Проблемы типового внедрения ERP-систем
в представительствах зарубежных компаний
Задача повышения конкурентоспособности отечественных компаний-представительств или дочерних подразделений западных компаний-учредителей на внутреннем и внешних рынках, актуальность которой связана с выходом на российский рынок большого числа западных компаний, требует либерализации учетной политики предприятий, эффективного применения новых информационных технологий с целью повышения эффективности работы предприятий.
В последнее время на российском рынке зафиксирован повышенный спрос на внедрение ERP-систем. В связи с этим, проблемы повышения эффективности процесса внедрения ERP-систем являются весьма актуальными.
Внедрение ERP-систем является очень дорогостоящим, ресурсоемким процессом, отвлекающим управленческий персонал предприятий от основной деятельности на довольно продолжительное время. В виду этого, а также ряда других факторов, таких как: различность вида деятельности, размер предприятия, не фиксировано-стандартный срок внедрения, каждый проект превращается в уникальное внедрение, что, по сути, является эквивалентом высокой затратности данного процесса. Из этого вытекает потребность в поиске механизмов снижения этих затрат.
Нивелировать перечисленные негативные и осложняющие процесс внедрения факторы может типизация процесса внедрения.
В связи с этим возникает потребность выявить соотношение типовых и уникальных процедур проекта внедрения на каждом этапе жизненного цикла системы.
Если весь проект внедрения (Roll-out) можно условно разделить на 7 частей:
1. Kick-off, иначе Презентация типового решения
2. Gap-analysis, т.е. проведение сравнительного анализа
3. Подготовка тестовой системы
4. Тестирование (опытная эксплуатация)
5. Обучение
6. Продуктивный старт (ввод в промышленную эксплуатацию)
7. Сопровождение
то за рамками остаются 2 наиболее значимые части, а именно: презентация российской специфики и анкетирование управленческого персонала компании. Последнее предполагает проведение полномасштабного опроса ответственных представителей заказчика относительно различных аспектов ведения бизнеса.
В реальности все эти стадии сохраняют данный порядок, другой вопрос, сколько времени занимает каждая из них.
Опыт работы на проектах внедрения ERP-систем показывает, что две "упущенные" стадии могут существенно сократить срок внедрения.
Во-первых, если мы говорим о тиражировании типовых проектов, иначе о Roll-out, то наиболее важным моментом является информированность западных коллег о российской специфике. Особое значение в этой связи приобретают вопросы финансовой части управления предприятием, в виду наибольшей разницы подходов.
В связи с этим, целесообразней всего подготовить презентацию, освещающую основные моменты, и провести ее необходимо еще до начала первой стадии, т.е. презентации типового решения.
Во-вторых, необходимо провести анкетирование до стадии сравнительного анализа. Анкетирование должно проводиться в разрезе каждого внедряемого модуля. Ответы должны исходит от руководителей подразделений, что будет гарантировать полноту информации. Анкеты должны охватывать каждый бизнес-процесс предприятия и детализироваться вплоть до каждой бизнес-операции, например, если говорить о Финансах, то необходимо разобрать опросники по каждому участку учета: Основные Средства (классы, амортизацию, лизинг и т.д.), НДС (ставки, счета учета, удерживаемый/возвратный) и т.д., Банки (реквизиты, формат выписок, п/п) и т.д. И так по каждой операции. По сути, это сокращенное описание схемы бизнес-процессов предприятия. В виду того, что анкеты разрабатываются западной командой внедренцев без учета страновых особенностей, вопросы потребуют уточнения, поэтому важно проводить обсуждение очно, в форме интервью.
Данные рекомендации ориентированы на широкое практическое использование в России дочерними предприятиями западных компаний-учредителей и помогут оперативно выявить различия между международными стандартами бизнес-процессов и внутрироссийскими.
О. Хвоичкина
"Управление персоналом", N 16, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.