Формирование общей перестраховочной емкости государств - членов ЕАЭС
Ю.А. Сплетухов,
доцент Финансового университета при Правительстве РФ,
ведущий научный сотрудник НИФИ Минфина России,
кандидат экономических наук
Журнал "Финансы", N 6, июнь 2017 г., с. 37-42.
Перестрахование традиционно является видом страховой деятельности, который в наименьшей мере подвержен государственному регулированию и надзору. Это обусловлено тем обстоятельством, что сторонами договора перестрахования являются сами страховые организации, а потому здесь не так остро стоит проблема защиты прав потребителей страховых услуг, ибо сами участники договора являются профессионалами. Данное обстоятельство нашло свое отражение, в частности, в одобренном Международной ассоциацией страховых надзоров (МАСН) "Стандарте по надзору за оценкой перестраховочного покрытия прямых страховщиков". В соответствии с ним ответственность за оценку надежности перестраховщиков лежит на страховой организации, передающей риск в перестрахование, а обязанность органа надзора, в чьем ведении находится регулирование деятельности такого страховщика, состоит в том, чтобы обеспечить соответствие оценки действительности. Некоторые российские эксперты (среди них проф. К.Е. Турбина), правда, считают такой подход спорным. Они полагают, что он означал бы предварительное одобрение условий договора перестрахования и выбора перестраховщика и что полагаться надо на кредитный рейтинг перестраховщиков, и в соответствии с этим - на кредитный риск перестраховщиков Другая особенность перестрахования заключается в том, что оно, как правило, в значительно большей мере, чем многие операции в области прямого страхования, носит международный характер. Вследствие этого национальные законодательства чаще всего устанавливают для иностранных перестраховщиков и перестраховочных брокеров значительно меньше ограничений по доступу на свой рынок, чем для лиц, имеющих намерение предложить свои услуги в области прямого страхования.
Данные особенности перестрахования нашли свое отражение и в документах ЕАЭС и, в частности, в Протоколе по финансовым услугам, являющемся приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе. В нем указывается, что каждое государство, являющееся членом ЕАЭС, предоставляет юридическим лицам других государств - членов ЕАЭС национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в отношении оказания с территории одного государства на территорию другого государства услуг в области перестрахования, а также разрешает лицам этого государства потреблять эти услуги на территории другого государства.
В связи с этим перестрахование является той сферой страховой деятельности, где интеграционные процессы в рамках ЕАЭС могли бы осуществляться более быстрыми темпами, а формирование общей перестраховочной емкости государств - членов ЕАЭС могло бы выступить в качестве одного из первоочередных проектов. В то же время создание такой общей перестраховочной емкости позволило бы не только углубить интеграционные процессы на финансовых рынках государств - членов ЕАЭС, но и, в идеале, уменьшить размеры перестраховочной премии, направляемой за пределы ЕАЭС.
Достичь данной задачи можно было бы следующим образом: а) через формирование общего перестраховочного рынка на пространстве ЕАЭС;
б) через создание перестраховочной организации, учрежденной государствами - членами ЕАЭС или страховыми (перестраховочными) организациями этих государств;
в) через организацию перестраховочного пула с участием страховщиков (перестраховщиков) государств - членов ЕАЭС. Главной задачей при этом все же следует считать формирование единой перестраховочной емкости государств - участников ЕАЭС.
Есть и другие задачи, решаемые на пути к данной цели:
а) проведение аудита нормативных требований, предъявляемых к перестраховочным организациям в каждой из стран - членов ЕАЭС;
б) создание единой унифицированной законодательной базы в области проведения перестраховочных операций в государствах ЕАЭС;
в) формирование единой системы аккредитации перестраховщиков во всех странах ЕАЭС и их рейтинговых оценок;
г) снятие барьеров, ограничивающих возможности заключения договоров перестрахования между страховыми организациями государств Союза.
На первом этапе предстоит добиваться снятия ограничений для создания и деятельности перестраховочных обществ (т.е. компаний, осуществляющих исключительно перестрахование), капитал которых сформирован за счет средств инвесторов других стран - членов ЕАЭС, что потребует изменений в законодательстве. В частности, это касается п. 4 ст. 6 Закона РФ "Об организации страховой деятельности в РФ". Напомним, что данной нормой установлены специальные требования для иностранного инвестора перестраховщика, если он имеет долю в его уставном капитале более 49% или является по отношению к нему материнской организацией. Им может быть только лицо не менее чем с пятилетним стажем деятельности.
П. 1 ст. 26 Закона Республики Казахстан "О страховой деятельности" и п. 1 постановления Правления Национального банка Республики Казахстан от 24.12.2012 N 385 "Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг". В соответствии с данными нормами иностранный инвестор, владеющий 10 и более процентами акций перестраховщика, должен иметь определенный кредитный рейтинг установленных рейтинговых агентств, а иностранным инвестором, владеющим 25 и более процентов акций, может являться только финансовая организация, подлежащая консолидированному надзору в стране нахождения. В качестве вышеуказанных рейтингов выступают долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале в иностранной валюте "ВВВ" рейтингового агентства Standard&Poor's или рейтинги аналогичного уровня, присвоенные рейтинговыми агентствами Moody'sInvestorsService (рейтинг "Ваа2"), Fitch, CapitalIntelligence, Dominion-BondRatingService, JapanCreditRatingAgency, Rating&InvestmentInformation. В случае если между Национальным банком Республики Казахстан и уполномоченным органом по регулированию деятельности страховых организаций иностранного государства, имеющего минимальный суверенный рейтинг в иностранной валюте не ниже "ВВ-" рейтингового агентства Standart&Poors или рейтинги аналогичного уровня, присвоенные одним из рейтинговых агентств, указанных выше, заключено соглашение, предусматривающее обмен информацией, то юридические лица, являющиеся резидентами вышеуказанного иностранного государства, могут получить согласие НБРК на получение статуса крупного участника страховой организации или страхового холдинга при наличии у них требуемого минимального долгосрочного кредитного рейтинга.
На втором этапе целесообразно снять ограничения, связанные с заключением национальными страховщиками договоров перестрахования с перестраховщиками других стран - членов ЕАЭС, т.е. в предоставлении последним режима, аналогичного тому, который существует для национальных перестраховщиков. Это был бы логичный шаг, лежащий в русле правил МАСН, возлагающих ответственность за регулирование деятельности перестраховочных компаний по всему миру в первую очередь на страховой надзор страны, где был зарегистрирован перестраховщик.
Что касается упомянутой выше унификации, то она должна в первую очередь быть связана с нормами стран ЕАЭС в видах договоров страхования, которые могут быть перестрахованы той или иной страховой (перестраховочной) организацией. Назовем их первой группой. Согласованию подлежат, в частности, следующие правовые нормы:
1. П. 12 и 13 ст. 13 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ". В соответствии с ними:
а) не подлежат перестрахованию следующие обязательства страховщика:
- связанные с выплатами страховой суммы по договорам страхования жизни в части страхования риска дожития застрахованного лица до указанных возраста или срока;
- по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
б) страховщики, имеющие лицензии на страхование жизни, не вправе осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию.
2. Ст. 11 и 11-1 Закона Киргизской Республики "Об организации страхования в Киргизской Республике", в соответствии с которыми страховщики вправе осуществлять деятельность по перестрахованию только тех видов страхования, которые прямо указаны в их лицензии. При этом к числу указанных видов относятся: добровольное накопительное страхование жизни; добровольное личное страхование; добровольное имущественное страхование; добровольное страхование ответственности; обязательные виды страхования. В то же время перестраховочные организации Киргизии (т.е. занимающиеся только перестрахованием) вправе осуществлять перестрахование договоров по всем обязательным и добровольным видам страхования;
3. Ст. 39 Закона Республики Армении "О страховании и страховой деятельности" и ст. 9 Закона Республики Казахстан "О страховой деятельности". В соответствии с ними страховщик, занимающийся страхованием жизни, может одновременно осуществлять только перестрахование операций в данной сфере, а компания, имеющая право заключать договоры по страхованию иному, чем страхование жизни, может осуществлять также только перестрахование подобных договоров. В то же время перестраховочные компании в этих странах (осуществляющие только перестрахование) могут перестраховывать договоры как страхования жизни, так и иного страхования;
4. П. 33-1 инструкции "Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для страховой (перестраховочной) организации и страховой группы, включая минимальные размеры уставного капитала, гарантийного фонда, маржи платежеспособности и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов", утвержденной Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6.05.2014 N 77. В соответствии с ней в сумму активов, обеспечивающих фактическую маржу платежеспособности страховой организации, не включается доля перестраховщика в страховых резервах по договорам перестрахования рисков по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;
5. П. 16 инструкции о порядке заключения договоров перестрахования, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 1.04.2003, N 53. Он устанавливает запрет на перестрахование любых договоров страхования жизни.
Вторая группа - это существующие в национальных законодательствах отдельных государств нормы, регулирующие допуск иностранных перестраховщиков на внутренний страховой рынок. Среди них выделим, в частности, следующие нормы, требующие согласования внутри ЕАЭС.
Республика Армения
В соответствии со ст. 77 Закона Республики Армения "О страховании и страховой деятельности" страховые организации имеют право перестраховывать принятые страховые риски у перестраховщиков, считающихся незапрещенными и надежными в соответствии с критериями, установленными Центральным банком. Данные критерии определены в положении 3/05 "Критерии признания перестраховщиков незапрещенными и надежными", утвержденном решением Совета Центрального Банка Республики Армения от 18.09.2007 N 294-Н. Им установлено, что незапрещенными считаются перестраховочные организации, которые легально зарегистрированы и (или) лицензированы в каком-либо государстве. В свою очередь, надежными признаются перестраховщики, являющиеся резидентами Республики Армении, а также такие перестраховочные организации - нерезиденты, у которых выданная рейтинговая оценка финансовой стабильности со стороны как минимум одной рейтинговой организации не ниже установленного уровня. (для "Standard&Poor's", "A.M. Best", "Fitch" и некоторых других - "А-", в отношении рейтингового агентства "Moody'sInvestorsService" - "А3").
Положением 3/02 "Размер основных экономических нормативов страховой деятельности, порядок формирования и расчета, критерии признания перестраховщиков незапрещенными", утвержденным решением Совета Центрального банка Республики Армения N 311 Н от 2.10.2007, определен порядок расчета кредитного риска для страховых организаций. Приложением 2 к данному положению установлены веса риска, которые должны использоваться при таких расчетах. В соответствии с ним в отношении требований к перестраховщикам, действующим на территории Армении, 20% их активов должны быть в национальной валюте и 30% - в иностранных валютах. В то же время вес кредитного риска иностранного перестраховщика зависит от его рейтинга. В частности, для перестраховщиков, имеющих рейтинг "Standard&Poor's" или "Fitch" ниже "АА-" (или рейтинг аналогичного уровня ряда других агентств), он составляет 20%, от "А+" до "А-" - 50%, "ВВВ+" до "ВВВ-" - 400%, ниже "ВВ+" - 830%. Для перестраховщиков, не имеющих рейтинга, уровень кредитного риска составляет 800%.
Республика Казахстан
Законодательство Казахстана предусматривает, что страховые риски могут передаваться в перестрахование нерезидентам Республики Казахстан при выполнении требований, предусмотренных в пруденциальных нормативах*(1) (см. инструкцию "Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для страховой (перестраховочной) организации и страховой группы, включая минимальные размеры уставного капитала, гарантийного фонда, маржи платежеспособности и сроках предоставления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов", утвержденную постановлением НБРК от 6.05.2014 N 77.
При этом унификации в рамках пространства ЕАЭС требуют, на наш взгляд, следующие нормы данной инструкции:
а) предусмотренное п. 44 инструкции требование, в соответствии с которым при передаче страховых рисков на перестрахование перестраховщику - нерезиденту Республики Казахстан, имеющему рейтинговую оценку ниже "А" по международной шкале "Standard&Poor's" или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, перестрахователь предварительно обязан попытаться разместить данные риски у отечественных перестраховщиков;
б) установленное п. 43 инструкции ограничение на передачу в перестрахование перестраховщикам-нерезидентам не более 25% полученной страховщиком страховой премии, а в целом в перестрахование в стране - не более 60% страховой премии;
в) установленные в приложении 1 к рассматриваемой инструкции более строгие критерии и нормативы по расчету размеров маржи платежеспособности цедента, применяемые в отношении договоров перестрахования, заключенных им с перестраховщиками - нерезидентами, по сравнению с договорами с перестраховщиками-резидентами Казахстана. Например, для того чтобы переданные в перестрахование риски не увеличивали минимальный размер маржи платежеспособности или гарантийного фонда цедента, рейтинг перестраховщика-нерезидента по шкале "Standard&Poor's" должен быть не ниже "А-". При этом достаточный для соблюдения данного условия рейтинг национального перестраховщика по той же шкале - не ниже "В" (или фактическая маржа его платежеспособности должна быть выше норматива не менее чем в 1,75 раза);
г) установленный пунктом 33-1 инструкции запрет на включение в сумму активов страховой организации, которые обеспечивают его фактическую маржу платежеспособности, доли перестраховщика в страховых резервах по договорам перестрахования, заключенным с перестраховщиками - нерезидентами Республики Казахстан, имеющими международную рейтинговую оценку агентства "Standard & Poor's ниже "В-", рейтинг аналогичного уровня одного из других РА или не имеющими их рейтинговую оценку.
Республика Беларусь
Страховые организации Республики Беларусь имеют право передавать риски в перестрахование как перестраховщикам своей страны, так и иностранным перестраховщикам. Однако передача страховых рисков иностранным перестраховщикам допускается только при отказе от их принятия государственной перестраховочной организацией в лице Белорусской национальной перестраховочной организации (БНПО). На территории страны не допускается деятельность иностранных страховых брокеров, осуществляющих операции в области перестрахования без их государственной регистрации в министерстве финансов страны.
Доля обязательств, размещаемых страховыми организациями Республики Беларусь у зарубежных перестраховщиков (при условии отказа от них БНПО), не должна превышать установленных пределов. В частности, по договорам страхования, заключенным на условиях не превышения страховщиком предусмотренного законодательством норматива своей ответственности, максимальная величина передаваемых зарубежным перестраховщикам обязательств составляет 40%. По договорам страхования, заключенным с превышением страховщиком данного норматива, она дифференцирована по видам страхования и составляет 40% и больше.
Передача рисков иностранным перестраховщикам на иных условиях возможна только в исключительных случаях по разрешению министерства финансов в ответ на представление экономического обоснования.
В то же время БНПО имеет возможность в случае необходимости передавать риски в ретроцессию иностранным перестраховщикам без указанных выше ограничений. Ей также предоставлено исключительное право передавать в ретроцессию иностранным перестраховщикам договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы Республики Беларусь*(2).
В ряде случаев заключение договоров перестрахования и ретроцессии с иностранными перестраховщиками запрещено полностью. Это ограничение касается, например, обязательств, принятых страховыми организациями по договорам страхования, заключенным 1) с государственными юридическими лицами и 2) за счет бюджетных средств*(3).
Российская Федерация
В соответствии с законодательством РФ иностранные страховые и перестраховочные организации, получившие в стране, где они учреждены, право на осуществление перестраховочной деятельности, могут осуществлять и перестрахование обязательств российских страховщиков по заключенным ими договорам страхования. При этом указанием Центрального Банка РФ "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов" вводятся ограничения для иностранных перестраховщиков, от которых свободны перестраховщики-резиденты. В частности, одним из активов для инвестирования средств страховых резервов страховщика может быть доля перестраховщиков в страховых резервах. При этом условием для его включения в состав таких активов является наличие у перестраховщика-нерезидента РФ рейтинга не ниже уровня, установленного советом директоров Банка России*(4). В то же время для перестраховщиков-резидентов РФ такого ограничения по уровню рейтинга нет. Кроме того, суммарная величина доли иностранных перестраховщиков в страховых резервах не может превышать 10% от величины страховых резервов по страхованию жизни и 40 или 50% (в зависимости от осуществляемых видов страхования) от величины страховых резервов по иным видам страхования. Для перестраховщиков, являющихся резидентами РФ, значение этого норматива выше на 10 пунктов по каждой позиции*(5).
Основной целью создания общей перестраховочной компании государств ЕАЭС или перестраховочного пула страховых организаций данных стран может являться, на наш взгляд, совместное осуществление перестрахования страховых рисков страховщиков государств ЕАЭС. То могут быть риски, осуществление перестрахования которых внутри каждого государства невозможно или нецелесообразно в силу их особенностей. Например, характеризующиеся высокими размерами страховых сумм по одному договору страхования или их совокупности по сравнению с перестраховочными емкостями отдельных государств; риски катастрофического характера, требующие более широкого территориального перераспределения; риски, обусловленные совместной деятельностью государств ЕАЭС или их субъектов и т.д.
В дальнейшем в совместное перестрахование могли бы приниматься и другие риски, в том числе от страховщиков, не являющихся резидентами государств - участников ЕАЭС. Создание перестраховочной компании потребует ее регистрации в качестве юридического лица (коммерческой организации) и получения лицензии на осуществление деятельности в области перестрахования. В свою очередь, страховой пул также должен будет пройти процедуру регистрации. В связи с этим встает вопрос, кто и на основании каких правовых норм будет осуществлять данные процедуры, а также о месте расположения соответствующей совместной перестраховочной емкости государств ЕАЭС.
Ставится вопрос об обязательности для страховых организаций стран ЕАЭС передавать принимаемые ими на страхование риски в перестрахование созданной государствами ЕАЭС совместной емкости. Высказывались опасения, что такой подход войдет в противоречие с обязательствами России по ВТО и не полностью учитывает создание и деятельность РНПК, которая способна обслуживать всю евразийскую зону.
Возможные варианты:
1. Каждый страховщик, осуществляющий страхование соответствующих рисков, будет обязан передавать определенную их часть в совместную перестраховочную емкость;
2. в перестрахование в обязательном порядке будут передаваться только риски, размер которых превышает установленные пределы;
3. каждая страховая организация получает право в каждом случае самостоятельно решать, осуществляет ли она перестрахование застрахованных рисков в совместной перестраховочной емкости ЕАЭС, или нет.
В состав участников перестраховочной компании ЕАЭС или страхового пула могут входить:
1) государственные перестраховочные организации (существуют в РФ и РБ);
2) действующие на страховых рынках каждой из стран ЕАЭС страховые и перестраховочные организации.
Хотя оппоненты в данном случае не преминут указать на то, что такой шаг способен подорвать рентабельность уже существующих госперестраховщиков.
Понадобится еще и регламент принятия решения о допуске страховых организаций в состав участников совместной перестраховочной емкости ЕАЭС, не решен вопрос об оптимальном числе участников создаваемой структуры и о квотировании числа членов от каждого государства.
В случае создания перестраховочной организации должен быть определен размер ее уставного капитала и доли каждого из участников в нем, а в случае формирования перестраховочного пула - доля каждого из его членов в принимаемых на перестрахование рисках. При этом важно определиться с тем, будут ли доли каждого участника (или, как вариант, каждого государства) в созданной перестраховочной емкости ЕАЭС равные, или будут различаться в зависимости от их финансовых возможностей.
При реализации данного проекта необходимо принимать во внимание и уже сложившуюся систему международного перестрахования, ее выгоды и преимущества, а также подготовить всестороннее экономическое обоснование, оценить затраты и его финансовую сторону.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для страховой (перестраховочной) организации и страховой группы, включая минимальные размеры уставного капитала, гарантийного фонда, маржи платежеспособности, и сроках предоставления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов утверждены постановлением правления Национального банка РК от 6.05.2014 N 77. п. 30.
*(2) Там же. П. 18.6, 21.
*(3) Указ Президента Республики Беларусь от 25.04.2006 N 530 "О страховой деятельности", п. 1.1.
*(4) Указание Центрального банка РФ от 16.11.2014 N 344-У "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов". П. 7.8.2, 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414