Проблемы правового понимания "права на охрану здоровья"
и "здоровья" как объекта юридического анализа
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый (человек и гражданин) имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовое содержание рассматриваемого конституционного установления раскрывается в самом тексте Основного закона, а также в нормативных правовых актах, принятых в целях реализации указанных конституционных положений. Кроме того, конституционную основу данного права составляют международные правовые акты, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. В этом своем качестве положения указанных международно-правовых актов имеют статус, аналогичный статусу норм конституционного права.
Анализ различных источников в области медицины и здравоохранения, в том числе существующих международно-правовых документов, позволяет выделить несколько смежных понятий, используемых наиболее часто: "право на здоровье", "право на охрану здоровья", "право на защиту здоровья", "забота о здоровье", "право на медицинскую помощь", "право на наивысший достижимый уровень здоровья". В настоящий момент среди юристов, занимающихся данной тематикой, не существует единства мнений в отношении правомерности использования того или иного термина.
Для анализа юридического содержания права на охрану здоровья необходимо, прежде всего, рассмотреть различные подходы к определению понятия "здоровья" в различных отраслях научного знания, в том числе "здоровья" как юридической категории.
Безусловно, категория "здоровье" выступает и проявляется, прежде всего, как биомедицинское понятие, что находит отражение и в его развернутом медицинском определении: "здоровье - качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов естественной среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активной, в частности трудовой деятельности".
При этом в рамках медицинской науки и практики понятие "здоровье" трактовалось по разному: изначально господствовало так называемое "негативное" определение здоровья, при котором данное понятие весьма узко определялось как состояние организма человека, при котором отсутствуют какие-либо болезни. На международной конференции, проходившей под эгидой ООН в 1979 г., было предложено следующее определение: "здоровье - это когда человек не чувствует собственного тела".
Постепенно такой чисто медицинский подход к определению здоровья эволюционировал в медико-социальный, что нашло отражение в так называемом "абсолютном" определении здоровья, принятом в 1946 г. Уставом Всемирной организации здравоохранения, в преамбуле которого записано: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
В последние годы появилось еще более широкое понимание категории "здоровье". Понятие здоровья как характеристики состояния индивида постепенно переросло в характеристику состояния общества (общественных групп, нации, страны и т.д.) и превратилось в категорию общественного здравоохранения. Здравоохранение - система социально-экономических и медицинских мероприятий, а также социальных институтов, деятельность которых направлена на сохранение и повышение уровня здоровья населения.
Реализация права человека на охрану здоровья тесно связана с двумя социальными категориями: медициной и здравоохранением, из которых первая преимущественно ориентирована на здоровье индивидов, а вторая - на здоровье популяции. Таким образом, на уровне медицины термин "здоровье" употребляется применительно к состоянию отдельного человека (индивидуальное здоровье), а на уровне здравоохранения данное понятие используется для описания здоровья социальных групп: семьи, нации, общества.
Здоровье является основным условием полноценной жизни человека и поэтому представляет несомненный интерес как для индивида, так и для государства. В подтверждение этого очевидного тезиса право на охрану здоровья получило закрепление в многочисленных международно-правовых и национально-правовых документах, посвященных защите прав человека.
Всеобщая декларация прав человека традиционно рассматривается как один из первых международных документов, в котором право на охрану здоровья получило нормативное закрепление. Однако такой смысл анализируемой статьи усматривается только из ее толкования, так как буквальный текст формулировки "право на здоровье (на охрану здоровья)" не содержит. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи".
Термин "право на здоровье", как международно-правовая категория, впервые упоминается в Уставе Всемирной организации здравоохранения. В дальнейшем данное право нашло закрепление во многих основных документах универсального и регионального характера. Преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения, одобренного в 1948 г. на Международной конференции по здоровью в Нью-Йорке (США), гласит: "Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения" в отличие от Всеобщей декларации прав человека. Устав ВОЗ, являющийся по своей природе международным договором универсального характера, достаточно четко обозначил здоровье как право человека.
16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Пакт вступил в силу для государств-участников 3 января 1976 г.
Согласно ст. 11 Пакта участвующие в нем государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, а также на непрерывное улучшение условий жизни. Статья 12 Пакта раскрывает правовое содержание ст. 11 в части, касающейся права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Так, рассматриваемая норма Пакта предписывает участвующим в нем государствам признавать право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Государства-участники должны принимать меры для полного осуществления этого права, включая мероприятия, необходимые для обеспечения сокращения мертворождаемости, детской смертности, и здорового развития ребенка, улучшения всех аспектов гигиены, предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней, создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Как видно из текста анализируемой статьи, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах разграничивает право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь, а кроме того, трактует последнее шире, чем Конституция Российской Федерации. Последняя не говорит, к примеру, о необходимости достижения наивысшего уровня физического и психического здоровья нации и отдельного индивида. Таким образом, учитывая, что Российская Федерация является участником указанного Пакта, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечивать реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь в объеме не ниже установленного Пактом.
Определение права на охрану здоровья, принятое в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, является более узким, по сравнению с формулировкой ВОЗ: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья", вместе с тем, большая значимость Пакта, по сравнению с Уставом ВОЗ, заключается в том, что он сдержит указание на большее число мер обязывающего характера (примерный, не исчерпывающий перечень обязанностей государств по реализации права на охрану здоровья).
Итак, основные международно-правовые документы в области охраны здоровья, используют разнообразные определения, относящиеся к различным аспектам здоровья. Данные формулировки позволяют учитывать особенности индивида и доступные ресурсы государства. Однако представляется очевидным, что существует целый ряд условий, на которые невозможно оказать влияние только лишь путем воздействия на отношения между индивидом и государством. В частности, хорошее здоровье не может быть гарантировано государством, равно как и государство не может обеспечить защиту от всех возможных причин плохого здоровья. Между тем, содержание большинства документов не дает четкого представления о том, каков объем правомочий индивида и корреспондирующий ему объем обязанностей государства относительно реализации права на охрану здоровья.
Таким образом, проблема закрепления права на охрану здоровья на различных уровнях связана в первую очередь с тем, что возникает необходимость определения здоровья как юридической категории, а также с отсутствием единообразного понимания данного права, что, в свою очередь, обусловливает слабую степень его реализации на международном и национальном уровне.
Н.А. Каменская,
старший преподаватель кафедры медицинского права
ММА им. Сеченова (г. Москва)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы правового понимания "права на охрану здоровья" и "здоровья" как объекта юридического анализа / Н.А. Каменская / Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 28-29 мая 2008 г. / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева, проф. С.В. Ерофеева. - Иваново-Владимир:НАМП, 2008.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Р.Р. Шиляев; доктор медицинских наук, профессор С.В. Ерофеев (зам. председателя); Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; доктор юридических наук А.А. Мохов; И.А. Одинцова; кандидат медицинских наук Э.Н. Рябова; кандидат юридических наук Ю.В. Павлова; А.С. Семенов; Заслуженный врач РФ, доктор экономических наук Л.Х. Торопеева.
Организаторами Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", которая состоялась 28-29 мая в Суздале, выступили Национальная ассоциация медицинского права (НАМП), департаменты здравоохранения Ивановской и Владимирской областей, а также Ивановская государственная медицинская академия. Основные научные направления конференции: "Медицинское право, биоэтика и деонтология - взаимосвязанные системы регулирования отношений в сфере охраны здоровья", "Медицинское страхование и право", "Права и обязанности пациентов", "Права и обязанности медицинских работников", "Предупреждение профессиональных и должностных правонарушений в системе здравоохранения". В таких темах остро нуждаются специалисты в области медицинского права и биоэтики, организаторы здравоохранения, эксперты, юрисконсульты, научно-педагогические работники, практикующие врачи и юристы, представители страховых медицинских организаций и фондов ОМС.