Разговор о судебной реформе
Признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, основанным на принципе разделения властей, привело к необходимости реформирования судебной системы. В рамках судебной реформы, начатой в начале 90-х гг., создана принципиально новая нормативно-правовая основа организации и функционирования правосудия; фундаментально расширена сфера судебной защиты прав и свобод граждан; усовершенствовано судопроизводство; повышен уровень доступа к правосудию.
Современная судебная система Российской Федерации представляет собой мощный и разветвленный механизм, в котором особое место занимают арбитражные суды. В настоящее время экономическое правосудие в стране осуществляют более ста судов, представляющих собой четырехзвенную судебную систему с четким разграничением компетенций между судебными инстанциями.
Как показало время, создание и успешное функционирование арбитражных судов способствует укреплению авторитета судебной власти и повышению доверия общества к правосудию, о чем наглядно свидетельствует количество обращений хозяйствующих субъектов за защитой нарушенных прав. В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, пока не нашли своего разрешения.
Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 гг. направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации. Реформа предусматривает повышение эффективности и качества правосудия; развитие организационных основ судебной системы; совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения; достижение открытости и прозрачности судебной системы; усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства; приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия. Приведем возможные варианты решения проблем, связанных с развитием судебной системы России.
Необходимо совершенствовать судоустройство путем внедрения примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров. Предполагается широкое внедрение указанных процедур, а также активизация роли арбитражных судов по принятию мер для примирения сторон. В судебно-арбитражной практике одной из самых распространенных форм добровольного урегулирования сторонами спора, находящегося на рассмотрении арбитражного суда, является заключение мирового соглашения.
Поскольку стороны проявляют самостоятельность в урегулировании возникшего спора и сохраняют уважение и деловые отношения друг с другом, мировое соглашение имеет определенные преимущества перед судебным решением. Возможность заключения мирового соглашения предусмотрена на всех стадиях арбитражного процесса. Статистические данные свидетельствуют о ежегодном росте числа мировых соглашений, заключаемых также на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, что говорит о наличии позитивного отношения лиц, участвующих в деле, к институту примирительных процедур.
Кроме того, необходимо повысить открытость и доступность судебной системы для общества. В арбитражных судах данное направление реализовано путем формирования информационно-правовой базы, банка данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов. Внедрение единой информационной системы судопроизводства и ведение официальных интернет-сайтов судов повышает уровень открытости и доступности арбитражного судопроизводства.
Отметим, что особое территориальное положение Дальневосточного региона и удаленность адресатов влияют на длительность доставки корреспонденции и сроки рассмотрения дела. Поскольку сообщение с такими регионами, как Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край, Чукотский автономный округ, носит нерегулярный характер, суд округа зачастую не располагает на день рассмотрения дела сведениями об извещении лица о рассмотрении кассационной жалобы, в результате чего вынужден откладывать судебное разбирательство. В указанном смысле особое значение приобретает возможность лиц, участвующих деле, получить информацию о движении дела через интернет-сайт суда.
В Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа сформирован состав судей, способных разрешать сложнейшие экономические споры на высоком профессиональном уровне. При этом большое внимание уделяется институту помощников судей как резерву судейского корпуса. За последнее время 12 помощников судей Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа надели судейскую мантию и отправляют правосудие в судах всех уровней Дальнего Востока.
С учетом сложности и многообразия экономических споров особое значение приобретает формирование единообразной судебной практики. Данный процесс имеет длительный характер, при этом на суды кассационной инстанции возлагается ведение систематизированного учета практики рассмотрения дел арбитражными судами, которое впоследствии анализируется и обобщается Высшим Арбитражным Судом РФ.
В рамках судебной реформы необходимо сделать еще многое - создать все условия для обеспечения открытости и доступности правосудия, повышения эффективности работы судов, качества судебных актов, уровня исполнения судебных решений.
В.А. Елизаров,
Председатель Федерального арбитражного
суда Дальневосточного округа
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", N 4, июль-август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разговор о судебной реформе
Автор
В.А. Елизаров - Председатель Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", 2008, N 4