Менеджер по персоналу, отдел кадров, служба управления персоналом:
что нужно компании?
Современный этап развития экономики России являет нам большое количество организаций, различающихся размером, временем жизни, направлениями бизнеса, темпами роста, финансовым состоянием. Столько же подходов к управлению персоналом у руководителей и владельцев бизнеса. Каждый руководитель предприятия рано или поздно встает перед необходимостью определить свое отношение к этому вопросу. Нужно ли создавать службу по управлению персоналом или можно ограничиться отделом кадров, а то и вовсе одним менеджером по персоналу? Вон у соседей по офису вообще все поручено бухгалтеру. Какие критерии определяют потребность предприятия в финансовых и человеческих ресурсах для управления кадрами?
Задачи кадрового менеджмента
Набор функций современного HR-менеджмента не ограничивается лишь документированием трудовых отношений, на первое место сейчас выходит задачи по управлению трудовыми резервами. Коротко перечислим основные из таких задач:
- исследование рынка труда;
- внутренний PR, позиционирование компании как привлекательного работодателя, информирование целевой аудитории о возможностях работы в компании;
- подбор высококвалифицированных сотрудников;
- построение и поддержание работы системы адаптации сотрудников;
- оценка, обучение, планирование и развитие карьеры сотрудников;
- управление созданием, поддержанием и совершенствованием системы эффективной работы сотрудников организации;
- создание и своевременное изменение системы оплаты труда, мотивации сотрудников;
- построение эффективных коммуникаций внутри компании;
- высвобождение сотрудников, особенно занимавших в компании ключевые должности;
- создание комфортной психологической атмосферы в компании.
Такое изменение функций продиктовано состоянием рынка труда, эволюцией экономики и бизнеса. Все больше руководителей понимает, что отношение к персоналу надо менять. Топ-менеджмент теперь рассматривает персонал как важнейший ресурс бизнеса, инвестиции в развитие которого не только оправданны, но и жизненно необходимы для компании.
Действительно, заработная плата поднимается, причем гораздо быстрее, чем производительность труда. Квалифицированные кадры и менеджеры высшего звена с легкостью, которая была бы удивительна при мировоззрении прежних лет, меняют места работы. Молодежь как на подбор хочет иметь все и сразу и практически не замечает востребованные, но непрестижные профессии. Ценность персонала увеличивается, и одновременно выросли связанные с наймом персонала требования законодательства к работодателю, штрафные санкции, финансовые и налоговые риски. А следовательно, иными становятся требования к HR-менеджменту и мера ответственности. Владелец или руководитель бизнеса хочет иметь в своем распоряжении сплоченную и работоспособную команду единомышленников, заинтересованных в конечном результате труда и ощущающих свою причастность к предприятию. Причем команда эта нужна, как говорится, еще вчера.
Когда необходима служба по персоналу
Сделаем предварительный вывод, что служба по управлению персоналом нужна:
- если компания амбициозна и ставит перед собой цели развития, захвата доли рынка, создания высокотехнологичного производства;
- на этапах создания и активного роста компании;
- на стадии реформирования компании;
- предприятиям, переживающим кризис;
- предприятиям, на которых производственный процесс требует сотрудничества высококвалифицированных специалистов, имеющих большую ценность на рынке труда;
- компаниям, в которых производственный процесс требует соблюдения коммерческой или промышленной тайны;
- в крупных компаниях со сложной структурой подчиненности (холдинги), имеющих развитую систему бизнес-процессов;
- в компаниях, заинтересованных в структурировании, аккумулировании и полноценной передаче новым сотрудникам накопленного опыта.
На первый взгляд, в данный список можно включить любую компанию, однако это не так. Поставим обратную задачу: какое предприятие или компания может обойтись без собственной службы по управлению персоналом? Первое, что приходит в голову, - компания должна быть небольшой. Но насколько небольшой? Четкие количественные рамки здесь определить достаточно сложно, но основную роль играют потребности компании, перспективы ее развития, специфика производства и сегмента рынка. Итак, это должна быть небольшая, стабильная организация (без перспектив роста, со стабильным спросом на продукцию). Технологический процесс на таком предприятии, скорее всего, несложен, высоких требований к квалификации персонала нет. Новые сотрудники будут легко заменять уходящих, при этом большой текучести кадров быть не должно. Сотрудники не должны активно интересоваться своим карьерным, профессиональным ростом, как, впрочем, и ростом материальной компенсации за свой труд. Отметим, что в компаниях такого уровня, как правило, огромную роль играет личность руководителя или собственника. Кстати, в последнем случае вопрос о создании в компании нового отдела решается просто: как только директору надоедает самому работать менеджером по персоналу, приглашается специалист-кадровик.
Конечно, к этой проблеме можно подойти упрощенно. Рассчитываем количество рабочего времени, необходимое для оформления трудовых отношений с имеющимися или предполагаемыми исходя из планов развития компании) работниками и получаем искомое число сотрудников отдела кадров. Если это число меньше единицы, поручаем кадровый документооборот секретарю или бухгалтеру, в зависимости от их загруженности. Если больше одного, но меньше двух, приглашаем менеджера по персоналу. Ну а если больше двух, впору думать о создании отдела кадров.
Существуют старые, еще советских времен нормативы на оформление видов кадровой документации. Имеется и новый опыт работы кадрового аппарата. Здесь можно сослаться на Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденные Постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 N 78, а также на Постановление Минтруда РФ от 26.03.2002 N 23 "Об утверждении Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти". При первом приближении проблема решается так:
- в компаниях с численностью работников до 20 человек подбор персонала осуществляется руководством организации (возможно, с привлечением внешних кадровых агентств), а ведение кадрового делопроизводства - секретарем или бухгалтером;
- при численности работников от 20 до 50 выделяется отдельная штатная единица (инспектор, специалист, менеджер по кадрам);
- при количестве работников свыше 50 человек формируется отдел кадров.
Однако эти нормы не учитывают, с одной стороны, изменения законодательства, касающиеся объема работы по документированию трудовых отношений, а с другой стороны, появление программ для ведения и документирования учета персонала. Существуют примеры, когда в компаниях численностью до 250 человек кадровой документацией занимается один человек. Это возможно при высоком уровне автоматизации, хорошо проработанной системе внутренних локальных актов и, что самое важное, низкой текучести кадров. Естественно, у такого менеджера не будет времени ни на подбор персонала (этим занимаются руководители линейных подразделений), ни на адаптацию, аттестацию и мотивацию персонала (как правило, в таком случае этим вообще никто не занимается).
Другие способы управления персоналом
Нельзя не остановиться на возможности передачи некоторых функций управления персоналом на аутсорсинг - иногда это позволяет довольно долго обходиться без собственной службы управления персоналом. Так, давно отработана передача функции подбора персонала. В настоящее время появляется все больше предложений по аутсорсингу кадрового учета, построению схемы внутренних коммуникаций, имиджа компании, организации и проведению внутренних мероприятий. Различные кадровые, консалтинговые и эвент-агентства с радостью предложат широкий перечень услуг. Но даже в этом случае в компании должен быть человек, курирующий всю работу по управлению персоналом, умеющий видеть потребности и состояние предприятия.
Документационное обеспечение
Уже было отмечено, что объем работы по документированию трудовых отношений достаточно велик. Вряд ли сейчас кого - то нужно убеждать в необходимости правильного и полного составления локальных актов организации и оформления другой кадровой документации. Пренебрежение этой стороной управления, желание сэкономить на дополнительном сотруднике отдела кадров или необходимой программе по учету персонала могут повлечь серьезные юридические и финансовые потери.
Во-первых, это могут быть прямые потери организации от исков работников, а также штрафы проверяющих органов. Компания, не уделяющая внимания правильному оформлению документации, имеет меньше шансов отстоять свои позиции в суде. Во-вторых, оформление документации, связанной с начислением заработной платы работников, напрямую связано с начислением налогооблагаемой базы предприятия. Чем больше нарушений в кадровом учете, тем больше претензий может быть у налогового инспектора, проверяющего компанию. А самое главное - небрежное ведение дел отделом кадров снижает мотивацию остальных сотрудников и может привести к конфликтам и потере ценных работников.
Вне зависимости от количества сотрудников отдела кадров существует достаточно большой перечень кадровой документации, которая обязательно должна иметься в организации. Для удобства мы представили его в виде таблицы.
Наименование документа |
Основание | Обязательность | Форма и требования к составлению |
Внутренние локальные нормативно-правовые акты организации | |||
Положение о защите персональных данных |
Статьи 85, 86, 87 ТК РФ |
Обязателен | Произвольная, права работника не должны ущемляться по сравнению с ТК РФ |
Правила внутреннего трудового распорядка |
Статьи 189, 190 ТК РФ |
Обязателен | Произвольная, права работника не должны ущемляться по сравнению с ТК РФ |
Инструкция по охране труда |
Статьи 212, 217 ТК РФ |
Обязателен | Произвольная, права работника не должны ущемляться по сравнению с ТК РФ |
Положение по органи- зации работ по охра- не труда |
Пункты 4.2, 5.7 ГОСТ* |
Обязателен | Произвольная |
Положение об оплате труда и материальном стимулировании |
Статья 135 ТК РФ | Обязателен в том случае, если в трудовых договорах (или в правилах внутреннего трудового распорядка) не расписана система оплаты труда и матери- ального стимулирования |
Произвольная |
Должностная инструк- ция |
Единый тарифно- квалификационный справочник |
Обязателен в том слу- чае, если должностная инструкция не включена в трудовой договор |
Произвольная |
Положение о струк- турном подразделении |
Нет | Необязателен | Произвольная |
Положение об охране коммерческой тайны |
Статья 57 ТК РФ | Обязателен, если в тру- довом договоре закреп- лена обязанность ра- ботника сохранять ком- мерческую тайну |
Произвольная |
Коллективный договор | Статья 22 ТК РФ | Обязателен, если есть соответствующее согла- шение между работодате- лем и работниками |
Произвольная |
Документы по учету кадров и рабочего времени | |||
Трудовой договор | Статьи 16, 56, 57 ТК РФ |
Обязателен | Произвольная, права работника не должны ущемляться по сравнению с ТК РФ |
Штатное расписание | Статьи 15, 57 ТК РФ |
Обязателен | Форма Т-3, согласно унифицированным формам** |
График отпусков | Статья 123 ТК РФ | Обязателен | Форма Т-7, согласно унифицированным формам** |
Личная карточка ра- ботника |
Нет | Обязателен | Форма Т-2, согласно унифицированным формам** |
Приказ по основной деятельности |
Нет | Обязателен | Произвольная, кроме общих требований к составлению документов |
Приказ по личному составу (прием, пе- ревод, предоставле- ние отпуска, направ- ление в команди- ровку, поощрение, увольнение) |
Статьи 68, 72 ТК РФ |
Обязателен | Формы Т-1, Т-5, Т-6, Т-9, Т-11, Т-8, согласно унифицированным формам** |
Приказ о привлечении работников к сверх- урочной работе |
Статья 99 ТК РФ | Обязателен, если работники привлекаются к сверхурочной работе или работе в выходные дни |
Произвольная, кроме общих требова- ний к составлению документов |
Письменное согласие работника на выпол- нение сверхурочной работы, работы в вы- ходные и праздничные дни |
Статья 99 ТК РФ | Обязателен, если работ- ники привлекаются к сверхурочной работе или работе в выходные дни |
Произвольная |
Табель учета рабоче- го времени |
Статья 91 ТК РФ | Обязателен | Формы Т-12 и Т-13, согласно унифи- цированным формам** |
Перечень должностей работников с ненор- мированным рабочим днем |
Статья 101 ТК РФ | Обязателен, если в организации есть такая категория работников |
Произвольная |
График сменности | Статья 103 ТК РФ | Обязателен, если в организации есть персонал, работающий по сменному графику |
Произвольная |
Договор о коллектив- ной материальной от- ветственности |
Статья 245 ТК РФ | Обязателен, если в ор- ганизации ведутся рабо- ты в соответствии с Пе- речнем работ, при вы- полнении которых может вводиться полная кол- лективная (бригадная) материальная ответст- венность |
Типовая форма, установленная в приложении 4 к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 |
Договор о полной индивидуальной ма- териальной ответст- венности |
Статьи 243, 244 ТК РФ |
Обязателен, если есть материально ответствен- ные сотрудники |
Типовая форма, установленная в приложении 2 к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 |
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним |
Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудо- вых книжек" |
Обязателен | Типовая форма, установленная в приложении 3 к Постановлению Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, должны быть соблюдены требования по оформлению (документ надо пронумеровать, прошить, опечатать) |
Журнал учета меро- приятий по контролю проверяющими органа- ми |
Пункт 5 ст. 9 Фе- дерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индиви- дуальных предпри- нимателей при проведении госу- дарственного кон- троля (надзора)" |
Обязателен | Произвольная, должны быть соблюдены требования по оформлению (документ надо пронумеровать, прошить, опечатать) |
Журнал регистрации учета прохождения инструктажа по охране труда |
Статьи 212, 217 ТК РФ |
Обязателен | Согласно формам, рекомендуемым в приложениях 4 и 6 к ГОСТ***, должны быть соблюдены требования по оформлению (документ надо пронумеровать, прошить, опечатать) |
Журнал регистрации ознакомления работ- ников с внутренними локальными актами |
Статья 68 ТК РФ | Не обязателен в том случае если факт озна- комления можно подтвер- дить другим документом |
Согласно установленным образцам, должны быть соблюдены требования по оформлению (документ надо пронумеровать, прошить, опечатать) |
Журнал регистрации приказов по личному составу |
Нет | Не обязателен | Произвольная, должны быть соблюдены требования по оформлению (документ надо пронумеровать, прошить, опечатать) |
Журнал регистрации трудовых договоров |
Нет | Не обязателен | Произвольная, должны быть соблюдены требования по оформлению (документ надо пронумеровать, прошить, опечатать) |
* ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организациях". ** Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". *** ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения". |
А.А. Шахбазов,
эксперт журнала "Отдел кадров"
"Отдел кадров", N 1, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)