О дополнительном сборе за предварительную продажу билетов
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2017 г., с. 39-42.
Общество, занимающее доминирующее положение на рынке, осуществляло в рамках агентских договоров реализацию автобусных билетов с установлением дополнительного сбора за их предварительную продажу. Являются ли данные действия по взиманию дополнительного сбора обоснованными?
Указанные действия не могут быть признаны обоснованными. Именно такого мнения придерживается антимонопольный орган, и его поддержали судьи (см. Постановление АС СЗО от 19.01.2017 N Ф07-11813/2016 по делу N А42-557/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 11.05.2017 N 307-КГ17-4304).
Обстоятельства дела
Общество на основании агентских договоров, заключенных с перевозчиками, осуществляет деятельность по текущей и предварительной реализации билетов на проезд в автобусах межмуниципальных направлений. При предварительной продаже билетов с пассажиров взимается дополнительный сбор в следующих размерах:
- при направлении "туда" - 80 руб.;
- при направлении "обратно" - 100 руб.;
- при направлении "обратно" в день отправления - 60 руб.
При этом из агентских договоров, заключенных обществом (исполнителем) с перевозчиками, следует, что за услуги по реализации проездных билетов исполнитель удерживает определенный условиями договоров процент от суммы реализованных билетов за проезд и провоз багажа, а в состав затрат, предусмотренных тарифами на перевозку, включены услуги по продаже билетов.
О правилах продажи билетов
На основании п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом*(1) продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится:
- в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов;
- при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления ТС (п. 51).
Статьей 786 ГК РФ предусмотрено: по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. В свою очередь, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
Здесь же указано, что пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Согласно п. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или другими правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси.
Правительство Мурманской области пользуется указанным правом. Так, в проверенный период тарифы (причем предельные максимальные) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования были утверждены Постановлением от 28.11.2014 N 601-ПП/15.
Кроме того, Правительством Мурманской области было принято Постановление от 25.12.2009 N 599-ПП "О методике формирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования", п. 5.3.9 методики было предусмотрено:
В случае привлечения организатором перевозок сторонней организации в целях повышения эффективности перевозочного процесса и (или) обслуживания средств технического контроля расходы по ее содержанию включаются в себестоимость перевозчиков в соответствии с заключенными договорами. Указанные расходы распределяются пропорционально объемам по каждому виду перевозок.
Для учета указанных расходов в составе экономически обоснованных расходов перевозчиков сторонняя организация предоставляет свои расчеты в уполномоченный орган. Расходы сторонней организации должны быть экономически обоснованными и подтвержденными документально.
О доминирующем положении
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, не должны совершать действия (бездействовать), если результатом являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Одним из таких запретов считается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, позволяющее им:
оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;
(и/или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
(и/или) затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В рассматриваемой ситуации доминирующее положение общества было определено по совокупности следующих факторов:
установление временного интервала товарного рынка - период с 01.07.2014 по 30.06.2015;
определение продуктовых границ товарного рынка - "агентские услуги по реализации билетов на автомобильный транспорт межмуниципального междугороднего сообщения";
географические границы товарного рынка установлены в пределах г. Апатиты Мурманской области, поскольку для граждан, находящихся в этом городе, отсутствует возможность приобретения билетов за пределами данных границ;
состав хозяйствующих субъектов определен исходя из сведений, представленных уполномоченными государственными органами, а также сведений хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров и багажа в пределах географических границ товарного рынка;
объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов установлены на основании предоставленной обществом информации о выручке билетов за исследуемый период.
Вывод
Общество, занимающее доминирующее положение, установив дополнительный сбор за предварительную продажу билетов, тем самым необоснованно увеличивало регулируемую стоимость перевозки и неправомерно навязывало пассажирам дополнительную платную услугу, что ущемляло интересы неопределенного круга лиц, поскольку у них отсутствует какая-либо иная возможность предварительно приобрести автобусные билеты на междугородние рейсы до даты отправления.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"