Авиа-ЧП. Что делать?
Е. Костомарова,
юрист
Журнал "Практический бухгалтерский учет", N 6, июнь 2017 г., с. 77-80.
Аэропорт, приятное волнение перед вылетом, предвкушение отпуска... Вряд ли кто-то, собираясь в отпуск, стремится к не запланированным в программе приключениям. Но что делать, если что-то пошло не так?
Собака съела загранпаспорт
Ситуация комичная, но распространённая. Уничтожителем паспорта может стать не только питомец, но и родной ребёнок, пририсовавший вам усы, цветочки и т.п. на загранпаспорте. Тем более обидно, если билеты были приобретены заранее, по спеццене, а теперь данные загранпаспорта изменились. И что делать, пропали билеты? На самом деле трагедии не произойдёт, если вы заранее (до прохождения регистрации на рейс) позвоните перевозчику (уполномоченному агенту) и сообщите данные нового загранпаспорта. Указанные лица обязаны внести изменения как в билет, так и в автоматизированную систему бронирования (абз. 4 п. 51 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.06.07 N 82, далее - авиаправила).
Задержка вылета
Не так важно, чем конкретно вызвана задержка - технической неисправностью, плохой погодой, опозданием рейса и т.д. Важно, что делать пассажирам с детьми и чемоданами.
Кстати, время задержки рассчитывается со времени предполагаемой отправки рейса.
В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п. 99 авиаправил). "Зависшие" пассажиры вправе рассчитывать на ряд бесплатных дополнительных услуг, которые должен представлять перевозчик или авиакомпания (тот же п. 99 авиаправил):
- пользование комнатой матери и ребёнка (для пассажиров с ребёнком или детьми до 7 лет);
- два звонка или два сообщения по электронной почте (если задержка рейса - более 2 часов);
- обеспечение прохладительными напитками (при задержке более 2 часов);
- обеспечение горячим питанием (при задержке более 4 часов и далее каждые 6 часов днём и каждые 8 часов ночью);
- размещение в гостинице (задержка более 8 часов днём и более 6 часов ночью);
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно (если гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы);
- организация хранения багажа. Пассажир также вправе:
- отказаться от полёта вообще. Важно заметить: в данном случае это вынужденный отказ от поездки, так что перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета (даже "невозвратного");
- потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ; п. 227 авиаправил; ст. 13, 15 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", далее - ЗПП).
Примечание. Совет практического характера: направляясь в аэропорт, прихватите не только новый загранпаспорт, но и копию старого. Если же он погиб безвозвратно, то прихватите хотя бы общегражданский паспорт: там, как правило, всегда есть штамп о выданных загранпаспортах.
Размер компенсации за задержку вылета
Размер компенсации выглядит анекдотично-25% от установленного МРОТ (т.е. 25 руб.) за каждый час просрочки и не более чем 50% от провозной платы (стоимости авиабилета). Более того, перевозчик может "отскочить", доказав, что просрочка была вызвана форс-мажором, необходимостью устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, иными обстоятельствами, не зависящими от перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
Если речь идёт о международной перевозке, то тут действует правило Монреальской конвенции, к которой Россия присоединилась совсем недавно. Теперь размер ответственности перевозчика ограничен суммой 4150 специальных прав заимствования (ст. 3 Воздушного кодекса РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 55 Монреальской конвенции).
Сроки для предъявления претензий
Претензии к перевозчику (авиакомпании) можно предъявлять в течение 6 месяцев со дня задержки рейса (ст. 124, 126 Воздушного кодекса РФ), причём как в аэропорту пункта отправления, так и в аэропорту пункта назначения (по усмотрению заявителя). Срок рассмотрения - 30 дней. Далее, если перевозчик (авиакомпания) отказывается пойти навстречу, следует обращаться в суд (общий срок исковой давности - 3 года (ст. 128 Воздушного кодекса РФ, ст. 196 ГК РФ)). Разумеется, наряду с самой претензией необходимо сразу же подавать копии подтверждающих документов (например, копии авиабилетов, билетов на поезд, на который вы в итоге опоздали, счета за лекарства, расчёт суммы претензии и т.д.).
Лекарства не пускают на борт?
Пассажирам (и, кстати, членам экипажа) разрешено провозить (подп. 3 п. 2 Приложения N 1 к Правилам проведения предполётного и послеполётного досмотров, утв. приказом Минтранса России от 25.07.07 N 104):
- термометр медицинский (один на пассажира);
- тонометр ртутный в стандартном футляре (один на пассажира);
- барометр или манометр ртутный (упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя);
- 3%-ную перекись водорода (100 мл на пассажира);
- не опасные жидкости, гели и аэрозоли - в ёмкостях вместимостью не более 100 мл (эквивалента в другом измерении объёма), при условии что они упакованы в надёжно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объёмом до литра (один пакет на пассажира).
Примечание. Специальные права заимствования (СДР) - это международный резервный актив, созданный МВФ, рассчитываемый на корзине из четырёх ключевых международных валют (доллар, евро, иены, фунт). На время подготовки материала СДР составляет 76,45, т.е. размер ответственности перевозчика - примерно 318 000 руб.
Нельзя провозить жидкость в контейнере, объём которого превышает 100 мл. Не имеет значения, что жидкости там только на 80 или 90 мл, - такие контейнеры к перевозке не принимаются. Исключение составляют лекарства, специальные диетические препараты, детское питание (в том числе материнское молоко): их можно провозить, но только в строго ограниченном количестве и только в объёме, необходимом на время полёта.
Если у вас диабет, то следует заранее выяснить, не введены ли на рейсе повышенные меры безопасности, в связи с чем запрещено перевозить в салоне иглы для подкожных инъекций. Если такое решение принято администрацией аэропорта (авиапредприятием, эксплуатантом), то необходимо заранее позаботиться о медицинской справке, подтверждающей наличие заболевания.
Примечание. Внимание: лекарственные средства, содержащие в составе психотропные или наркотические вещества (в том числе и обезболивающие), подлежат письменному декларированию в "красном" коридоре. При этом надо быть готовыми представить медицинские документы, подтверждающие назначение и количество лекарства.
Если вы долетели, а чемодан - нет
Перевозчик отвечает за багаж пассажира (ст. 118 Воздушного кодекса РФ), и зарегистрированный багаж должен путешествовать на том же борту, что и хозяин (п. 132 авиаправил). Но, как показывает практика, по приземлении часто хозяин и чемодан друг друга не находят. Не дождавшись верного спутника, немедленно обратитесь в службу розыска багажа (как правило, она находится в аэропорту рядом с лентой выдачи). Далее потребуется оформить заявление о неполучении багажа, на основании которого перевозчик примет необходимые меры к розыску багажа, в том числе запросит:
- аэропорт отправления о наличии багажа;
- аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно;
- досылку багажа (в случае его обнаружения).
Причём все эти меры производятся немедленно, тотчас после предъявления пассажиром соответствующего заявления (п. 154 авиаправил). Непременно потребуются авиабилет, багажная квитанция, посадочный талон, отрывной талон багажной бирки и паспорт (иной документ, удостоверяющий личность). Если багаж потерялся по пути на родину, то его придётся декларировать, даже если ничего эдакого там не содержится. Багаж, не доставленный по причинам, не зависящим от физического лица, считается несопровождаемым багажом и подлежит письменному декларированию (абз. 1 п. 2 ст. 356 Таможенного кодекса Таможенного союза). Пренебрежение этой обязанностью приведёт, во-первых, к тому, что перевозчик не сможет доставить его в указанное вами место назначения, во-вторых, от вас потребуют уплаты таможенных платежей (абз. 2 п. 2 ст. 356 ТК ТС).
На розыск багажа перевозчику отводится 21 день со дня предъявления заявления о неполучении багажа (п. 154 авиаправил). Багаж найден? Перевозчик уведомит вас об этом и доставит багаж в аэропорт (пункт), указанный вами, или даже по указанному им адресу, причём без взимания дополнительной платы (п. 154 авиаправил).
Багаж не найден? Требуйте возмещения вреда, обратившись к авиаперевозчику с претензией. Размер ответственности за утерю багажа без объявления ценности - стоимость утерянного багажа, но не более 600 руб. за килограмм (п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса РФ) - это для перевозок внутри страны. При международных воздушных перевозках действует Монреальская конвенция. И тогда ответственность за утерю багажа без объявленной ценности может составить до 76 450 руб. (1000 специальных прав заимствования х 76,45) (ст. 22, 23 Монреальской конвенции). Сознательный перевозчик, дорожащий своей репутацией, может заключить соглашение с пассажирами о повышении своей ответственности, тогда размер ответственности определяется на основании этого документа (ст. 123 Воздушного кодекса РФ). Кроме того, в случае утраты или опоздания с доставкой багажа потребитель вправе требовать компенсации морального вреда (ст. 15 ЗПП).
Здоровье не позволяет
По общему правилу пассажир сам решает, позволяет ли ему здоровье летать (п. 108 авиаправил). Однако, если здоровье пассажира:
- требует особых условий воздушной перевозки;
- угрожает безопасности самого пассажира или других лиц (что подтверждается медицинскими документами);
- создаёт беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, - перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (ст. 107 Воздушного кодекса РФ). То есть, что называется, снять с рейса.
Не будем забывать также, что закон позволяет авиаперевозчикам устанавливать свои правила воздушных перевозок (которые, впрочем, не должны противоречить общим правилам и ухудшать уровень обслуживания (ст. 102 Воздушного кодекса РФ)).
Правила некоторых авиакомпаний обязывают пассажиров с избыточным весом приобретать билеты на два соседних места. Перевозка лежачего больного (на носилках) производится с предоставлением ему дополнительных мест на воздушном судне с оплатой, установленной перевозчиком (п. 110 авиаправил). Слепоглухие инвалиды перевозятся в сопровождении пассажира, оказывающего ему помощь в полёте (п. 111 авиаправил). Глухой или слепой человек или инвалид-колясочник может летать и без сопровождающего (п. 112 авиаправил). Допускается взять в салон собаку-поводыря, предъявив документ об инвалидности и документ, подтверждающий её статус (например, сертификат собаки-поводыря от РКФ). Собака перевозится бесплатно, сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, но должна быть в ошейнике, наморднике и привязана к креслу у ног сопровождаемого человека.
Если у человека налицо признаки вирусной инфекции (например, ветряной оспы), то его также могут не пустить на борт, поскольку он создаёт угрозу здоровью других пассажиров.
Некоторые авиакомпании требуют от беременных письменное разрешение врача, медицинское заключение, обменную карту, справку о сроке и т.д. Внимание: непредставление требуемых документов может повлечь за собой отказ в перевозке. Поэтому конкретные правила именно этой авиакомпании надо уточнять заранее. Более того, в одной и той же компании могут быть разные требования в зависимости от срока беременности, дальности перелёта и т.п.
В заключение ещё раз призываем: все тонкости и условия уточняйте на земле, чтобы потом не было мучительно больно и обидно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455