Подружиться с профсоюзом
Во многих учреждениях существуют профсоюзы. И зачастую с ними возникают проблемы. Во избежание этого нужно четко понимать права и обязанности объединения работников и организации.
С учетом мнения профсоюза
Деятельность профсоюзных организаций регламентирована Законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон). Некоторые положения содержатся и в Трудовом кодексе. Так в статьях 82, 101, 103, 105, 135, 136, 147, 153, 154, 162, 190, 193, 196, 221, 229 (см. таблицу 1) сказано, что при принятии некоторых решений, составлении локальных нормативных актов необходимо согласие представительного органа работников. В противном случае решения и документы могут быть признаны недействительными со всеми вытекающими последствиями.
Таблица 1
N | Учет мнения представительного органа работников необходим при: | Статья Трудового кодекса |
1 | принятии решения о сокращении численности штата | ст. 82 ТК РФ |
2 | проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников |
ст. 82 ТК РФ |
3 | установлении перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем |
ст. 101 ТК РФ |
4 | составлении графиков сменности | ст. 103 ТК РФ |
5 | разделении рабочего дня на части | ст. 105 ТК РФ |
6 | определении системы оплаты труда в организации | ст. 135 ТК РФ |
7 | утверждении формы расчетного листка, используемого при выдаче зарплаты |
ст. 136 ТК РФ |
8 | повышении оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда |
ст. 147 ТК РФ |
9 | определении конкретных размеров оплаты труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день |
ст. 153 ТК РФ |
10 | определении конкретных размеров оплаты труда в ночное время | ст. 154 ТК РФ |
11 | принятии локальных нормативных актов, которые вводят, заменяют и пересматривают нормы труда |
ст. 162 ТК РФ |
12 | утверждении правил внутреннего трудового распорядка | ст. 190 ТК РФ |
13 | привлечении работников к дисциплинарному взысканию | ст. 193 ТК РФ |
14 | определении форм профподготовки, переподготовки, повышении квалифика- ции работников |
ст. 196 ТК РФ |
15 | установлении норм бесплатной выдачи спецодежды и спецобуви | ст. 221 ТК РФ |
16 | принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза |
ст. 373 ТК РФ |
17 | увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса |
ст. 82 ТК РФ |
18 | увольнении по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы |
ст. 374 ТК РФ |
19 | расторжении трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий |
ст. 376 ТК РФ |
Кроме того, за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 30 Закона).
Внимание
Профсоюзные работники вправе посещать организации и рабочие места, где трудятся его члены; бесплатно и беспрепятственно получать информацию по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать представителей организации для обсуждения полученной информации; участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве; в случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, требовать от работодателя немедленного устранения нарушений с одновременным обращением в инспекцию труда для принятия неотложных мер, требовать приостановления работ впредь до принятия окончательного решения инспекцией; входить в состав аттестационной комиссии.
Следует также иметь в виду, что ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) профсоюза и проведения переговоров о соблюдении прав и интересов его членов (ст. 12 Закона).
Механизм согласования
Алгоритм действий при согласовании документов с профсоюзом таков (ст. 372 ТК РФ). Перед тем как подписать решение (приказ, распоряжение), руководитель должен направить проект в профсоюзный орган. Документ подают с обязательным письменным обоснованием его содержания.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Если оно не содержит согласия с проектом либо содержит предложения по его совершенствованию, администрация может согласиться с ним либо в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзом для достижения приемлемого решения.
В противном случае возникшие разногласия оформляют протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профсоюзом в соответствующую государственную инспекцию труда или суд. Профсоюз также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.
При увольнении сотрудников, состоящих в профсоюзе, по инициативе администрации порядок получения согласия профсоюза прописан в статье 373 Трудового кодекса. Работодатель направляет в профсоюз проект приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении. Профсоюз в течение семи рабочих дней рассматривает этот вопрос и направляет свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в срок, не учитывается. Если профком выразил несогласие, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем консультации, результаты которых оформляют протоколом. Если согласие не достигнуто, то по истечении десяти рабочих дней учреждение может принять окончательное решение (оно также может быть обжаловано в инспекции по труду и в суде).
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа профсоюза. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности, время пребывания в отпуске и другие периоды отсутствия сотрудника, когда за ним сохраняется место работы (должность). Увольнение руководителей (их заместителей) профсоюзов допускается только после предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ). Заметим, выполнение требований указанных статей является обязательным (определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 421-О и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63).
О гарантиях
Члены профсоюзных организаций могут как освобождаться от своих основных обязанностей, так и нет. В первом случае следует руководствоваться статьей 374 Трудового кодекса, во втором - 375.
Так, члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также когда это предусмотрено коллективным договором, на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяют в коллективном договоре (соглашении).
Сотруднику, освобожденному от работы в связи с избранием на выборную должность в профсоюз, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии (с письменного согласия работника) - другая равноценная работа (должность). Если у работодателя нет такой возможности в связи с ликвидацией организации или отсутствием соответствующей работы (должности), общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за работником средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.
Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.
Освобожденные профработники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники в соответствии с коллективным договором.
Обязаны предоставить
Статья 377 Трудового кодекса предусматривает, что работодатель должен безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников:
помещение для проведения заседаний, хранения документации;
возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах);
как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи и необходимые нормативно-правовые документы, если численность работников превышает 100 человек.
Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором. Там же следует прописать и условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия неосвобожденных членов профкома в качестве делегатов профсоюзных съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов (ст. 374 ТК РФ).
В соответствии с коллективным договором работодатель может предоставить профсоюзу в бесплатное пользование здания, сооружения, помещения и другие объекты, базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей*(1). Хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляет организация, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением (п. 2 ст. 28 Закона).
Обратите внимание: поскольку указанное имущество передается профсоюзной организации в безвозмездное пользование, списывать его с баланса учреждения не следует. Однако в управленческом учете организация может отразить операции по передаче имущества.
Профсоюзные взносы
Одной из обязанностей работодателя является ежемесячное бесплатное перечисление на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников как являющихся членами профсоюза, так и не являющихся (ст. 377 ТК РФ, п. 3 ст. 28 Закона). Порядок их перечисления определяет коллективный договор. При этом сотрудник должен подать в бухгалтерию соответствующее заявление. Без него производить какие-либо операции запрещено, удержания будут признаны незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. по делу N Ф03-А16/06-1/4971, Московского округа от 9 января 2008 г. по делу N КГ-А40/13895-07).
Суммы удержаний в виде взносов в профсоюзную организацию не уменьшают базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Пример 1
Заработная плата сотрудника учреждения составляет 10 000 руб. По его заявлению бухгалтер ежемесячно удерживает из его зарплаты 100 руб. профсоюзных взносов и перечисляет их на счет профсоюзной организации.
Стандартные налоговые вычеты работнику не предоставляются. НДФЛ равен 1300 руб. (10 000 руб. х 13%).
Бюджетный учет удержаний на профсоюзные взносы ведется на счете 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из оплаты труда". Аналитический учет по счету ведут в Карточке учета средств и расчетов.
Пример 2
Воспользуемся данными предыдущего примера. Бухгалтер должен будет сделать такие записи:
Дебет 1 401 01 211 (2 106 04 340)
"Расходы по заработной плате" ("Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)")
Внимание
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса компенсации, связанные с увольнением работников, не облагают НДФЛ. Относится это и к ситуации, когда уходят сотрудники, освобожденные от работы в связи с избранием их на выборную должность в профсоюзный орган, после окончания срока их полномочий. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка и средний месячный заработок на период трудоустройства являются компенсационными выплатами, связанными с увольнением работника, и не облагаются НДФЛ (письма Минфина России от 17 февраля 2006 г. N 03-05-01-03/18, ФНС России от 17 марта 2006 г. N 04-1-02/161).
Кредит 0 302 01 730
"Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"
- 10 000 руб. - начислена заработная плата;
Дебет 0 302 01 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит 0 303 01 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц"
- 1300 руб. - удержан НДФЛ;
Дебет 0 302 01 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит 0 304 03 730
"Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда"
- 100 руб. - удержаны профсоюзные взносы из заработной платы;
Дебет 0 302 01 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит 0 201 04 610
"Выбытия из кассы"
- 8600 руб. (10 000 - 1300 - 100) - выдана из кассы заработная плата;
Дебет 2 304 03 830
"Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда"
Кредит 2 201 01 610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
- 100 руб. - перечислены профсоюзные взносы.
Оплата труда руководителя профсоюза
В Трудовом кодексе сказано, что оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Однако на основании статьи 70 Бюджетного кодекса учреждение не вправе производить данные выплаты за счет средств бюджета.
Что касается налогового учета сумм оплаты труда руководителя профсоюза, чиновники говорят, что такие расходы (в случае если председатель профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации не является лицом, выполняющим работу по договору гражданско-правового характера или трудовому договору) не уменьшают базу по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 29 ноября 2006 г. N 03-05-02-04/181, УФНС по г. Москве от 25 января 2008 г. N 20-12/005978). Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 5 Закона профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Значит, организация не является работодателем по отношению к освобожденному председателю профкома. Коллективный договор, по условиям которого производятся выплаты председателю, не относится ни к гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), ни к трудовому договору. Следовательно, организация осуществляет подобные выплаты физическому лицу, не связанному с ней указанными договорами. Поэтому в данном случае статья 255 Налогового кодекса неприменима.
Отчисления
Еще одной обязанностью работодателя (при наличии такого пункта в коллективном договоре) является отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу (ст. 377 ТК РФ). Перечень объектов и размеры таких отчислений определяют в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением (п. 2 ст. 28 Закона).
Здесь важно помнить, что за счет бюджетных средств указанные отчисления производить нельзя. Вот почему. Статья 70 Бюджетного кодекса не предусматривает расходования бюджетных средств на указанные выше цели. Не предусмотрены такие расходы и в Законе от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Подтверждает это и судебная практика (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 марта 2008 г. по делу N Ф03-А73/08-1/470). Спор возник из-за того, что учреждение производило отчисления на культурно-массовую и оздоровительную работу не со всего ФОТ, исчисленного с учетом бюджетного финансирования, а только с ФОТ, начисленного от платных услуг. Арбитры указали, что расходы на указанные цели в смете не указаны, не утверждены главным распорядителем и в бюджете края. Это свидетельствует о нереальности исполнения учреждением обязанностей по перечислению отчислений и противоречит статье 24 Трудового кодекса о реальности исполнения принятых на себя обязательств. Кроме того, исполнение таких обязательств за счет бюджетных средств при их неутверждении в законодательном порядке в бюджете привело бы к их нецелевому использованию в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса.
За счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, производить отчисления профсоюзам на культурно-массовую и физкультурную работу на основании коллективных договоров при соответствующей записи в генеральном разрешении не возбраняется. Суммы отражают по статье 290 "Прочие расходы". При этом делают записи:
Дебет 2 401 01 290
"Прочие расходы"
Кредит 2 302 18 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам"
и
Дебет 2 302 18 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"
Кредит 2 201 01 610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов".
Если учреждение не ведет предпринимательской деятельности и не располагает иными внебюджетными источниками финансовых ресурсов, культурно-массовую и физкультурную работу можно проводить за счет отчислений из заработной платы работников в виде членских профсоюзных взносов.
Альтернатива
Если в учреждении нет профсоюза, его функции может исполнять другой представитель (представительный орган). Более подробно об этом расскажет Наталья Панова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ.
Если работники не объединены в какие - либо первичные профсоюзные организации и если ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данной организации и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников, то для осуществления указанных полномочий из числа работников тайным голосованием может быть избран иной представитель (представительный орган) (ст. 31 ТК РФ), например совет трудового коллектива.
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ). Представительный орган имеет право:
на получение от работодателя полной и достоверной информации, необходимой для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением (ст. 22 ТК РФ);
на участие в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения, а также на инициирование проведения таких переговоров (ст. 36 ТК РФ);
на получение от работодателя информации по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами, коллективным договором (ст. 53 ТК РФ);
на внесение по вопросам, перечисленным в статье 53 Трудового кодекса, соответствующих предложений в органы управления организации, а также на участие в заседаниях указанных органов при их рассмотрении (ст. 53 ТК РФ);
на ознакомление под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных сотрудников, об их правах и обязанностях в этой области (ст. 86 ТК РФ);
на совместную с работодателями и сотрудниками выработку мер защиты персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ);
на подачу администрации заявления о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения (ст. 22, 195 ТК РФ);
на обращение к государственным органам власти по охране труда о проведении государственной экспертизы условий труда (ст. 216.1 ТК РФ);
на участие в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве (ст. 229 ТК РФ);
на выдвижение предложений по созданию комитетов (комиссий) по охране труда и комиссии по трудовым спорам (ст. 218, 384 ТК РФ); .на выдвижение требований работодателю (ст. 399 ТК РФ);
на участие в создании примирительной комиссии и трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора (ст. 402, 403 ТК РФ);
на внесение предложения об объявлении (приостановлении) забастовки (ст. 410 ТК РФ);
на руководство забастовкой (ст. 411 ТК РФ);
на ведение документации при раз решении коллективного трудового спора (ст. 418 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, работодатель принимает локальные нормативные акты с учетом мнения представительного органа (ст. 8 ТК РФ, см. таблицу на стр. 20).
А.Ю. Бунина,
аудитор
Э.А. Кипарисов,
юрист
"Бюджетный учет", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся их членами, выше установленной для работников, являющихся членами профсоюза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100