Что проверяют сотрудники ФСС России
С 9 июля 2008 года ревизоры из ФСС России при проведении выездных проверок начали пользоваться новыми методическими указаниями. Они предназначены для работников фонда, однако информация о том, что и как проверяют инспекторы, будет полезна и бухгалтеру.
Цель проведения проверки специалистами ФСС России - контроль за расходованием страхователем средств фонда. Если инспекторы выявят расходы, которые произведены с нарушением требований законодательства или не подтверждены документально, фонд не примет их к зачету. Об этом сказано в пункте 18 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, и в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ. В то же время страхователю будет предложено исключить суммы таких расходов из расчетной ведомости по средствам ФСС России (п. 26 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81, далее - Методические указания).
Информация обо всех видах социальных пособий и других выплат, которые финансируются за счет средств ФСС России, содержится в II и III разделах Методических указаний (см. схему на с. 71). Поговорим о каждом из них более подробно.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа, среднего заработка работника, продолжительности нетрудоспособности и ограничен максимальным размером.
/------------\ /-----------------------------------------------------\
| | /-| Пособие по временной нетрудоспособности |
| | | \-----------------------------------------------------/
| | | /-----------------------------------------------------\
| | |-| Пособие по беременности и родам |
| | | \-----------------------------------------------------/
| | | /-----------------------------------------------------\
| | |-| Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в |
| | | |медицинских учреждениях на ранних сроках беременности|
| | | \-----------------------------------------------------/
| | | /-----------------------------------------------------\
| | |-| Единовременное пособие при рождении |
| | | | или усыновлении ребенка |
| Расходы за | | \-----------------------------------------------------/
|счет средств| | /-----------------------------------------------------\
| ФСС России | |-| Ежемесячное пособие на период отпуска |
|(п. 43, 93 и|-| | по уходу за ребенком*(1) |
|109 Методи-| | \-----------------------------------------------------/
|ческих ука-| | /-----------------------------------------------------\
| заний) | |-|Социальное пособие на погребение либо возмещение сто-|
| | | | имости гарантированного перечня услуг по погребению |
| | | \-----------------------------------------------------/
| | | /-----------------------------------------------------\
| | | | Оплата дополнительных выходных дней по уходу |
| | |-| за детьми-инвалидами и инвалидами с детства |
| | | | до достижения ими возраста 18 лет |
| | | \-----------------------------------------------------/
| | | /-----------------------------------------------------\
| | |-| Оплата путевок на санаторно-курортное |
| | | | лечение работников |
| | | \-----------------------------------------------------/
| | | /-----------------------------------------------------\
| | \-| Оплата путевок на оздоровление детей |
\------------/ \-----------------------------------------------------/
Некоторые категории работников имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности в большем размере. Речь идет о тех работниках, которые по состоянию на 1 января 2007 года уже имели право на получение пособия в большем размере, чем им полагается в соответствии с Правилами, установленными Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ). В части 1 статьи 17 Правил сказано, что таким категориям граждан пособие назначается как и ранее независимо от страхового стажа и в более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше максимального размера пособия.
Перечень льготных категорий граждан приведен в пункте 47 Методических указаний и представлен в табл. 1 на с. 73.
Размер пособия по временной нетрудоспособности для всех остальных работников рассчитывается с учетом страхового стажа*(2).
Напомним, что ФСС России ежегодно утверждает максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, которые распространяются на всех застрахованных лиц. Их значения за период 2005-2010 годов приведены в табл. 2 на с. 75.
Пособие по беременности и родам выплачивается женщине в размере 100% среднего заработка при условии, что ее страховой стаж составляет более шести месяцев (п. 1 и 2 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Если страховой стаж менее шести месяцев, то пособие по беременности и родам выплачивается в размере МРОТ (п. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ). Эта норма применяется и при выплате пособий по временной нетрудоспособности (п. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Значения МРОТ за три последних года приведены в табл. 3 на с. 76.
Сроки обращения за пособиями
Право на получение пособий сохраняется в течение шести месяцев (п. 1 и 2 ст. 12 Закона N 255-ФЗ):
- со дня выздоровления работника (больного члена семьи, за которым ухаживал работник) или установления инвалидности - для пособий по временной нетрудоспособности;
- окончания отпуска по беременности и родам - для пособий по беременности и родам.
Если шестимесячный срок обращения за пособием работником пропущен, больничный лист к оплате не принимается.
Таблица 1. Кто вправе получать пособие по временной нетрудоспособности
за счет средств ФСС России в большем размере (ч. 1 ст. 17 Закона
N 255-ФЗ, п. 47 и 49 действующих Методических указаний)
Категория лиц, имеющих право по состоянию на 1 января 2007 года на получение пособия в большем размере |
Размер пособия | Статьи законов (в том числе утративших силу), на основании которых была предоставлена льгота |
Лица, работавшие до 1 января 2007 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
100% среднего заработка независимо от страхового стажа, но не более макси- мального размера пособия, скорректированного на рай- онный коэффициент |
Статья 24 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 |
Граждане, подвергшиеся воз- действию радиации вследствие - ядерных испытаний на Семи- палатинском полигоне; - катастрофы на Чернобыль- ской АЭС; - аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактив- ных отходов в реку Теча |
100% среднего заработка независимо от страхового стажа, но не более максимального размера пособия |
Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ Подпункт "а" пункта 30 Положения о поряд- ке обеспечения пособиями по государствен- ному социальному страхованию, утвержден- ного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6; пункт 1 статьи 14, пункт 2 статьи 15 и пункт 13 статьи 18 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1 |
Статьи 2 и 3 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ |
||
Граждане из подразделений особого риска |
Пункты 1 и 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1 |
|
Работающие инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий |
Пункт 14 статьи 14 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ |
|
Работники, у которых времен- ная нетрудоспособность нас- тупила вследствие ранения, контузии, увечья или заболе- вания, полученных при выпол- нении интернационального долга |
Подпункт "а" пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 |
|
Работники, имеющие на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет (учащихся до 18 лет) |
100% среднего заработка независимо от страхового стажа, но не более максимального размера пособия: |
Подпункт "а" пункта 25 Условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191, и подпункт "а" пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 |
Граждане, у которых времен- ная нетрудоспособность свя- зана с поствакцинальным ос- ложнением |
за время болезни, связан- ной с поствакцинальным ос- ложнением |
Часть 1 статьи 21 Федерального закона от 17.09.98 N 157-ФЗ |
Один из родителей либо иной законный представитель несо- вершеннолетнего (до 15 лет), если болезнь ребенка связана с поствакцинальным осложне- нием |
за время болезни ребенка, связанной с поствакциналь- ным осложнением |
Часть 2 статьи 21 Федерального закона от 17.09.98 N 157-ФЗ |
При наличии уважительных причин пропуска обращения за пособием вопрос о его назначении решает территориальный орган ФСС России (п. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ). К уважительным причинам относятся (см. приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74):
- непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);
- длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;
- переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
- вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;
- повреждение здоровья или смерть близкого родственника;
- иные причины, признанные уважительными в судебном порядке при обращении застрахованных лиц в суд.
Таблица 2. Максимальные размеры пособий по временной
нетрудоспособности и по беременности и родам за 2005-2010 годы
Период | Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (руб.)* |
Период | Максимальный размер пособия по беременности и родам (руб.)* |
2005 год | 12 480 | 2005 год | 12 480 |
2006 год | 15 000 | 2006 год | 15 000 |
2007 год | 16 125 | С 1 января по 31 августа 2007 года |
16 125 |
С 1 сентября 2007 года | 23 400 | ||
2008-2010 годы | 17 250 | 2008-2010 годы | 23 400 |
* Смотрите примечание к табл. 3 |
Перед тем как приступить к проверке расчетов сумм пособий, специалисты ФСС России проверяют реквизиты листка нетрудоспособности (п. 60 Методических указаний).
Проверка оформления больничных листов и расчета пособий
Записи медицинских работников в листке нетрудоспособности должны быть разборчивыми, печати и штампы медицинской организации четкими.
Если больничный выдан врачом, занимающимся частной медицинской практикой, то в бланке должны быть указаны его фамилия и номер лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514, далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности).
Все исправления должны быть заверены подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. При этом в листке нетрудоспособности допускается только два исправления. Если врач сделал третью ошибку, то лечебное учреждение обязано выдать новый больничный (п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
Таблица 3. Величина МРОТ за 2005-2007 годы
Дата установления величины МРОТ | Размер МРОТ (руб.)* |
С 1 января 2005 года | 720 |
С 1 сентября 2005 года | 800 |
С 1 мая 2006 года | 1100 |
С 1 сентября 2007 года | 2300 |
* В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, максимальный и минимальный размеры пособия определяются с применением этого коэффициента (п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ). |
В абзаце 2 пункта 60 Методических указаний перечислены нарушения, обычно допускаемые медиками при оформлении больничных листов. Например, в больничном могут быть не указаны место работы или причина нетрудоспособности гражданина, а листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи старше 15 лет (при амбулаторном лечении) вдруг окажется выданным на срок более трех дней (п. 59, 60 и 36 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
При обнаружении какого-либо нарушения в оформлении листков временной нетрудоспособности контролеры предпримут одно из следующих действий (п. 61 Методических указаний):
- вынесут решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки;
- разрешат организации исправить (устранить) это нарушение, обратившись в лечебно-профилактическое учреждение или к частному врачу, выдавшим больничный лист с ошибками;
- примут меры воздействия (в пределах своей компетенции) на лечебное учреждение, которое выдало такой больничный.
Проверка расчета пособий
Специалисты ФСС России проверяют оформление больничных листов, а затем расчет пособий. При этом контролеры установят, верно ли определен (п. 57 Методических указаний):
- расчетный период, за который был рассчитан средний заработок;
- средний дневной заработок*(3);
- размер дневного пособия;
- страховой стаж.
Документы для проверки расчета пособий
Документы, которые потребуются контролерам для проверки расчета пособий, следующие:
- коллективный договор или локальный нормативный акт организации, в которых в соответствии с системой оплаты труда установлены конкретные виды выплат работникам;
- приказы;
- табели учета рабочего времени;
- расчетно-платежные ведомости или иные документы, подтверждающие оплату труда за расчетный период;
- трудовые книжки работников.
Единовременное пособие на ранних сроках беременности
Чтобы пособие было назначено и выплачено, сотрудница должна представить в бухгалтерию организации следующие документы:
- справку из женской консультации или другого медицинского учреждения, поставившего ее на учет на ранних сроках беременности (до 12 недель). Об этом сказано в статье 9 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ (далее - Закон о пособиях) и пункте 18 раздела 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение о пособиях гражданам, имеющим детей);
- заявление о назначении пособия, составленное в произвольной форме.
Специалисты фонда считают, что все справки должны быть подшиты вместе с листками нетрудоспособности (абз. 6 п. 79 Методических указаний).
Размер пособия
Размер единовременного пособия в 2005, 2006 и 2007 годах составлял 300 руб. (ст. 10 Закона о пособиях), с 1 января 2008 года - 325,5 руб. (письмо ФСС России от 05.03.2008 N 02-18/07-1931). С 1 июля 2008 года размер пособия будет проиндексирован (соответствующие законопроекты находятся на подписи у президента). В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к зарплате, размер пособия определяется с применением этого коэффициента (ст. 5 Закона о пособиях).
Сроки выплаты пособия
Контролеры из ФСС России обратят внимание на сроки выплаты пособия, которые зависят от времени представления медицинской справки. Так, пособие должно быть назначено и выплачено (п. 19 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей):
- в те же сроки, что и пособие по беременности и родам, если справка представлена одновременно с листком временной нетрудоспособности, оформленным на период отпуска по беременности и родам;
- в течение десяти дней со дня представления справки, если она передана в бухгалтерию организации (предпринимателя) позже, чем листок нетрудоспособности.
Право на получение пособия сохраняется с момента постановки на учет и в течение шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 55 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей).
Единовременное пособие при рождении ребенка
Единовременное пособие выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, на каждого ребенка. Обратиться за пособием нужно не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, иначе право на получение пособия будет утеряно (п. 55 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей, и абз. 5 п. 64 Методических указаний).
Срок выплаты пособия - в течение десяти дней с момента представления всех необходимых документов (п. 25 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей).
Размеры пособия за 2005-2008 годы приведены в табл. 4 (с. 80).
Документы для проверки
Документы, которые контролеры затребуют для проверки, перечислены в подпунктах "а - д" статьи 64 Методических указаний. Вот их перечень:
- заявление о назначении пособия;
- справка о рождении ребенка, выданная загсом;
- справки с места работы (учебы, службы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось (если оба родителя работают, служат или учатся).
Если пособие выплачивалось опекуну, то вместе с заявлением о назначении пособия в бухгалтерии должна храниться и выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу судебного решения об усыновлении или договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью).
Специалисты ФСС России считают, что названные документы должны подшиваться к кассовым документам. Однако это возможно только в том случае, если выплата пособия осуществляется наличными деньгами через кассу.
Таблица 4. Величина единовременного пособия при рождении ребенка
за 2005-2008 годы
Период | Размер пособия (руб.)* |
Примечание |
2005 год | 6000 | Статья 12 Закона о пособиях |
2006 год 2007 год |
8000 | Статья 12 Закона о пособиях и пункт 22 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 |
С 1 января 2008 года |
8680 | Письмо ФСС России от 05.03.2008 N 02-18/07-1931 и статьи 4.2 и 12 Закона о пособиях |
С 1 июля 2008 го- да |
Размер пособия будет проиндексирован (соответствующие законопро- екты находятся на подписи у президента) |
|
* В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер пособия определяется с применением этого коэффициента (ст. 5 Закона о пособиях). |
Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
При усыновлении, установлении опеки (или попечительства) и передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, при условии, что родители неизвестны, умерли (объявлены умершими), лишены родительских прав и т.п., выплачивается единовременное пособие (ст. 12.1 Закона о пособиях).
Срок обращения за пособием - шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства) или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью), иначе право на получение этого пособия будет утеряно (п. 55 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей).
Величина пособия за последние три года менялась трижды. Все эти изменения приведены в табл. 5.
Дополнительные льготы
Кроме единовременной выплаты усыновителям ребенка в возрасте до трех месяцев предоставляются оплачиваемые отпуска. Их продолжительность - со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения (абз. 4 ст. 257 ТК РФ и п. 2 ст. 10 Закона N 255-ФЗ). При этом отпуск оплачивается в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 719).
Разница лишь в том, что для назначения пособия по беременности и родам достаточно только листка нетрудоспособности. А при усыновлении ребенка помимо больничного необходимы следующие документы (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 719, и п. 71 Методических указаний):
- заявление о предоставлении отпуска с указанием вида отпуска и его продолжительности;
- приказ о предоставлении работнику отпуска;
- копия решения суда об усыновлении ребенка;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- справка с места работы другого супруга о том, что он не использует отпуск в связи с усыновлением ребенка.
Таблица 5. Величина единовременного пособия, назначаемого
при усыновлении ребенка за 2006-2008 годы
Период | Размер пособия (руб.)* |
Примечание |
2006 год 2007 год |
8000 | Статья 12.2 Закона о пособиях и пункт 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 |
С 1 января 2008 года |
8680 | Письмо Минобрнауки России от 30.04.2008 N 06-780 и статьи 4.2 и 12.2 Закона о пособиях |
С 1 июля 2008 го- да |
Размер пособия будет проиндексирован (соответствующие законопроекты находятся на подписи у президента) |
|
* В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер пособия определяется с применением этого коэффициента (ст. 5 Закона о пособиях). |
По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (абз. 4 ст. 257 ТК РФ).
Обратите внимание: если усыновителями ребенка (детей) являются оба супруга, указанные выше отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 719).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Пособие по уходу за ребенком должно выплачиваться со дня предоставления отпуска и по день исполнения ребенку полутора лет. Обратите внимание: если лицо, осуществляющее уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего дня (или на дому), пособие за ним все равно сохраняется (ст. 13 и 14 Закона о пособиях).
Документы для проверки
Проверяющих из ФСС России будут интересовать следующие документы (п. 50 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей, и п. 74 Методических указаний):
- заявление о назначении пособия;
- копия свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка;
- выписка из решения об установлении над ребенком опеки;
- копия свидетельства о рождении (усыновлении или смерти) предыдущих детей у той же матери;
- справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том, что она (он) не получает ежемесячного пособия. Если оба родителя не работают, а уход за ребенком фактически осуществляет другой член семьи, то ему необходимо представить справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери и отца о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- копия приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Если мать ребенка заменила послеродовой отпуск на отпуск по уходу за ребенком (в случае если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем по беременности и родам), то в бухгалтерии должно храниться соответствующее заявление. При этом сумма пособия по беременности и родам, выплаченная за послеродовой отпуск, должна быть зачтена в счет выплаты пособия по уходу за ребенком (ст. 13 Закона о пособиях и подп. "в" п. 75 Методических указаний).
Размер пособия
Размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с 1 января 2007 года - ежемесячное пособие по уходу за ребенком) за период с 2003 по 2008 год менялся несколько раз (см. табл. 6 на с. 84).
Заметим, что за счет средств фонда ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается только до достижения им возраста полутора лет (п. 42 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей).
Это же правило распространяется и на граждан, которые подверглись воздействию радиации и постоянно проживают или работают на территории зоны отселения. Напомним, что пособие по уходу за ребенком выплачивается этой категории граждан в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (п. 7 ст. 18 Закона РФ от 15.05.91 N 1244-1). Однако за счет ФСС России выплачивается лишь пособие до достижения ребенком возраста полутора лет. Остальное компенсирует федеральный бюджет.
Ограничение срока обращения за пособием
Назначить пособие организация может лишь в случае, если работник обратится за его выплатой не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком полутора лет, иначе право на получение пособия будет утеряно (п. 55 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей, и п. 72 Методических указаний).
Социальное пособие на погребение
Социальное пособие на погребение выплачивается на основании Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ.
Где и кому производится выплата
Пособие выплачивается по месту работы умершего работника или по месту работы родителей (других членов семьи) умершего несовершеннолетнего супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или другому лицу, взявшему на себя обязанности осуществить погребение умершего (ст. 10 Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ, п. 82 и 83 Методических указаний).
Пособие будет выплачено, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Таблица 6. Величина ежемесячного пособия по уходу за ребенком
за 2003-2008 годы
Период | Размер пособия (руб.)* | Примечание |
2003 - 2005 годы | 500 | Статья 15 Закона о пособиях |
2006 год | 700 | |
2007 год | 40% среднего заработка, но не более 6000 руб. и не менее: - 1500 руб. по уходу за первым ребенком; - 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми |
Статья 15 Закона о пособиях и пункт 44 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей |
С 1 января 2008 года |
40% среднего заработка, но не более 6510 руб. и не менее: - 1627,5 руб. по уходу за первым ребенком; - 3255 руб. по уходу за вторым и последующими детьми |
Письмо ФСС России от 05.03.2008 N 02-18/07-1931 и статьи 4.2 и 15 Закона о пособиях |
С 1 июля 2008 года |
Размер пособия будет проиндексирован. На дату подписания номера соответствующие законопроекты одобрены Советом Федерации и переданы на подпись президенту |
|
* Если уход осуществляется за двумя детьми в возрасте до полутора лет, пособия суммируются. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка сотрудника (ст. 15 Закона о пособиях и п. 46 Положения о пособиях гражданам, имеющим детей. |
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер пособия определяется с применением этого коэффициента (ст. 5 Закона о пособиях).
Размер пособия
С 1 января 2001 года социальное пособие на погребение либо возмещение гарантированного перечня услуг по погребению выплачивается в размере, не превышающем 1000 руб. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением данного коэффициента (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ).
Документы для проверки
Правомерность назначения социального пособия на погребение подтверждают следующие документы (п. 84 Методических указаний):
- заявление о назначении пособия;
- справка о смерти (оригинал), выданная загсом.
Если стоимость гарантированного перечня услуг по погребению организация возмещает специализированной службе по вопросам похоронного дела, подтверждающими документами будут являться:
- заявление о возмещении стоимости услуг специализированной организации;
- справка о смерти (оригинал), выданная загсом;
- счет специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Дополнительные выходные родителям
Оплата четырех дополнительных выходных дней одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами осуществляется на основании статьи 262 Трудового кодекса и постановления Минтруда России и ФСС России от 04.04.2000 N 26/34.
Обратите внимание: при наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.
Дополнительные выходные должны быть оплачены одному из работающих родителей (опекуну или попечителю) ребенка исходя из среднего дневного заработка этого сотрудника. Напомним, что до 6 января 2008 года средний заработок рассчитывался в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, а после указанной даты - в соответствии с постановлением Правительства РФ N 922.
Документы для проверки
Правомерность назначения пособия подтвердят следующие бумаги (п. 87 Методических указаний):
- заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
- справка органов соцзащиты об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на гособеспечении (представляется ежегодно);
- копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
- справка с места работы другого родителя о том, что он не использовал дополнительные выходные дни в текущем календарном месяце. Справка не нужна одиноким матерям, находящимся в разводе, а также работающему родителю в случае смерти другого родителя или лишения его родительских прав.
Если один из родителей не работает или самостоятельно обеспечивает
себя работой*(4)
В этом случае четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц по уходу за детьми-инвалидами предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем.
Работающий родитель должен представить в бухгалтерию документы, подтверждающие, что другой родитель в трудовых отношениях с работодателем не состоит (предъявить его трудовую книжку) либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой (представить копию свидетельства о его регистрации в качестве ПБОЮЛ).
Продолжаем разговор, который мы начали в предыдущем номере журнала, о новых Методических указаниях, регламентирующих порядок назначения и проведения документальных выездных проверок Фондом социального страхования РФ.
С 9 июля 2008 года специалисты Фонда социального страхования России при проведении выездных проверок начали пользоваться новыми Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам (далее - Методические указания). Они утверждены постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81 и предназначены для работников фонда, однако и бухгалтеру будет полезно знать о том, что и как проверяют инспекторы.
Напомним, что ревизоры вправе проверить последние три календарных года хозяйственной деятельности организации (предпринимателя), которые предшествуют году вынесения решения о проведении проверки. Так, инспекторы фонда, пришедшие с ревизией в текущем году, проверят 2005, 2006 и 2007 годы.
В этом случае, если выездная проверка страхователя назначена по результатам камеральной, инспекторы могут дополнительно проверить и законченный отчетный период текущего года, например I квартал, полугодие или 9 месяцев. Об этом сказано в пункте 6 Методических указаний.
Расходы на оздоровление детей
Порядок проверки расходов на оздоровление детей изложен в разделе IV Методических указаний.
Напомним, что за счет средств социального страхования оплачиваются путевки в детские лагеря, расположенные на территории России.
Путевки должны приобретаться (подп. "а" и "б" п. 5 постановления Правительства РФ от 05.03.2008 N 148):
- в детские санатории - для детей от четырех до 15 лет при наличии у них медицинских показаний (п. 113 Методических указаний);
- санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - для детей школьного возраста не старше 15 лет;
- загородные стационарные оздоровительные лагеря - для детей школьного возраста не старше 15 лет.
Что проверят специалисты фонда
В ходе проверки специалисты ФСС России установят (п. 111, 113, 115 и 116 Методических указаний):
- соответствуют ли суммы расходов, предъявленные страхователями к возмещению, нормативам по оплате стоимости путевок;
- не превышают ли расходы на оздоровление детей размера выделенных фондом на эти цели ассигнований. Стоимость путевок, превышающую установленный лимит, работодатели оплачивают за счет собственных средств или за счет средств, вносимых родителями*(5);
- соответствует ли путевка заявлению работников (родителей или лиц, их заменяющих) и медицинскому заключению, которое указано в справке для получения путевки (форма N 070/у-04)*(6);
- имеется ли в наличии решение комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию о предоставлении работникам путевок;
- правильно ли учтены в бухгалтерском учете расходы на санаторно-курортные путевки.
В последнюю очередь контролеры проверят, соответствуют ли данные по дебету счета 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" данным аналитического учета и расчетной ведомости по средствам фонда (по количеству, сумме и видам путевок).
Путевки для подвергшихся действию радиации
Для граждан, подвергшихся воздействию радиации, с 1 января 2005 года санаторно-курортное лечение предоставляется в составе набора социальных услуг согласно статье 6.7 Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ. За получением бесплатных путевок льготники должны обращаться в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ (п. 3 Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 862). Соответственно работодатели к выдаче таких путевок отношения не имеют.
Если при проверке будут выявлены нарушения порядка приобретения, распределения и выдачи путевок, расходы на их оплату ФСС России к зачету не примет.
Документы для проверки
На каждую выданную путевку организация должна представить проверяющим следующие документы (п. 116 Методических указаний):
- заявление работника (одного из родителей и лиц, их заменяющих);
- копию свидетельства о рождении ребенка;
- медицинскую справку для получения путевки в детский санаторный лагерь (форма N 070/у-04);
- протокол заседания комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию с решением о выделении путевок в детский оздоровительный и детский санаторный оздоровительный лагерь и об условиях их оплаты;
- счет на оплату (с указанием отдельно стоимости путевки и стоимости хозяйственных расходов);
- счет стоимости (части стоимости) путевки, которую оплачивает отделение (филиал отделения) фонда;
- платежные документы;
- накладные на получение путевок;
- ведомости выдачи работникам путевок с росписями в их получении.
Нормативы расходов
Нормативы расходов страхователей на оздоровление детей в 2005-2008 годах и на плановый период 2009 и 2010 годов представлены в пункте 110 Методических указаний (см. таблицу на с. 78).
Особенности проверок спецрежимников
Страхователи, работающие на УСН, уплачивающие ЕНВД или ЕСХН, как и страхователи, применяющие общий режим налогообложения, обязаны выплачивать работникам все виды предусмотренных законом пособий.
Что проверят специалисты фонда
Выплаты по обязательному социальному страхованию установлены федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ, от 19.05.95 N 81-ФЗ и от 12.01.96 N 8-ФЗ. Приведем их перечень:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- пособие на погребение или возмещение стоимости ритуальных услуг из гарантированного перечня.
Все перечисленные выше государственные пособия, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, полностью финансируются за счет бюджета Фонда социального страхования.
Еще одна выплата, которая производится за счет средств ФСС России, установлена статьей 262 ТК РФ. Речь идет об оплате дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими 18 лет.
Размер и порядок такой выплаты должны быть установлены федеральными законами. Однако до настоящего времени такие законы не приняты. ФСС России в этой ситуации руководствуется Разъяснением, утвержденным совместным постановлением Министерства труда и социального развития РФ N 26 и ФСС России N 34 от 04.04.2000. Согласно пункту 10 этого документа за работником, взявшим дополнительные выходные, сохраняется средний заработок, рассчитанный по нормам Положения об особенностях порядка исчисления средней зарплаты, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Таблица. Нормативы расходов организации на оплату детских путевок
в 2005-2010 годах
Период | Виды учреждений | Продолжительность пребывания ребен- ка в учреждении |
Оплата путевки (полная или частичная) или набора продуктов питания за счет средств ФСС России* |
Основание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2005 год | Детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 14 лет (включительно); санаторные оздоровитель- ные лагеря круглогодич- ного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 21 до 24 дней | До 400 руб. на одного ребенка в сутки |
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ, подпункт "а" пункта 5 распоряжения Правительства РФ от 01.04.2005 N 335-р |
2006 год | Загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 7 (в период весенних, осен- них, зимних школьных каникул) до 24 дней (в период летних школьных каникул) |
До 100% средней стои- мости путевки, уста- новленной региональ- ными властями (из расчета фактически сложившихся цен в регионе), - для детей работников бюджетных организаций, финансо- вое положение которых не позволяет оплачи- вать стоимость путев- ки в такие лагеря; |
Пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ, подпункт "б" пункта 5 распоряжения Правительства РФ от 01.04.2005 N 335-р |
2007 год | Оздоровительные лагеря дневного пребывания (с двух- или трехразовым питанием), организован- ные городскими властями |
Не более 21 дня | до 50% средней стоимости путевки - всем остальным |
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ, подпункт "а" пункта 5 постановления Правительства РФ от 17.04.2006 N 215 |
2008 год | Детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 15 лет (включительно); санаторные оздоровитель- ные лагеря круглогодич- ного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 21 до 24 дней | Набор продуктов пита- ния оплачивается из расчета фактически сложившихся цен в регионе на основании договоров между отделением ФСС России и городскими властями |
Пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ, подпункт "б" пункта 5 постановления Правительства РФ от 17.04.2006 N 215 |
и на пла- новый пе- риод 2009 и 2010 годов |
Загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 7 (в период весенних, осен- них, зимних школьных каникул) до 24 дней (в период летних школьных каникул) |
До 450 руб. на одного ребенка в сутки |
Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ, подпункт "а" пункта 5 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 144 |
Оздоровительные лагеря дневного пребывания (с двух- или трехразовым питанием), организован- ные городскими властями |
Срок пребывания от 5 (в период весенних, осен- них, зимних школьных каникул) до 21 дня (в период летних школьных каникул) |
До 100% средней стои- мости путевки, уста- новленной региональ- ными властями (из расчета фактически сложившихся цен в регионе), - для детей работников бюджетных организаций, финансо- вое положение которых не позволяет оплачи- вать стоимость путев- ки в такие лагеря; |
Пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 234-ФЗ, подпункт "б" пункта 5 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 144 |
|
Детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 15 лет (включительно); санаторные оздоровитель- ные лагеря круглогодич- ного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 21 до 24 дней | Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ, подпункт "а" пункта 5 постановления Правите- льства РФ от 05.03.2008 N 148 |
||
Загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 7 (в период весенних, осен- них, зимних школьных каникул) до 24 дней (в период летних школьных каникул) |
до 50% средней стоимости путевки - всем остальным |
Пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ, подпункт "б" пункта 5 постановления Правите- льства РФ от 05.03.2008 N 148 |
|
Оздоровительные лагеря дневного пребывания (с двух- или трехразовым питанием), организован- ные городскими властями |
От 5 (в период весенних, осен- них, зимних школьных каникул) до 21 дня (в период летних школьных каникул) |
Набор продуктов питания оплачивается из расчета фактически сложившихся цен в регионе на основании договоров между отделением ФСС России и городскими властями |
||
Детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 15 лет (включительно); санаторные оздоровитель- ные лагеря круглогодич- ного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 21 до 24 дней | До 500 руб. на одного ребенка в сутки |
||
Загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) |
От 7 (в период весенних, осен- них, зимних школьных каникул) до 24 дней (в период летних школьных каникул) |
До 100% средней стои- мости путевки, уста- новленной региональ- ными властями (из расчета фактически сложившихся цен в регионе), - для детей работников бюджетных организаций, финансо- вое положение которых не позволяет оплачи- вать стоимость путевки в такие лагеря; |
||
Оздоровительные лагеря дневного пребывания (с двух- или трехразовым питанием), организован- ные городскими властями |
От 5 (в период весенних, осен- них, зимних школьных каникул) до 21 дня (в период летних школьных каникул) |
до 50% средней стоимости путевки - всем остальным |
||
Набор продуктов питания оплачивается из расчета фактически сложившихся цен в регионе на основании договоров между отделением ФСС России и городскими властями |
||||
До 535 руб. на одного ребенка в сутки - в 2008 году; до 570 руб. - в 2009 году; до 604 руб. - в 2010 году |
||||
До 100% средней стоимости путевки, установленной регио- нальными властями (из расчета фактически сложившихся цен в регионе), - для детей работников бюджетных организаций, финансо- вое положение которых не позволяет оплачивать стоимость путевки в такие лагеря; |
||||
до 50% средней стоимости путевки - всем остальным |
||||
Набор продуктов питания оплачивается из расчета фактически сложившихся цен в регионе на основании договоров между отделением ФСС России и городскими властями |
||||
* В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия определяется с применением районного коэффициента (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ и п. 111 Методических указаний). |
Инспекторов из ФСС России будет интересовать правомерность назначения и правильность начисления перечисленных выплат*(7).
Требования к назначению и проведению документальных выездных проверок, составлению и форме актов, порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок едины как для плательщиков ЕСН, так и для страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающих в ФСС России добровольные взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (см. "Общие положения" Методических указаний). Отличия имеются лишь в порядке возврата средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности, не принятых фондом к зачету в качестве расходов. Поговорим об этом.
О пособиях по временной нетрудоспособности
Процедура проверки пособий по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием) у спецрежимников ничем не отличается от процедуры проверки организаций, применяющих общую систему налогообложения. Отличается лишь порядок возврата средств, не принятых фондом к зачету в качестве расходов.
Напомним, у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, пособия по временной нетрудоспособности начисляются по-особому. Спецрежимники вправе:
- либо возмещать выплаченные работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС, но при этом платить добровольные взносы (ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ, далее - Закон N 190-ФЗ);
- либо не платить никаких взносов и получать от фонда частичное возмещение выплаченных работникам сумм пособий по временной нетрудоспособности (ст. 2 Закона N 190-ФЗ).
Взносы в ФСС России работодатель уплачивает добровольно
Как уже было сказано, спецрежимники, уплачивающие добровольные взносы в ФСС России, вправе уменьшать начисленные страховые взносы на суммы выплаченных пособий (п. 2.7 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС России от 09.03.2004 N 22, далее - Инструкция). Если взносов окажется недостаточно, ФСС России возместит разницу. При условии, что страхователь уменьшает начисленные взносы только на суммы пособий, выплаченных по случаям временной нетрудоспособности, наступившей и закончившейся в месяцы, за которые были уплачены добровольные страховые взносы. Если ревизоры обнаружат нарушение этого условия, фонд вернет организации лишь МРОТ за календарный месяц (п. 2.8 Инструкции).
Документы для проверки. Для проведения ревизии инспекторам фонда понадобятся следующие документы (п. 91 и 92 Методических указаний):
- положения, инструкции и решения работодателя, регулирующие систему оплаты труда;
- штатное расписание;
- постановления, приказы, распоряжения, коллективный договор, иные решения по организации работ, выплате заработной платы, премий, материальной помощи или иных вознаграждений;
Для справки
В соответствии со статьей 3 Закона N 190-ФЗ работодателям предоставлено право добровольной уплаты в ФСС России страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по тарифу в размере 3% налоговой базы, определяемой так же, как и база для расчета ЕСН. В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств ФСС России (конечно, при соблюдении ограничения пособия максимальным размером).
Правила добровольной уплаты в ФСС России отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждены постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144.
- договоры, по которым предусмотрены выплата заработной платы или иные вознаграждения;
- приказы о приеме на работу;
- табели учета использования рабочего времени;
- расчетные ведомости;
- платежные ведомости;
- лицевые счета;
- кассовые документы;
- другие документы, имеющие отношение к выплатам в пользу работников;
- отчеты по страховым взносам;
- Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- Книга учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и др.
Если фонд не принял расходы к зачету. Расходы, не принятые фондом к зачету, образуют задолженность страхователя. Согласно пункту 26 Методических указаний в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения материалов проверки руководитель фонда принимает решение о направлении страхователю уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством (далее - уведомление). Форма решения приведена в приложении N 14 к Методическим указаниям.
На основании этого решения страхователю будет направлено уведомление о наличии задолженности по взносам (п. 32 Методических указаний). В нем будут указаны период, за который образовалась задолженность, сумма и срок ее погашения. Как правило, этот срок совпадает со сроком уплаты страховых взносов за следующий месяц. Форма уведомления приведена в приложении N 16 к Методическим указаниям.
В том случае, если страхователь вовремя не погасит свою задолженность по взносам, руководитель фонда примет решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы (п. 33 Методических указаний). Его форма приведена в приложении N 17 к Методическим указаниям.
Кроме того, страхователю будет предложено отразить суммы расходов, не принятые к зачету, в бухгалтерском учете и внести исправления в отчет по страховым взносам (раздел I формы 4а ФСС РФ) (п. 18 Методических указаний). В случае отказа страхователя выполнить предписания фонда спор подлежит разрешению в судебном порядке (п. 35 Методических указаний).
Взносы в ФСС России работодателем не уплачиваются
В этом случае в соответствии со статьей 2 Закона N 190-ФЗ и пунктом 2.6 Инструкции часть выплаченной суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере, не превышающем МРОТ *(8) за полный календарный месяц, возмещает Фонд социального страхования. Делает он это на основании расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ (напомним, в этой форме спецрежимники заполняют только разделы II и III, раздел I не заполняется). Форма 4-ФСС РФ утверждена постановлением ФСС России от 22.12.2004 N 111.
Все, что окажется больше возмещаемой фондом суммы (с учетом максимального размера пособия), работодатели оплачивают из собственных средств. Величину превышения можно учесть в составе расходов при расчете единого налога:
- "упрощенцам" с объектом доходы минус расходы - в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ;
- плательщикам ЕСХН - в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ.
Пример. ООО "Осень" применяет УСН (15%). 18 сентября работница организации Н.Д. Октябрьская сдала в бухгалтерию больничный лист. Она болела с 27 августа по 10 сентября 2008 года. Средний дневной заработок для исчисления пособия составляет 600 руб.
Какую часть пособия возместит ФСС России, а какая будет выплачена сотруднице за счет средств работодателя?
Решение. Сначала рассчитаем общую сумму положенного работнице пособия. Она составит 9000 руб. (600 руб. x 15 дн.).
Сравним с максимальным размером пособия. За каждый день болезни в августе работница может получить не больше 556,45 руб. (17 250 руб. : 31 дн.), в сентябре - 575 руб. (17 250 руб. : 30 дн.), а за все время - не больше 8532,25 руб. (556,45 руб. x 5 дн. + 575 руб. x 10 дн.). Итак, 9000 руб. > 8532,25 руб. Рассчитанная сумма пособия больше максимальной. Значит, работодатель выдаст Н.Д. Октябрьской 8532,25 руб. При выплате пособия работодатель должен удержать и перечислить в бюджет НДФЛ (п. 5 ст. 346.11 и ст. 226 НК РФ).
Теперь определим размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС. Его величина составит:
- в августе - 370,97 руб. (2300 руб. : 31 дн. x 5 дн.);
- в сентябре - 766,67 руб. (2300 руб. : 30 дн. x 10 дн.).
Сумма пособия в размере 1137, 64 руб. (370,97 руб. + 766,67 руб.) будет возмещена фондом после того, как организация представит ей расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ за 9 месяцев 2008 года.
Оставшаяся часть пособия в размере 7394,61 руб. (8532,25 руб. - 1137,64 руб.) будет выплачена за счет средств работодателя.
Часть пособия, которую возмещает организации ФСС России, не учитывается в составе расходов при "упрощенке", так как является расходом Фонда социального страхования. Часть пособия, выплаченная за счет средств работодателя, будет отражена в расходах на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Что касается "упрощенцев" с объектом налогообложения доходы и плательщиков ЕНВД, то расходы у них не учитываются, следовательно, выплаченные пособия в расчет налоговой базы не войдут. Однако на сумму выплаченных за отчетный (налоговый) период пособий эти спецрежимники вправе уменьшить сумму единого налога к уплате. При условии, что по всем основаниям, как за счет пособий, так и за счет пенсионных взносов (а также сумм страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование), он будет уменьшен не более чем на 50% (п. 3 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
Если фонд не принял расходы к зачету. Инспекторы ФСС России проверят правильность назначения, определения размера, правомерность возмещения за счет средств соцстраха части выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, при рождении ребенка женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности, а также выплаты на погребение и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Если инспекторы обнаружат, что расходы на цели обязательного социального страхования произведены страхователями необоснованно, они не примут такие суммы к зачету. В течение десяти рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения материалов проверки руководитель фонда примет решение о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования (п. 26 Методических указаний). Бланк решения приведен в приложении N 13 к Методическим указаниям.
В течение следующих десяти дней со дня вступления в силу этого решения ревизоры направят страхователю требование о возврате средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования (п. 18 и 31 Методических указаний). Его форма приведена в приложении N 15 к Методическим указаниям. Если страхователь не выполнит требование фонда, инспекторы будут общаться с ним в суде (п. 31 Методических указаний).
О.А. Курбангалеева,
налоговый консультант
"Зарплата", N 8, 9, август, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) До 1 января 2007 года оно называлось ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а начиная с указанной даты - ежемесячным пособием по уходу за ребенком (п. 44 и 72 Методических указаний).
*(2) Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91. - Примеч. ред.
*(3) Подробнее об определении среднего заработка для расчета пособий читайте в статьях "Оплата больничного листа: утверждены правила расчета" и "Пособия от А до Я" // Зарплата, 2007, N 8 и 2008, N 1. - Примеч. ред.
*(4) Речь идет об индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах, охранниках, адвокатах и т.д. - Примеч. ред.
*(5) Подробнее об этом читайте в статье "Путевки: налогообложение, бухгалтерский учет, отчетность" // Зарплата, 2008, N 7. - Примеч. ред.
*(6) Справка по форме N 070/у-04 утверждена приложением N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256. - Примеч. ред.
*(7) О том, как специалисты фонда осуществляют проверку таких выплат, мы рассказали в статье "Что проверяют сотрудники ФСС России" // Зарплата, 2008, N 8. - Примеч. ред.
*(8) С 1 сентября 2007 года величина МРОТ равна 2300 руб. (ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ). - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru