Как пережить комиссию в налоговой?
Не так давно налоговики придумали новый способ контроля налогоплательщиков - это так называемые "зарплатные" и "убыточные" комиссии. Пожалуй, начнем с того, что официально они называются "комиссии по легализации объектов налогообложения".
В ходе комиссии проводится заслушивание представителей организаций по следующим вопросам:
- обоснованности отражения в декларациях по налогу на прибыль убытков;
- экономической целесообразности производимых убыточными организациями расходов;
- обоснованности уровня заработной платы ниже среднеотраслевого по виду экономической деятельности.
Рассмотрим их более подробно.
"Зарплатные" комиссии
Проверка начинается с приглашения прийти на заседание комиссии по выплате заработной платы ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности. Обычно просят принести объяснительную записку и штатное расписание.
Законодательный минимум
Правомерность утверждения чиновников, что заработная плата должна соответствовать среднеотраслевому уровню, сомнительна. Дело в том, что в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда.
С 1 сентября 2007 г. на федеральном уровне установлен МРОТ в сумме 2 300 рублей в месяц (ст. 1 закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ). При этом субъектам Российской Федерации дано право утверждать региональным соглашением свой МРОТ, который распространяется на лиц, работающих в данном субъекте (ст. 133.1 ТК РФ). После заключения регионального соглашения о минимальном размере оплаты труда руководитель уполномоченного органа предлагает всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта, присоединиться. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом регионального соглашения о МРОТ.
Работодатели вправе отказаться от присоединения. Для этого им надо в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта мотивированный письменный отказ. Причем к указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работникам до размера, предусмотренного данным соглашением. Далее руководитель уполномоченного органа исполнительной власти вправе пригласить представителей этого работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Также учтите, что копия отказа будет направлена и в трудовую инспекцию.
Объяснительная
Заметим, что налоговики должны учитывать объективные условия, не позволяющие выплачивать высокую заработную плату. К примеру, небольшой доход будет оправдан для сотрудника, который трудится в режиме неполного рабочего времени. В этом случае у работника в трудовом договоре прописан оклад не ниже среднеотраслевого уровня, а заработная плата выплачивается только за фактически отработанное время. Кстати, в частных беседах такую схему предлагают и некоторые инспекторы. Получается, что и зарплата высокая, и фирма не пострадала от непосильного налогового бремени.
Также веским оправданием низкого уровня доходов сотрудников является отсутствие выручки в новых организациях. Правда, здесь придется все же пообещать повышение заработной платы в будущих периодах.
Заметим, что резкое увеличение окладов также может насторожить налоговиков и повлечь выездную налоговую проверку.
Пример 1
Общество с ограниченной ответственностью Межрайонная
"Строймонтаж" ИМНС России N 35
по г. Рязани
390030, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 105
тел.: (4912) 41-14-14, факс: 41-14-11
ИНН 6234045612, ОКПО 14347193, ОКВЭД 33.10
03.03.2008 N 08.2-435/08
------------ -------------
На N 45/45-96 от 26.02.2008
---------- -------------
В ответ на Ваше письмо за N 45/45-96 от 26.02.2008 г. сообщаем, что
ООО "Строймонтаж" было зарегистрировано 25 июля 2007 года, ОГРН
4561234000710. Основным видом деятельности Общества заявлено выполнение
строительно-монтажных работ. Согласно законодательству данный вид работ
подлежит лицензированию. В январе 2008 года нами была получена лицензия
на вышеупомянутые виды работ.
В 2007 году на предприятии действовали следующие оклады:
Директор - 4 000
Главный бухгалтер - 3 000
Главный инженер - 3 500
С 01 марта 2008 года на предприятии установлены следующие оклады:
Директор - 15 000
Главный бухгалтер - 12 000
Главный инженер - 14 000
Начальник ПТО - 12 000
Начальник участка - 12 000
Слесарь-сантехник - 12 000
Генеральный директор Печать Д.Е. Романов
ООО "Строй-
монтаж"
Чего добились налоговики
В прошлом году более 400 тыс. налогоплательщиков выплачивали заработную плату ниже среднего уровня по отрасли. Заметим, что указанное количество составляет 17 процентов от всех лиц, которые представляют отчетность*(1). По состоянию на 1 октября 2007 г. почти 62 процента налогоплательщиков из "зоны риска" все же повысили заработную плату до среднеотраслевого уровня. Соответственно, резко увеличились поступления в бюджет по ЕСН и НДФЛ. В этом качестве особенно выделились Управления ФНС России по Москве, Санкт-Петербургу, Республике Татарстан, Воронежской и Вологодской областям.
Как видите, борьба налоговых органов с "теневыми" зарплатами увенчалась успехом:
"Рисунок 1"
Отметим, что по данным налоговиков, основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, являются оптовая и розничная торговля, строительство и обрабатывающие производства.
"Убыточные" комиссии
Вызов на комиссию
С "убыточными" комиссиями ситуация еще интереснее. Налоговики, рассылая обращения, пугают фирмы приказом ФНС от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Тем самым обращая внимание, что организация попадает в группу налогоплательщиков, показатели действия которой соответствуют критериям, используемым налоговыми органами для отбора субъектов для проведения выездных налоговых проверок. Кстати, за 9 месяцев 2007 г. по результатам "убыточных" комиссий налоговиками было рекомендовано к назначению более 7 тысяч выездных налоговых проверок. Итогом их стало уменьшение убытков на 7 миллиардов рублей, а также отражение налоговой базы по прибыли в сумме более 4 млрд рублей.
Как правило, во второй части письма содержится настойчивая просьба перепроверить правильность формирования величины налоговой базы по налогу на прибыль и сдать уточненную декларацию (как вы понимаете, уже без суммы убытка). Причем часто налоговиков совершенно не смущает вызов на заседания комиссий вновь открывшихся предприятий. Причем указанные контрольные мероприятия затронули даже плательщиков ЕНВД.
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007 г. (подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@):
- налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня;
- отражение убытков в течение 2 и более календарных лет;
- доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев;
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднеотраслевого уровня;
- неоднократное приближение к предельному значению показателей (менее 5%), предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
- у предпринимателей доля профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ в общей сумме их доходов превышает 83 процента;
- заключение договоров без наличия разумных экономических или иных причин;
- непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- "миграция" между налоговыми органами;
- отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета на 10 процентов и более от среднеотраслевого уровня.
В принципе налоговики сами говорят, что есть и оправданные убытки (например, при открытии бизнеса). Поэтому работу надо проводить только с теми фирмами, которые убыточны более двух лет. В той же Москве в структуре убыточных организаций "вновь созданные" предприятия, действующие менее двух лет, занимают около 38 процентов. Однако чиновники на местах почему-то пытаются проверять абсолютно все предприятия. Налоговики напоминают, что в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. Так что ваша неуспешность как руководителя не является для них оправданием.
Правомерность притязаний чиновников
Претензии налоговиков вызывают недоумение. Ведь в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса наличие расходов никак не связано с фактом получения доходов. Основным является только то, что расходы должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение доходов. Кстати, и Минфин в одном из своих писем сказал, что Налоговый кодекс не ставит порядок признания расходов в зависимость от наличия доходов. Поэтому все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года (письмо Минфина от 08.12.2006 г. N 03-03-04/1/821).
Ранее финансисты также утверждали, что экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком затрат определяется не фактическим получением доходов в конкретном периоде, а направленностью расходов на получение дохода (письмо Минфина от 27.10.2005 г. N 03-03-04/4/69). Указанной позиции придерживаются и суды (постановления ФАС Центрального округа от 18.10.2007 г. N А08-4007/06-17, Западно-Сибирского округа от 28.01.2008 г. N Ф04-562/2008(1233-А27-40), Северо-Западного округа от 21.12.2007 г. N А56-44911/2006, Дальневосточного округа от 07.11.2007 г. N Ф03-А51/07-2/4297, Поволжского округа от 25.09.2007 г. N А65-14168/2006-СА1-42). Конституционный Суд в определении от 04.06.2007 г. N 320-О-П также указал, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или же полученного результата.
Объяснительная
В объяснительной записке напишите причину возникшего убытка (новое предприятие, не сезон, реорганизация производства и т.д.). Часто налоговики просят расшифровать суммы расходов (см. Пример 2).
Итоги убыточных комиссий
По данным налоговой службы, в 1 полугодии 2007 г. 20 процентов организаций являлись убыточными. С учетом компаний, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, это 42 процента. При этом за 9 месяцев прошлого года была рассмотрена деятельность 75 тысяч организаций. По результатам беседы с налоговиками одна треть компаний впоследствии представила уточненные налоговые декларации, уменьшив убытки и заявив дополнительно прибыль.
"Рисунок 2"
Кстати, основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, являются те же области экономической деятельности, в которых высока доля скрытой оплаты труда.
Пример 2
Общество с ограниченной ответственностью Межрайонная
"Дом" ИМНС России N 35
по г. Рязани
ИНН 6234005022, КПП 622801001
390011, г. Рязань, ул. Маяковского, д. 1
тел.: (4912) 33-33-33, факс: 33-33-31
11.04.2008 N 48-н
---------------- ----------------
На N 45/56-98 от 03.04.2008
------------ ----------------
В ответ на Ваше обращение за N 45/56-98 от 03.04.2008 г. сообщаем,
что ООО "Дом" было зарегистрировано 15 февраля 2007 года, ОГРН
6231234000710. Основным видом деятельности Общества заявлено выполнение
строительно-монтажных работ. Согласно законодательству данный вид работ
подлежит лицензированию. В сентябре 2007 года нами была получена лицензия
на вышеупомянутые виды работ. В декабре 2007 г. ООО "Дом" выполнило
строительно-монтажные работы на сумму 500 000 руб.
Основная сумма убытка пришлась на 9 месяцев 2007 года, т.к. в этот
период отсутствовала реализация и были общехозяйственные затраты,
которые, согласно учетной политике по налоговому учету, являются
косвенными расходами. В соответствии с Налоговым кодексом данные расходы
были отнесены в полном объеме к расходам текущего налогового периода.
Расшифровка расходов по налогу на прибыль:
Приложение N 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций |
Сумма | Расшифровка |
Строка 010 - Прямые расходы | 247 300 | Оплата труда - 33 640 ЕСН - 3 660 Материальные расходы - 200 000 Прочие - 10 000 |
Строка 040 - Косвенные расходы | 519 370 | Аренда нежилого помещения - 100 000 ЕСН - 30 540 Канцтовары - 2 000 Консультационные услуги - 30 000 Материальные - 2 000 Оплата труда - 254 510 Повышение квалификации - 45 000 Прочие - 12 000 Страхование в ПФ и ФСС от НСиПЗ - 43 320 |
Строка 060 - Цена приобретения реа- лизованного прочего имущества и расходы, связанные с его реализацией |
20 000 | Материалы - 20 000 |
Строка 200 - Внереализационные рас- ходы |
22 000 | Услуги банка - 22 000 |
Генеральный директор Печать А.В. Иванов
ООО "Дом"
Ответственность
В последнее время у налоговиков наблюдается тенденция штрафовать предприятия за неявку на "зарплатные" комиссии по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Итак, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ) на граждан в размере от 500 руб. до 1 000 руб., на должностных лиц - от 1 000 руб. до 2 000 руб.
Судебно-арбитражная практика
ООО "ДЭК Корпорация" было оштрафовано по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за неявку на заседание совместной комиссии по легализации "теневой" заработной платы.
Арбитры поддержали инспекторов, указав, что налоговые органы в силу пунктов 1, 4 статьи 31 Налогового кодекса и статьи 7 Закона от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ" вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков для дачи пояснений, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Также правомерно требование предоставления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2007 г. N Ф03-А51/07-2/4597).
Позже ООО "ДЭК Корпорация" обратилось в Высший Арбитражный Суд с заявлением о пересмотре постановления арбитров. Однако судебная коллегия не нашла оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда. При этом арбитры указали, что доводы Общества не опровергают выводы судов о том, что вызов на комиссию не нарушает права и законные интересы общества и не свидетельствует о неправильном применении правовых норм (определение ВАС от 18.02.2008 г. N 1218/08).
Отметим, что во всех регионах работа комиссий происходит при поддержке администраций субъектов. При этом активное участие в них принимают инспекции по труду и правоохранительные органы. К примеру, в городе Рязани, если вы не явитесь на "зарплатную" комиссию, будете вызваны в управление экономического развития администрации города. В случае же неприхода на "убыточное" заседание вас пригласят в Управление ФНС России по Рязанской области. Московские налоговики, анализируя отчетность за 2006 год, передали материалы по 1 539 убыточным организациям, имеющим наибольший годовой доход, в Комитет города по делам о несостоятельности (банкротстве)*(2).
С.С. Полятков,
главный бухгалтер ЗАО "Инс-ТРЕЙД"
"Налоговый учет для бухгалтера", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные взяты с сайта федеральной налоговой службы www.nalog.ru.
*(2) Данные взяты с сайта управления фнс по г. Москве, www.r77.nalog.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru