Роль локального нормотворчества в деятельности компании
Статья освещает значение в деятельности компании внутренних документов, которые устанавливают правила поведения работников исходя из условий, в которых они находятся, а также из имеющихся у компании возможностей (финансовых, технологических, кадровых и др.). Понятно, что все это не исключает участия собственников компании в нормотворческом процессе.
Назовем внутренние документы "локальными нормативными актами"*(1). Несмотря на динамичное развитие корпоративного управления, вопрос о таком инструменте организации (упорядочивания) внутрикорпоративных отношений, как локальное нормотворчество остается недостаточно проработанным.
Причины столь равнодушного отношения к эффективному, а главное, простому инструменту следующие:
непонимание возможностей, предоставляемых качественной организацией и регламентацией рабочих процессов компании;
слишком малое или, наоборот, большое число локальных нормативных актов в компании, отсутствие системного подхода к их разработке и принятию, регламентация одних и тех же отношений разными локальными актами;
локальные нормативные акты принимаются в компании несвоевременно или отсутствует потребность в их принятии. Между тем локальные нормативные акты должны отражать объективную реальность. Это значит, что в процессе принятия акта, до момента вступления его в силу, необходимо просчитать экономические возможности его выполнения, предусмотреть организационные издержки и барьеры на пути его реализации;
некачественная подготовка локального нормативного акта, в том числе нарушение технико-юридических норм. Может возникать ситуация, когда сотрудник был бы рад исполнить соответствующее предписание, только ему не понятно, как это сделать;
незнание сотрудников компании о существовании, содержании и возможностях локальных нормативных актов.
Вследствие указанных причин вместо эффективного управленческого механизма локальные нормативные акты становятся тяжким бременем для сотрудников компании. Такие документы порождают пресловутую бюрократизацию. Закономерным следствием подобных ситуаций является пренебрежение к локальному нормотворчеству в целом.
Грамотное использование такого инструмента, как локальное нормотворчество позволяет решить следующие задачи:
эффективно использовать диспозитивные нормы действующего законодательства;
определить порядок совершения действий и их согласование;
оптимизировать рабочие процессы и повысить эффективность труда, дисциплинировать сотрудников компании и повысить их личную ответственность;
избегать внутрикорпоративных конфликтов, а в случае их возникновения - быстро достигать компромисса между конфликтующими сторонами;
обеспечить баланс интересов различных субъектов, принимающих участие в деятельности компании (органы управления компании; различные группы собственников, инвесторы, сотрудники компании, кредиторы и т.д.);
повысить инвестиционную привлекательность. Сформированная институциональная среда компании позволяет прогнозировать поведение потенциальных инвесторов, что, в свою очередь, позволяет оценивать стратегические планы самой компании. Кроме того, факт наличия четкой прозрачной структуры локальных нормативных актов свидетельствует о высоком уровне корпоративной культуры компании, ее имидже, что ценно для инвесторов. Локальное нормотворчество можно расценивать как конкурентное преимущество перед другими компаниями. Для компаний, готовящихся к проведению IPO, наличие упорядоченного массива локальных нормативных актов, особенно в сфере корпоративного управления, является обязательным;
"противостоять" слухам. Открытость (гласность) локальных нормативных актов предопределяет слухоустойчивость в отношении компании;
комплексно минимизировать риски (экономические, технические, экологические, правовые и др.).
Важно понимать, что именно выступит в качестве стимула, "заставляющего" сотрудников компании поступать должным образом, т.е. сделает их поведение соответственно выгодным или невыгодным. Чаще всего в качестве таких факторов называют следующие*(2):
значимость последствий соблюдения или несоблюдения локальных норм;
вероятность наступления этих последствий;
уровень восприятия индивидом информации о локальных нормах, последствиях их соблюдения или несоблюдения, вероятности наступления этих последствий.
Поведение человека определяется сочетанием всех трех факторов, а также исключительно субъективным, но таким важным для каждого сотрудника фактором, как удобство использования соответствующих норм и процессов в повседневной работе.
Таким образом, чтобы локальные нормативные акты стали действенным инструментом, нужно, как нам представляется, в ходе обучения (которое всегда должно сопровождать внедрение локального акта) донести значимость конкретного акта, а впоследствии формировать некомфортные для нарушителей условия.
Чтобы понять, какое место занимают локальные нормативные акты в иерархии иных нормативных предписаний, представим институциональную среду внутрикорпоративных отношений в виде здания (рис. 1), фундаментом которого являются законодательные нормативные акты; затем идет надстройка, представленная нормами бизнес-сообщества; далее, наряду с учредительными документами, находятся собственно локальные нормативные акты; завершается надстройка корпоративными принципами и этическими нормами и правилами, которые могут существовать как в виде документов, так и в виде устоявшихся недокументированных правил.
Корпоративные принципы, этические нормы и правила |
Учредительные документы и локальные нормативные акты |
/--------------------------\ ---------------- Регулирование со
|Нормы делового сообщества,| стороны бизнес-сообщества
|профессиональных организа-|
|ций | ---------------- Государственное
\--------------------------/ регулирование
Законодательные норматив- ные акты |
Локальное нормотворчество
Локальное нормотворчество - внутренне согласованная деятельность должностных лиц и структурных подразделений компании, направленная на создание, изменение или отмену локальных норм.
Локальные нормативные акты - это письменные официальные документы, принимаемые органами компании, устанавливающие, изменяющие, отменяющие нормы (правила), предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, коммерческой, производственно-хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности компании, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
Локальный нормативный акт обладает следующими признаками:
имеет нормотворческий характер, т.е. в нем устанавливаются, изменяются корпоративные нормы или прекращается их действие;
должен издаваться органами компании только в пределах своей компетенции;
должен всегда облекаться в документальную форму (решение общего собрания, совета директоров, приказ руководителя и др.). Причем этот документ или документы должны иметь реквизиты (дата подписания, вид, название локального нормативного акта, подпись лица, его утвердившего);
не должен противоречить законодательству и локальным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу (например, приказ единоличного исполнительного органа - решению общего собрания).
Рассмотрим принципы локального нормотворчества, используемые при подготовке нормативно-правовых актов.
Принцип демократизма: при формировании локальных норм должны учитываться интересы всех (или большинства) участников регламентируемого процесса.
Локальные нормативные акты должны отражать баланс различных интересов участников. Любая компания - это сложное образование, в котором представлены минимум три стороны (групп участников): акционеры, управляющие, наемные работники. У каждой из названных сторон имеются свои задачи и интересы. Важно, чтобы они гармонично сочетались.
Принцип законности: разработка и принятие локальных нормативных актов должны происходить с соблюдением установленной процедуры и требования соответствия принимаемых локальных нормативных актов законодательству Российской Федерации, уставу компании и ранее принятым локальным нормативным актам компании.
Между локальными нормативными актами должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт. Исходя из этого, корпоративные акты по мере возрастания их юридической силы располагаются в следующей последовательности: принятые в порядке единоначалия директором (президентом); принятые советом директоров; принятые общим собранием коллектива акционеров.
Если рассматривать корпоративные акты с точки зрения временной соподчиненности, то при равной юридической силе и одинаковом предмете ведения или регулируемого ими вопроса следует применять те, которые изданы позднее. Более поздний акт отменяет ранее изданные.
Принцип использования опыта: вновь разрабатываемый локальный нормативный акт должен опираться на известный положительный опыт, использованный в компании.
Принцип связи с практикой: постоянное отслеживание бизнес-процессов внутри компании, ориентация на практику применения ранее принятых локальных нормативных актов, своевременное устранение пробелов в действующих локальных нормативных актах.
Принцип научности: глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов. Научная обоснованность конкретных актов, принимаемых в процессе предпринимательской деятельности, в значительной мере зависит от размера компании и ее прибыльности, что позволяет привлечь для разработки корпоративных актов ученых, профессиональных менеджеров, независимых экспертов.
Принцип неотвратимости юридической ответственности: к сожалению, один из самых эффективных инструментов повышения качества исполнения локального нормативного акта, как, впрочем, и любого нормативно-правового акта, - неотвратимость ответственности. Несомненно, стремясь к использованию иных методов обеспечения исполнимости локальных нормативных актов, тем не менее придется формировать некомфортные для его нарушителей условия. Подчеркнем: для любых нарушителей. Вследствие этого, запрещается вводить правила, предусматривающие освобождение какого-любого сотрудника от ответственности за допущенную небрежность, нарушение или неисполнение возложенных на них обязанностей, злоупотребление доверием.
Процесс создания локального нормативного акта подразумевает прохождение следующих стадий, каждая из которых регулируется соответствующими предписаниями:
нормотворческая инициатива;
подготовка проекта локального нормативного акта;
согласование проекта локального нормативного акта;
утверждение проекта локального нормативного акта.
Нормотворческий процесс может быть как предметом самостоятельного регулирования (регламент о порядке локального нормотворчества), так и частью более обширного регламентируемого процесса, например, раздел в регламенте по делопроизводству (см. рис. 2).
/----------------------\
| Регламент о порядке | /----------------\ /-----------------\
| подготовки локальных | | Регламент | | Регламент |
| нормативных актов |-------| организации |---| осуществления |
|(или раздел регламента| |документооборота| |договорной работы|
| по документообороту) | \----------------/ \-----------------/
\----------------------/ | /-------\
| /----------\ \|Договор|
|-|Положение | \-------/
| \----------/
| /----------\
|-|Регламент |
| \----------/
| /----------\
\-|Инструкция|
\-----------------------------------------\
|Регламент распространяется на все |
|локальные нормативные акты, в том |
|числе на те, утверждение которых, |
|согласно Уставу или внутренним |
|документам Компании, относится к |
|компетенции общего собрания ак- |
|ционеров или иного органа Компании|
\----------------------------------/
В нашей компании на первом этапе создания системы локального нормотворчества действовал Регламент о порядке подготовки локальных нормативных актов (далее - Регламент), на втором этапе его основные положения были инкорпорированы в Регламент по делопроизводству.
На рис. 3 показана одна из возможных универсальных процедур подготовки локального нормативного акта (при этом возможны небольшие изменения, учитывающие специфику деятельности практически любой компании).
/------------\ /---------\ /----------\ /------------\ /-----------\
| Выявление | |Инициация| |Подготовка| |Согласование| |Утверждение|
|потребностей| | | | | | | | |
\------------/ \---------/ \----------/ \------------/ \-----------/
/--------------\
|Структурные |
|подразделения,|\ /---------------\ /-----------------\/------------\
|должностные || |/-------------\| |/---------------\||Единоличный |
|лица || ||Ответственный||/-|Визирующее |||исполните- |
\--------------/| ||руководитель ||| ||подразделение 1|||льный орган |
/--------------\|/--------------\|\-------------/|| |\---------------/||(лицо, упо- |
|Структурные ||| Инициаторы || || |/---------------\||лномоченное |
|подразделения,||| локального ||/-------------\||-|Визирующее |||внутренними |
|должностные ||нормотворчест-|||Ответственный||| ||подразделение 2|||документами)|
|лица |||ва |||исполнитель ||| |\---------------/|\------------/
\--------------/|\--------------/|\-------------/|| |/---------------\|
| \-------------------/| ||Визирующее || |
/--------------\|/--------------\ | |-|подразделение N||-------/
|Структурные ||| Единоличный | | | |\---------------/|
|подразделения,|||исполнительный| | | |/---------------\|
|должностные ||| орган (ЕИО) | | ||Правовое ||
|лица |/\--------------/ /-------\ \-|подразделение 1||
\--------------/ /--------------\ |Рабочая| |\---------------/|
| Финансовый | | группа| \-----------------/
| директор | \-------/
| Заместители | /---------------\
| ЕИО | |Виза инициатора|
\--------------/ | локального |
|нормотворчества|
\---------------/
/---------------\
|Согласительная |
|процедура |
\---------------/
Сначала выявляются потребности компании в издании локального нормативного акта. Так, основанием инициации может являться устранение пробелов и других недостатков, имеющихся в регулировании деятельности компании и ее структурных подразделений. Инициаторы нормотворческого процесса, круг которых желательно ограничить генеральным директором и его заместителями, принимают решение о начале процедуры локального нормотворчества (или об отказе в инициировании процедуры). Такое решение может быть принято ими по собственной инициативе или по ходатайству структурных подразделений и должностных лиц компании.
После этого структурному подразделению, ответственному за подготовку проекта локального нормативного акта, направляется задание о подготовке проекта с указанием соответствующих критериев будущего документа. Необходимо сначала закрепить, а затем последовательно реализовывать правило, согласно которому ответственным подразделением, осуществляющим разработку проекта локального нормативного акта, может быть назначено только то структурное подразделение, к задачам и функциям которого отнесено решение вопросов, являющихся предметом регулирования разрабатываемого проекта локального нормативного акта (таким образом, юристы не должны писать бюджетный регламент, а финансисты - регламент о судебно-претензионной работе).
При подготовке наиболее важных, сложных и значительных по объему проектов локальных нормативных актов, а также актов, разрабатываемых совместно несколькими структурными подразделениями компании, могут создаваться рабочие группы из числа работников нескольких структурных подразделений. В этом случае перед руководителем ответственного подразделения ставится задача по организации деятельности рабочей группы (формирование количественного и персонального состава, разграничение функций между участниками, определение сроков:). На рис. 4 представлено формирование рабочей группы для подготовки сложных локальных нормативных актов.
/-----------------------------------\
| Ответственный руководитель |
|составляет список участников группы|
\-----------------------------------/
/-------------------/ | \----------------\
/-----------------\ /-----------------\ /-----------------\
| Согласование | | Согласование | | Согласование |
| с руководителем | | с руководителем | | с руководителем |
| структурного | | структурного | | структурного |
|подразделения N 1| |подразделения N 1| |подразделения N 1|
\-----------------/ \-----------------/ \-----------------/
| | |
\-----------------------------------------------------/
/-------------------------\
| Согласование Инициатора |
|нормотворческого процесса|
\-------------------------/
/--------------------------------------\
| Утверждение количественного |
|и персонального состава рабочей группы|
| оформляется приказом |
| Единоличного исполнительного органа |
\--------------------------------------/
Подготовленный и завизированный ответственным руководителем проект локального нормативного акта (визовый экземпляр) направляется на согласование в визирующие подразделения, к которым, как правило, относятся:
подразделения, инициирующие процесс принятия локального нормативного акта;
подразделения, представители которых участвовали в составе рабочей группы по разработке проекта локального нормативного акта;
подразделения, к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом локального нормативного акта;
правовое подразделение.
Каждое из обозначенных подразделений в рамках своей компетенции оценивает проект локального нормативного акта на предмет соответствующих рисков (экономических, правовых, налоговых и т.д.) и защиты интересов компании.
Так, правовое подразделение, визирующее документ последним, должно:
определить полномочия должностных лиц по инициированию, визированию данного проекта локального нормативного акта;
определить полноту согласования проекта локального нормативного акта;
установить правильность выбора вида локального нормативного акта;
определить соответствие проекта локального нормативного акта действующему законодательству и ранее принятым локальным нормативным актам компании;
проверить правильность оформления проекта локального нормативного акта, соблюдения установленных юридико-технических требований и правил.
Практика показывает, что большинство предписаний, регламентирующих процедуру подготовки и согласования локальных актов, не содержат описания согласительных процедур для разрешения возникающих разногласий. Между тем такая предусмотрительность помогает избежать конфликтов между структурными подразделениями компании.
Согласительная процедура может выглядеть следующим образом.
В случае несогласия ответственного подразделения с замечаниями и предложениями, поступившими от визирующих подразделений, и принятия решения о невозможности учета внесенных замечаний и предложений при доработке проекта локального нормативного акта готовится протокол разногласий. В этом протоколе отражается содержание замечания и предложения, а также обоснование причин непринятия во внимание (учета не в полной мере) поступивших замечаний и предложений.
При несогласии ответственного подразделения со всеми замечаниями и предложениями, поступившими от визирующего подразделения, и отражении их в протоколе разногласий в полной мере проект локального нормативного акта в повторном согласовании (визировании) в данном подразделении не нуждается. В этом случае представление на подписание окончательного проекта локального нормативного акта допускается только по решению инициатора нормотворческого процесса. Наличие его визы будет означать наличие рекомендации о подписании (утверждении) локального нормативного акта при наличии замечаний визирующих подразделений.
В противном случае ответственность за возможные отрицательные последствия утверждения и дальнейшего исполнения такого локального нормативного акта несет единоличный исполнительный орган компании.
При наличии замечаний и/или предложений по одному и тому же пункту проекта локального нормативного акта, поступивших от разных визирующих подразделений, и при невозможности разрешить возникшие противоречия ответственное подразделение и визирующее подразделение, представившее замечания, должны провести переговоры для выработки единой позиции. Если и в этом случае противоречия не будут сняты, то наступают последствия, предусмотренные в предыдущем абзаце.
Порядок изменения и отмены локальных нормативных актов подчиняется общим правилам юридической техники. Так, если ранее изданный локальный нормативный акт в основном сохраняет свое значение и требуется лишь изменить отдельные его нормативные предписания либо дополнить его новыми нормами, в проекте разрабатываемого локального нормативного акта приводится новая редакция изменяемых пунктов или излагаются новые пункты, которыми он должен быть дополнен.
При необходимости внесения в ранее изданный локальный нормативный акт значительного количества изменений и дополнений, а также, если требуется изменить локальный нормативный акт в целом, должна быть подготовлена его новая редакция в порядке, аналогичном описанному.
Проекты локальных нормативных актов утверждаются и вводятся в действие приказом единоличного исполнительного органа компании.
В то же время ничто не мешает распространить процедуру подготовки и согласования локальных нормативных актов на те документы, утверждение которых, согласно уставу или внутренним документам компании, относится к компетенции общего собрания акционеров, совета директоров или коллегиального исполнительного органа, а также на документы, которые разрабатываются для утверждения и использования в иных юридических лицах, в которых ваша компания является акционером или осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
После утверждения локального нормативного акта ответственное подразделение в пределах своей компетенции обеспечивает:
организацию исполнения нормативных предписаний локального нормативного акта;
организацию разъяснительной работы по проблемам, относящимся к предмету регулирования локального нормативного акта, а также по вопросам, возникающим в процессе его практического применения;
накопление и систематизацию информации о ходе его выполнения, а также предложений о внесении в него соответствующих изменений или дополнений.
Личную ответственность за организацию нормотворческой деятельности, своевременную и качественную подготовку проектов локальных нормативных актов несут руководители ответственных подразделений, а за состояние нормотворческой деятельности в компании в целом - единоличный исполнительный орган.
Немаловажным элементом организации локального нормотворчества является учет, систематизация и поиск локальных нормативных актов. Как правило, это функционал подразделения, осуществляющего делопроизводство. Вместе с этим на любого сотрудника правового подразделения может быть возложена аналогичная функция в отношении тех локальных нормативных актов, ответственным исполнителем по которым оно (правовое подразделение) является.
Требования к локальным нормативным актам
В целях повышения эффективности локального нормативного акта к нему должны предъявляться следующие требования.
Требования к структуре локального нормативного акта:
локальные нормативные акты должны иметь определенную структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений. Можно воспользоваться традиционной схемой построения локальных нормативных актов: субъекты правоотношений - объекты - права и обязанности - льготы и санкции, употребляемой чаще при создании законов. Для удобства пользователей желательно разработать шаблон локального нормативного акта, в котором следует отразить структуру и, например, типовые положения (разделы), которые независимо от сферы регулирования должны присутствовать в любом локальном нормативном акте. (Шаблон локального нормативного акта см. в Приложении.)
Непреложным остается факт, что корпоративные акты, выдержанные с точки зрения системности и логики, имеют больший коэффициент полезного действия, нежели неровные, хаотичные, сумбурные акты по содержанию;
пункт проекта локального нормативного акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения;
локальный нормативный акт должен полностью охватывать сферу регулирования (например, если локальный нормативный акт содержит обязанности в отношении кого-либо, то не забывайте указать ответственность в случае неисполнения этих обязанностей), но вместе с тем он не должен быть излишне детализирован. Далеко не всегда детали оправданны, поскольку работник - прежде всего человек, обладающий сознанием и волей, а не автомат, действия которого строго определены и последовательны;
локальные нормативные акты должны содержать как можно меньше отсылочных норм, а также ретранслировать законодательные нормы, т.е. закрепление в них норм, издаваемых государственными органами. Полезность локальных актов в таких случаях представляется весьма сомнительной. В конечном счете, они создают информационный "шум" и не способствуют эффективности правового регулирования дел в компании. Если необходимо довести до сведения сотрудников информацию о принятых законодательных актах, то можно воспользоваться общей рассылкой информационных писем или размещением на внутреннем сайте компании (портале) соответствующего обзора законодательных норм.
Основные требования, предъявляемые к содержанию проектов локальных нормативных актов, следующие:
логическая последовательность изложения, связь между собой нормативных предписаний, помещаемых в локальном нормативном акте;
отсутствие противоречий внутри локального нормативного акта, а также во всей системе локальных нормативных актов;
максимальная краткость и компактность изложения норм при глубине и всесторонности отражения их содержания;
ясность, простота и доступность языка локального нормативного акта;
точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в локальных нормативных актах.
Только при соблюдении этих требований локальный нормативный акт будет качественным и, как следствие, значимым и действенным инструментом.
Пояснительная записка к локальному нормативному акту должна содержать следующую информацию:
предмет регулирования проекта локального нормативного акта, его цели и задачи;
чем обусловлена необходимость разработки проекта локального нормативного акта;
правовое, экономическое, техническое обоснование необходимости принятия такого документа;
основные положения проекта локального нормативного акта;
последствия издания локального нормативного акта, в том числе связанные с необходимостью формирования новых подразделений, увеличения численности существующих, а также их дополнительного финансирования и материально-технического обеспечения;
необходимость внесения изменений и дополнений в ранее изданные локальные нормативные акты;
наличие в локальном нормативном акте специальных условий, ограничений (требования к квалификации сотрудников).
Практические советы
Разработайте глоссарий, содержащий наиболее часто встречающиеся в локальных нормативных актах компании термины. Тем самым вы решаете минимум три задачи: унифицируете понятийный аппарат, избегая путаницы в понимании терминов, употребляемых в актах, использования одних и тех же терминов для обозначения разных понятий, подмены терминов; упрощаете работу по разработке новых и оптимизации существующих внутренних документов; предотвращаете конфликты, которые возникают при толковании терминов. Не будет лишним утвердить подобный глоссарий приказом по компании.
Зафиксируйте в локальном нормативном акте право его толкования за должностным лицом или подразделением компании, которое является его разработчиком. Это поможет избежать конфликтов, обусловленных различной трактовкой предписаний, содержащихся в акте. Будьте готовы к тому, что каждое подразделение будет толковать предписания в свою пользу. Что касается нашего Регламента, то именно правовому подразделению компании принадлежит исключительное право толкования его положений.
Сделайте локальные нормативные акты доступными. Доведите их до сведения сотрудников всеми возможными способами (проведение семинаров, размещение на портале, ознакомление под подпись, в конце концов).
Не допускайте смешанного характера локальных нормативных актов, т.е. наличия в них норм права и индивидуальных предписаний. Это далеко не лучшая форма изложения корпоративных норм. Смешанные акты порождают неясность относительно юридической природы отдельных предписаний, постоянного или временного характера действия их отдельных положений и т.п. Тесно связанные с утверждаемым локальным нормативным актом индивидуальные предписания можно изложить, например, в приказе, которым утверждается этот акт.
Приложение
"Утверждаю"
__________________________
__________________________
__________________________
(Приказ N ________________
от _______________ 200_г.)
_________________________________________
_________________________________________
(вид и название локального нормативного акта)
____________ 200__ г.
Содержание
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. ________________________
Раздел 3. ________________________
Раздел 4. ________________________
Раздел 5. ________________________
Раздел... ________________________
Раздел... Заключительные положения
Приложение N ___________________
Приложение N ___________________
Приложение N ___________________
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящ__ _______________________________ (наименование
локального нормативного акта) (далее - "_________________") разработан_ в
целях __________________________________________________________________.
1.2. Задачами _______________________________ (наименование
локального нормативного акта) являются:
________________________________;
________________________________;
________________________________.
1.3. _______________________________ (наименование локального
нормативного акта) является локальным нормативным актом _________________
________________________(наименование юридического лица), содержащим
нормы трудового права, обязательные для соблюдения всеми работниками
_____________ (наименование юридического лица), в связи с чем за их
нарушение последние несут дисциплинарную ответственность в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации и внутренними
документами ____________ (наименование юридического лица).
В соответствии и во исполнение _____________________________
(наименование локального нормативного акта) могут быть разработаны и
утверждены иные локальные нормативные акты, в том числе
__________________________ (наименование локальных нормативных актов).
1.4.*(1) Для целей настояще__ _______________ (наименование
локального нормативного акта) термины и определения имеют следующие
значения:
______________ - ____________________________;
______________ - ____________________________;
______________ - ____________________________;
______________ - ____________________________.
Исключительное право толкования положений
____________________________ (наименование локального нормативного акта),
в том числе используемых в нем терминов и определений, принадлежит
______________________________________ (наименование структурного
подразделения юридического лица, разработавшего или по предложению
которого был разработан настоящий локальный нормативный акт).
1.5. Все термины и определения, предусмотренные пунктом 1.4.
__________________________ (наименование локального нормативного акта),
могут использоваться как в единственном, так и во множественном числе без
ущерба для их значения.
1.6. Все иные термины и определения, прямо не перечисленные в
пункте 1.4. _______________ (наименование локального нормативного акта),
используются в его тексте в значении, закрепленном в законодательстве
Российской Федерации и иных ранее утвержденных/принятых/изданных
внутренних документах и локальных нормативных актах
_______________________________ (наименование юридического лица).
1.7. Действие ____________________________ (наименование локального
нормативного акта) не распространяется (при необходимости сделать
оговорку, в каких случаях не будет применяться настоящий локальный
нормативный акт):
________________________________;
________________________________;
________________________________.
Раздел 2. ________________________
Раздел 3. ________________________
Раздел 4. ________________________
Раздел 5. ________________________
Раздел... ________________________
Раздел... Заключительные положения
1. Настоящ__ ______________ (наименование локального нормативного
акта) утверждается и вводится в действие _______________ (приказом
Единоличного исполнительного органа или решением коллегиального органа
юридического лица).
2. Решение о внесении изменений и дополнений в настоящ__
______________ (наименование локального нормативного акта) принимается в
порядке, предусмотренном п. 1. _________________ (наименование локального
нормативного акта).
3. Исключительным правом разработки изменений и дополнений в
______________ (наименование локального нормативного акта), а также
разработки его новой редакции обладает _______________________
(наименование структурного подразделения юридического лица,
разработавшего настоящий локальный нормативный акт).
Другие подразделения ______________ (наименование юридического лица)
вправе обращаться с предложениями о разработке изменений и дополнений в
_______________ (наименование нормативного акта) или о разработке его
новой редакции в ____________ (наименование структурного подразделения
юридического лица, разработавшего настоящий локальный нормативный акт), в
порядке, предусмотренном ____________________________ (наименование и
реквизиты внутреннего документа юридического лица, которым установлен
порядок подготовки локального нормативного акта*(2)).
4. Руководители подразделений _________________ (наименование
юридического лица) обязаны ознакомить с положениями настояще__
______________(наименование локального нормативного акта) всех своих
работников.
Приложение N ___
к ________________________
(наименование локального
нормативного акта)
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В зависимости от конкретных обстоятельств и способа изложения материала данный пункт может быть изложен в виде самостоятельного раздела.
*(2) Например, Инструкция по делопроизводству.
Е.В. Химичук,
юрисконсульт по правовому и корпоративному сопровождению
текущей деятельности Общества
ЗАО "Комплексные энергетические системы"
А.Ю. Соколов,
специалист по договорным работам,
управлению правовым подразделением
"Право и экономика", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В разных компаниях документы могут называться по-разному, например: "внутренние документы", "корпоративные акты" и т.д. - Прим. авт.
*(2) По материалам семинара "О порядке подготовки локальных актов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роль локального нормотворчества в деятельности компании
Авторы
Е.В. Химичук - юрисконсульт по правовому и корпоративному сопровождению текущей деятельности Общества ЗАО "Комплексные энергетические системы"
Родилась 1 июня 1978 г. в с. Наруксово Починковского р-на Нижегородской обл. В 2001 г. окончила юридический факультет Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности "Юриспруденция". В настоящее время учится на заочном отделении Государственного университета управления по специальности "Финансы и кредит".
А.Ю. Соколов - специалист по договорным работам, управлению правовым подразделением
Родился 26 февраля 1976 г. в г. Москве. Образование высшее. Магистр частного права. В 1997 г. окончил ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, в 2001 г. - РШЧП.
"Право и экономика", 2008, N 7