Может ли орган власти субъекта РФ, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, передать свои полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита другому органу государственной власти субъекта РФ, например органу внутреннего финансового контроля субъекта РФ?
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 7, июль 2017 г., с. 57-61.
Положениями БК РФ не предусмотрена передача бюджетных полномочий органа власти субъекта РФ, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, в том числе по осуществлению внутреннего финансового аудита, другим органам государственной власти, в частности являющимся органом государственного (муниципального) финансового контроля.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 12.04.2017 N 02-02-05/21712, такая передача полномочий не представляется возможной.
Обоснование. Согласно ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) (далее - главные распорядители бюджетных средств) обязаны осуществлять на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит. Он ведется в целях:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Порядок внутреннего финансового аудита должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета такого аудита утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее - Правила N 193). Именно этим документом должно руководствоваться, например, Минобрнауки при проведении внутреннего финансового аудита. Кроме того, в целях обеспечения единообразного подхода к такому аудиту Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 N 822 утверждены специальные методические рекомендации (далее - Методические рекомендации), которые, соответственно, носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным распорядителям бюджетных средств в ходе внутреннего финансового аудита.
В силу п. 30 Правил N 193 объектами указанного аудита являются структурные подразделения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, подведомственные ему распорядители и получатели бюджетных средств.
Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на его осуществление подразделение главного администратора бюджетных средств (как обособленное, так и в составе другого структурного подразделения). Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может изучать проведенные им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.
В силу п. 3 Методических рекомендаций в целях организации осуществления внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов (администраторов) бюджетных средств обеспечивают выполнение следующих действий:
- корректировка своей организационной структуры в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита;
- закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;
- включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.
Заметим, что в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки должны организовываться и осуществляться должностными лицами, которые (п. 9 Методических рекомендаций, Письмо Минфина РФ от 10.02.2016 N 02-11-07/6892):
- не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
- не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
- не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
- не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
Также напомним: в Письме от 17.04.2015 N 02-11-06/22198 Минфином было отмечено, что в целях осуществления внутреннего финансового аудита главный администратор вправе создать комиссию по осуществлению внутреннего финансового аудита. Однако, учитывая непрерывность осуществления внутреннего финансового аудита, финансовое ведомство рекомендовало создать субъект внутреннего финансового аудита в форме структурного подразделения или группы внутри структурного подразделения.
Проводимые аудиторские проверки могут быть следующих видов:
- камеральные - проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
- выездные - проводятся по месту нахождения объектов аудита;
- комбинированные - проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного распорядителя бюджетных средств. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в положении о порядке осуществления внутреннего финансового аудита.
Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки, в ходе которого должны осуществляться следующие действия:
- предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, опросы, собеседования;
- разработка и утверждение программы аудиторской проверки;
- формирование аудиторской группы.
В ходе таких проверок должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
С учетом вышеизложенного при осуществлении внутреннего финансового аудита в состав аудиторской группы возможно включить работников, соответствующих условиям п. 9 Методических рекомендаций, которые не принимали участие в исполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур, а также привлечь в качестве экспертов должностных лиц других главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, обладающих соответствующими знаниями, навыками и компетенцией.
Положениями БК РФ не предусмотрена передача бюджетных полномочий органа власти субъекта РФ, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, в том числе по осуществлению внутреннего финансового аудита, другим органам государственной власти, в том числе являющимся органом государственного (муниципального) финансового контроля.
По мнению Минфина, высказанному в Письме N 02-02-05/21712, такая передача полномочий не представляется возможной.
Кроме того, в указанном письме Минфин отмечает, что передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита органу внутреннего государственного финансового контроля приведет к возникновению конфликта интересов при осуществлении данным органом своих полномочий в рамках предварительного и последующего контроля, определенного в соответствии с БК РФ.
1 июля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"