Инструкция для главного бухгалтера
В журнале не раз освещался вопрос проведения проверок органами Росфиннадзора*(1). В данной статье мы остановимся на проверках отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на примере структурного подразделения Департамента финансов города Москвы - Финансово-казначейского управления Зеленоградского административного округа города Москвы (далее - ФКУ Зеленоградского АО).
Правовую основу проверок, проводимых органами исполнительной власти города Москвы, составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, а также другие нормативно-правовые акты РФ и города Москвы. Однако до сих пор на уровне города Москвы отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий проведение проверок и ревизий на уровне субъекта РФ. Нет законодательного документа, который бы четко определял понятие ревизии и проверки, их цели и задачи, порядок и методы проведения, способ оформления результатов, права, обязанности и функции контролирующих органов. Не имея обязательных, законом установленных правил, контролирующие органы исполнительной власти города Москвы регламентируют свои действия ведомственными документами, что затрудняет работу не только ревизоров, но и бухгалтерских служб.
Так, действия ревизионной службы Департамента финансов города Москвы регулируются постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 604-ПП "Об утверждении положения о Департаменте финансов города Москвы", положением "О контрольно-ревизионном отделе", а также должностными инструкциями специалистов КРО.
Целью проведения проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения является контроль за соблюдением бюджетного законодательства, установление эффективности и целевого использования бюджетных средств и имущества. Объектом такой ревизии являются все государственные и муниципальные бюджетные учреждения, получающие, перечисляющие и использующие средства из бюджета субъекта, либо использующие собственность субъекта, а также организации и учреждения, имеющие определенные законодательством или органами государственной власти льготы и преимущества.
Итак, на пороге вашего учреждения появился ревизор. Что необходимо знать главному бухгалтеру в первую очередь? Первое, что необходимо проверить, - законность проводимой проверки, тем более что в последнее время участились случаи мошенничества и злоупотребления. Основанием проведения проверки является выписанное контролирующим ведомством удостоверение (приказ, распоряжение) на право проведения проверки, которое содержит информацию о наименовании контролирующего органа и проверяемого объекта, предмет и период проверки, дату проведения, а также лицо, уполномоченное провести проверку. Кроме удостоверения работник контрольно-ревизионного органа также должен иметь служебное удостоверение, данные которого необходимо сверить с данными, указанными в удостоверении на проверку. Таким образом, работник ревизионной службы не имеет права проводить проверку только лишь на основании своего служебного удостоверения, так как проводить ревизии и проверки может только орган, к компетенции которого относится данная контрольная функция. И еще один немаловажный документ, с которым необходимо ознакомиться главному бухгалтеру, - программа проведения проверки, где указан исчерпывающий перечень вопросов, интересующих ревизора. Теперь, когда у бухгалтера не осталось сомнений в законности проводимого мероприятия, необходимо создать надлежащие условия для проведения проверки и обеспечить ревизора необходимыми документами, перечень которых уже становится ясен при изучении программы.
Как правило, проверки финансово-хозяйственной деятельности охватывают следующие направления:
соответствие деятельности организации учредительным документам, наличие правоустанавливающих документов на имущество учреждения;
обоснованность расчетов сметных назначений, анализ исполнения смет доходов и расходов;
проверка правильности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на оплату труда;
проверка обоснованности расходов по оплате услуг связи;
проверка полноты возмещения коммунальных услуг;
проверка актов и других документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, их сопоставление с оплаченными объемами;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, проведение выборочной инвентаризации, оценка ее результатов.
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими актуальными вопросами финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в зависимости от специфики отрасли и самого учреждения. В связи с этим возникает необходимость обратить внимание главного бухгалтера на аспекты, требующие особого контроля со стороны бухгалтерской службы при проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Остановимся на них подробнее.
Соответствие деятельности нормативным документам
Ревизор начинает свою работу с:
установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам, лицензии и уставу;
проверки наличия правоустанавливающих документов на занимаемое нежилое помещение и земельный участок;
проверки соблюдения порядка постановки на налоговый учет и внесения записи в государственный реестр юридических лиц, наличия регистрационных документов.
Поэтому бухгалтер должен обратить внимание на соответствие документов действующему законодательству, а также проверить наличие оформленной надлежащим образом регистрации. Отдельно остановимся на порядке оформления документов на земельные участки. Здесь часто возникают трудности, когда учреждение занимает часть жилого здания. Согласно пункту 1 статьи 19 закона города Москвы от 14 мая 2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" и принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости передача прав на находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения, помещения в них осуществляется исключительно с одновременной передачей прав на земельные участки, занимаемые ими и необходимые для их использования. То есть, если учреждение занимает помещение на первом этаже жилого дома, это не освобождает его от обязанности оформить документы на землю надлежащим образом. Документ утратил силу 4 января 2008 года в связи с принятием закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48, но так как последующий контроль осуществляется после завершения проверяемого периода времени, следовательно, в проверяемом периоде указанный нормативно-правовой акт будет иметь юридическую силу. Это замечание относится к тем организациям, которые ожидают проверку в 2008 и 2009 годах за предшествующие годы.
Также ревизорами проводится проверка фактического использования помещения и земельного участка по назначению путем обследования на месте. Здесь проверяющего интересует цель использования помещения и наличие или отсутствие арендаторов. Кроме того, бухгалтерской службе необходимо строго отслеживать срок действия того или иного документа. Ведь при отсутствии надлежащим образом оформленных учредительных документов невозможно функционирование учреждения.
Зарплата
Второй немаловажный вопрос, интересующий ревизоров при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности, - планирование и расходование фонда оплаты труда. Для проверки бухгалтеру необходимо подготовить следующие документы: штатное расписание, табеля учета рабочего времени, личные дела сотрудников, трудовые договоры и приказы по основной деятельности. Указанный перечень не является исчерпывающим, и при необходимости ревизор может затребовать другие документы. Это самый трудоемкий процесс для ревизора и самый неприятный для любого бухгалтера. Здесь одним из основных аспектов является планирование - от того, насколько грамотно будет спланирован объем фонда оплаты труда, зависит и обоснованность произведенных в дальнейшем расходов по статье 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда". В связи с этим необходимо обратить внимание на индивидуальные штатные расписания: если введенная в штат должность остается вакантной на протяжении продолжительного периода времени, ее необходимо вывести. В противном случае такое состояние дел будет квалифицировано как завышение планового фонда оплаты труда. Также не допускается содержание в штате организации должностей при отсутствии необходимого объема работ. Так, например, неправомерно введение в штатное расписание ставок дворников при отсутствии необходимого объема убираемых площадей, ставки кассира при отсутствии операций с наличностью и т.п. В этом случае речь идет скорее не о вновь введенных ставках, а о тех должностях, которые были утверждены несколько лет назад, но, несмотря на изменившуюся рыночную конъюнктуру, до сих пор не выведены. Систематическая выверка штатного расписания поможет избежать описанных выше проблем.
Далее проводится проверка соответствия сотрудников учреждения тарифно-квалификационным требованиям путем выявления соответствия между уровнем образования и стажем конкретного сотрудника и присвоенным разрядом оплаты труда. Так как сотрудники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации тарификационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности, то главному бухгалтеру до начала проведения проверки необходимо удостовериться в наличии надлежащим образом оформленных аттестационных листов, а также положения об аттестации.
Второй момент, который обязательно будет подвергнут проверке - выплата отраслевых доплат и надбавок. Тут необходимо обратить внимание на базу исчисления надбавки. Как правило, исчисление размера доплат производится из расчета ставки (оклада). Однако выплата надбавки за проверку тетрадей и письменных работ учителям русского языка средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, ведущим этот предмет в 1-4 классах, учителям, преподавателям по русскому языку, родному языку и литературе, математике, иностранному языку, учителям стенографии, черчения, конструирования, технической механики, географии, химии, физики, информатики, истории, биологии, а также преподавателям теоретических дисциплин детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических и других) исчисляется с учетом объема учебной нагрузки. Указанная норма введена в действие 3 ноября 2007 г. постановлением правительства Москвы от 2 октября 2007 г. N 856-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. N 523-ПП", поэтому те образовательные учреждения, которые еще не были подвергнуты проверке за период 2007-2008 годов, имеют возможность исправить имеющиеся нарушения по указанному основанию, не дожидаясь ревизоров.
Часто в практике ревизора встречаются случаи установления надбавок без учета фактической нагрузки. Так, например, если в штатном расписании учреждения в соответствии с постановлением правительства Москвы от 19 июля 2005 г. N 523-ПП "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы" установлена отраслевая надбавка, а фактически в проверяемом периоде занято физическим лицом лишь 0,5 ставки, то и надбавка конкретному физическому лицу должна рассчитываться исходя из фактической нагрузки, то есть 0,5 ставки. Выплата надбавки из расчета полной ставки является неправомерной и квалифицируется ревизорами как излишне выплаченная заработная плата.
У бухгалтерских служб образовательных учреждений часто возникают трудности с оформлением необходимой документации по аттестации рабочих мест, являющейся основанием выплаты надбавки за работу на ЭВМ (п. 1.164 Положения, утвержденного приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20 августа 1990 г. N 579). Аттестация рабочих мест, или оценка условий труда, производится экспертной комиссией на основе данных специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды на рабочих местах. При ограниченной возможности проводить инструментальные замеры допускается в порядке исключения применение метода экспресс-оценки состояния условий труда, наряду с этим администрация учреждения обязана вести журнал учета рабочего времени работника в неблагоприятных условиях труда по форме, утвержденной приложением 4 к письму Министерства образования РСФСР от 18 июня 1991 г. N 187/4-14пк. Следует также помнить, что указанная надбавка выплачивается по фактически отработанному в неблагоприятных условиях времени.
В практике ревизора нередки случаи выплаты доплат за основные функциональные обязанности, а также установление надбавок на будущий период, а не за фактически исполненную работу. Так, неправомерным является установление надбавки главному бухгалтеру за перечисление страховых взносов из заработной платы сотрудников, что является, согласно постановлению Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. N 30 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих", его прямой обязанностью. Кроме того, недопустимо установление доплат за сложность работы и высокую квалификацию работников, так как эти параметры уже учтены в размерах ставок и окладов ЕТС.
При проверке правильности начисления и выплаты заработной платы следует внимательно отнестись к графикам работы сотрудников. В особенности тех работников, которые занимают те или иные должности на условиях совместительства, совмещения или расширения зоны обслуживания. При составлении графиков следует помнить:
Характер работы | Условия выполнения трудовой функции |
Совместительство | В свободное от основной работы время |
Совмещение | Работа в течение установленной продолжительности рабочего времени по другой профессии |
Расширение зон обслуживания | Работа в течение установленной продолжительности рабочего времени по своей профессии |
Зачастую возникают трудности при приеме на работу и составлении графиков работы внешних совместителей. Трудовое законодательство не содержит нормы, обязывающей сотрудников предъявлять график по основному месту работы, что создает дополнительные трудности для работодателя. При этом ревизор имеет право в этом случае провести встречную проверку по основному месту работы сотрудника с целью сопоставления различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, в данном случае - графиков работ по основному месту работы и по совместительству. В результате работодатель может оказаться в неловкой ситуации, когда рабочее время сотрудника в учреждении будет совпадать с его рабочим временем по основному месту работы, что непременно будет расценено контролирующим органом как излишне выплаченная заработная плата за неотработанное время. Решением этой проблемы может быть только требование при приеме на работу, прописанное в трудовом договоре с сотрудником-совместителем, о предоставлении заверенного надлежащим образом графика работы с основного места работы и извещение работодателя о любых его изменениях. числить
Еще один немаловажный момент, на котором необходимо заострить внимание бухгалтерских служб бюджетных учреждений, - оплата работы в праздничные и выходные дни. Трудовой кодекс запрещает работу в выходные и праздничные дни, однако статьей 153 все же предусмотрены отдельные случаи, когда это возможно при наличии приказа и письменного согласия работника. При этом необходимо помнить, что оплата работы в такие дни для различных категорий персонала разная (рис. 1).
/--------------------\ /------------------\ /------------------------\
|Часовая ставка х 2| |Дневная ставка х 2| |Сдельная расценка х 2|
|х количество отрабо-| \------------------/ |х количество произведен-|
|танных часов | |ной продукции |
\--------------------/ | \------------------------/
|
/-------------------------------------------\ /------------------------\
| Повременная | | Сдельная |
\-------------------------------------------/ \------------------------/
Форма оплаты труда |
/-------------------------------------------\ /------------------------\
| Оклад | | Сменная |
\-------------------------------------------/ \------------------------/
/-------------------\ /---------------------\ /------------------------\
|В пределах месячной| |Сверх месячной нормы | | Ставка х 2 |
|нормы: | \---------------------/ \------------------------/
|дневная ставка х 1 |
\-------------------/ /---------------------\
|Часовая ставка х 2|
/-------------------\ |х количество отрабо-|
|Дневная ставка х 2 | |танных часов |
\-------------------/ \---------------------/
Рисунок 1. Порядок расчета заработной платы за работу в праздничные и выходные дни
Следует знать, что при сменном графике работы оплата труда в субботу и воскресенье производится в обычном режиме в соответствии со статьей 111 Трудового кодекса. Следовательно, такой день должен квалифицироваться обычным рабочим, то есть за него должна быть выплачена заработная плата в одинарном размере. Если же сотрудника, работающего в сменном режиме, привлекли на работу в день, который не определен в его графике в качестве рабочего, то организация обязана начислить вознаграждение в повышенном размере - не менее чем в два раза в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса.
Услуги связи
При проведении проверки обоснованности затрат по подстатье 221 "Услуги связи" особое внимание следует обратить на оплату услуг междугородней и международной связи. Основанием для оплаты услуг телефонной связи является их экономическая оправданность, наличие документального подтверждения и непосредственная связь с осуществлением деятельности.
В качестве подтверждения производственного характера международных и междугородних телефонных разговоров могут быть представлены как детализированные счета на услуги связи, так и внутренние распорядительные документы организации, указывающие на закрепление за конкретными сотрудниками организации служебных обязанностей по осуществлению телефонных переговоров с организациями - потенциальными заказчиками товаров (работ, услуг), и другие аналогичные документы (приказы, распоряжения, отчеты, должностные инструкции и т.п.). При отсутствии внутренних распорядительных документов, в том числе: документов, содержащих цели проведения переговоров и обсуждаемый круг вопросов; отчетов сотрудников о результатах таких переговоров; документов, подтверждающих факт использования информации, результатов междугородних телефонных переговоров в деятельности учреждения; иных документов, позволяющих установить экономическую оправданность этих затрат и их направленность на получение дохода, расходы на междугородние и международные переговоры будут квалифицироваться контролирующими органами как не подтвержденные документально и будут подлежать возмещению в бюджет.
Ремонтные работы
При проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения внимание ревизора будет сосредоточено на проведенных и оплаченных в проверяемом периоде ремонтных работах. В этой части проверяется соответствие заключенных договоров действующему законодательству о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, соответствие заявленных в смете объемов работ фактически исполненным, а также соблюдение нормативов списания материалов и соблюдения сметной дисциплины. На рисунке 2 представлены наиболее часто встречающиеся нарушения, выявленные ФКУ Зеленоградского АО при проведении проверки соблюдения договорных условий
"Рис. 2. Наиболее часто встречающиеся в практике ревизоров ФКУ Зеленоградского АО нарушения в части текущего и капитального ремонта"
Как показывает практика, наиболее часто встречающиеся нарушения связаны с фактическими объемами выполненных работ и их документальным подтверждением. И если возможность проверить соблюдение сметных нормативов представляется далеко не каждой бюджетной организации ввиду отсутствия в штате сметчика, то сверить фактические объемы с объемами, представленными к оплате, под силу каждому. При производстве и оплате ремонтных и строительных работ необходимо оформить следующие документы: дефектные ведомости, акты скрытых работ, акты выполненных работ. И не забудьте, что объемы, указанные в документах, должны совпадать с фактическими объемами. Проверив это на этапе подписания акта формы 2, бухгалтер обезопасит себя от возможности обнаружения таких нарушений в ходе проверки.
Кроме этого необходимо строго отслеживать сроки проведения работ, обозначенные в графике производства и в договоре, при несоблюдении которых с подрядной организации взимается штраф или пени за просрочку. В случае когда такой факт имеет место, сумма нарушения подлежит возмещению в бюджет.
Если стоимость материалов в акте выполненных работ указана не по ценам, утвержденным территориальными сметными нормативами, то такую стоимость необходимо подтвердить первичными документами: кассовым и товарным чеками при расчетах наличными и товарной накладной и счетом-фактурой при безналичных расчетах.
Рассмотрим описанные выше постулаты на примере (рис. 3).
TCН 3.11-36-1 П6-11 |
Устройство полов из керамических плиток типа керамогранит на клее из сухих смесей с затиркой швов |
100 м2 | 0,534 | |||||
ЭМ | 115,55 | 1,25 | 1,047 | 5,56 | 449,00 | |||
В т.ч. ЗПМ | 13,93 | 1,25 | 1,047 | 7,82 | (76.13) | |||
МР | 0,71 | 1,00 | 1,00 | 1,99 | 0,75 | |||
1.3-2-136 | Смеси сухие (клеи) для облицовки стен и полов керамическими плитками и плитками из природного камня |
т | 0,23 | 1424,67 | 1,00 | 1,00 | 3,82 | 1251,72 |
1.3-2-129 | Смеси сухие клеевые на цементном вяжущем с полимерными добавками, марка "Инфотерм-К" |
т | 0,032 | 12334,98 | 1,00 | 1,00 | 1,53 | 603,92 |
Цена поставщика | Плитка керамическая | м2 | 54,468 | 1700,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 92595,60 |
НР от ЗП | % | 100,00 | 4544,03 | |||||
СП от ЗП | % | 57,00 | 2590,10 | |||||
НР и СП от ЗПМ (107.00% и 86.00%) | % | 193,00 | 146,93 | |||||
ЗТР | чел-ч | 76,63 | 1,15 | 1,047 | ||||
106726,08 | ||||||||
TCН 15.1-37-5 | Перевозка строительного мусора на расстояние 37 км автосамосвалами грузоподъемностью до 16 т |
т | 0,167 | |||||
В т.ч. ЗПМ | 1,00 | 1,00 | 0,00 | (0.00) | ||||
38,21 |
Рис. 3. Фрагмент акта выполненных работ по устройству полов из плитки
В данном случае производятся работы по устройству полов из керамической плитки на площади 53,4 кв. м. По завершении ремонтных работ этот объем необходимо проверить фактически на месте, то есть выйти на контрольный обмер в то помещение, где осуществлялись работы. Кроме того, стоимость плитки в данном случае указана по цене поставщика, а значит, требует документального подтверждения товарной накладной, счетом и счетом-фактурой. При этом в смету и акт включается стоимость материалов без НДС. В противном случае существует опасность двойного обложения.
Расценкой 15.1-37-5 предусмотрена перевозка строительного мусора, и здесь заказчик должен прежде всего проверить объемы вывозимого мусора путем арифметической суммы объемов по расценкам на демонтаж и разборку. Этот объем должен соответствовать объемам по перевозке. Согласно пункту 4.6 раздела 4 приложения 1 постановления правительства Москвы от 26 июня 2002 г. N 469-ПП "О порядке обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве" перевозчик отходов обязан:
соблюдать общие требования, предъявляемые к грузоперевозчикам;
четко выполнять указания производителя отходов относительно пункта назначения вывоза отходов строительства и сноса.
при следовании к указанному пункту назначения вывоза отходов строительства и сноса по возможности придерживаться транспортных схем перемещения отходов строительства и сноса, заложенных в ТР и с которыми он был ознакомлен производителем отходов;
при доставке отходов получателю отходов оформить данный факт и взять у получателя отходов отмеченный им сопроводительный талон отходов строительства и сноса;
после завершения рейса незамедлительно передать сопроводительный талон отходов строительства и сноса, отмеченный получателем отходов, производителю отходов.
В этой связи бухгалтеру необходимо затребовать в качестве подтверждения факта перевозки на указанное расстояние (37 км) путевые листы, а также в подтверждение факта захоронения в указанном объеме (167 кг). При этом талоны должны быть проштампованы заказчиком и полигоном, должна стоять и сноса; дата вывоза и грузоподъемность машин Это то, что входит в обязанности бухгалтера, остальное - работа сметчика.
Сохранность денежных средств и материальных ценностей
Последнее, на чем остановимся, - проверка обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, проведение выборочной инвентаризации, оценка ее результатов. Главная цель проведения инвентаризации - контроль наличия и движения материальных ценностей и денежных средств. В первом случае необходимо подготовить предыдущие инвентаризационные описи, инвентаризационные карточки и оборотные ведомости (при необходимости ревизор может затребовать и иные документы). Ревизора будет интересовать соблюдение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. В случае выявления излишков производится их оприходование по рыночной стоимости, в случае обнаружения недостачи сумма возмещается в бюджет. Перед проведением проверки соблюдения кассовой дисциплины главному бухгалтеру обязательно следует обратить внимание на помещение кассы, которое должно быть оборудовано; на место хранения наличности и ценных бумаг - сейф, который должен быть прочно закреплен; на правильность и полноту оформления документации (чеки, приходные и расходные кассовые ордера, прилагаемые к ним документы, кассовая книга и т.п.); правильность расчета итогов в расчетно-платежных ведомостях; соответствие операций в выписке банка первичным документам.
Результаты проверки
Результаты проверки оформляются актом, состоящим из вводной и описательной частей. Как правило, на ознакомление с актом может быть отведен срок до пяти рабочих дней, в течение которых главный бухгалтер должен проверить достоверность всех указанных в акте фактов. Если руководитель и главный бухгалтер ревизуемого учреждения не согласны с изложенными в акте фактами, то при подписании они вправе составить акт разногласий. При этом обязательно необходимо наряду с подписью в акте сделать отметку: "акт подписан с разногласиями". Возражения по акту будут рассмотрены в срок до 30 рабочих дней, и этот факт оформляется письменным заключением.
Меры ответственности
Теперь, когда главный бухгалтер во всеоружии, необходимо оговорить меры ответственности, наступающие в случае обнаружения каких-либо нарушений. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности могут быть нарушены нормы бюджетного, трудового, гражданского законодательства, поэтому должностному лицу грозят все виды ответственности, предусмотренные в Российской Федерации: дисциплинарная (замечание, выговор, увольнение); административная (штраф, пени, приостановка деятельности); уголовная (лишение права занимать должность, лишение свободы), гражданско-правовая (возмещение ущерба и компенсация морального вреда).
Особенности привлечения к бюджетной ответственности закреплены частью 4 Бюджетного кодекса, к ней относятся неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Установление фактов нарушения бюджетного законодательства влечет применение к нарушителю мер принуждения, перечень которых содержится в статье 282 БК РФ и включает такие меры, как показано на рисунке 4.
/------------------------------\/-------------------\ /-----------------\
|Предупреждение о ненадлежащем||Блокировка расходов| |Изъятие бюджетных|
|исполнении бюджетного процесса|\-------------------/ |средств |
\------------------------------/ \-----------------/
|
Меры бюджетной ответственности (статья 282 БК РФ) |
/----------------\ /---------------\ /-------------------------------\
|Наложение штрафа| |Начисление пени| |Приостановление операций по|
\----------------/ \---------------/ |счетам в кредитных организациях|
\-------------------------------/
Рисунок 4. Меры бюджетной ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации
Бюджетным кодексом за нарушение норм бюджетного законодательства предусматривается одновременно как бюджетная, так и административная ответственность. Например, в соответствии со статьей 289 при установлении фактов нецелевого использования бюджетных средств может быть наложен административный штраф на руководителя в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, а также применена такая норма бюджетной ответственности, как изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.
Административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, в том числе: нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора; нецелевое использование бюджетных средств; нарушение сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами. При установлении указанных выше нарушений применяется такая мера ответственности, как штраф. Административному штрафу могут быть подвергнуты должностное и юридическое лицо.
Если в ходе проверки будут установлены признаки преступления, то контролирующий орган будет обязан направить материалы о выявленных нарушениях в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Учитывая груз возложенной ответственности, главному бухгалтеру бюджетного учреждения следует крайне серьезно отнестись к проверкам такого рода. Необходимо очень внимательно подойти к вопросу оформления документов, ведь, как правило, проверки в большей степени являются документальными. И от того, насколько грамотно будет подобрана первичная документация, насколько полно отражены все необходимые параметры в финансовой документации, насколько информативно будет подготовлен к проверке бухгалтер, зависит исход данного мероприятия.
В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой организации. Согласно закону о бухгалтерском учете главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Проверка - это экзамен прежде всего для бухгалтерской службы учреждения. В то же время не стоит изначально воспринимать ревизоров как нечто инородное и обязательно враждебное, ведь проверка - это всегда шанс узнать что-то новое, полезное для своей деятельности. И возможность для мудрого бухгалтера обернуть ситуацию в свою пользу, почерпнув драгоценный опыт проведения ревизий и общения с контролирующими органами.
Приведенная выше информация взята из практики проведения проверок ФКУ Зеленоградского АО. На данный момент невозможно дать законодательное подтверждение порядка проведения проверок по причине отсутствия правовой базы, что, безусловно, является значительным пробелом в финансовом законодательстве города Москвы. Однако опыт этот уже устоявшийся и основан на законодательных актах Российской Федерации, а значит, может быть полезен бухгалтеру любого субъекта Российской Федерации. Удачи!
М.Р. Губайдуллина,
специалист контрольно-ревизионного отдела
финансово-казначейского Управления Зеленоградского
административного округа Департамента финансов города Москвы
"Бюджетный учет", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Бюджетный учет" N 4/2008, 7/2006, 4/2007, 5/2007
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100