Новые правила в кассовой дисциплине
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о ККТ*(1) при осуществлении наличных денежных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров (работ, услуг) индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Вместе с тем в определенных ситуациях Закон о ККТ позволяет обходиться без нее при условии выдачи покупателям соответствующих бланков строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2).
В данной статье рассмотрены одни из последних, по мнению редакции актуальных, нормативных документов и разъяснений контролирующих органов в области соблюдения кассовой дисциплины.
Положение по БСО
В преддверии лета Правительство РФ Постановлением от 06.05.2008 N 359 утвердило новое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (далее - Положение), которое индивидуальные предприниматели должны применять при ведении деятельности с 21.05.2008*(2). При этом ранее действовавшее положение об осуществлении наличных денежных расчетов*(3) признано утратившим силу.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 359 срок действия форм БСО, утвержденных в соответствии с ранее установленными требованиями (до вступления в силу Постановления Правительства РФ N 171), по знакомому сценарию отодвинут до 1 декабря 2008 года. Напомним, до этого было указано - не позднее 1 июня 2008 г. (п. 2 Постановления Правительства РФ N 171).
В целом новый документ дублирует положения ранее действовавшего. Вместе с тем по отдельным позициям есть и различия.
Так, законодатели сняли с Минфина полномочия по утверждению форм БСО (при обращении заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг). Согласно п. 5 Положения теперь соответствующие бланки, используемые при оказании услуг населению, утверждают федеральные органы исполнительной власти (если они наделены достаточными полномочиями на основании законодательства РФ). На данный момент пока ни одно министерство и ни одна федеральная служба такими полномочиями не обладают. Так что в ближайшем будущем следует ожидать корректировки положений соответствующих министерств и ведомств на предмет внесения необходимых норм, относящихся к утверждению БСО.
Также согласно Положению, если полномочиями по утверждению нужного налогоплательщику БСО не наделено ни одно из государственных ведомств, то индивидуальный предприниматель вправе разработать и утвердить бланк самостоятельно. Необходимым условием в данном случае является отражение в БСО всех обязательных реквизитов, которые перечислены в п. 3 Положения. Так, в бланке должны быть указаны:
- наименование документа, его шестизначный номер и серия;
- ФИО индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный индивидуальному предпринимателю, выдавшему документ;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дата осуществления расчета и составления документа;
- должность, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать индивидуального предпринимателя;
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми индивидуальный предприниматель вправе дополнить документ.
Как видим, у индивидуальных предпринимателей появилось право указывать в бланке дополнительные реквизиты, которые позволяют наиболее точно отразить специфику той или иной деятельности (раньше хозяйствующие субъекты позволить себе такого не могли).
Также к новшествам следует отнести возможность использования БСО, сформированных не только типографским, но и автоматизированным способом (п. 4 Положения). Вместе с тем самостоятельно изготовить бланк индивидуальному предпринимателю будет весьма проблематично. Причиной тому являются жесткие требования, предъявляемые к автоматизированной системе, с помощью которой формируются БСО. В частности, она должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО в течение не менее пяти лет, а также сохранять уникальный номер и серию выпускаемого бланка (п. 11 Положения).
Если же БСО изготавливается типографским способом, то проставление серии и номера на бланке документа осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на БСО не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка. Также изготовленный типографским способом БСО должен содержать сведения об изготовителе: сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.
Кроме того, следует отметить, что согласно п. 8 Положения при заполнении БСО должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, при этом исправления не допускаются. Если бланк был испорчен или неправильно заполнен, он перечеркивается и прилагается к книге учета БСО за тот день, в котором он заполнялся.
Визуальный контроль
Напомним, что используемая в предпринимательской деятельности ККТ должна соответствовать определенным требованиям. В частности, согласно пп. "р", "с" п. 3 Положения о регистрации и применении ККТ*(4) она должна иметь средства визуального контроля - знаки "Государственный реестр"*(5) и "Сервисное обслуживание"*(6) установленного образца.
Новые образцы этих знаков утверждены соответственно приказами Минфина России от 18.12.2007 N 136н и 135н, которые начали действовать 22 февраля 2008 года (по истечении десяти дней со дня их официального опубликования*(7)).
До вступления в силу указанных приказов образцы знаков и порядок нанесения их на ККТ были установлены Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 и решениями ГМЭК по ККМ, в частности Протоколом от 05.11.1996 N 6/31-96, которым утвержден Порядок использования средств визуального контроля на ККМ. Согласно п. 3 данного документа на средствах визуального контроля должны были записываться среди прочего четыре цифры, обозначавшие на голограмме "Государственный реестр" год реализации ККТ генеральным поставщиком, на голограмме "Сервисное обслуживание" текущий год, в котором ККТ поставлена на техническое обслуживание или прошла освидетельствование в ЦТО. Кроме того, средства визуального контроля ЦТО устанавливались при постановке ККТ на техническое обслуживание, а также в течение декабря - с обозначением на средстве визуального контроля следующего года, с января по июнь - с обозначением текущего года (п. 4 Порядка использования средств визуального контроля на ККМ).
В связи с этим (если принять во внимание переходный период) должны применяться в установленном порядке средства визуального контроля "Государственный реестр" старого образца (без ограничения срока действия), средства визуального контроля "Сервисное обслуживание" старого образца (вплоть до очередного ежегодного подтверждения осуществления технической поддержки ККТ у поставщика или в ЦТО, то есть не позднее 21 февраля 2009 года). Таким образом, по мнению Минфина, в течение указанного периода знаки нового образца применяются наряду со средствами визуального контроля старого образца (Письмо от 29.02.2008 N 03-01-15/2-49*(8)).
В завершение финансисты указали, что данные положения следует учитывать как при первичной регистрации, так и при перерегистрации ККТ в налоговых органах.
Регистрация ККТ
В настоящее время регистрацию ККТ осуществляет налоговая служба, что следует из п. 5.1.6 Положения о ФНС*(9).
В своих последних разъяснениях по данному вопросу налоговики, сославшись на п. 15 Положения о регистрации и применении ККТ, указали, что заявление о регистрации ККТ индивидуальный предприниматель должен подать в налоговый орган по месту жительства (письма ФНС России от 05.10.2007 N ШТ-6-06/755@, УФНС по г. Москве от 31.01.2008 N 22-12/7860). При этом к заявлению следует приложить паспорт ККТ, подлежащей регистрации, и договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
Обратите внимание: на практике местные контролеры при регистрации ККТ зачастую требуют от налогоплательщиков документ, подтверждающий предоставление помещения (торгового места), в котором будет установлен кассовый аппарат. Однако данные требования чиновников являются незаконными, так как этот документ в перечне, предусмотренном Положением, не поименован. Таким образом, отказ в регистрации ККТ в данном случае неправомерен.
С.Н. Кудряшов,
редактор журнала "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Документ вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования (постановление опубликовано 13.05.2008 в "Российской газете", N 100).
*(3) Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.
*(4) Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
*(5) При наличии сведений о модели ККТ в Государственном реестре ККТ данный знак наносится поставщиком на ее корпус (п. 11 Положения о регистрации и применении ККТ).
*(6) В соответствии с п. 7 Положения о регистрации и применении ККТ данный знак наносится на ККТ поставщиком или центром технического обслуживания при ежегодном подтверждении осуществления технической поддержки (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту).
*(7) Названные приказы опубликованы 11.02.2008 в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 6.
*(8) Данное письмо доведено ФНС до нижестоящих налоговых органов для исполнения Письмом от 18.03.2008 N ШТ-6-2/190@ (см. также Письмо ФНС России от 30.05.2008 N ШС-6-2/392@).
*(9) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"