Ограниченные права на земельные участки в Российской Федерации
Наряду с правом собственности Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.*(1) (далее - Кодекс) называет ряд других вещных и иных прав на земельные участки. Речь идет о правах, предусмотренных статьями гл. IV Кодекса, - правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками, арендных правах, сервитутах, праве безвозмездного срочного пользования земельными участками.
Объем субъективных гражданских прав юридических лиц и граждан, являющихся носителями указанных прав, в той или иной степени ограничен по сравнению с объемом правомочий собственников земли. По этой причине иные, помимо права собственности, права в отношении земельных участков условно можно обозначить как ограниченные права. Арендные права на землю в настоящей статье не рассматриваются*(2).
Субъекты ограниченных прав на земельные участки
Субъектный состав участников земельных отношений ст. 5 Кодекса определяет в исчерпывающем перечне. С одной стороны, это означает, что все перечисленные в п. 1 данной статьи субъекты права могут на равных основаниях участвовать в отношениях, регулируемых земельным законодательством, с учетом особенностей своего правового положения. С другой стороны, исчерпывающий перечень участников земельных отношений указывает на то, что иные, помимо названных в нем, субъекты права, не могут от своего имени выступать в качестве участников такого рода отношений. Это касается, например, религиозных групп как вида религиозных объединений, крестьянского (фермерского) хозяйства как объединения граждан, от имени которого вправе действовать глава хозяйства, организаций, не обладающих правами юридического лица.
Указанные в п. 1 ст. 5 Кодекса субъекты земельных отношений являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса). В этом качестве они наделяются сущностными признаками тех или иных участников земельных отношений в зависимости от видов принадлежащих им прав на земельные участки (см. п. 3 ст. 5 Кодекса).
Вид субъективного гражданского права на земельный участок предопределяет объем правомочий носителя конкретного права. Напомним, что среди вещных и иных прав на земельные участки Кодекс называет: право собственности (ст. 15-19), право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20), право пожизненного наследуемого владения (ст. 21), арендные права (ст. 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23), право безвозмездного срочного пользования (ст. 24).
В соответствии с видами прав на земельные участки в п. 3 ст. 5 Кодекса в нормах-дефинициях определено пять категорий участников земельных отношений. Иными, помимо собственников земельных участков, участниками земельных (и гражданско-правовых) отношений являются:
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Субъекты прав на земельные участки обладают определенным объемом субъективных гражданских прав, подлежащих юридической защите. Содержание гражданских прав, носителями которых являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и обладатели сервитутов, первично регулируется гражданским, а не земельным законодательством (см. также п. 3 ст. 3 Кодекса).
Объем указанных субъективных прав в каждом случае определяется видом вещного или иного права на земельный участок, принадлежащего соответствующему субъекту. Поэтому в отличие от правомочий собственников земельных участков (владение, пользование и распоряжение), гражданские права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов в той или иной степени ограничены законодательством. Прежде всего, это касается правомочия по распоряжению принадлежащими на соответствующем ограниченном праве земельными участками, т.е. носители ограниченных прав на землю, как правило, не могут определять юридическую судьбу соответствующих земельных участков. В таких случаях возможность распоряжения землей либо исключена законом, либо сведена к минимуму. Обладатели сервитутов имеют лишь права, связанные с ограниченным пользованием чужими земельными участками. Они лишены правомочий по владению, и тем более, по распоряжению такими участками.
Собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков, обладателями сервитутов могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (п. 1 ст. 5 Кодекса), если это не противоречит Гражданскому кодексу РФ и ст. 15-24 Кодекса. Например, не могут быть носителями права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (землепользователями) юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 Кодекса. Право пожизненного наследуемого владения (ст. 21 Кодекса) не может принадлежать иным, помимо граждан, участникам земельных отношений.
Объектом ограниченных прав на землю является земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. В этом качестве земельный участок является недвижимым имуществом, объектом гражданских прав, вещью в гражданско-правовом смысле (см. ст. 128-130, 133, 260 ГК РФ).
Если в соответствии с законодательством земельный участок приобретает качества делимой вещи, то объектом гражданского оборота может быть не только соответствующий земельный участок в целом, но и его часть. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следует обратить внимание на то, что земельный участок (часть участка) может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы "описаны и удостоверены в установленном порядке". Это касается и способности земельного участка быть объектом права собственности, а также ограниченных гражданских прав на землю*(3). Установление фактических границ земельных участков осуществляется при проведении землеустройства. Для того чтобы земельный участок или его часть могли стать объектом субъективных гражданских прав, соответствующий земельный участок (в том числе образованный в результате разделения другого земельного участка) должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 Кодекса*(4).
Основные гражданские права и обязанности лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в отношении таких участков определяются в соответствии с гражданским законодательством. Однако поскольку отношения по использованию и охране земель регулирует земельное законодательство, постольку права и обязанности, связанные с использованием земельных участков указанными лицами, установлены в ст. 41 и 42 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 41 Кодекса, лица, не являющиеся собственниками земельных участков (кроме обладателей сервитутов), осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Кодекса, за исключением прав, установленных подп. 2 п. 2 указанной статьи*(5). Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, установившим такой сервитут. Права обладателей публичного сервитута определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
Виды ограниченных прав на землю
Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу вещных прав и предусмотрено в ст. 216, 268-270 ГК РФ, ст. 20 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 20 Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Содержание указанного права определено в ст. 269 ГК РФ. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование (землепользователь), осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Указанное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
Кодекс в п. 1 ст. 20 ограничил круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования. Перечень таких субъектов следует считать исчерпывающим. Поэтому согласно действующей редакции п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"*(6) (далее - Вводный закон) все прочие юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 Кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды этих земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность по указанным выше правилам до 1 января 2013 г. по ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и 2 ст. 2 Вводного закона.
При этом п. 2.1 ст. 3 Вводного закона указывает на то, что п. 2 этой же статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан; организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"*(7) были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками. В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками переоформляются в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, когда собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (см. п. 2 ст. 268, п. 1 ст. 271 ГК РФ).
В случае реорганизации юридического лица, указанного в п. 1 ст. 20 Кодекса, принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Пункт 2 ст. 20 Кодекса в императивной норме ввел запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам. В связи с этим целесообразно иметь в виду, что в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"*(8) указано на то, что ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в п. 1 ст. 20 Кодекса, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие Кодекса, должны признаваться недействительными в силу ст. 13 ГК РФ либо не подлежащими применению в соответствии со ст. 12 ГК РФ.
Однако на основании п. 3 ст. 20 Кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, сохраняется за гражданами и юридическими лицами, получившими земельные участки на указанном праве до введения в действие Кодекса.
При этом юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 Кодекса, должны в установленные сроки выполнить упоминавшуюся обязанность, возложенную на них п. 2 ст. 3 Вводного закона.
Что касается граждан, то согласно п. 3 ст. 3 Вводного закона оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Например, если земельный участок был предоставлен гражданину до введения в действие Кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, то этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Вводного закона).
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 указано, что согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Поскольку юридические лица не имеют права на безвозмездное приобретение земельного участка в собственность, то граждане - индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, также не вправе приобретать в собственность земельные участки, предоставленные им для осуществления предпринимательской деятельности, на безвозмездной основе.
В то же время можно отметить, что данная правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ не является бесспорной: Гражданский кодекс РФ говорит о возможности применения к индивидуальным предпринимателям некоторых положений о коммерческих организациях, установленных в Гражданском кодексе РФ, но никак не в Земельном Кодексе и иных актах земельного законодательства.
Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Таким образом, Кодекс в п. 4 ст. 20 исключил любые способы распоряжения земельными участками лицами, обладающими такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 содержится следующее разъяснение данного правила: п. 4 ст. 20 Кодекса установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу п. 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками. В связи с этим после введения в действие Кодекса лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Целесообразно также иметь в виду, что п. 6 ст. 3 Вводного закона в императивной норме запрещает внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.
Пожизненное наследуемое владение земельными участками
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком - одно вещных прав, регулируемых гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Носителем данного права может быть только физическое лицо. В Гражданском кодексе РФ указанному праву посвящены ст. 216, 265, 266, 267, в Кодексе - ст. 21.
Содержание права пожизненного наследуемого владения установлено в ст. 266 ГК РФ. Согласно данной статье гражданин, обладающий указанным правом (владелец земельного участка - по терминологии Гражданского кодекса РФ и землевладелец согласно ст. 5 Кодекса), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, то владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.
В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В настоящее время земельное законодательство России таких оснований не предусматривает: Кодекс в п. 1 ст. 21 в императивной норме запретил предоставление земельных участков из государственных и муниципальных земель гражданам на указанном праве после введения в действие Кодекса, сохранив при этом право пожизненного наследуемого владения земельными участками для тех землевладельцев, которые приобрели данное право до введения в действие Кодекса.
Следовательно, индивидуальные правовые акты органов, осуществляющих предоставление земельных участков, которые нарушают запрет на предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, должны признаваться недействительными либо не подлежащими применению (ст. 12, 13 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 3 Вводного закона оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Если земельный участок был предоставлен гражданину до введения в действие Кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, то этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на данный земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (см. п. 9.1 ст. 3 Вводного закона).
Действующая редакция ст. 267 ГК РФ ограничивает правомочия владельца земельного участка, владеющего таким участком на праве пожизненного наследуемого владения, по распоряжению земельным участком. Запрещены любые способы распоряжения земельным участком, предоставленным на указанном праве, за исключением единственного случая - перехода прав на такой участок по наследству. Аналогичные правила содержит п. 2 ст. 21 Кодекса. Отметим, что запрет на распоряжение земельным участком не ограничивает право землевладельца на возведение на соответствующем участке объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 266 ГК РФ), так как указанное право реализуется в рамках правомочия пользования, а не распоряжения земельным участком.
Переход прав на земельный участок по наследству возможен при наследовании как по закону, так и по завещанию и регулируется нормами части третьей Гражданского кодекса РФ. Принадлежавшее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется. При наследовании данного права по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом (см. ст. 1181 ГК РФ).
Переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству подлежит государственной регистрации по правилам Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(9). Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство (документа, выдаваемого на основании заявления наследника по месту открытия наследства нотариусом или должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие, в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ).
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Сервитут (от лат. servitus - рабство) - это субъективное право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом, известное еще римскому праву. Помимо естественных прав лица на свои вещи и вытекающих из них правомочий, допускалось существование и прав на чужие вещи. В Древнем Риме сервитуты развились из прав, обусловленных отношениями соседства, когда нормальное хозяйственное использование граничащих земельных участков, строений требовало взаимных уступок и ограничений, а абсолютизация прав собственников порождала взаимные потери. Сервитут заключался в обязанности оказывать своей вещью определенную услугу третьим лицам: сущность сервитута в том, что лицо что-то терпит или чего-то не делает*(10).
В постсоветской России установление сервитутов стало возможным после введения в действие Гражданского кодекса РФ, в котором этому виду прав посвящены ст. 274-277. Под сервитутом понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. В науке гражданского права такие сервитуты имеют название положительных. Именно о них говорится в ст. 23 Кодекса и в упомянутых статьях Гражданского кодекса РФ.
Объектом сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут (п. 1 ст. 274 ГК РФ)*(11).
В зависимости от того, в частном или публичном интересе устанавливается сервитут, а также по основанию его установления (договор, решение суда или правовой акт) различаются частные и публичные сервитуты.
Пункт 1 ст. 23 Кодекса не определяет условия установления частных сервитутов, так как соответствующие отношения регулируются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (см. п. 9 комментируемой статьи и комментарий к данному пункту). В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (см. ст. 275 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 23 Кодекса публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Таким образом, юридическим основанием установления публичного сервитута является не договор, а закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что такой сервитут устанавливается только нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт - это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких обстоятельствах не может быть введен индивидуальным правовым актом, не содержащим норм права и принятым в связи с конкретным делом.
Целью установления публичного сервитута является удовлетворение публичного интереса - государства, местного самоуправления или местного населения.
Все это отличает публичный сервитут от частного, который устанавливается не нормативным правовым актом, а договором или решением суда в интересах частных лиц.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в подп. 4 п. 1 ст. 1 Кодекса принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. По мнению некоторых юристов, процедура проведения таких слушаний и порядок определения их результатов должны устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований*(12). При этом следует иметь в виду, что отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу*(13).
Публичные сервитуты могут устанавливаться для целей, указанных в п. 3 ст. 23 Кодекса. Обратим внимание, что перечень таких целей изложен как исчерпывающий. Для сравнения можно напомнить, что прежнее водное и лесное законодательство предусматривало возможность установления публичных водных сервитутов и публичных лесных сервитутов. В настоящее время новые Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ указанные отношения не регулируют. Наоборот, согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством. В действующей редакции п. 3 ст. 23 Кодекса предусмотрены цели, для которых в соответствии с прежним водным и лесным законодательством могли устанавливаться сервитуты.
Сервитут может быть срочным или постоянным. Это правило п. 4 ст. 23 Кодекса применяется в отношении частных и публичных сервитутов. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте, или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота или каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь за собой прекращение сервитута и т.д.). В связи с этим в литературе высказывалось мнение, что более корректным было бы деление сервитутов не на срочные и постоянные, а на сервитуты срочные (установленные на определенный срок) и бессрочные (сервитуты без указания определенного срока, на который они устанавливаются), как это предусмотрено, например, в п. 4 ст. 56 Кодекса*(14).
Для земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в императивной норме п. 4.1 ст. 23 Кодекса определено ограничение сроков установления публичных сервитутов: такие сроки не могут превышать сроки резервирования указанных земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Данное императивное правило п. 5 ст. 23 Кодекса применяется в отношении частных и публичных сервитутов. Согласно п. 2 ст. 41 Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, а на основании публичного сервитута - нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут. Поэтому при заключении договоров и подготовке нормативных правовых актов, устанавливающих сервитуты, необходимо учитывать указанное правило.
На основании п. 6 ст. 23 Кодекса собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данное общее правило основывается на положениях п. 5 ст. 274 ГК РФ и действует только при установлении частного сервитута. Размер платы должен устанавливаться по соглашению сторон. В случаях если в федеральных законах содержатся указания о безвозмездном характере частных сервитутов в конкретных условиях, указанное общее правило не применяется.
В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, не наделен правом требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Только в случае, указанном во втором абзаце п. 7 ст. 23 Кодекса, он может потребовать соразмерной платы от органов, установивших публичный сервитут. Если в таком случае соответствующий орган откажет собственнику во внесении указанной платы, то собственник имеет право на судебную защиту своих прав (см. п. 8 ст. 23).
Если установление публичного сервитута приводит не к существенным затруднениям в использовании участка, а вообще исключает возможность его использования, то применяются правила первого абзаца п. 7 ст. 23 Кодекса. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 Кодекса включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Действие п. 7 ст. 23 Кодекса распространяется только на публичные сервитуты. В случаях если земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения частным сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (см. п. 2 ст. 276 ГК РФ).
Пункт 8 ст. 23 Кодекса гарантирует право на судебную защиту лицам, права и законные интересы которых могут быть ущемлены в результате установления публичного сервитута. В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 29 Постановления от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что при принятии искового заявления от лиц, права и законные интересы которых затронуты установлением публичного сервитута, необходимо учитывать, что дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу ч. 2 ст. 191 АПК РФ рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов. Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 23 Кодекса, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов. Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.
Сервитуты подлежат государственной регистрации, при которой применяются как общие положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(15), так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов. Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в указанном Едином государственном реестре.
Безвозмездное срочное пользование земельными участками
Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком в пределах, допускаемых законом. В частности, он вправе передать земельный участок в безвозмездное срочное пользование (см. п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209; п. 1 ст. 264 ГК РФ). Условия безвозмездного срочного пользования, в том числе срок, в течение которого действует данное право, определяются законом (в частности, Кодексом) и договором с собственником, заключение которого предусмотрено п. 2 ст. 264 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться земельным участком, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Коммерческие организации не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, являющимся учредителями (участниками), руководителями, членами органов управления или контроля таких организаций (п. 2 ст. 690 ГК РФ).
В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности, субъектам, указанным в п. 1 ст. 24 Кодекса, и на определенных этим пунктом условиях. Перечень случаев, когда земельные участки могут предоставляться указанным в п. 1 ст. 24 Кодекса субъектам, является исчерпывающим и не должен толковаться расширительно. Дело в том, что изложенные правила представляют собой строго ограниченный круг исключений из общего принципа платности использования земли, установленного в ст. 65 Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 87 Кодекса в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования могут предоставляться земли промышленности и иного специального назначения.
В зависимости от того, какой субъект гражданского права является собственником земельного участка, предоставляемого в безвозмездное срочное пользование, основаниями возникновения указанного права могут быть закон, административный акт или договор.
В случаях если в безвозмездное срочное пользование предоставляются земельные участки из земель, находящихся в частной собственности, отношения, связанные с использованием таких земельных участков, должны регулироваться договором безвозмездного пользования (договором ссуды). По такому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Правила о договоре ссуды установлены в ст. 689-701 гл. 36 ГК РФ.
Одним из случаев предоставления земельных участков гражданам на праве безвозмездного срочного пользования является предоставление таких участков в качестве служебных наделов (см. п. 2 ст. 24 Кодекса). Служебные наделы предоставляются работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Следует обратить внимание на то, что решение о предоставлении служебного надела в случаях, указанных в п. 2 ст. 24 Кодекса, принимает не орган государственной власти или орган местного самоуправления (см. ст. 29 Кодекса), а та организация, в которой работник осуществляет трудовую деятельность.
На федеральном уровне предоставление служебных наделов, помимо Кодекса, регулирует постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 (в ред. постановлений Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1972 г. N 248 и Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 119) "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота"*(16). Действующие в настоящее время нормы указанного постановления определяют размеры служебных земельных наделов (пахотной земли и сенокоса), предоставляемых на одну семью, и категории работников, которым предоставляются такие наделы.
Субъекты Российской Федерации принимают законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие предоставление служебных наделов.
Права и обязанности обладателей служебных наделов по использованию таких наделов определяются в соответствии с правилами п. 1 ст. 41 и абз. 2-4, 7-9 ст. 42 Кодекса. Согласно п. 1 ст. 41 Кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Кодекса.
Основания прекращения ограниченных прав на землю
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком определяет ст. 45 Кодекса. Она предусматривает основания добровольного (по инициативе правообладателя) и принудительного (по инициативе иных лиц) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками. Данные основания установлены соответственно в п. 1 и 2 ст. 45 Кодекса.
Согласно п. 1 данной статьи право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 Кодекса. Как уже отмечалось, отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 Кодекса (см. п. 2 ст. 43 Кодекса).
Сам по себе отказ землепользователя или землевладельца от принадлежащего ему права, выраженный в соответствующем заявлении, не прекращает ни указанные обязанности, ни право, от которого лицо отказалось. Для прекращения права в ст. 53 Кодекса установлены специальные условия и процедуры.
В пункте 2 ст. 45 Кодекса содержится перечень случаев, когда право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно (вопреки волеизъявлению землепользователя или землевладельца).
Следует обратить внимание на то, что в ряде указанных здесь случаев соответствующие основания прекращения прав на землю представляют собой объективную сторону состава административного или уголовного правонарушения. Поэтому в таких случаях землепользователь или землевладелец не только лишается своего права на земельный участок, но и обязан претерпеть специальные меры государственного принуждения - меры административной или уголовной ответственности (см. ст. 74 Кодекса). Если в результате такого рода правонарушений причинен материальный ущерб, то землепользователь или землевладелец, виновный в его причинении, обязан также нести гражданско-правовую ответственность в форме возмещения вреда (см. ст. 76 Кодекса).
В современной редакции п. 2 ст. 45 Кодекса перечень оснований прекращения указанных в данном пункте прав на землю сформулирован как открытый: помимо оснований, указанных в подп. 1-6 п. 2, соответствующие права прекращаются независимо от воли землепользователя или землевладельца также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (см. подп. 7 п. 2 ст. 45).
Например, согласно п. 9.1 ст. 3 Вводного закона, если земельный участок был предоставлен гражданину до введения в действие Кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(17). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Решение о принудительном прекращении права пожизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок принимается судом в соответствии со ст. 54 Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Действующая редакция п. 3 ст. 45 Кодекса допускает исключения из общего правила, согласно которому решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком принимается судом. Такие исключения возможны в случаях, когда внесудебный порядок принятия указанного решения прямо предусмотрен федеральным законом.
Например, согласно п. 1 ст. 3.2 Вводного закона в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с даты принятия указанных в п. 1 ст. 3.2 Вводного закона решений имеет право осуществлять переданные в соответствии с указанной статьей и предусмотренные Кодексом полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии со ст. 3.2 Вводного закона, в предусмотренном Кодексом порядке либо принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки в соответствии с п. 9 указанной статьи.
В случае если в границы населенных пунктов включены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми в соответствии со ст. 3.2 Вводного закона переданы органам государственной власти субъектов Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками в течение полутора лет с даты принятия указанных в п. 1 ст. 3.2 Вводного закона решений может быть прекращено органами государственной власти субъектов Федерации в установленном п. 3-6 ст. 53 Кодекса порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 Кодекса, в соответствии с п. 9 ст. 3.2 Вводного закона.
Пунктом 9 ст. 3.2 Вводного закона предусмотрено, что в указанных случаях органы государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с даты принятия названных в п. 1 этой же статьи решений вправе принять решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 Кодекса. В таких случаях право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении этого права. Если указанное право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.
Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком установлены в ст. 47 Кодекса. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.
Пункт 1 ст. 47 Кодекса предусматривает три вида оснований прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком:
срочная природа указанного права предопределяет возможность его прекращения в связи с истечением срока, на который земельный участок был предоставлен в безвозмездное пользование;
право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от указанного права на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 53 Кодекса;
право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается принудительно в случаях, указанных в п. 2 ст. 45 Кодекса, в порядке и на условиях, установленных в ст. 51, 54, 55 Кодекса.
Следует также учитывать, что если в безвозмездное срочное пользование был предоставлен земельный участок из земель, находящихся в частной собственности, то досрочное расторжение договора безвозмездного пользования осуществляется по правилам ст. 698 ГК РФ. Если иное не предусмотрено договором, то ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока, известив об этом ссудодателя за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения (см. п. 2 ст. 699 ГК РФ).
По общему правилу ст. 701 ГК РФ договор безвозмездного пользования прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя или ликвидации юридического лица - ссудополучателя. Исключения из указанного правила могут быть предусмотрены указанным договором.
По общему правилу п. 2 ст. 47 Кодекса основанием для прекращения права на служебный надел является прекращение трудовых отношений, в связи с которыми такой надел был предоставлен. Исключения из указанного правила, когда право на служебный надел сохраняется в случае прекращения трудовых отношений с работником - получателем надела, предусмотрены в п. 3 и 4 указанной статьи.
Так, право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
Как известно, прекращение трудовых отношений регулирует трудовое законодательство. В соответствии со ст. 841 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).
Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Таким образом, помимо приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора с работником, которому был предоставлен служебный надел, работодатель должен издать еще один локальный акт - решение о прекращении права уволенного работника на служебный надел. Такое решение может содержаться в соответствующем приказе (распоряжении) работодателя или представлять собой самостоятельный документ (вторичный локальный акт), который в таком случае утверждается приказом (распоряжением), т.е. первичным локальным актом.
Решение о прекращении права на служебный надел является юридическим основанием прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным в качестве служебного надела.
Пункт 6 ст. 47 Кодекса предоставляет уволенному работнику право использовать принадлежавшим ему служебный надел "до окончания сельскохозяйственных работ". В связи с этим наши коллеги справедливо обращают внимание на то, что формулировка п. 6 является неудачной в силу ее неопределенности, поскольку, как правило, на земельном участке сельскохозяйственные работы производятся большую часть года. Более ясная позиция была выражена в ч. 1 ст. 86 Земельного кодекса 1991 г., которая предусматривала, что если на служебном наделе был произведен посев сельскохозяйственных культур, то право пользования служебным наделом уволенного работника прекращалось после снятия урожая*(18).
Основания прекращения сервитута определяются по правилам ст. 48 Кодекса. Данная статья определяет различные основания прекращения частного и публичного сервитутов, так как правовые основания их возникновения и юридическая природа тоже неодинаковы.
Основания прекращения частных сервитутов установлены гражданским законодательством, поэтому п. 1 комментируемой статьи не регулирует соответствующие отношения, а содержит по этому поводу отсылочную норму.
Прекращению частного сервитута посвящена ст. 276 ГК РФ. Она называет два случая, когда возможно прекращение сервитута:
по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;
в случаях если земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Согласно п. 2 ст. 48 Кодекса публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Поскольку публичный сервитут устанавливается в публичном (общественном) интересе соответствующим нормативным правовым актом (см. ст. 23 Кодекса), постольку и прекращается такой сервитут в случае отсутствия указанного интереса.
Принятие акта об отмене сервитута может осуществляться в следующих формах: принятия специального нормативного правового акта об отмене сервитута; признания акта, установившего сервитут, утратившим силу; внесения в акт, установивший сервитут, изменений, отменяющих положения об установлении сервитута.
М.Ю. Тихомиров,
юрист с многолетним опытом практической и научной работы,
специалист по гражданскому и предпринимательскому праву,
кандидат юридических наук, издатель, индивидуальный
предприниматель
"Право и экономика", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 15. 17; N 10. Ст. 763; N 30. Ч. II. Ст. 3122. 3128; 2006. N 1. Ст. 17; N 17. Ч. I. Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2880. 2881; N 31. Ст. 3453; N 43. Ст. 4412; N 50. Ст. 5279. 5282; N 52. Ч. I. Ст. 5498; 2007. N 1. Ч. I. Ст. 23. 24; N 10. Ст. 1148; N 21. Ст. 2455; N 26. Ст. 3075; N 31. Ст. 4009.
*(2) Об арендных правах см. подр.: Тихомиров М.Ю. Аренда и купля-продажа земельных участков // Право и экономика. 2007. N 12.
*(3) См. подр.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. (http://www.urkniga.ru)
*(4) О земельном участке как объекте гражданских прав см. подр.: Тихомиров М.Ю. Аренда и купля-продажа земельных участков // Право и экономика. 2007. N 12.
*(5) См. подр.: Тихомиров М.Ю. Аренда и купля-продажа земельных участков // Право и экономика. 2007. N 12.
*(6) СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148; 2003. N 28. Ст. 2875; N 50. Ст. 4846; 2004. N 41. Ст. 3993; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 17; N 25. Ст. 2425; 2006. N 1. Ст. 3, 17; N 17. Ч. I. Ст. 1782; N 27. Ст. 2881; N 52. Ч. I. Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834.
*(7) СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007. N 27. Ст. 3213.
*(8) Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.
*(9) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 11. Ст. 997; N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711; N 30. Ст. 3081; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 15, 22, 40, 43; N 50. Ст. 5244; 2006. N 1. Ст. 17; N 17. Ч. I. Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2881; N 30. Ст. 3287; N 50. Ст. 5279; N 52. Ч. I. Ст. 5498.
*(10) См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2001-2007. (http://www.urkniga.ru)
*(11) См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007. С. 163. (http://www.urkniga.ru)
*(12) См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007. С. 165. (http://www.urkniga.ru).
*(13) См.: постановление ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. по делу N А12-17236/02-С43.
*(14) См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007. С. 166, 167. (http://www.urkniga.ru)
*(15) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 11. Ст. 997; N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711; N 30. Ст. 3081; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 15, 22, 40, 43; N 50. Ст. 5244; 2006. N 1. Ст. 17; N 17. Ч. I. Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2881; N 30. Ст. 3287; N 50. Ст. 5279; N 52. Ч. I. Ст. 5498.
*(16) СП РСФСР. 1965. N 5. Ст. 24; 1972. N 12. Ст. 72.
*(17) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 11. Ст. 997; N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711; N 30. Ст. 3081; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 15, 22, 40, 43; N 50. Ст. 5244; 2006. N 1. Ст. 17; N 17. Ч. I. Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2881; N 30. Ст. 3287; N 50. Ст. 5279; N 52. Ч. I. Ст. 5498.
*(18) См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007. С. 316. (http://www.urkniga.ru)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ограниченные права на земельные участки в Российской Федерации
Автор
М.Ю. Тихомиров - юрист с многолетним опытом практической и научной работы, специалист по гражданскому и предпринимательскому праву, кандидат юридических наук, издатель, индивидуальный предприниматель
Родился 30 ноября 1958 г. в г. Москве. В 1981 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор более 300 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного и трудового права, организации управления, обеспечения законности.
"Право и экономика", 2008, N 7