Автовокзал - неплатежный агент
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2017 г., с. 49-51.
В статье "Платежный агент по продаже билетов" (N 2, 2017) мы писали о том, что среди судей нет единого мнения в отношении того, является ли агент по продаже проездных билетов, оказывающий дополнительно услуги по бронированию билетов, информационные, консультационные и сервисные услуги, платежным агентом. В какую сторону чашу весов качнул Верховный Суд, рассмотрев в кассационном порядке судебные акты по делу N А58-600/2016?
О судебных актах
Судьи первой и апелляционной инстанций признали общество (автовокзал) платежным агентом, посчитав, что осуществляемая им деятельность в рамках исполнения договора на агентские услуги по продаже билетов по междугородному маршруту подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Обоснование такое.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ основная функция платежного агента - это прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. В рассматриваемой ситуации сопутствующая деятельность общества (информирование пассажиров по всем вопросам, касающимся междугородных перевозок (об отправлении/ прибытии автотранспортного средства, о наличии свободных мест, предварительной и иной продаже билетов и др.)) обуславливает специфику работы по продаже билетов. Само по себе информирование, предварительная продажа, правильное оформление билетно-учетной продукции неотделимы от продажи билетов и самостоятельно осуществляться не могут, а информационные и иные сервисные услуги являются непосредственной частью деятельности по продаже автобусных билетов. Без продажи билетов было бы бессмысленно бронировать места, осуществлять консультационные и другие услуги - сопутствующую деятельность, направленную на конечный результат - продажу билетов.
Общество самостоятельно не оказывает услуг по перевозке пассажиров, не признается структурным подразделением либо филиалом перевозчика, действует в строгом соответствии с условиями, указанными организацией-перевозчиком, фактически являясь оператором по приему платежей физических лиц за вознаграждение, что говорит о нем, как о платежном агенте.
Следовательно, деятельность общества регулируется среди прочего нормами Федерального закона N 103-ФЗ. Бездействие общества, выразившееся в неиспользовании специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов с перевозчиком, образует состав правонарушения по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.05.2016, оставленное без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 04АП-2952/2016).
Общество решило еще побороться и обратилось в ВС РФ с жалобой на указанные судебные акты, в которой попросило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Высший арбитр счел доводы общества достаточными для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (об этом Определение от 10.04.2017 N 302-АД16-16468).
О позиции высшего арбитра
ВС РФ решил, что представленные выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ являются неправомерными.
Сначала общее правило. Из положений Федерального закона N 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом данных средств поставщику товаров (работ, услуг). Платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Более того, согласно ст. 1 Федерального закона N 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.
Общее правило. Действие Федерального закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению платежей поставщику товаров (работ, услуг).
Теперь по поводу того, как это правило работает в случае с обществом. В рамках заключенного с перевозчиком договора на агентские услуги по продаже билетов по междугородному маршруту осуществляемая обществом деятельность, помимо продажи билетов на междугородные маршруты перевозчика, включает в себя оказание обществом следующих услуг:
по информированию пассажиров по всем вопросам, касающимся междугородных перевозок (об отправлении/прибытии автотранспортного средства, о наличии свободных мест, предварительной и иной продаже билетов и др.);
по осуществлению отметок в путевых листах автотранспорта, принадлежащего перевозчику;
по обеспечению стоянки автотранспорта перевозчика;
по предоставлению заявок на дополнительные туристические услуги;
др.
При этом общество является организацией, осуществляющей самостоятельный вид деятельности - услуги автовокзала, обязательства предоставления которых возникают у общества перед физическими лицами, приобретшими билеты перевозчика.
Ключевой вывод от ВС РФ. Поскольку общество в рамках указанного договора оказывает перевозчику иные услуги, помимо продажи билетов на междугородные маршруты перевозчика, оно не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Федерального закона N 103-ФЗ. Поэтому, не являясь платежным агентом, общество правомерно осуществляет упомянутую деятельность без использования предусмотренного обозначенным законом специального банковского счета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"