Скидки покупателям.
Документы и налоги
Когда можно скидку не обосновывать внутренним приказом?
Что нужно сделать при предоставлении скидки "задним числом"?
Какие скидки может предоставлять "упрощенец"?
Для увеличения объемов продаж, повышения конкурентоспособности многие предприниматели предоставляют скидки. Рассмотрим, как правильно оформить скидки, и какие проблемы могут возникнуть с налогами.
Рубеж - 20 процентов
Если скидка не превышает 20 процентов стоимости товара, возражений со стороны инспекторов не возникнет. Даже если нет отдельных документов, обосновывающих применение скидки.
Контролеры обратят внимание, когда скидка предоставляется в большем размере. Дело в том, что при отклонении цены с учетом скидки более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам, контролеры могут проверить правильность применения цен (ст. 40 НК РФ). Если они докажут, что ИП слишком занизил или завысил цену, то ему будут доначислены налоги исходя из цен, указанных проверяющими. Но у бизнесменов есть защита от таких ревизий и названа она в статье 40 Налогового кодекса. Так, если коммерсант снизил цену, основываясь на своей маркетинговой политике, претензий быть не может, независимо от суммы снижения. Отметим, наличие этого документа нередко становится решающим в налоговых спорах. Поэтому оформить его стоит. Форма маркетинговой политики и содержание законами не установлена. В ней должно четко определяться когда, на какие товары, в каких размерах могут предоставляться скидки.
В дальнейшем решение о предоставлении конкретной скидки закрепляется во внутреннем документе (приказе, распоряжении предпринимателя, прайс-листе), где оговариваются причины снижения цен, период действия скидок, порядок опубликования информации о ценах с отражением суммы скидки и т. д.
В договоре с партнером, если предполагаются скидки, обязательно нужно предусмотреть условия возникновения обстоятельств для предоставления скидки. Это может быть, например, объем закупки (в денежном или товарном выражении), разовый или достигаемый в течение определенного времени. Если в первоначальном тексте договора таких условий нет, рекомендуем оформить дополнительное соглашение к договору.
Скидка "задним числом"
Скидка может предоставляться по итогам определенного периода. Допустим, в зависимости от того, сколько товара данный покупатель приобрел за месяц (скидка за объем продаж). Такая льгота предоставляется после продажи товаров, когда сумма выручки уже поступила на счет коммерсанта. Поэтому после предоставления клиенту скидки необходимо скорректировать выручку.
Пример 1
ИП Сидоров в апреле продал товар на сумму 60 000 руб., в мае на сумму 50 000 руб. По условиям договора, когда клиент делает закупку на общую сумму, превышающую 100 000 руб., ему на все закупленные ценности предоставляется скидка 10 процентов. Таким образом, льгота клиенту составит 11 000 руб. ((60 000 руб. + 50 000 руб.) х 10%).
На момент выполнения условий договора ИП уже отразил в учете (в книге доходов и расходов) выручку на сумму 110 000 руб. Поэтому скидка показывается в составе расходов. Если быть точными, она относится к внереализационным расходам (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Правило касается ИП на общем режиме.
Скидка должна оговариваться в договоре. Если вы предоставили скидку, не предусмотренную условиями контракта или дополнительного соглашения, фактически получится, что клиенту прощена часть долга. А это приравнивается к безвозмездной передаче части товара. Такие суммы в расходы не включаются (п. 16 ст. 270 НК РФ).
По итогам каждого месяца (или иного периода) вы, подсчитав сумму поставок, оформите дополнительное соглашение к договору. В нем укажите сумму премии и способ ее предоставления. Если в примере покупатель полностью оплатил товар, предприниматель перечислит ему 11 000 руб. либо по соглашению стороны могут считать эту сумму предоплатой в счет будущих поставок. В случае, когда партнер долг погасил не полностью, оплачивая последнюю закупку, он может перечислить сумму за вычетом скидки.
ИП на обычном режиме придется корректировать не только выручку, но и НДС. Налог рассчитывается исходя из тех цен, по которым фактически проданы товары (п. 1 ст. 154 НК РФ). Если вы предоставили скидку, скорректировали фактически полученную выручку, в результате товары оказались проданы по более низким ценам, а потому следует скорректировать и НДС.
Предоставляя скидку уже после продажи товаров, необходимо внести изменения в первичные документы, в том числе и в счет-фактуру. В выставленные ранее счета-фактуры (которые к этому моменту уже находятся у покупателя), ИП вносит изменения на сумму скидки, заверяя ее своей подписью, указав дату исправления (п. 29 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914). На основании этого исправления уменьшается рассчитанный НДС. Если декларация уже сдана, придется подать уточненную.
На практике нередко применяется один из двух способов. Первый заключается в полной замене товаросопроводительных документов и счета-фактуры. Клиент получает бумаги с измененной суммой цены и налога. Второй метод - когда покупателю выставляется "минусовый" счет-фактура на сумму скидки. Этот документ поставщик записывает в книгу продаж, а покупатель в книгу покупок, чтобы уменьшить сформированную ранее сумму НДС. Оба этих способа не соответствуют требованиям законодательства. Более того, отрицательный счет-фактура налог не уменьшит (письмо Минфина России от 21 марта 2006 г. N 03-04-09/05). Предоставляя скидку "задним числом", следует вносить исправления в первоначальные счета-фактуры.
Отметим, предоставление скидки "задним числом" удобно для бизнесменов на общем режиме. Для коммерсантов на "упрощенке" она может оказаться невыгодной.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, ИП Сидоров работает на УСН, уплачивая налог с разницы доходов и расходов. Получив от клиента оплату, он определяет единый налог со всей суммы - 110 000 руб. Дело в том, что в состав перечня расходов "упрощенцев" такой вид как предоставленная скидка не назван (письмо Минфина России от 30 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/19). То же самое касается случая, когда бизнесмен платит налог с доходов.
А вот если поступила только часть суммы, ИП может внести исправления в документы, ведь они уже выставлены, а партнер перечислит долг за вычетом скидки.
Простые скидки
Второй вид скидок - это те, что предоставляются сразу в момент отгрузки товара и выписки товаросопроводительных документов. Например, для покупателей, единовременно приобретающих товар на общую сумму 200 тыс. руб. и выше, цена снижается на 5 процентов. В этой ситуации бумаги сразу будут оформляться на сумму с учетом скидки. Так коммерсант избежит необходимости вносить исправления в документы. Не придется корректировать выручку и НДС. Еще один метод - предоставлять скидку на будущие покупки. Здесь предприниматель также избежит корректировок. К примеру, установить шкалу скидок, и для конкретного клиента определять цену товара в следующем месяце исходя из объема закупок предыдущего месяца.
Розничные скидки
В розничной торговле заключать договор с каждым клиентом не удастся. Такие договоры являются публичными, соответственно цена товаров должна быть одинаковой для всех потребителей (п. 2 ст. 492 ГК РФ). Скидку и новую цену товара с учетом скидки достаточно указать на ценнике.
Отметим, при организации сезонных распродаж, в случае снижения качества товара или истечении срока его годности необходимо составить приказ, в котором, следуя внутренним положениям, коммерсант устанавливает те или иные скидки. На основании приказа следует оформить акт на уценку товаров (форма N МХ-15, утверждена постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66).
Образец. Приказ о предоставлении скидок в розничной торговле
Приказ N 5
о предоставлении скидок в розничной торговле
12 мая 2008 г. Приказываю:
1. На период с 1 июня по 30 июня 2008 года снизить цены в соответствии с маркетинговой политикой (сезонной распродажей) на следующие виды товаров: одежда торговых марок "Весна" и "Лето".
2. Скидки предоставлять по схеме:
- на период с 1 июня по 15 июня - в размере 30 процентов,
- на период с 16 июня по 30 июня - в размере 70 процентов
3. С 1 июля установить цены на данные товары в соответствии с утвержденным прайс-листом.
Скидки по услугам
Теперь остановимся на специфике налогообложения скидок по работам и услугам.
По мнению Минфина в состав расходов их включать нельзя (письмо от 28 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/138). Так что, если ИП предоставляет по услугам скидку "задним числом", налог придется платить с полной суммы сделки. В обоснование своей позиции финансовое ведомство указывает, что в Налоговом кодексе говорится о скидках, предоставленных "продавцом" "покупателю". Следовательно, речь идет о сторонах договора купли-продажи (ст. 454 ГК РФ). Стороны договора возмездного оказания услуг называются "заказчик" и "исполнитель" (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Такая позиция ставит стороны договора подряда (оказания услуг) в неравное положение с лицами, заключившими договор купли-продажи. Тем самым нарушается принцип равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Отметим, позиция Минфина не бесспорна.
В Налоговом кодексе термины "продавец" и "покупатель" далеко не всегда употребляются только для обозначения сторон договора купли-продажи. Например, в статье 40 используются понятия "продавец" и "покупатель" при трактовке правила определения рыночной цены, как товаров, так и работ (услуг). А в статье 169 говорится о том, что счет-фактура выставляется "продавцом" "покупателю", однако счета-фактуры выставляются, как известно, не только в случае продажи товаров, но и при выполнении работ, оказании услуг. Заказчики услуг называются "покупателями" и в статье 148. Перечень примеров можно продолжить.
Налоговый кодекс достаточно широко трактует термины "покупатель" и "продавец". Обращаться к нормам гражданского законодательства в данном случае вряд ли уместно. Кроме того, перечень внереализационных расходов, предусмотренный статьей 265 НК РФ, является открытым. Таковыми могут стать любые обоснованные затраты. Получается, даже если формально расходы в виде скидок, предоставленных по договору выполнения работ или оказания услуг, не могут быть учтены по подпункту 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, они могут быть признаны как иные внереализационные расходы. Но в данной ситуации коммерсанту стоит предоставлять скидки сразу при заключении договора на выполнение услуг.
М. Кочкин,
налоговый консультант
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 5, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу"
Учредитель и издатель ООО "Издательский дом "В-Медиа"
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25680 от 22 сентября 2006 г.
Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9
Тел./факс: (495) 646-07-51
E-mail: id@idvm.ru
Сайт: www.spmag.ru
Подписные индексы
По каталогу "Роспечать": 36654