Посадочные места при перевозке пассажиров
Начиная с 1 января 2008 года координально изменен порядок исчисления ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг, связанных с перевозкой пассажиров. Теперь для расчета налога в отношении данного вида деятельности необходимо использовать физический показатель "посадочное место" и базовую доходность равную 1 500 руб. в месяц на одно посадочное место (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Следует отметить, что до введения в действие гл. 26.3 НК РФ, то есть до 2003 года, во многих субъектах РФ исчисление ЕНВД производили исходя из количества посадочных мест, использовавшихся при перевозке пассажиров. Поэтому уже имеется некоторая арбитражная практика, связанная с использованием этого показателя.
Для того чтобы правильно рассчитать ЕНВД, налогоплательщики должны четко представлять, что такое посадочные места и как правильно определить их количество.
Прежде чем начать разговор, констатируем, что ст. 346.27 НК РФ не содержит расшифровки такого понятия как "посадочное место".
В соответствии с разъяснениями Минфина в целях исчисления ЕНВД под посадочными местами следует понимать места для сидения, за исключением мест водителя и кондуктора, в каждом автотранспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров. При этом их количество определяется исходя из данных технических паспортов транспортных средств, выдаваемых заводами изготовителями (письма Минфина России от 22.10.2007 N 03-11-05/254, от 15.08.2007 N 03-11-05/190, от 14.08.2007 N 03-11-02/230 (вопрос 7)).
Казалось бы, все предельно просто, однако практика показывает, что иногда с определением количества посадочных мест (мест для сидения) возникают затруднения.
Во-первых, не всегда имеющаяся в наличии у налогоплательщика техническая документация на автотранспортные средства содержит об этом информацию.
Во-вторых, иногда в процессе эксплуатации эти средства модернизируют: увеличивают (уменьшают) изначальное количество посадочных мест.
В-третьих, при проведении проверок налоговые инспекторы могут потребовать подтвердить, что одно из посадочных мест использовалось кондуктором.
Чем подтвердить количество посадочных мест?
Постановлением Госстандарта РФ N 19*(1) утверждены Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (далее - Правила). В соответствии с этими Правилами выпускаемые в обращение механические транспортные средства и прицепы к ним категорий M, N, O, L, классифицируемые в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 *(2), должны пройти процедуру одобрения - допуска к эксплуатации на территории РФ. Эту процедуру проходят транспортные средства, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за границы.
Одобрение типа транспортного средства, выдаваемое органами сертификации на автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, содержит сведения о количестве мест для сидения и об их общей пассажировместимости (приложение 10б к Правилам).
Таким образом, даже если по каким-то причинам по имеющейся у налогоплательщика технической документации нельзя определить количество посадочных мест в том или ином автомобиле (автобусе), то эти данные можно получить в органах сертификации, у заводов изготовителей, лиц, занимающихся ввозом и реализацией автотранспортных средств импортного производства.
Налогоплательщики могут подтвердить сведения о количестве посадочных мест, указанных ими в декларациях по ЕНВД, следующими документами:
1) техническими паспортами транспортных средств;
2) справками официальных дилеров заводов изготовителей о количестве посадочных мест, устанавливаемых на той или иной модификации автотранспортного средства;
3) актами технических экспертиз автотранспортных средств, проводимых уполномоченными организация (например, лабораторией судебных экспертиз);
4) справками лицензирующих органов (Федеральной службой по надзору в сфере транспорта) и т.д.
Правомерность использования налогоплательщиками подобных документов для подтверждения количества посадочных мест, учитываемых при исчислении ЕНВД, подтверждена Постановлением ФАС ЗСО от 06.07.2005 N Ф04-4260/2005(12800-А67-37).
Также налогоплательщики могут самостоятельно определить их количество в принадлежащих им автотранспортных средствах. Для этого надо самим провести осмотр этих средств. Его результаты закрепить документально путем составления акта в произвольной форме. Естественно, количество посадочных мест, отраженное в акте, должно равняться количеству реально существующих посадочных мест.
Посадочное место для кондуктора
Разъяснения Минфина, имеющиеся в настоящее время (см. выше), содержат лишь указание на то, что посадочные места кондукторов не должны учитываться при определении величины физического показателя. При этом в письмах ничего не говориться о том, какими документами налогоплательщикам следует подтверждать их использование.
По мнению автора, факты выделения посадочных мест для кондукторов должны подтверждаться внутренней документацией плательщиков ЕНВД:
- штатным расписанием;
- приказами о приеме на работу кондукторов;
- трудовыми договорами, заключенными с работниками, принятыми на должности кондукторов;
- табелями учета рабочего времени, расчетно-платежными ведомостями (формы N Т-12, Т-13, Т-49)*(3)
В дополнение ко всему налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, должны проходить процедуру лицензирования. При получении (продлении) лицензии они могут документально известить лицензирующие органы о том, что отдельные посадочные места будут использоваться на постоянной основе кондукторами. Данные факты будут отражены в наблюдательных делах, которые ведутся вышеуказанными органами. При необходимости налогоплательщики смогут получить справки о количестве посадочных мест, выделенных кондукторам, и представить их в налоговые инспекции.
Имеющаяся арбитражная практика показывает, что в случае если налогоплательщику удастся документально подтвердить наличие кондукторов в штате, налоговые инспекторы уже не смогут при исчислении ЕНВД учесть посадочные места, предназначенные для них (Постановление ФАС ЗСО от 13.01.2006 N Ф04-9387/2005(18392-А67-19)).
А.Г. Александров,
эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
*(2) ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 07.05.2003 N 139-ст.
*(3) Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"