Комментарий к письму Минфина РФ от 07.05.2008 N 03-04-06-01/125
Сегодня работа организации невозможна без командировок сотрудников. Направить в командировку, причем любую, можно только работника, с которым заключен трудовой договор, то есть который состоит в штате предприятия. Не будет являться командировкой поездка в другую местность человека, с которым заключен гражданско-правовой договор. В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В связи с этим на работника, направленного в командировку, распространяются общие гарантии, установленные ст. 167 ТК РФ:
- сохранение места работы (должности);
- сохранение среднего заработка;
- возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст. 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать следующие расходы:
- по проезду;
- по найму жилого помещения;
- дополнительные, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Не позднее трех дней по возвращении из командировки работник обязан составить авансовый отчет по унифицированной форме N АО-1. Это требование п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. Расходы, поименованные в авансовом отчете, должны быть подтверждены документами. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Уровень комфорта в нашей жизни постепенно все-таки растет. И сегодня уже не редкость проезд в вагонах повышенной комфортности по железной дороге. Данному вопросу, а точнее обложению НДФЛ и ЕСН расходов на сервисные услуги, посвящено Письмо Минфина РФ от 07.05.2008 N 03-04-06-01/125.
На практике бухгалтер сталкивается с такой ситуацией: работник приносит ему железнодорожный билет на проезд, в котором выделено, например, "сервис 500 руб.". Что это такое?
Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 (далее - Правила), регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами. Согласно п. 33 Правил в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности*(1) (далее - Порядок) устанавливается Министерством транспорта, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком.
Порядок устанавливает процедуру предоставления пассажирам комплекса услуг в поездах дальнего следования. Информация об этих услугах бесплатно доводится перевозчиком до сведения пассажиров через средства массовой информации при оформлении проездных документов (билетов) и в вагонах повышенной комфортности с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. При приобретении проездного документа (билета) пассажиром оплачивается стоимость проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах повышенной комфортности.
В комплекс услуг, как правило, входит:
- питание;
- печатная продукция;
- набор предметов санитарно-гигиенического назначения;
- дополнительные меры личной безопасности.
Организация питания в вагонах повышенной комфортности осуществляется в соответствии с технологическими процессами предоставления гарантированного питания пассажирам, определяемыми перевозчиком для каждого пассажирского поезда индивидуально с учетом графика его движения и продолжительности нахождения пассажиров в пути следования. Состав, количество и виды рационов питания, включаемых в комплекс сервисных услуг, определяются перевозчиком. Предоставление питания осуществляется в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, утвержденных в установленном порядке. Рационы питания доставляются пассажирам работниками вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) и (или) проводниками пассажирских вагонов повышенной комфортности непосредственно к местам размещения пассажиров в этих вагонах. На практике проводник вагона спрашивает у пассажира, что он предпочитает: горячее питание из вагона-ресторана или так называемый сухой паек. После непродолжительного ожидания работники ресторана разносят заказанные блюда. Как правило, на выбор предлагается минимум два варианта. Возможна даже организация вегетарианского питания по желанию пассажиров, при котором обеспечивается замена мясных блюд на блюда из овощей и фруктов.
Доставка печатной продукции пассажирам в вагонах повышенной комфортности осуществляется проводниками пассажирских вагонов к местам размещения пассажиров в вагонах повышенной комфортности. Состав комплектов печатной продукции, рекомендуемый для включения в комплекс услуг, определяется перевозчиком. Старые выпуски ежедневных газет из данного комплекта заменяются каждый день новыми. В комплекты входят также журналы.
Предоставление пассажирам наборов предметов санитарно-гигиенического назначения осуществляется проводниками пассажирских вагонов повышенной комфортности с соблюдением санитарных норм и правил. Набор также определяется перевозчиком. В основном он содержит зубную щетку, мыло, салфетки и т.д.
Для обеспечения личной безопасности пассажиров организуется сопровождение поезда с вагонами повышенной комфортности сотрудниками охранных подразделений на всем маршруте его следования.
На практике могут возникнуть проблемы с обеспечением пассажиров информацией по данным сервисным услугам, хотя согласно п. 6 Правил перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:
- перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;
- иные сведения об оказываемых услугах.
Данная информация предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке.
Но, поскольку данные услуги еще только распространяются и многие встречаются с ними впервые, информации в вагонах поездов по составу услуг, их калькуляции нет. На просьбу пассажиров предоставить такую калькуляцию проводники откликаются, правда, у них на руках нет документов, которые можно было бы приложить к авансовому отчету. На практике можно получить переписанную от руки (в поездах копировальных аппаратов нет) калькуляцию сервисных услуг, заверенную начальником поезда, на сумму, указанную в билете.
Возможно, будет уместен вопрос: зачем нужна эта калькуляция? В ряде организаций встречаются бухгалтеры, которые требуют от своих командированных работников такие документы в качестве приложения к авансовому отчету. Вероятно, они считают, что данные услуги получает физическое лицо, а не командированный работник, и соответственно, у этого лица возникает доход. В связи с этим встает вопрос об обложении стоимости сервисных услуг НДФЛ и ЕСН. Раньше разъяснений по этому вопросу не было, так как не было самих услуг. На сегодняшний день Минфин выпустил с разъяснениями письма от 07.05.2008 N 03-04-06-01/125, от 12.03.2008 N 03-04-06-02/29.
На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в частности, все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
При оплате расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
Таким образом, с учетом того, что стоимость сервисных услуг включена в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, данные расходы при командировании работника не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. А на основании п. 1 ст. 238 НК РФ данные расходы не подлежат обложению ЕСН.
Что касается налога на прибыль, по мнению Минфина, поскольку стоимость сервисных сборов формирует стоимость услуги по проезду по железной дороге, считаем, что для целей налогообложения прибыли стоимость железнодорожного билета может быть учтена полностью (включая дополнительные услуги) (Письмо от 21.11.2007 N 03-03-06/1/823).
Возможно, после выхода данных разъяснений у бухгалтеров останется меньше вопросов к возвратившимся из командировки работникам, а также по учету и налогообложению сервисных услуг, включенных в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности.
Е.П. Зобова,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минтранса РФ от 09.07.2007 N 89.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)