Правовое регулирование отношений в медицинской
сфере в Российской Федерации
Медицинская сфера регулирования представляет собой особую сферу, в которой реализуются социальные функции государства по обеспечению права граждан на их жизнь и здоровье. В настоящее время данные отношения требуют принципиального изменения в их юридическом оформлении и регулировании, в связи с тем, что по ряду вопросов охраны здоровья граждан федеральное законодательство или устарело, или не учитывает специфику их развития.
Немаловажным фактом является необходимость "выравнивания" отношений в данной сфере с учетом требований международного права, которое формирует стандарты прав человека на здоровье и его эффективную защиту со стороны каждого государства. В последние годы в данной сфере были принят ряд международных актов, определивших стандарты регулирования правовых отношений в данной сфере. Всеобщая декларация прав человека определила этот подход в качестве принципа права: "Каждый человек имеет право на такой жизненный и медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого". Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает безоговорочное право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Во многих странах мира одной из основных тенденций является усиление роли государства в области охраны здоровья населения. Опыт разграничения полномочий (децентрализация) в сфере здравоохранения зарубежных стран свидетельствует, что, во-первых, необходимы определенные социальные и культурные условия децентрализации, складывающиеся постепенно; во-вторых, децентрализации сопутствуют как позитивные, так и негативные последствия; в-третьих, за пределами децентрализации в любом случае остаются некоторые стратегические области, в т.ч. принципы государственной политики в сфере здравоохранения, в-четвертых, отсутствует единая оптимальная модель, которая может быть положена без особых изменений в основу строительства федеративных отношений в сфере здравоохранения.
Внутригосударственное законодательство РФ, признавая данные положения, закрепляет конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Это, в свою очередь, определяет необходимость развития новой отрасли права. Поэтому, в 1993 году в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" впервые был законодательно закреплен новый вид правовых отношений в медицинской сфере и определены принципы их регулирования. Тем не менее, проводимые реформы в данной сфере, затрагивая развитие отдельных направлений, не обеспечивают системности, динамичности и целостности процесса реформирования.
Успех реформ в здравоохранении определяется единой научно обоснованной стратегией, содержащей пути выхода из кризиса всей социальной сферы. Очевидно, что современная социальная политика в здравоохранении, построенная на объективном знании факторов формирования здорового населения и состояния экономики страны, требует подробного исследования правового регулирования в отрасли.
О том, что правовое регулирование в сфере охраны здоровья необходимо совершенствовать, свидетельствует общественный запрос, потребность в медицинском праве. Предпосылками дальнейшего развития отрасли является, с одной стороны, реформа здравоохранения и переосмысление роли и места медицины в жизни общества; с другой - правовая реформа, нацеленная на создание в России правового государства.
В переходный период российской политико-правовой жизни общества нельзя обойтись без жесткой регулирующей функции государства и права в построении новой системы здравоохранения. Между тем, в действующем законодательстве, касающемся медицинской деятельности, имеют место не только существенные недостатки, но и пробелы. Так, Конституция РФ, обозначая системы здравоохранения, прямо не указывает на существование единой системы здравоохранения в РФ, составными частями которой должны являться государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Непризнание конституционности существования единой системы здравоохранения означает, что при отсутствии соответствующего правового регулирования, у федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления отсутствует прямая конституционная обязанность сохранять и развивать на своих территориях соответствующую систему здравоохранения как единое целое.
В то же время, несмотря на отсутствие прямых указаний на это в Конституции РФ, анализ соответствующих статей дает косвенные основания для того, чтобы считать систему здравоохранения в РФ конституционным институтом, поскольку социальный характер государства отнесен Конституцией к основам конституционного строя. Из содержания конституционных норм устанавливается необходимость существования единой системы здравоохранения, объединяющей на конкретной территории различные формы государственной, муниципальной и частной подсистем здравоохранения. На необходимость существования единой системы здравоохранения в РФ указывает также Концепция развития здравоохранения и медицинской науки РФ. Существенной проблемой данной сферы правовых отношений является то, что законодательство, регулирующее медицинское право, определяет сложную структуру отношений в сфере здравоохранения, что препятствует организационному единству всех звеньев данной системы. Вследствие этого, реализация норм охраны здоровья граждан, на практике мало эффективна, отсутствует слаженный механизм регулирования отношений. Нельзя не заметить и ряд негативных моментов, имеющих тенденцию развития в данном правовом поле общественных отношений. Так, по ряду вопросов, касающихся охраны здоровья граждан РФ, законы либо вообще отсутствуют, либо находятся в стадии разработки. Кроме того, "слепое" копирование элементов моделей здравоохранения зарубежных стран, реализуемое в виде экспериментов на отдельных территориях, не учитывает специфики реальных потребностей в нашей стране, что приводит к непоследовательному или неправильному регулированию отношений этой сферы, отсутствию четкой координации всех правовых субъектов. Поэтому, проводимые реформы здравоохранения в нашей стране имеют ярко выраженный фрагментарный и непоследовательный характер.
Нельзя однозначно объяснить причины низкой эффективности современного российского законодательства, однако налицо ряд проблем, блокирующих развитие данной отрасти права. Так, правовые эксперименты правового регулирования отношений по типу "врач-пациент", представляются непродуманными и опасными по своим правовым последствиям. Кроме того, отсутствие разработки этических проблем права является одной из причин противоречий между законодательным обеспечением вопросов взаимоотношения врача и пациента и недостаточной ориентацией общественности на восприятие их сути, новизны и значимости. Вне сомнения и тот факт, что отсутствие кодифицированного медицинского законодательства тормозит развитие практики его применения, а формирование и утверждение правовых норм в области здравоохранения в ряде случае опережает изменения, происходящие в общественном сознании людей. Все это отражают необходимость пересмотра подходов в области регулирования в сфере здравоохранения,
Представляется целесообразным снижение самостоятельности медицинских организаций в экономической сфере, поскольку они обладают свободой, неадекватной их ответственности. Одним из путей законодательного восстановления властного воздействия федеральной системы здравоохранения на территории при создании административной вертикали является, на мой взгляд, изменение соотношений между компетенцией государственных и муниципальных образований. Важным является закрепление в федеральном законе оснований, по которым государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения может быть, как разрешено, так и отказано в предоставлении права оказывать платные медицинские услуги. Проблема здесь в необходимости сочетании интересов как публичных, так и частных; баланс их, отраженный в законе, должен быть не только измерен экономически, но и дать это регулирование.
Вместе с рассмотренными предложениями по улучшению управления медицинской сферы необходимо развивать возможности для диспозитивного регулирования отношений через нормативный договор, в том числе в частной сфере отношений. Хотя очевидно, что сфера данных отношений должна находиться под контролем государства. Нельзя не признать, что гражданская инициатива в современном государстве помогает решить ряд проблем данной отрасли. Поэтому развитие договорного характера отношений в сфере здравоохранения может стать перспективой жизни общества при соблюдении ряда условий, определяемых государством.
И.Л. Максимов,
кандидат медицинских наук, старший преподаватель
кафедры биомедицинской этики и медицинского права
с курсом истории медицины Казанского государственного
медицинского университета (г. Казань)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование отношений в медицинской сфере в Российской Федерации / И.Л. Максимов / Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 28-29 мая 2008 г. / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева, проф. С.В. Ерофеева. - Иваново-Владимир:НАМП, 2008.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Р.Р. Шиляев; доктор медицинских наук, профессор С.В. Ерофеев (зам. председателя); Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; доктор юридических наук А.А. Мохов; И.А. Одинцова; кандидат медицинских наук Э.Н. Рябова; кандидат юридических наук Ю.В. Павлова; А.С. Семенов; Заслуженный врач РФ, доктор экономических наук Л.Х. Торопеева.
Организаторами Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", которая состоялась 28-29 мая в Суздале, выступили Национальная ассоциация медицинского права (НАМП), департаменты здравоохранения Ивановской и Владимирской областей, а также Ивановская государственная медицинская академия. Основные научные направления конференции: "Медицинское право, биоэтика и деонтология - взаимосвязанные системы регулирования отношений в сфере охраны здоровья", "Медицинское страхование и право", "Права и обязанности пациентов", "Права и обязанности медицинских работников", "Предупреждение профессиональных и должностных правонарушений в системе здравоохранения". В таких темах остро нуждаются специалисты в области медицинского права и биоэтики, организаторы здравоохранения, эксперты, юрисконсульты, научно-педагогические работники, практикующие врачи и юристы, представители страховых медицинских организаций и фондов ОМС.