Семья с ребенком позавтракали в кафе и купили с собой разливной морс - брусничный, собственного производства.
Мать не пила морс. Отец и сын отравились. В больницу обратились на следующий день (справки сохранились). Мать ребенка взяла больничный и 10 дней не работала.
На этикетке морса нет абсолютно никакой информации, кроме: "морс брусничный".
Законна ли продажа такого морса? Куда можно подать жалобу на данное кафе?
1) В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 (далее - Правила), услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем*(1) в соответствии с государственным стандартом.
В силу п. 6 Правил исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
Указанные Правила разработаны в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.
Так, на основании ст. 8 Закона N 2300-I потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Как следует из п. 2 ст. 10 Закона N 2300-I, информация*(2) о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать ряд сведений, среди которых данные об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях, а также срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с данным Законом, и сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков, возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
2) Отметим, что согласно ст. 7 Закона N 2300-I потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. При этом изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 2300-I за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Как следует из ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона N 2300-I вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
В силу п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности.
Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, потребитель, здоровью которого причинен вред, вправе обратиться за его возмещением к продавцу товара (ст. 19 Закона N 2300-I). Кроме того, он может обратиться за защитой своих прав в суд с соответствующим исковым заявлением.
В судебном порядке в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона N 2300-I может быть разрешен и вопрос о компенсации морального вреда, причиненного потребителю. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения имущественного вреда и определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Однако при рассмотрении дела в суде следует иметь в виду, что в силу принципа состязательности сторон (ст. 12 ГПК РФ) и требований ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В этой связи рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, смотрите, например: решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2015 г. по делу N 2-13283/2015, решение Карымского районного суда Забайкальского края от 06 марта 2014 г. по делу N 2-36/2014, решение Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 25 января 2017 г. по делу N 2-63/2017, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 декабря 2016 г. по делу N 2-9795/2016, решение Осинского районного суда Пермского края от 03 июня 2016 г. по делу N 2-975/2016, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2016 г. по делу N 2-53/2016, решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 31 октября 2012 г. (Извлечение).
3) В случае нарушения продавцом товара прав потребителя последний вправе обратиться с жалобой в соответствующий орган государственного надзора. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей согласно п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412, возложен на Роспотребнадзор (полное наименование - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и его территориальные органы.
Жалоба в соответствии с пп. "в" ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" может послужить основанием для проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица (или ИП), нарушившего права потребителя (смотрите также информацию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 января 2017 г. "О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор").
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обратите внимание на судебную практику, например: решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 04 апреля 2014 г. по делу N 2-93/2014, решение Осинского районного суда Пермского края от 16 декабря 2015 г. по делу N 2-1430/2015, постановление Вознесенского районного суда Нижегородской области от 05 декабря 2013 г. (Извлечение), постановление Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 13 сентября 2016 г. по делу N 5-245/2016, постановление Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 14 марта 2016 г. по делу N 5-104/2016.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
9 июня 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.
*(2) Общие требования к содержанию информации для потребителя содержатся также в разделе 3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"