Автоперевозки переводим на ЕНВД
Автомобильные перевозки для многих предпринимателей и фирм являются если не основным видом деятельности, то сопутствующим. Торговые компании часто балуют своих покупателей доставкой товаров "до двери". Между тем в некоторых случаях автоперевозки подпадают под систему налогообложения ЕНВД, а значит, перед фирмой встает обязанность совмещения режимов. Каковы критерии применения "вмененки" и кому ее не избежать, мы расскажем в данной статье.
Налоговым кодексом установлено*(1), что на систему единого налога на вмененный доход переводится деятельность по оказанию автотранспортных услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. При этом организации и предприниматели должны иметь на праве собственности или ином праве (пользования, владения и распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Отметим, что к иным правам пользования транспортными средствами относится и доверенность на право управления*(2). Также возможно получение транспорта по договорам безвозмездного пользования*(3). При этом для целей ЕНВД совершенно не важно, кому предоставляются автотранспортные услуги: юридическим лицам или физическим. Впрочем, как и система расчетов: в наличной или безналичной форме*(4).
Что дает право на применение ЕНВД?
Под транспортными средствами для целей ЕНВД понимают отнюдь не любой транспорт. Чиновники считают*(5), что в данном случае следует ориентироваться на раздел "Средства транспортные" (код 15 0000000) Общероссийского классификатора основных фондов*(6). В частности, не являются транспортными средствами автобетоносмесители, экскаваторы, автогрейдеры, асфальтоукладчики, автокраны, трактора, автопогрузчики, мусоровозы. Дело в том, что все указанные активы находятся в подразделе "Машины и оборудование" (код 14 0000000).
В то же время, несмотря на классификатор основных фондов, в Налоговом кодексе сказано*(7), что к транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Поэтому указанные активы не принимают в расчет при исчислении количества используемых транспортных средств в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД*(8).
Итак, с понятием транспорта для целей ЕНВД мы разобрались. Теперь остановимся на не менее важном аспекте - предназначении транспорта. С 2006 года в Налоговый кодекс были внесены существенные изменения*(9). Раньше под "вмененку" подпадало оказание автотранспортных услуг, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. Теперь же достаточно, чтобы автотранспортные средства были предназначены для оказания таких услуг.
Выходит, что если автопарк фирмы или предпринимателя состоит более чем из 20 автомобилей, то это вовсе не означает отказ в применении ЕНВД. В расчет для определения права платить единый налог на вмененный доход принимают только те из них, которые предназначены для оказания услуг по перевозке*(10). Автомобили, которые используются для служебных поездок руководства, хозяйственных нужд организации, в расчет не принимают.
Пример
На балансе ООО "Сокол" числятся 22 транспортных средства, из которых:
5 используются исключительно для собственных нужд предприятия;
17 используются для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов.
В данном случае предпринимательская деятельность общества, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, должна быть переведена на ЕНВД. При этом единый налог рассчитывают исходя из 17 автотранспортных средств.
Между тем автомобили, переданные в аренду другим организациям или индивидуальным предпринимателям, учитывают в общем количестве автомобилей при решении вопроса о переходе на ЕНВД*(11).
Пример
На балансе ООО "Гриф" числится 21 транспортное средство, из которых:
3 переданы в аренду другим организациям;
18 используются для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов.
В связи с тем, что общее количество автомобилей, используемых для оказания автотранспортных услуг и переданных в аренду, превышает 20 единиц, организация не может быть переведена на уплату ЕНВД.
Проблемы с переводом оказания услуг по перевозке на ЕНВД могут возникнуть и у транспортных компаний, которые имеют филиалы. Дело в том, что количество автомашин для целей применения ЕНВД определяется в целом по налогоплательщику независимо от того, в одном регионе он действует или в разных*(12). Поэтому, даже если у каждого подразделения организации в распоряжении менее 20 автомобилей, это вовсе не означает, что им открыт путь к "вмененке". Надо считать количество автомашин по транспортной организации и ее филиалам, которые занимаются автоперевозками.
Заметим, что если автотранспортная деятельность подпадает под ЕНВД, то организации необходимо встать на учет в качестве плательщика единого вмененного налога в инспекции по месту нахождения организации*(13).
Автоперевозка как сопутствующая услуга
Теперь рассмотрим, как быть, если доставка продукции не осуществляется предприятием в виде отдельного вида деятельности, а является составной частью договора поставки.
Чиновники считают*(14), что в этом случае организация не признается плательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Дело в том, что система налогообложения в виде ЕНВД по данному виду услуг может применяться, только если соответствующие услуги оказываются в рамках самостоятельного вида предпринимательской деятельности. В нашем же случае это способ исполнения обязанности продавца по передаче товара, предусмотренный Гражданским кодексом *(15). Поэтому в данном случае доставка будет являться сопутствующей услугой, неразрывно связанной с торговлей*(16). Главное, чтобы договором поставки товара была предусмотрена его перевозка до покупателя, а стоимость доставки включалась в стоимость реализуемого товара.
Если же в заключенных договорах поставки стоимость перевозки выделена отдельно, то деятельность по оказанию таких услуг подлежит налогообложению ЕНВД*(17). Аналогично следует поступать и при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров до мест отдыха, в том числе по индивидуальным заказам пассажиров и по заказам туристических организаций по отдельным договорам*(18). Если же доставка туристов является частью предлагаемых услуг туристического обслуживания и перевозка включена в стоимость путевки, то данные услуги не подлежат налогообложению ЕНВД*(19).
Расчет налога в нестандартной ситуации
Итак, деятельность фирмы подпадает под ЕНВД, количество автомашин, предназначенных для перевозок, не превышает 20. Между тем компания может не использовать в перевозках часть автомобилей по тем или иным причинам. Сломался автобус, автомобиль сдан в аренду. Как подходить к расчету единого налога на вмененный доход в таком случае?
Допустим, фирма сдает в аренду часть автотранспортных средств. По мнению представителей Минфина России*(20), в расчете налога не участвуют те автомобили, которые применяют в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Это относится к сдаваемым в аренду машинам, а также к тем, которые фирма использует для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта. В свою очередь, транспорт, используемый одновременно и для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, и для собственных нужд, надо принимать к расчету.
А как быть с автотранспортными средствами, которые в данный момент находятся на ремонте? По мнению чиновников*(21), при налогообложении единым налогом на вмененный доход автотранспортные средства, находящиеся в ремонте, не включаются в число эксплуатируемых транспортных средств.
Поясним, как определять количество посадочных мест в автомобиле для целей ЕНВД. По мнению чиновников Минфина России*(22), количество посадочных мест по каждому автотранспортному средству рассчитывают на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. При этом места для сидения водителя и кондуктора в расчет принимать не надо.
М.Л. Косульникова,
главный бухгалтер
Экспертиза статьи:
С.П. Родюшкин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт
"Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 12.12.2007 N 03-11-05/289
*(3) письмо Минфина России от 04.12.2007 N 03-11-04/3/479
*(4) письма Минфина России от 02.04.2008 N 03-11-04/3/167, от 25.07.2007 N 03-11-05/171
*(5) письма Минфина России от 11.03.2008 N 03-11-04/3/111, от 22.02.2008 N 03-11-04/3/87, от 31.01.2008 N 03-11-04/3/35
*(6) ОК 013-94, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 N 359
*(7) ст. 346.27 НК РФ
*(8) письмо Минфина России от 17.12.2007 N 03-11-05/304
*(9) п. 13 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ
*(10) письмо Минфина России от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106
*(11) письмо Минфина России от 12.02.2008 N 03-11-04/3/60
*(12) письмо Минфина России от 15.11.2007 N 03-11-04/3/440
*(13) письмо Минфина России от 16.11.2007 N 03-11-04/3/443
*(14) письма Минфина России от 31.01.2008 N 03-11-04/3/33, от 14.11.2007 N 03-11-04/3/435
*(15) п. 1 ст. 458 ГК РФ
*(16) письмо Минфина России от 04.10.2007 N 03-11-04/3/389
*(17) письмо Минфина России от 14.07.2006 N 03-11-04/3/349
*(18) письмо Минфина России от 11.09.2007 N 03-11-02/239
*(19) письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-11-05/174
*(20) письмо Минфина России от 22.02.2008 N 03-11-04/3/87
*(21) письмо Минфина России от 20.09.2006 N 03-11-04/3/41725
*(22) письма Минфина России от 22.10.2007 N 03-11-05/254, от 15.08.2007 N 03-11-05/190
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.