Правовая природа генерирующей мощности
Закон об электроэнергетике*(1), определяя оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) как сферу обращения "особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации" (ст. 3), тем самым устанавливает, что мощность, как и электрическая энергия, является особым товаром, обращение которого на оптовом рынке осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)"*(2) были внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода*(3) (далее - Правила оптового рынка), изменяющие систему договорных отношений на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Новый подход к определению и порядку оплаты мощности электрических станций в сочетании с изменением самой системы отношений на оптовом рынке влечет за собой необходимость уточнения правовой квалификации данного явления, претендующего на место в системе объектов гражданских прав.
1. Экономическая сущность явления и термин "мощность"
В тематическом обзоре рынка мощности, приведенном в информационном бюллетене N 32 "О ходе реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" за I квартал 2006 г.*(4), сообщается, что впервые идею о том, что, помимо внесения платы за саму электроэнергию, потребителю следует оплачивать также способность ее производить, т.е. мощность, впервые выдвинул американский экономист Джеймс Бонбрайт в 1931 г. Согласно предложенной им схеме все затраты энергокомпаний, не зависящие от уровня производства электроэнергии, должны оплачиваться потребителями без учета того, сколько энергии они потребили, поскольку в структуре расходов энергокомпаний капитальные затраты намного превышают операционные издержки. Иное теоретическое обоснование плата за мощность получила в теории тарифообразования по пиковому потреблению, выдвинутой Марселем Ботье в 50-х годах прошлого века. В соответствии с этой теорией есть два товара: электрическая энергия и мощность. Целью тарифообразования на них является создание системы цен, обеспечивающей покрытие затрат энергокомпании, минимизируя в то же время неэффективное потребление. При эффективной системе тарифообразования пиковые потребители должны платить как за мощность, так и за электроэнергию, а потребители в часы минимума - только за электроэнергию.
Введение рынка мощности, согласно упомянутому обзору, является одним из способов обеспечения достаточного резерва мощностей. Он состоит в возложении на покупателей обязательства приобрести "доступ к определенному количеству мощности" через некий рыночный механизм. Основными условиями организации такого рынка являются: установление регулирующим органом количества мощности, доступ к которой должен обеспечить себе каждый участник рынка; определение максимального количество мощности, которое сможет продавать каждый генератор; введение механизмов торговли указанным "товаром". В результате покупатель вносит "плату за мощность в форме обязательства", размер которой утверждается в процессе конкурентного ценообразования.
Резюмируя изложенное, полагаем, что мощность как особый товар, подлежащий оплате, возникла вследствие особенностей функционирования отрасли электроэнергетики и к другим отраслям не применяется. Например, не принято компенсировать условно-постоянные затраты металлургического или деревообрабатывающего предприятия иным способом, кроме как покупая их продукцию (эти затраты включаются в состав стоимости такой продукции).
Для точного определения объекта исследования, учитывая широкое употребление термина "мощность", рассмотрим соотношение явлений, определяемых с использованием данного термина.
Так, исследуемая нами мощность упомянута в качестве особого товара в ст. 3 Закона об электроэнергетике. Развернутое определение мощности в данном качестве дано в п. 36 Правил оптового рынка: "...в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии на оптовом рынке осуществляется торговля генерирующей мощностью - особым товаром, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника". В Законе об электроэнергетике мощность в данном контексте упоминается и в ст. 32, в которой устанавливается обязанность покупателей приобретать мощность и даны основные положения, регулирующие ее обращение.
Среди сходных по звучанию терминов, содержащихся в законодательстве и широко употребляющихся применительно к отрасли электроэнергетики, выделим следующие: "электрическая мощность", "установленная генерирующая мощность", "максимально доступная генерирующая мощность", "рабочая генерирующая мощность", "производственные энергетические мощности", "мощность электрической сети". Рассмотрим содержание обозначенных понятий.
Электрическая мощность, представляющая собой частный случай мощности как физической величины (равной отношению работы к промежутку времени, в течение которого она произведена), характеризует скорость передачи или преобразования электрической энергии*(5) и упоминается в Законе об электроэнергетике для характеристики соответствующих процессов, причем часто она не обозначается именно как электрическая мощность. Например, в названном акте в п. 1 ст. 10 и п. 3 ст. 29 упоминается развитие пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощности электростанциями, в п. 1 ст. 14 говорится о том, что системный оператор осуществляет регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности.
Определение установленной генерирующей мощности содержится в ст. 3 Закона об электроэнергетике: она представляет собой мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта. "Большая советская энциклопедия" трактует установленную мощность как сумму номинальных мощностей электрических машин одного вида (например, генераторов, двигателей, трансформаторов), входящих в состав промышленных предприятий (например, электростанции) или электрических установок (например, электрических подстанций)*(6). Ее частями являются максимально доступная генерирующая мощность и рабочая генерирующая мощность, которые определяются путем последовательного исключения из состава установленной генерирующей мощности технически неисправных объектов и объектов, выведенных в ремонт в установленном порядке.
Производственные энергетические мощности в контексте ст. 13, 36, 46 Закона об электроэнергетике также представляют собой сами объекты по производству электрической энергии (генерирующие мощности). Мощности как объекты по производству электрической энергии упоминаются также в ст. 32 того же закона при установлении очередности принятия объемов производства электроэнергии в зависимости от вида мощности, точнее, типа объекта: атомная электростанция, электростанция, работающая в теплофикационном режиме, и т.д.
Мощность электрической сети упоминается в п. 3 ст. 26 Закона об электроэнергетике, устанавливающем, что порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии должен предусматривать учет степени использования мощности электрической сети, т.е. учет ее технической характеристики для оценки степени использования данного ресурса.
Таким образом, термин "мощность" в различных вариациях используется законодателем для определения:
1) особого товара;
2) технической характеристики объектов электроэнергетики;
3) группы объектов электроэнергетики, а именно генерирующего оборудования;
4) контролируемой физической величины (параметра).
Во избежание ошибок при проведении исследований необходимо четко различать данные аспекты. В результате неправомерного отождествления мощности как товара и мощности электрической - разных по сути явлений - возникают разные "каверзные" вопросы, например, "насколько правомерна торговля количественной характеристикой товара отдельно от самого товара? Для сравнения: возможна ли торговля тоннами отдельно от, например, угля или баррелями отдельно от нефти?"*(7). Трудно согласиться и с суждениями о тождестве мощности как товара и мощности как одной из технических характеристик объекта электроэнергетики*(8).
В дальнейшем в настоящем исследовании термин "мощность" употребляется для обозначения мощности как товара, если иное определенно не следует из контекста.
2. Поиски места мощности в системе объектов гражданских прав
Мы не будем подробно останавливаться на сопоставлении мощности с такими объектами гражданских прав, как деньги, информация, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности, а также вещи и работы. Укажем только, что деньги, информация, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности объективно не соотносятся с рассматриваемым явлением, а сопоставление легального понятия мощности с классическим пониманием сущности вещей и работ приведет нас к заключению о том, что признать мощность вещью или найти применительно к ней овеществленный результат проведенных работ невозможно. Сужение области исследования продиктовано также и настойчивостью, даже нарочитостью, с которой нормативный акт, определяющий основы обращения мощности, относит ее к товарам и использует для определения правовых последствий его приобретения категорию "имущественные права", к которым, несомненно, относится право требования. Исходя из изложенного, из объектов гражданских прав, указанных в ст. 128 ГК РФ, мы оставляем для анализа только имущество (имущественные права и иное имущество) и услуги.
Следуя хронологии формирования части нормативно-правовой базы, посвященной определению и способам оплаты мощности, остановимся на сопоставлении мощности и услуг как объектов гражданских прав. Так, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации*(9) (далее - Основы ценообразования) обязанность производителей содержать свои генерирующие агрегаты в постоянной готовности признана услугой, которую такие производители предоставляют всем потребителям электрической энергии в Российской Федерации (п. 3). Данные положения законодательства позволяли определять плату за мощность как плату за услугу*(10) и толковать саму "мощность" как услугу.
В 2003 г., после вступления в силу пакета законов об электроэнергетике и появления категории "мощность как товар", некоторые авторы сделали вывод о том, что мощность как услуга может являться рыночным товаром, но не может рассматриваться в качестве предмета обращения или сделок купли-продажи. Поскольку товар - это именно то, что является предметом купли-продажи (ст. 454 ГК РФ), сочтем последние слова тезиса недоразумением (даже с учетом предполагаемой авторами суждения условности определения рынка электрической энергии через понятие сферы обращения). Характеризуя саму услугу, исследователи отмечали, что "особый характер услуги по поддержанию генерирующих агрегатов в состоянии постоянной готовности к увеличению или снижению выработки электрической энергии заключается в отсутствии у нее конкретно-адресного характера - производителю не противостоит конкретно-определенный заказчик, услуга оказывается в интересах всех потребителей вместе и каждого из них в отдельности"*(11).
В пользу отнесения мощности к категории услуг высказался также С. Никольский, предложив вместо введения рынка мощности конструкцию услуги по бронированию генерирующего оборудования. Во избежание неточностей приведем его высказывание: "Вместо введения понятия мощности, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос о формировании рынка по оказанию генерирующими компаниями услуг по бронированию генерирующего оборудования. Содержанием такого рода услуги будет являться бронирование в интересах услугополучателя работоспособного генерирующего оборудования и поддержание его в состоянии готовности к выработке энергии по его заявке. В этом случае, даже если услугополучатель не использовал забронированное оборудование по назначению... услуга все равно будет считаться оказанной. Такая постановка вопроса позволит... минимизировать гражданско-правовые и налоговые риски (например, снять вопрос об объеме фактически оказанных услуг). "..." Кроме того, право требования работы генерирующего оборудования в объеме забронированной мощности, возникшее на основании соответствующего договора, будет обладать самостоятельной имущественной ценностью и может быть повторно реализовано в дальнейшем любому желающему, то есть позволит перепродавать излишки..."*(12). Отметим, что аналогичная конструкция (отличающаяся лишь в деталях) существовала и ранее, и этап существования мощности в качестве услуги пройден. Очевидно, отказ от конструкции услуги применительно к мощности вызван концепцией формирования рынка электроэнергии (мощности), предполагающей единообразие в способах обращения этих субстанций для удобства участников оборота.
Развитием положений Закона об электроэнергетике, указавшего на товарный характер мощности, стали нормы постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)", которые подтвердили указанный подход и установили легальное определение мощности, отличное от содержащегося в Основах ценообразования. Повторим, что в п. 36 Правил оптового рынка указано, что мощность - особый товар, "покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования...". Рассмотрим этот тезис подробнее.
Исходя из положений ст. 454 ГК РФ, товаром (предметом купли-продажи) могут являться вещи и имущество (имущественные права). При первом же приближении к легальному определению мощности возникает проблема толкования: представляет ли собой мощность то право требования, которое приобретается покупателем, или мощность - это товар, после покупки (приобретения) которого у покупателя возникает право требования (в силу получения прав на этот товар)?
Отождествляя мощность и право требования, которое возникает в результате ее приобретения, С. Никольский отмечает, что имущественное право принято определять как принадлежащую кредитору имущественную ценность, которой он по общему правилу вправе свободно распоряжаться, в том числе и посредством отчуждения на основании различных сделок*(13). Из того обстоятельства, что на момент заключения договора купли-продажи мощности не существует ни самого индивидуализированного по предмету требования права, ни должника, им сделан вывод о невозможности отнесения мощности к имущественным правам. Вывод представляется логичным: представим себе, что аудитор вместо оказания аудиторской услуги продает клиенту право требовать от самого данного аудитора совершения определенных действий - оказания аудиторских услуг. Даже если такой договор будет назван сторонами договором купли-продажи, он должен квалифицироваться исходя из содержания - как договор оказания соответствующих услуг.
Истолкование легального определения мощности путем квалификации ее в качестве самостоятельного товара, в результате приобретения которого возникает определенное гражданское право субъекта (в соответствии с основанием, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 8 ГК РФ), требует установления признаков данного явления. Назовем эти признаки:
1) "целевая" оборотоспособность мощности (обращается на оптовом рынке в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии);
2) приобретение мощности служит основанием для возникновения гражданских прав (права требовать совершения определенных действий третьим лицом);
3) товарный характер мощности, поскольку она обладает ценностью, в том числе:
а) позволяет определить количество товара через свойства объектов, производящих электрическую и тепловую энергию, и физические величины, характеризующие количество вырабатываемой ими электрической энергии; б) имеет качественные характеристики (опосредованно, через установление содержания определенных действий и оценку их соответствия нормативным требованиям, осуществляемую уполномоченной организацией (п. 38 Правил оптового рынка)).
Таким образом, если мощность - товар, не тождественный возникающему в результате его приобретения праву, то нужно признать, что избранный законодателем способ определения мощности не проясняет собственных качественных характеристик мощности. Так, мы знаем только цель и последствия ее приобретения и имеем ссылку на качественные и количественные характеристики иных объектов гражданских прав - для определения соответствующих характеристик мощности.
Поскольку собственных, имманентных характеристик мощности как товара обнаружить не удалось, применим метод исключения, приняв за аксиому то обстоятельство, что мощность - это товар. В соответствии с положениями ст. 454 ГК РФ являться предметом купли-продажи (быть товаром) могут вещи и имущественные права, если иное не вытекает из их содержания или характера. Поскольку мощность определенно не является вещью, нам остается только соотнести ее с категорией имущественных прав. Попытавшись "подставить" данную категорию в легальное определение мощности (по аналогии с уравнением), мы получим несколько курьезный результат: мощность - это имущественное право, приобретение которого предоставляет право требования (в свою очередь также имущественное право). Количество вопросов при этом увеличивается в геометрической прогрессии: в чем данное право заключается, каковы его свойства, когда и как возникает это "право на право", как оно реализуется? Не отменяется и вопрос, косвенно заданный С. Никольским: как возникает право требования, являющееся следствием приобретения мощности, и что с ним происходит в дальнейшем? Тем не менее, из изложенного можно сделать один вывод: в составе явления "мощность как товар" имеет место совокупность объектов гражданских прав, возникновение которых никак не описано, оставлено без внимания законодателем.
Проведенное исследование позволяет сформулировать несколько тезисов.
1. Существует объективная необходимость в компенсации затрат энергокомпаний на поддержание генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электроэнергии.
2. Мощность - явление, претендующее на собственное место в системе объектов гражданских прав и собственный правовой режим.
3. Прослеживается последовательное и настойчивое изменение подхода законодателя к определению мощности: от услуги к товару.
4. В составе категории "мощность как товар" имеются несколько объектов гражданских прав, самостоятельное возникновение которых никак не описано, "пропущено" законодателем.
5. Предположение о том, что среди объектов гражданских прав, указанных в ст. 128 ГК РФ, поиск категории для их простого сопоставления по существенным признакам с феноменом мощности, лишено смысла.
6. Ряд признаков мощности удалось выделить исходя из ее легального определения.
3. Причины и особенности установления правового режима в отношении
мощности
Установление места мощности в системе объектов гражданских прав не является единственной целью данного исследования. В отношении объекта гражданских прав устанавливается правовой режим, который самым общим образом можно определить как порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования*(14). Как отмечает Д.В. Шорников, правовой режим объектов зависит как от их естественных свойств, так и от того места, которое отводит им законодатель на современном уровне развития права как регулятора общественных отношений в соответствии с конкретной общественно-политической реальностью*(15). Учитывая также, что "режим объекта" - лишь иное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту*(16), естественные свойства объектов не являются единственным критерием, определяющим их правовой режим, и их влияние на него может отсутствовать вовсе - так появляются, например, юридические фикции.
Исследователи феномена юридической фикции*(17) выделяют ряд ее существенных признаков, позволяющих отнести определенное положение, явление, состояние к юридической фикции. Обобщая наиболее распространенные точки зрения, укажем, что юридическая фикция - это вид фикции вообще (т.е. нечто вымышленное); она содержится, закрепляется и описывается в правовых нормах; легально, преднамеренно создана и императивно содержится в нормах права. Кроме того, она неоспорима (не подлежит оспариванию и вообще не имеет в своей основе какого-либо спора) и употребляется с целью вызвать определенные юридические последствия. Как нетрудно заметить, все перечисленные признаки наличествуют и в конструкции нормы Правил оптового рынка, описывающей мощность как особый товар. Поскольку очевидно, что понятие мощности императивно содержится, закрепляется и описывается в правовых нормах, создано легально и не имеет в своей основе какого-либо спора, остановимся на таких признаках, как целевое назначение (вызвать определенные юридические последствия) и фиктивность (несоответствие реальности).
Закрепление в законодательстве об электроэнергетике понятия мощности и установление правил ее обращения в качестве товара имеет конкретную задачу - обеспечение надежной и бесперебойной поставки электрической энергии. В экономическом смысле оно вызвано только необходимостью возложить на потребителей электрической энергии обязанность оплатить условно-постоянные затраты генерирующих компаний на поддержание оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии. Механизм возложения указанной обязанности должен быть простым, кроме того, он должен естественно вписываться в отношения, которые существуют на оптовом рынке электроэнергии по поводу перехода прав на основной товар - электрическую энергию, и позволять достигать баланса и равновесия в процессе работы единой энергетической системы.
Решая указанную задачу, законодатель умышленно свел к нулю роль естественных свойств явлений, в совокупности квалифицируемых как "мощность - товар", пренебрег их собственными режимами и установил для нового объекта правовой режим имущества и товара.
Отметим, что распространение единого правового режима на несколько объектов, даже разнородных и сепаратно имеющих иной собственный правовой режим, российскому законодательству известно. Так, в части 1 ст. 132 ГК РФ предприятие (сложный имущественный комплекс) признано единым объектом и отнесено к недвижимости*(18). В.А. Белов в своем исследовании, посвященном имущественным комплексам, акцентирует внимание на сложносоставном характере предприятия как имущественного комплекса и отмечает, что "право вымышляет, что перед нами не несколько различных объектов, а один... Право прибегает к этому приему для облегчения динамики правоотношений: вместо того чтобы заключать массу договоров по поводу массы объектов, достаточно заключить одну сделку по поводу одного, пусть и вымышленного объекта"*(19). Вымышленность явления - один из признаков юридической фикции.
Говоря о мощности в динамике, отметим, что мощность и право на нее возникают в момент совершения в отношении нее сделки. В соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка это может быть договор купли-продажи или комиссии. Вновь прибегнем к аналогии: обращая внимание на возникновение сложного объекта, которому присвоен отличный от его элементов правовой режим, В.А. Белов указывает, что "ни само предприятие, ни право на него не регистрируется, и, следовательно, не появляются ранее, чем лицо, претендующее на введение в оборот данного комплекса, не совершит с ним какую-либо сделку"*(20). Когда мощность выполнит свою функцию - наделит субъектов оптового рынка необходимыми правами и обязанностями, она, согласно норме права, прекратит свое существование, реализовавшись в классическом имущественном праве - праве требования.
Проведенный анализ позволяет дополнить приведенный ранее перечень из трех легальных признаков мощности:
4) мощность - комплексный объект гражданских прав, охватывающий такие объекты гражданских прав, как услуга и имущественное право;
5) в целях облегчения гражданского оборота для мощности установлен правовой режим имущественного права, способного быть товаром;
6) мощность возникает в момент совершения сделки - заключения договора комиссии на продажу или договора купли-продажи мощности;
7) право на мощность прекращается с возникновением права требовать совершения определенных действий.
4. Мощность как товар: определение понятия
Исходя из совокупности признаков мощности, предлагаем определять мощность как комплексный объект гражданских прав, возникающий в момент совершения с ним сделки, которому в целях облегчения гражданского оборота установлен правовой режим имущества (имущественного права), способный быть предметом договора купли-продажи (товаром), и приобретение которого влечет возникновение у покупателя права требовать совершения определенных действий по обеспечению готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике.
На утверждение коллег о том, что "определение мощности как товара и введение этого товара в оборот нормативным правовым актом любого уровня не сможет изменить объективную природу явления"*(21), ответим чрезвычайно удачными словами В.А. Белова: "...материальное не может поставить преград идее (как, впрочем, и идея материи)"*(22). На предположение о том, что "несоответствие закрепленной в законе правовой квалификации явления его объективной природе может повлечь применение судами правовых норм, относящихся к объективной природе объекта"*(23), можно возразить следующее: правильность применения норм права зависит как от качества регулирования, так и от квалификации того, кто их применяет. Определение мощности как товара, содержащееся в п. 36 Правил оптового рынка, представляется нам вполне удачным для решения прикладных задач, и мы не считаем необходимым его уточнять.
Тем не менее регулирование основ обращения мощности как товара на уровне постановления Правительства РФ явно недостаточно для решения вопроса о фиксации в правовой реальности нового объекта правоотношений и распространении на него правового режима товара. Внесение изменений в Закон об электроэнергетике, включающих определение мощности как товара и прямое указание на его правовой режим, позволит избежать негативных последствий в процессе применения и реализации правовых норм.
А.А. Репина
"Законодательство", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177) в ред. Федерального закона от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" (СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5427).
*(2) СЗ РФ. 2006. N 36. Ст. 3835.
*(3) Там же. 2003. N 44. Ст. 4312.
*(4) См.: http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/bulletins/ show.cgi?content.htm
*(5) Большая советская энциклопедия. Электрическая мощность // http://www.rubricon.com/
*(6) Большая советская энциклопедия. Установленная мощность // Там же.
*(7) Никольский С. Торговля мощностью - что это? // ЭнергоИнфо. 2007. Май; http://www.vegaslex.ru/ db/msg/7124
*(8) Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об электроэнергетике". М., 2003. С. 29.
*(9) Утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии"// СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1431.
*(10) Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об электроэнергетике". С. 30.
*(11) Там же. С. 31.
*(12) Никольский С. Указ. соч.
*(13) Об имущественных правах см.: Белов В.А. Сингулярное правопреемство в обязательстве. М., 2000. С. 147; Новоселова Л.А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М., 2003.
*(14) Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 334.
*(15) Шорников Д.В. Еще раз о признаках объектов гражданских прав // Сибирский юридический вестник. 2007. N 1(36). С. 44.
*(16) Алексеев С.С. Указ. соч. С. 335.
*(17) Курсова О.А. Юридические фикции современного российского права: сущность, виды, проблемы действия // Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000, С. 452; Ишигилов И.Л. Понятие юридических фикций // Сибирский юридический вестник, 2007, N 1(36). С. З-8.
*(18) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997. С. 280.
*(19) Белов В.А. Имущественные комплексы. Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому праву. М., 2004. С. 29.
*(20) Там же.
*(21) Никольский С. Указ. соч.
*(22) Белов В.А. Имущественные комплексы. Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому праву. С. 39.
*(23) Никольский С. Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Какие изменения произошли на оптовом рынке электрической энергии в связи с принятием постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529? Правомерно ли возложение на потребителей электрической энергии обязанности оплачивать условно-постоянные затраты генерирующих компаний на поддержание оборудования в рабочем состоянии? В связи с появлением такого нового объекта правоотношений, как мощность, автор предлагает внести коррективы в Федеральный закон "Об электроэнергетике".
Правовая природа генерирующей мощности
Автор
А.А. Репина
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2008, N 4