порядке нет.
"Бумажный дубль" отменен?
Напомню, согласно ранее действовавшему порядку, утвержденному приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@, в случае, если налогоплательщик (страхователь) не высылал квитанцию о приеме требования в установленный срок, налоговики должны были продублировать свою "настоятельную просьбу" на бумаге, заказным письмом. Полученной такая корреспонденция по умолчанию считается по истечении шести дней с даты отправки (п. 6 ст. 69 НК РФ). Выходит, что если налоговая инспекция не получит от налогоплательщика квитанцию о приеме, она не обязана направлять ему требование на бумаге, хотя прежде это было обязательным.
В завершение хочется посоветовать предпринимателям, привыкшим сдавать отчетность не самостоятельно, а через посредников (уполномоченных представителей), относиться к выбору таковых как можно более ответственно. Ведь если посредник не направит в ИФНС электронную квитанцию и не уведомит клиента-доверителя о полученном требовании, налогоплательщик (страхователь) рискует попросту не выполнить требование об уплате недоимки в установленный срок. А это чревато неприятностями вплоть до блокирования операций по счетам. Чтобы такого не произошло, в договоре с уполномоченным представителем стоит подробно прописать его обязанности и меру ответственности за причинение вреда клиенту.
В завершение хочется посоветовать предпринимателям, привыкшим сдавать отчетность не самостоятельно, а через посредников (уполномоченных представителей), относиться к выбору таковых как можно более ответственно. Ведь если посредник не направит в ИФНС электронную квитанцию и не уведомит клиента-доверителя о полученном требовании, налогоплательщик (страхователь) рискует попросту не выполнить требование об уплате недоимки в установленный срок. А это чревато неприятностями вплоть до блокирования операций по счетам. Чтобы такого не произошло, в договоре с уполномоченным представителем стоит подробно прописать его обязанности и меру ответственности за причинение вреда клиенту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.