Коллективные трудовые споры в бюджетных учреждениях и учреждениях, в
которых забастовка запрещена законом
Рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров посвящена гл. 61 ТК РФ. В частности, установлены порядок выдвижения требований работников, правила проведения примирительных процедур, гарантии участвующим в разрешении коллективного трудового спора и т.д. В качестве одного из способов разрешения коллективного трудового спора названа забастовка (ст. 409-414 ТК РФ). Однако ст. 413 ТК РФ содержит положение, согласно которому право на забастовку может быть ограничено федеральными законами.
Как решить коллективный трудовой спор работникам организации, которым в силу законодательства запрещены забастовки? Куда могут обратиться работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, при возникновении коллективного трудового спора? Урегулирование этих вопросов нашло отражение в рассмотренном ниже Приказе Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2008 N 230н*(1) (далее - Приказ N 230н).
Положения законодательства, регулирующие разрешение коллективного
трудового спора
Вначале необходимо проанализировать действующие положения законодательства.
Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).
При рассмотрении коллективных трудовых споров следует учитывать положения ст. 23 и 24 ТК РФ, в которых используется такое понятие, как социальное партнерство в сфере труда, представляющее собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями, направленную на согласование интересов сторон по вопросам регулирования трудовых отношений. Основными принципами социального партнерства являются равноправие, уважение и учет интересов сторон, соблюдение ими трудового законодательства, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, обязанность выполнения коллективных договоров, соглашений и др.
Порядок разрешения коллективных трудовых споров установлен ст. 401-404 ТК РФ. Примирительные процедуры могут осуществляться в несколько этапов, причем ни одна из сторон не имеет права уклониться от участия в них. Первый этап - создание и работа примирительной комиссии - обязателен. Если результат не достигнут на данном этапе, переходят к следующему - либо рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника, либо создание трудового арбитража.
Если примирительные процедуры не привели к урегулированию спора либо работодатель уклоняется от участия в них, не выполняет достигнутое соглашение или не исполняет решение трудового арбитража, то работники имеют право приступить к организации забастовки (ст. 409 ТК РФ). Однако согласно ст. 413 ТК РФ забастовки считаются незаконными и не допускаются:
- в период введения военного или чрезвычайного положения;
- в организациях, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства, а также с обеспечением жизнедеятельности населения;
- если указанное право ограничено федеральными законами*(2).
Новый порядок разрешения трудовых споров
Приказ N 230н призван помочь в решении коллективных трудовых споров организациям, финансируемым из федерального бюджета, а также трудовым коллективам, которые в силу законодательства не имеют права проводить забастовки. Данная государственная услуга может быть предоставлена:
- общероссийским профсоюзам (их объединениям) и общероссийским объединениям работодателей;
- работникам (их представителям) и работодателям (их представителям) организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Для получения государственной услуги необходимы следующие документы:
- заявление-анкета;
- документы о наделении полномочиями представителей сторон, о направлении работниками требований соответствующим сторонам, реквизиты другой стороны спора (наименование, место расположения, почтовый адрес, телефон для справок и т.д.), о дате начала коллективного спора, о причинах и предмете неурегулированных разногласий и содержащие иную информацию.
Основания отказа в получении государственной услуги могут быть следующими:
- организация не является финансируемой из федерального бюджета;
- документы не представлены или оформлены ненадлежащим образом;
- коллективный трудовой спор может быть разрешен путем забастовки;
- разногласия, составляющие основу коллективного трудового спора, не соответствуют представленным документам.
В соответствии с п. 2 регламента, утвержденного Приказом N 230н, государственная услуга предоставляется Рострудом и его территориальными органами.
Работник органа, предоставляющего данную государственную услугу, осуществляет следующее.
1. При рассмотрении коллективного трудового спора он:
- оказывает методическую помощь сторонам спора;
- разъясняет применение норм законодательства РФ;
- разъясняет порядок и сроки создания примирительной комиссии;
- участвует в организации в установленном порядке финансирования примирительных процедур.
2. На этапе рассмотрения спора с участием посредника кроме перечисленных выше услуг он:
- осуществляет подготовку предложений по урегулированию коллективного трудового спора;
- предоставляет сведения о кандидатурах посредников на основании списка лиц, предлагаемых в качестве посредников.
Если не достигнуто согласие и с участием посредника, стороны приступают к переговорам о создании трудового арбитража.
3. При участии в трудовом арбитраже он оказывает те же услуги, что и на этапе работы примирительной комиссии, а также разъясняет:
- понятие трудового арбитража, его функции, условия и сроки создания;
- порядок исполнения решения трудового арбитража.
Достигнутое в результате урегулирования коллективного трудового спора на любом из этапов соглашение сторон оформляется письменно и имеет обязательную силу для каждой из них.
Государственная услуга урегулирования коллективного трудового спора предоставляется бесплатно. Получатели имеют право неоднократно обращаться за данной услугой.
В заключение отметим, что Приказ N 230н предназначен для обеспечения помощи в разрешении коллективных трудовых споров. Специалисты Роструда призваны помочь сформулировать требования работников, объяснить права и обязанности работников и работодателей, порядок проведения необходимых процедур, предложить сторонам коллективного трудового спора варианты его урегулирования и в целом способствовать соглашению сторон.
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера:
оплата труда в бюджетном учреждении"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 2, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2008 N 230н "Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена."
*(2) Федеральные законы от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях," от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 17.12.1994 N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи", от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"