Социальные скидки потребителям
Е. Диркова,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2017 г., с. 60-61.
Фирма приняла решение о предоставлении скидки социально незащищенным категориям потребителей - пенсионерам и многодетным семьям. Как вести учет продаж в таких ситуациях?
Льготы при продаже товаров, работ, услуг, в том числе скидки, - элемент маркетинговой политики компаний, направленный на привлечение покупателей определенных категорий. В кризис скидки стали особенно популярны в отношении малоимущих слоев населения - таких, как пенсионеры, студенты, многодетные семьи. Этим потребителям скидки предоставляются в момент реализации - по предъявлении документа, подтверждающего социальный статус (пенсионного удостоверения, студенческого билета, удостоверения о многодетности). Подобные скидки именуют текущими.
Но существуют скидки и другого вида - так называемые ретроспективные или накопительные. Они предоставляются по итогам покупок за предшествующий период - например, по дисконтным картам.
Сосредоточим внимание на текущих скидках социального характера. Они предоставляются без применения дисконтных карт. Каковы особенности бухгалтерского учета и налогообложения доходов в этих ситуациях?
Бухгалтерский учет выручки
Под текущей скидкой понимается сумма, на которую снижается цена еще не реализованных товаров, работ, услуг. Продавец применяет уменьшенную цену заблаговременно.
При таких обстоятельствах выручка корректировки не требует. Она сразу указывается в размере, подлежащем оплате покупателем. Основание - пункты 6 и 6.1 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Ими установлено следующее:
- выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности;
- величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.
Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 27.10.2010 N 07-02-06/159.
Как вести учет скидок в организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, разъясняет Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). А именно: по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок, относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка"). Как действовать на практике - показывает пример.
Пример. Учет скидок "вмененщиком"
Магазин, уплачивающий ЕНВД, предоставляет пенсионерам скидку на товары в размере 5% от продажной цены. Учет товаров ведется по продажным ценам. Пенсионером приобретено товаров на 1000 рублей, скидка составила 50 рублей (1000 руб. х 5%). В этой связи бухгалтер произведет записи:
- 950 руб. (1000 - 50) - поступила оплата от покупателя;
- 1000 руб. - списана учетная стоимость проданных товаров;
- 50 руб. - скорректирована величина торговой наценки по товару, проданному со скидкой (сторно).
Исчисление НДС
НДС исчисляют исходя из налоговой базы, размер которой определяется в момент отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании цены, непосредственно предъявленной покупателю (подп. 1 п. 1 ст. 167, п. 1 ст. 168 НК РФ). Следовательно, в случае применения текущей скидки НДС начисляется единовременно, то есть корректировке не подлежит.
Предоставление социальной скидки не следует считать изменением цены договора в значении пункта 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ (письмо ФНС России от 01.04.2010 N 3-0-06/63). Подобным образом рассматривают лишь ретроспективные скидки.
Налогообложение прибыли
На основании пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. При этом, согласно пункту 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженных в денежной и (или) натуральной формах.
Из этих формулировок следует, что налогооблагаемая выручка признается в размере, учитывающем социальную скидку.
К скидкам, предоставленным покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ не применяется (письмо Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/1/411).
НДФЛ
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса РФ полученные налогоплательщиком товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой образуют его доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ.
Между тем скидка, предоставленная потребителю, налогом на доходы не облагается по следующим причинам.
Дело в том, что отношения такого покупателя и продавца возникают в результате единой сделки, которая носит возмездный характер, причем покупатель полностью оплачивает предъявленную ему цену.
Социальная скидка не порождает налогооблагаемого дохода и в форме материальной выгоды, поскольку продавец и покупатель взаимозависимыми лицами не являются (подп. 2 п. 1, п. 3 ст. 212 НК РФ). Такая скидка предлагается неопределенному кругу лиц некой социальной группы, поэтому она носит характер публичной оферты (ст. 494, п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.