На балансе казенного учреждения числятся жилые помещения (квартиры в многоквартирном доме). Применяются ли положения Закона о контрактной системе*(1) к отношениям по перечислению учреждением взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома?
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 7, июль 2017 г., с. 61-63.
Выполнение собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не сопровождается поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд заказчика. Полагаем, что действие норм Закона о контрактной системе на указанные правоотношения не распространяется (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.04.2017 N Д28и-165).
Обоснование. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере данных закупок, в части, касающейся в частности:
- планирования закупок товаров, работ, услуг;
- определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом.
Отношения в части формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги согласно договорам, заключенным в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитально-
го ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт общего имущества на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта РФ.
При этом согласно положениям ЖК РФ взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах осуществляются собственниками помещений в таких домах в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Учитывая, что выполнение собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не сопровождается поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд заказчика, полагаем, что действие норм Закона о контрактной системе на указанные правоотношения не распространяется.
Таким образом, учреждение вправе производить уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме от лица собственника нежилого помещения в многоквартирном доме на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
1 июля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"