Банкротство как способ уклонения
от уплаты налогов и сборов
Исследование отношений, возникающих в рамках несостоятельности (банкротства), представляет несомненный интерес, поскольку институт несостоятельности - обязательный атрибут рыночной экономики, позволяющий осуществлять структурные преобразования и создавать условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики.
Банкротство - достаточно сложное правовое явление, причем не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения. Это институт, который должен учитывать интересы целого круга субъектов, часто имеющих противоположные интересы, но объединенных общим конкурсным процессом, который регулируется сферой гражданского права и затрагивает правовые аспекты уголовного, административного и финансового отраслей права. С каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, увеличивается.
Институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота. К сожалению, процедура банкротства юридических лиц зачастую используется отнюдь не в целях восстановления платежеспособности предприятия или удовлетворения требований кредиторов. Она оказалась действенным способом изменения прав собственности на предприятие и нередко служит способом уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей.
Недобросовестные кредиторы используют институт банкротства для захвата предприятий. В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции"*(1) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причиняют (могут причинить) убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо наносят (могут нанести) вред их деловой репутации.
Неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может быть вызвана недобросовестными действиями конкурентов (дебиторами) должника. Они, например, могут искусственно создать ситуацию, когда дебиторы намеренно не исполняют своевременно свои обязательства (не перечисляют денежные средства за поставку товара). Вследствие этого у поставщика образуется кредиторская задолженность перед бюджетом и другими кредиторами.
Неплатежеспособность юридических лиц часто бывает вызвана действиями заказного характера. Некоторые специализированные организации скупают долги перспективных организаций и при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)*(2) инициируют в отношении должника процедуру банкротства.
В настоящее время, банкротство остается одним из эффективных способов уклонения от уплаты налогов и сборов. Зачастую в целях уклонения от уплаты налогов используется реорганизация юридических лиц в виде разделения, при котором основная кредиторская задолженность организации в соответствии с разделительным балансом остается у одной из выделившихся организаций, а имущество (основные средства, дебиторская задолженность) - у другой.
Недобросовестными налогоплательщиками также широко используется реорганизация в форме присоединения: у одной из реорганизуемых организаций выводятся все активы и остаются лишь долговые обязательства, которые в процессе реорганизации передаются другой организации, имеющей задолженность в бюджет и зачастую находящейся в другом регионе.
Данные проблемные аспекты не всегда напрямую связаны с несовершенством действующего законодательства. По нашему мнению, в целях противодействия преступным уклонениям от уплаты налогов налоговому органу следует своевременно в отношении многих должников инициировать процедуру банкротства*(3). В определенных ситуациях банкротство может оказаться одним из наиболее действенных механизмов, заставляющих недоимщиков погасить задолженность.
На практике заявлению о признании лица несостоятельным (банкротом) предшествует принудительное взыскание налога, сбора и штрафа в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 ч. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)*(4). Согласно ст. 46 НК РФ в случае неполной уплаты налога, сбора, а также пеней и штрафа в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Причем взыскание налога может производиться как с рублевых (текущих) счетов, так и с валютных счетов указанных лиц. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета обязанного лица, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов. Решение о взыскании принимается по истечении срока, установленного в требовании об уплате налога, и согласно п. 4 ст. 69 НК РФ должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с момента получения требования, но не позднее чем через два месяца по истечении указанного срока.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также при отсутствии информации о счетах данных лиц налоговый орган вправе взыскать задолженность по обязательным платежам за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ. Это взыскание производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве"*(5), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ. Исполнительные действия должны быть совершены, и требования постановления исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Указанные меры принудительного исполнения налоговой обязанности занимают длительный период времени. Часто его бывает достаточно для того, чтобы должник в ходе реорганизации успел перевести недоимку на так называемые фирмы-однодневки. Либо к моменту возбуждения дела о банкротстве организация-должник прекращает свою предпринимательскую деятельность, и тогда взыскать сумму задолженности по обязательным платежам невозможно даже в рамках конкурсного производства.
Действующее законодательство, осуществляющее правовое регулирование отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), нуждается в совершенствовании. Реальная ответственность за неуплату налогов для организаций, их руководителей и предпринимателей, прекративших свою деятельность в связи с банкротством, законодательством не предусмотрена. К сожалению, меры, противодействующие уклонению от уплаты налогов и сборов, преднамеренному или фиктивному банкротству, по ряду причин не получили широкого распространения. Так, Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ)*(6) содержит ряд составов (ст. 198, 199, 199-1), предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Однако эта ответственность не распространяется на субъекты, находящиеся в процедуре банкротства, так как с момента введения наблюдения все требования к должнику могут быть предъявлены лишь в рамках Закона о банкротстве.
Также УК РФ (ст. 196, 197) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)*(7) предусмотрена ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12). Однако статистические данные Главного информационного центра МВД РФ свидетельствуют о том, что реализация данных норм на практике вызывает определенные затруднения*(8).
Действующее законодательство не всегда ограничивает право бывших руководителей организаций-должников заниматься предпринимательской деятельностью после ликвидации юридического лица. Дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет применяется лишь при совершении виновным лицом административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.12 (фиктивное или преднамеренное банкротство) и 14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве).
Ограничение такого рода согласно ст. 216 Закона о банкротстве применяется в отношении индивидуального предпринимателя, признанного банкротом. Он не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания банкротом, однако ничто не мешает ему осуществлять предпринимательскую деятельность путем создания юридического лица.
Таким образом, законодательное регулирование в сфере несостоятельности (банкротства) нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Л.М. Файзрахманова,
доцент кафедры предпринимательского права ИЭУиП,
канд. юрид. наук
"Правосудие в Поволжье", N 4, июль-август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31. Ст. 3434.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43 . Ст. 4190.
*(3) В соответствии со ст. 2 и 11 Закона о несостоятельности (банкротстве) налоговый орган является уполномоченным органом, который наделен правом обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом.
*(4) Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 41. Ст. 48-49.
*(6) Федеральный закон от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
*(7) Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". / Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 52 (Ч. 1). Ст. 5574.
*(8) Согласно статистическим данным Главного информационного центра МВД РФ за период с 2003 по 2006 гг. в России к уголовной ответственности за совершение преднамеренного банкротства было привлечено 132 лица, а за совершение фиктивного банкротства - ни одного.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банкротство как способ уклонения от уплаты налогов и сборов
Автор
Л.М. Файзрахманова - доцент кафедры предпринимательского права ИЭУиП, канд. юрид. наук
"Правосудие в Поволжье", 2008, N 4