Зарплатные комиссии ждут новых "клиентов"
С. Данилов,
корреспондент "ПБ"
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2017 г., с. 40-43.
Предположения руководителей компаний и бухгалтеров по поводу возможного прекращения работы так называемых "зарплатных" комиссий оказались несостоятельными - как и предупреждали наши эксперты. Точки над "i" по этому вопросу в своих официальных разъяснениях расставило то же ведомство, которое и породил о ложные надежды - ФНС России.
Комиссии по легализации налоговой базы действуют на основании положений подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ. Данная норма предусматривает право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений:
- по уплате ими налогов и сборов в связи с налоговой проверкой;
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Во втором случае вызов может означать приглашение на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Подробную информацию о работе таких комиссий ФНС России давала более двух лет назад - в письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12722.
Целью их работы было увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений законодательства.
Комиссии по легализации налоговой базы были призваны оценивать правильность формирования налоговой базы и полноту уплаты НАС, налога на прибыль организаций, НАФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, налога, уплачиваемого при применении УСН, ЕНВА, ЕСХН.
Для рассмотрения на заседании комиссии инспекция отбирала компании, которые:
- заявляли налоговые убытки;
- имели низкую налоговую нагрузку;
- являлись налоговыми агентами по НАФЛ и имели задолженность по перечислению НАФЛ либо снизили поступления НАФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%. Или же выплачивали зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- имели признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок.
Кроме того, претендентами на вызов являются:
- налогоплательщики - резиденты РФ, в отношении которых поступала информация от компетентных источников иностранных государств о получении ими дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
- налогоплательщики, в отношении которых имелись обращения контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций о получении дохода;
- предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода, полученного за налоговый период;
- иные налогоплательщики - например, заявляющие возмещение НАС, или в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения законодательства, но назначать выездную проверку нет смысла по причине ее возможной малоэффективности.
При этом за неявку должностное лицо организации, которой был адресован вызов для дачи пояснений, наказывали административным штрафом в размере от 2000 до 4000 рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ - "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль"). Происходило это не слишком часто, но прецеденты имеются.
Буря в стакане воды
И вот недавно случилось странное. Письмом от 21.03.2017 N ЕА-4-15/5183@ ФНС России отменила свое же письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 о работе комиссий по легализации налоговой базы. Тем самым деятельность комиссий оказалась под вопросом, поскольку никаких новых задач им поставлено не было. Это обстоятельство и послужило поводом для различных пересудов и кривотолков по поводу возможного полного и окончательного упразднения всех комиссий как таковых, включая "зарплатные". Скептики же предчувствовали подвох и ждали дополнительных разъяснений. И дождались. В виде письма налогового ведомства в адрес... Государственной инспекции труда в Камчатском крае, камчатского же Минэкономразвития и ячейки тамошних профсоюзов. Похоже, все они пребывали в растерянности так же, как и предприниматели.
Важно. Можно ли проигнорировать приглашение? Теоретически это возможно, однако последствия неявки могут быть весьма печальными - от штрафа по статье 19.4 КоАП РФ до внеплановой выездной проверки. Так что лучше отреагировать должным образом.
Зарплатным комиссиям - второе дыхание
Сенсации не случилось. Из нового письма ФНС России от 21.03.2017 N ЕА-4-15/7708 следует, что разговоры о "безвременной кончине" оказались преждевременными и "пациент" не то что "скорее жив, чем мертв", но полон сил и энергии.
Разъяснения следующие: письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722, регламентирующее работу комиссий по легализации налоговой базы, отменено в части организации работы отдельных комиссий по НАС, ЕСХН, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организации, земельному и транспортному налогу, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения и ЕНВА. При этом порядок проведения и организации комиссий по легализации заработной платы... не изменился.
После этого авторы напомнили основные положения письма четырехлетней давности, определяющие последовательность контрольных мероприятий по искоренению "теневой" зарплаты, несвоевременного перечисления НАФЛ, выявлению работодателей, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ.
Итак, такие комиссии могут организовываться на базе ИФНС или УФНС, а также быть межведомственными, то есть создаваться при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.
В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса РФ о налоговой тайне, а также закона 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
При необходимости в состав комиссии налоговых органов рекомендовано включать представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда РФ, Госинспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.
По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика комиссия может направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
Информацию о выявленных работодателях, выплачивающих зарплаты ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговым органам следует ежеквартально направлять органам местного самоуправления или органам по труду и занятости субъектов РФ и Госинспекции труда по субъектам РФ для принятия соответствующих мер.
Кого могут вызвать
Наибольшему риску подвержены фирмы, где уровень дохода сотрудников не превышает прожиточного минимума или МРОТ. Последнее, кстати, является прямым нарушением статьи 133 Трудового кодекса РФ, за которое предусмотрена административная ответственность. Инспекторы передают данные по таким компаниям в трудовые инспекции, а те уже применяют к организациям штрафные санкции согласно статье 5.27 КоАП РФ.
Справочно. Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы. При этом они не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом. Члены комиссии не вправе доначислять или штрафовать по "домыслам", в их компетенции только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.
В группу риска также автоматически попадают компании, у которых налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам по конкретному виду экономической деятельности и те, в отчетности которых на протяжении нескольких налоговых периодов отражены убытки.
Пристальное внимание налоговиков привлекают также компании, применяющие смешанные режимы налогообложения, а также те "вмененщики" и "упрощенцы", показатели экономической деятельности которых приближаются к предельным значениям, дающим право на применение спецрежима.
И, наконец, на заседание "зарплатной" комиссии приглашаются руководители и бухгалтеры компаний, зарплата, в которых оказывается меньше среднеотраслевого уровня.
Проанализировав общедоступную информацию о величине "среднеотраслевой зарплаты" (найти ее можно, например, на сайтах Управлений ФНС России или Росстата), легко спрогнозировать и вызов на "зарплатную" комиссию.
Помимо прочего стоить знать, что источником негативной информации и поводом для вызова могут быть и сами работники, в том числе уволенные ранее из организации (такой вывод следует из письма ФНС России от 09.06.2016 N EA-4-15/10246).
Отстаиваем свою позицию
Будучи вызванным на "зарплатную" комиссию, надо быть готовым к тому, что контролеры будут выпытывать причины низкой, по их мнению, зарплаты. Кроме того, они будут пытаться уличить компанию в наличии зарплаты в "конвертах". Обвинять в чем-либо конкретном, а уж тем более наказывать за что-то, полномочий у них нет, их миссия - задавать "наводящие" вопросы. Соответственно, задача "вызванного на ковер" - дать "правильный" ответ. Шпаргалки стоит заготовить заранее.
Зарплата ниже средней по отрасли
Вариантов объяснений существует множество, большинство из них достаточно универсальны, и применять их целесообразно по принципу "каши маслом не испортишь". Ну, например:
- компания слишком молода, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности;
- возникли временные трудности - изменилась конъюнктура рынка, снизился спрос, сократились рынки сбыта. Дополнительным аргументом могут стать непредвиденные расходы, связанные с переоборудованием производства либо с его развитием;
- еще одной популярной и действительно объективной причиной низкой зарплаты является наличие совместителей. Трудятся они неполный рабочий день, поэтому им выплачивается заработная плата только за отработанное время. В то время как в трудовых договорах зафиксирован вполне рыночный размер заработной платы;
- торговые компании могут сослаться на особую систему премирования, где эффективность сотрудника и, соответственно, его денежное довольствие определяются достигнутым результатом, а не количеством "отсиженных" на работе часов.
Зарплата сотрудника в организации меньше прежнего заработка
Во многих компаниях найдутся сотрудники, получавшие зарплату на предыдущем месте работы больше, чем в настоящее время. Их наличие наверняка заинтересует членов "зарплатной", натолкнув на мысль о "конвертации" зарплат. Здесь тоже возможно множество вариантов: новая работа ближе к дому, к тому же с гибким графиком, и такие плюсы компенсируют ему небольшой заработок. А на предыдущем месте он попросту попал под сокращение, и жить на пособие ему претит.
Слишком много "подотчета"
Не понравится ревизорам и высокий показатель выдачи наличных денег под отчет. В их понимании это является скрытой формой заработной платы. Объясняем, что никакая это не схема, что наличные деньги выдаются под отчет в строгом соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ, и Положением о подотчетных средствах, действующим на предприятии. Причем, по возможности, подкрепляем свои объяснения документально - в качестве доказательств можно представить локальное Положение о подотчетных средствах, акты проверок кассовой дисциплины, проводимых обслуживающим банком, акты инвентаризации подотчетных средств, авансовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера.
Финансовые источники дорогих покупок
Участников комиссии, подготовившихся к ее проведению должным образом, может смутить несоответствие официальных доходов сотрудника и его расходов. И они поинтересуются, откуда у сотрудников, получающих мизерную официальную зарплату квартиры, дачи и недешевые автомобили. Ну, что им ответить? Только то, что в бухгалтерском учете предприятия имеются сведения только о тех доходах работников, источником которых является оно само. Доходы, которые сотрудник получает вне работодателя, не являются предметом учета компании. Так что объяснить, "откуда дровишки", может только сам сотрудник, а работодатель за него не в ответе. В конце концов, у него может быть дополнительный заработок (по совместительству, по договорам подряда), он может взять кредит в банке или взаймы у друзей, получить наследство или продать старую машину (квартиру).
На заметку. Если руководитель предприятия поддастся на уговоры и решит поднять зарплату на вверенном ему объекте, то лучше это сделать не резко, а поэтапно, соблюдая определенный график. Тогда повышение зарплат будет выглядеть обоснованно, и никто не сможет даже подумать о том, что наличие схем все же было.
P.S. В общем, в ходе заседания вы вправе "импровизировать", как вам заблагорассудится. Впрочем, такое же право есть и у проверяющих. Даже полный отказ от предоставления объяснений не влечет за собой каких-либо штрафных санкций. Однако это чревато обострением отношений вплоть до проведения выездной проверки. Так что, если возразить совсем уж нечего, лучше запросить у комиссии дополнительное время для предоставления информации. Кстати, у этой медали есть и обратная сторона - согласившись с требованиями чиновников и подняв зарплату на предприятии, вы также рискуете навлечь на себя досрочную выездную проверку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.