Договоры, обеспечивающие использование технологической
инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка
Закон об электроэнергетике*(1) предусматривает заключение соглашений о порядке взаимодействия между системным оператором и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также между системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - организации коммерческой инфраструктуры) при выполнении указанными лицами своих функций (п. 4, 5 ст. 34). Такие соглашения способствуют надежному функционированию технологической инфраструктуры электроэнергетики при ее использовании субъектами оптового рынка, а также обеспечивают выполнение своих функций системным оператором (ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"), организациями коммерческой инфраструктуры (совет рынка, коммерческий оператор оптового рынка, иные организации в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка*(2)) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - организация по управлению ЕНЭС) (ОАО "ФСК ЕЭС"). В настоящее время вопросы, связанные с заключением указанных соглашений, регулируют лишь нормы п. 4 и 5 ст. 34 Закона об электроэнергетике*(3).
Соглашения между системным оператором, организацией по управлению ЕНЭС и организациями коммерческой инфраструктуры могут заключаться лишь по окончании переходного периода реформирования электроэнергетики, т.е., согласно ст. 4 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"*(4), после 1 июля 2008 г.
Системный оператор обеспечивает соблюдение установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы (ЕЭС) России и качества электрической энергии (п. 1 ст. 14 Закона об электроэнергетике). Кроме того, он управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и выдает субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательные для исполнения оперативно-диспетчерские команды и распоряжения. Системный оператор участвует в прогнозировании объема производства и потребления в сфере электроэнергетики, а также в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей. Осуществляет он и иные функции, связанные с оперативно-диспетчерским управлением (ОДУ) технологическими режимами объектов электроэнергетики.
В числе основных функций организации по управлению ЕНЭС - оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ЕНЭС), развитие и строительство объектов ЕНЭС (ст. 9, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 14 Закона об электроэнергетике).
Предметом соглашения о порядке взаимодействия между системным оператором и организацией по управлению ЕНЭС являются оказываемые данными субъектами услуги, касающиеся оперативно-диспетчерского управления со стороны системного оператора объектами электросетевого хозяйства, входящими в ЕНЭС и принадлежащими организации по управлению ЕНЭС или находящимися у нее в пользовании на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. Оперативно-диспетчерское управление осуществляется путем оперативно-диспетчерских команд и распоряжений, передаваемых системным оператором организации по управлению ЕНЭС. Их совместные действия направлены на исполнение обязательств, касающихся передачи субъектам оптового рынка электрической энергии и технологического присоединения к электрическим сетям, отнесенным к ЕНЭС, а также оказания услуг по договорам об оперативно-диспетчерском управлении в электроэнергетике субъектам оптового рынка электрической энергии. Кроме того, организация по управлению ЕНЭС совместно с системным оператором разрабатывает схемы и программы развития ЕНЭС на долгосрочный период.
Большое значение имеет вопрос о цене соглашения, касающегося порядка взаимодействия организации по управлению ЕНЭС и системного оператора при осуществлении ими своих функций. Действия, направленные на передачу электрической энергии, а также услуги, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, относятся к числу естественно-монопольных видов деятельности. Соответственно они подпадают под государственное ценовое регулирование (см. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(5)).
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, а также на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению (п. 5.3.1.4 и 5.3.1.5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332*(6)).
В пункте 5 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных приказом ФСТ РФ от 24 августа 2004 г. N 45-э/4*(7), предусматривается, что тарифы на такие услуги по общему правилу рассчитываются исходя из необходимости компенсировать субъекту оперативно-диспетчерского управления расходы, связанные с оказанием услуг, и обеспечить экономически обоснованную прибыль.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые организацией по управлению ЕНЭС, рассчитываются исходя из объема необходимой валовой выручки такой организации, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль. Если организация по управлению ЕНЭС осуществляет кроме регулируемой и иные виды деятельности, то расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые организацией по управлению ЕНЭС (п. 6, 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом ФСТ РФ от 21 марта 2006 г. N 56-э/1*(8)). Аналогичное правило о порядке расчета тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС содержится в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109*(9).
Согласно с п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике, помимо ценового регулирования в условиях естественной монополии, подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. Приказом ФСТ РФ от 15 февраля 2005 г. N 22-э/5 были утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям*(10).
В отношении услуг, оказываемых организацией по управлению ЕНЭС и системным оператором и связанных с передачей электрической энергии по ЕНЭС, оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике и технологическим присоединением к электрическим сетям, относящимся к ЕНЭС, осуществляется государственное регулирование цен. Стороны соглашения о взаимодействии оказывают перечисленные услуги субъектам оптового рынка электрической энергии на основании заключаемых ими с соответствующими субъектами электроэнергетики договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, договоров об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и технологическому присоединению к электрическим сетям, отнесенным к ЕНЭС. Организация по управлению ЕНЭС и системный оператор получают определенное вознаграждение за совершение указанных действий от субъектов электроэнергетики, которым такие услуги оказываются, в пределах установленного ФСТ РФ тарифа на эти услуги.
Поскольку услуги, которые будут оказываться организацией по управлению ЕНЭС и системным оператором друг другу в рамках соглашения о взаимодействии, связаны с оказанием услуг субъектам оптового рынка электрической энергии при использовании последними объектов технологической инфраструктуры электроэнергетики, затраты организации по управлению ЕНЭС и системного оператора должны быть включены в тариф, устанавливаемый ФСТ РФ в отношении оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оперативно-диспетчерскому управлению и технологическому присоединению к ЕНЭС. Если организация по управлению ЕНЭС и системный оператор будут осуществлять иную какую-либо совместную деятельность, то в соглашении о порядке их взаимодействия ими может быть определена стоимость оказания таких услуг.
До принятия названного Федерального закона от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ предусматривалось заключение соглашения о порядке и сфере взаимодействия между системным оператором и НП "АТС". Соответствующие отношения были урегулированы в Законе об электроэнергетике (п. 3 ст. 33) и конкретизировались в заключаемых на практике договорах о присоединении к торговой системе оптового рынка. Согласно изменениям, внесенным в Закон об электроэнергетике, после 1 июля 2008 г. предполагается заключение договоров между системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры (п. 5 ст. 34 Закона об электроэнергетике).
Содержание соглашений, которые будут заключаться после 1 июля 2008 г. между советом рынка и системным оператором, между коммерческим оператором оптового рынка и системным оператором, а также (в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка) между системным оператором и иными организациями, можно определить исходя из положений действовавшей до 10 ноября 2007 г. редакции п. 3 ст. 33 Закона об электроэнергетике и применяемой на практике стандартной формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка*(11). Так, НП "АТС", осуществляя свои функции, взаимодействует с системным оператором и осуществляет контроль за его действиями в соответствии с правилами оптового рынка*(12). К непосредственным функциям НП "АТС" относится предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией. После 1 апреля 2008 г. функции НП "АТС" должны были быть распределены между организациями коммерческой инфраструктуры в соответствии с п. 3 ст. 33 Закона об электроэнергетике, но, как ранее упоминалось, такие организации до настоящего времени не учреждены.
Согласно подп. "з" п. 35 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643*(13), в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка должен быть, в частности, установлен порядок взаимодействия НП "АТС" и системного оператора при выполнении процедур конкурентного отбора ценовых заявок, определении равновесных цен на электрическую энергию и т.д. В договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии должна быть также урегулирована процедура изменения технологических режимов работы объектов электроэнергетики, а также порядок взаимодействия НП "АТС" и системного оператора при обеспечении запланированных технологических режимов*(14) (подп. "к" п. 35 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода).
Рассмотрим предмет соглашений между системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры, как они должны взаимодействовать при осуществлении своих функций. Системный оператор при взаимодействии с организациями коммерческой инфраструктуры должен осуществлять комплекс технических мероприятий по отнесению и согласованию групп точек поставки участников оптового рынка к узлам расчетной модели и совместно с организациями коммерческой инфраструктуры присваивать группе точек поставки заявителя идентификационный код. Кроме того, системный оператор должен сохранять действующую расчетную модель и все вносимые в неё изменения, предоставлять необходимые данные в соответствующие организации коммерческой инфраструктуры и др. В свою очередь, организации коммерческой инфраструктуры, осуществляя свои функции, прогнозируют объем производства и потребления электрической энергии, поддерживают установленные техническими регламентами параметры качества электрической энергии, устойчивости и надежности энергоснабжения, собирают информацию о фактическом производстве и потреблении электрической энергии на оптовом рынке и др. Итак, в предмет рассматриваемых соглашений могут быть включены действия сторон, необходимые для принятия решения о допуске соответствующего лица к участию в торговой системе оптового рынка электрической энергии.
Условие об определении цены соглашения о взаимодействии между организациями коммерческой инфраструктуры и системным оператором обладает той же спецификой, что и условие о цене соглашения о взаимодействии между организацией по управлению ЕНЭС и системным оператором. Единственная особенность состоит в том, что согласно подп. "5" п. 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 26 февраля 2004 г. N 109*(15), ФСТ РФ устанавливает тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности). Стоимость услуг, оказываемых системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры при взаимодействии указанных субъектов электроэнергетики, должна быть заложена в тариф как системного оператора, так и данных организаций. Соответственно стоимость услуг, оказываемых организациями коммерческой инфраструктуры и системным оператором при взаимодействии и связанных с организацией функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии, не подлежит договорному регулированию. Если организации коммерческой инфраструктуры, помимо указанных, будут предоставлять системному оператору и иные виды услуг, то системный оператор и организации коммерческой инфраструктуры смогут самостоятельно определить их стоимость. Объясняется это тем, что цена такого рода услуг не закладывается в устанавливаемый ФСТ РФ тариф согласно п. 7 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных приказом ФСТ РФ от 24 августа 2004 г. N 43-э/2*(16).
Особое значение приобретает вопрос о правовом характере соглашений, касающихся порядка взаимодействия системного оператора и организаций коммерческой инфраструктуры, а также организации по управлению ЕНЭС при осуществлении ими своих функций.
Действующее гражданское законодательство не знает иной формы договора о взаимодействии (совместной деятельности) без образования юридического лица, кроме договора о простом товариществе в той или иной форме. Согласно п. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Заключаемые организацией по управлению ЕНЭС, системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры соглашения о взаимодействии во многом отвечают признакам договора простого товарищества. Тем не менее, такие соглашения имеют особенности по сравнению с традиционно заключаемым договором простого товарищества.
Основной целью деятельности организации по управлению ЕНЭС, системного оператора, коммерческого оператора оптового рынка (п. 7 ст. 33 Закона об электроэнергетике) является извлечение прибыли. Соглашение о взаимодействии должно способствовать выполнению ими своих функций, которые непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно п. 2 ст. 1041 ГК РФ сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Соответственно соглашение о взаимодействии между системным оператором и советом рынка, являющегося некоммерческой организацией (п. 1 ст. 33 Закона об электроэнергетике), не может быть признано договором простого товарищества.
Профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловую репутацию и деловые связи организации по управлению ЕНЭС, системного оператора и коммерческого оператора оптового рынка можно было бы признать вкладом в общее имущество, однако указанные лица, заключая такие соглашения, не преследуют цели объединить вклады в общее имущество простого товарищества и не собираются вести совместную деятельность путем использования указанных благ*(17).
Субъектами хозяйственной деятельности заключаются договоры о совместной деятельности, которая значительно отличается от совместной деятельности в рамках договоров простого товарищества в общепринятом понимании*(18).
Представляется, что соглашения, заключаемые организацией по управлению ЕНЭС и системным оператором, а также системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры о порядке взаимодействия при осуществлении указанными лицами своих функций, имеют консенсуальный, двусторонний, взаимный характер и могут содержать элементы договора в пользу третьего лица. Консенсуальный характер данных соглашений проявляется в том, что они вступают в силу с момента достижения сторонами согласия относительно всех существенных условий.
Важным представляется вопрос о том, являются ли данные договоры возмездными. На практике существует возможность определить цену рассматриваемых соглашений в соответствии с установленными ФСТ РФ тарифами на соответствующие услуги (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Кроме того, стороны получают вознаграждение согласно заключаемым ими соответствующим договорам с иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии. Между тем возмездным следует признавать лишь тот договор, по которому сторона получает определенную компенсацию за полученное контрагентом встречное удовлетворение*(19). Однако по рассматриваемым договорам стороны получают соответствующее вознаграждение не от контрагента, а от третьего лица, не являющегося стороной договора.
Когда стороны не получают друг от друга вознаграждения за осуществление деятельности, связанной с исполнением договорного обязательства, но получают его в соответствии с заключенными ими договорами за оперативно-диспетчерское управление и другие услуги, такие договоры следует признать безвозмездными. Если услуги, оказываемые сторонами по рассматриваемым соглашениям, не подлежат государственному регулированию, то стороны имеют право самостоятельно определить цену оказываемых услуг и получают вознаграждение за совершение соответствующих действий от своего контрагента. Такие соглашения являются возмездными.
Анализ условий договоров о порядке осуществления оперативно-диспетчерского управления, оказания услуг по передаче электрической энергии позволяет прийти к выводу о том, что при выполнении обязанностей по таким соглашениям участником договорного обязательства становится третье лицо, в пользу которого осуществляется исполнение (ст. 430 ГК РФ). Причем третье лицо приобретает право требовать надлежащего исполнения обязанности, лежащей на должнике по соответствующему обязательству в пользу третьего лица.
Итак, рассмотренные соглашения содержат в себе признаки договоров о совместной деятельности без образования простого товарищества, связанных с оказанием возмездных услуг, а также договоров в пользу третьих лиц, т. е. они являются смешанными договорами в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ.
Согласно п. 4 и 5 ст. 34 Закона об электроэнергетике в подписании соглашений о порядке взаимодействия между системным оператором, организацией по управлению ЕНЭС, а также организациями коммерческой инфраструктуры участвует уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Этот орган исполнительной власти не может являться стороной договоров, т.е. нет оснований признавать эти соглашения многосторонними. Факт участия федерального органа исполнительной власти в подписании соглашений может означать следующее. Во-первых, федеральный орган исполнительной власти может осуществлять правовой анализ условий этих соглашений, и его участие в подписании может свидетельствовать о его согласии с содержанием договоров. При этом исключается как договорная, так и деликтная ответственность Российской Федерации за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств перед третьими лицами. Во-вторых, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, подписав (удостоверив) данный договор, тем самым возлагает на Российскую Федерацию обязательство поручительства за достоверность содержащихся в договоре данных. В таком случае Российская Федерация при необходимости будет выступать субсидиарным должником по обязательствам организации по управлению ЕНЭС, системного оператора и организаций коммерческой инфраструктуры перед третьими лицами.
Соглашения о порядке взаимодействия, заключаемые между организацией по управлению ЕНЭС и системным оператором и между системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры при выполнении данными субъектами электроэнергетики своих функций, имеют сугубо организационный характер. Они обеспечивают осуществление организацией по управлению ЕНЭС, системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры своих функций в рамках оптового рынка электрической энергии. Эти соглашения не будут непосредственно связаны с осуществлением оперативно-диспетчерского управления, оказанием услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов, входящих в ЕНЭС, а также присвоением статуса субъекта оптового рынка. Указанные действия будут осуществляться на основании соответствующих договоров с субъектами электроэнергетики. Большая часть функций, возложенных на этих субъектов оптового рынка, не может быть реализована ими самостоятельно. Для этого необходимо участие других субъектов оптового рынка электрической энергии. Соглашения о порядке взаимодействия будут иметь длящийся характер и применяться к отношениям сторон не единожды, поэтому они должны обслуживать исполнение обязательств организации по управлению ЕНЭС, системного оператора и организаций коммерческой инфраструктуры по заключенным ими договорам в рамках оптового рынка электрической энергии. Учитывая существующий ныне характер взаимодействия системного оператора и НП "АТС", соглашения о взаимодействии будут иметь, видимо, имущественный характер. Исходя из содержания данных соглашений будут определяться условия договоров, которые субъекты электроэнергетики будут заключать с организацией по управлению ЕНЭС, системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры. Кроме того, данные соглашения будут во многом иметь бланкетный характер, поскольку в них должны содержаться ссылки на заключаемые имущественные договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, технологическому присоединению, передаче электрической энергии и договоры присоединения к торговой системе оптового рынка.
Е.О. Крассов,
ведущий специалист департамента корпоративного управления
ОАО "ФСК ЕЭС"
"Законодательство", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями) // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (4.1). Ст. 37; 2006. N 52 (ч.1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5427.
*(2) В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" (СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5427) до 1 апреля 2008 г. положения Закона об электроэнергетике о совете рынка, об организациях, исполняющих функции коммерческой инфраструктуры, и о коммерческом операторе распространялись на организацию, предоставляющую услуги по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии (мощности) на день вступления в силу указанного Федерального закона. До указанной даты организация торговли на оптовом рынке электрической энергии (мощности) осуществлялась администратором торговой системы оптового рынка (некоммерческим партнерством "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (НП "АТС")). В связи с тем что организации коммерческой инфраструктуры, в том числе коммерческий оператор, и совет рынка до настоящего времени учреждены не были, полагаем, что нормы Закона об электроэнергетике об этих организациях должны применяться к НП "АТС" до момента создания соответствующих организаций. В противном случае некому будет обеспечивать функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка и осуществлять иные функции, связанные с координацией деятельности субъектов электроэнергетики в рамках оптового рынка электрической энергии.
*(3) Приведем текст п. 4 и 5 ст. 34 Закона об электроэнергетике: "4. Взаимодействие системного оператора и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью при выполнении ими своих функций осуществляется на основании заключаемого ими соглашения, в подписании которого участвует уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. 5. Взаимодействие системного оператора и организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка при выполнении ими своих функций осуществляется на основании заключаемого ими соглашения, в подписании которого участвует уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти". Статья 34 данного Федерального закона вступила в силу 1 июля 2008 г.
*(4) СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178.
*(5) СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 168; N 13. Ст. 1181; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 1. Ст. 10; N 19. Ст. 2063; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21.
*(6) СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049; 2006. N 3. Ст. 301; N 23. Ст. 2522; N 48. Ст. 5032; N 50. Ст. 5354; 2007. N 16. Ст. 1912; N 25. Ст. 3039; N 32. Ст. 4145.
*(7) БНА. 2004. N 40; 2005. N 25.
*(8) БНА. 2006. N 18; 2007. N 14.
*(9) СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 791; 2005. N 1 (ч. 2). Ст. 130; N 43. Ст. 4401; N 47. Ст. 4930; N 51. Ст. 5526; 2006. N 23. Ст. 2522; N 36. Ст. 3835; N 37. Ст. 3876; 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 282; N 14. Ст. 1687; N 16. Ст. 1909.
*(10) БНА. 2005. N 15; 2006. N 9; 2007. N 4.
*(11) Стандартная форма договора о присоединении к торговой системе оптового рынка утверждена решением наблюдательного совета НП "АТС" (см. протокол заседания наблюдательного совета НП "АТС" от 14 июля 2006 г. N 96).
*(12) В соответствии с п. 9 Регламента оперативного диспетчерского управления электроэнергетическим режимом объектов управления ЕЭС России (Приложение N 9 к Стандартной форме договора о присоединении к торговой системе оптового рынка) НП "АТС" осуществляет контроль за деятельностью ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" согласно заключенному между данными лицами Соглашению о взаимодействии по контролю над системным оператором. После прекращения деятельности НП "АТС", видимо, все права и обязанности по Соглашению о взаимодействии по контролю над системным оператором будут либо переданы правопреемнику НП "АТС" (если оно будет, например, переименовано) или будет заключено новое аналогичное соглашение между системным оператором и советом рынка.
*(13) СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312; 2005. N 7. Ст. 560; N 8. Ст. 658; N 17. Ст. 1554; N 43. Ст. 4401; N 46. Ст. 4677; N 47. Ст. 4930; 2006. N 36. Ст. 3835; 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 282; N 16. Ст. 1909.
*(14) См. § 9 стандартной формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
*(15) С3 РФ. 2004. N 9. Ст. 791; 2005. N 1 (ч. 2). Ст. 130; N 43. Ст. 4401; N 47. Ст. 4930; N 51. Ст. 5526; 2006. N 23. Ст. 2522; N 36. Ст. 3835; N 37. Ст. 3876; 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 282; N 14. Ст. 1687; 2007. N 16. Ст. 1909.
*(16) БНА. 2004. N 39; 2006. N 50.
*(17) См.: Гордон М.В. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1960. С. 238.
*(18) См.: постановления ФАС Московского округа от 19 апреля 2006 г. N КА-А40/2925-06 по делу N А40-40765/05-2-272; от 27 декабря 2006 г., 11 января 2007 г. N КА-А40/12707-06-П по делу N А40-40765/05-2-272; постановление ФАС Северо-западного округа от 20 августа 2007 г. по делу N А52-260/2007.
*(19) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М., 2001. С. 384. См. также: Бару М.М. Понятие и содержание возмездности и безвозмездности в советском гражданском праве // Учен. зап. Харьковского юрид. ин-та. Харьков, 1959. Вып. 13. С. 48-49.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Каков правовой характер договоров о совместной деятельности между системным оператором и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также системным оператором и организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка? Имеется ли взаимосвязь между указанными соглашениями и иными договорами, заключаемыми субъектами оптового рынка электрической энергии? Автор поднимает актуальные вопросы осуществления совместной деятельности при использовании технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка электрической энергии.
Договоры, обеспечивающие использование технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка
Автор
Е.О. Крассов - ведущий специалист департамента корпоративного управления ОАО "ФСК ЕЭС"
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2008, N 7