К вопросу организации управления качеством
подготовки научных кадров в системе
послевузовского образования
Послевузовское профессиональное образование занимает важное место в формировании государственной образовательной и кадровой политики, а его основное предназначение - в сохранении и обеспечении роста интеллектуального ресурса страны. Именно институт послевузовского образования, включающий аспирантуру и докторантуру, формирует интеллектуальную элиту общества. Однако в настоящее время в системе воспроизводства научных кадров высшей квалификации накопилось достаточно много проблем, требующих решения.
Эффективность института аспирантуры как источника кадрового пополнения научно-педагогических школ существенно снизилась несмотря на значительный рост численности аспирантов: за последние десять лет контингент аспирантов в государственных вузах и организациях увеличился в 2,5 раза. В 2005 году в аспирантуре 621 вуза и 831 научной организации проходили подготовку более 142 тыс. аспирантов (Бедный Б. и соавт., 2006). На каждые 100 человек, занятых исследованиями, в 1991 году приходилось 5 человек, подготавливаемых к научной деятельности в аспирантуре, сегодня же на 100 исследователей приходится около 30 аспирантов (Гохберг Л., 2002, Бедный Б. и соавт., 2003), при этом доля выпускников аспирантуры, пополняющих ряды вузовских научных работников, не превышает 10% (Стриханов М., 2005).
В совокупности требований, предъявляемых отечественной системой подготовки и аттестации научных кадров, молодым ученым решающая роль отводится подготовке и защите диссертации. Вместе с тем в последние годы неоправданно снизились требования именно к уровню научной работы аспирантов, следствием чего явилось снижение качества кандидатских диссертаций.
Социальная значимость организации подготовки научных и научно-педагогических кадров определяет важность разработки научных основ совершенствования организационных форм и правового регулирования управления послевузовским профессиональным образованием в системе здравоохранения.
На данный момент времени при организации послевузовского профессионального образования не учитываются новейшие организационные формы и методы управления, необходимость организационно-правового обеспечения. Это связано с тем, что комплекс проблем организационно-правового обеспечения управления послевузовским профессиональным образованием в системе здравоохранения не стал еще предметом научного изучения. Между тем к качеству выполняемых исследований в области медицины предъявляются повышенные требования, так как они призваны улучшать качество оказания медицинской помощи населению. Во всем мире широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему всей медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ.
Для создания современной организационной основы управления послевузовским профессиональным образованием необходимо совершенствование существующих форм организации и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Одна из актуальных задач в этой области - унификация нормативно-правовой базы и формирование единого научно-образовательного пространства в сочетании с административно-правовым, экономическим и социологическим методами управления послевузовским профессиональным образованием. Данная задача выполнима только при детальном анализе статистических данных продуктивности научной работы аспирантов: количества защищенных диссертационных работ от запланированных; количества защит диссертационных исследований в срок либо ранее срока окончания обучения в аспирантуре; соотношения иногородних и выпускников государственных медицинских университетов по количеству защищенных в срок диссертационных работ; публикационной и изобретательской активности; степени апробации полученных научных результатов; степени доведения результатов исследований до потенциальных пользователей; распределения диссертационных исследований по научным направлениям.
Поставленные задачи могут быть решены с помощью различных средств и приемов, одним из которых является выработка критериев оценки результатов исследований. Оценить значимость и обозначить критерии оценки научных результатов очень сложно, но оценка качества проводимых научных исследований и аттестационных работ аспирантов и молодых ученых сегодня особенно актуальна. Вопросы теории и практики подготовки, аттестации и использования полученных при проведении исследований результатов не достаточно полно отражены в системе мониторинга управления качеством послевузовского образования: качество управления предполагает не только формулировку критериев и параметров управления, но также выработку системных механизмов, соответствующих им. С этой целью в основу подсистемы контроля качества подготовки аспирантов для мониторинга проводимой научной работы может быть положена бальная система, согласно которой каждый этап подготовки соответствует определенному количеству баллов, а решение об аттестации выносится, если аспирантом набрано определенное количество баллов. Такая система позволяет дифференцированно оценить проделанную научную работу.
На наш взгляд, есть несколько важных элементов комплексной оценки научно-квалификационной работы, позволяющих провести предварительную экспертизу качества выполненного исследования: публикационная и изобретательская активность, степень апробации полученных научных результатов и уровень доведения этих результатов до потенциальных пользователей.
В последние годы появилось много представленных к защите диссертационных работ, результаты которых фактически не доведены до научной общественности и недоступны специалистам: публикация статей в малотиражных региональных, тезисов докладов на конференциях местного, внутривузовского уровня. Эти издания, как правило, принимают к публикации все поступившие работы. На начальном этапе выполнения научной работы такие публикации даже необходимы, позволяя приобрести полезные для молодого ученого навыки производства качественной научной продукции.
Наличие публикаций в "центральных" российских и зарубежных журналах на завершающем этапе работы над диссертационным исследованием для аспирантов и молодых ученых является важнейшим критерием уровня научной квалификации. Статьи, опубликованные в реферируемых журналах, делают результаты работы гласными и доступными научному сообществу, служат косвенным подтверждением актуальности и достоверности основных результатов и выводов, новизны и высокого научного уровня работы.
Другой способ апробации диссертационной работы и оповещения научной общественности об основных результатах исследования - участие в научных конференциях. Начиная с участия в местных либо региональных конференциях аспиранты и молодые ученые приобретают опыт ведения дискуссии и отстаивания научной идеи, но о качестве выполненной научной работы можно говорить, если результаты доложены на международных и всероссийских конференциях высокого научного уровня с участием ведущих специалистов данной области. Количество выступлений с докладами на таких конференциях также может служить показателем качества диссертационной работы.
Особый интерес представляет доведение полученных в ходе выполнения квалификационной работы научных результатов до потенциальных пользователей, так называемое "внедрение полученных результатов исследования". Патентная и изобретательская активность являются также способами внедрения качественной научной продукции наряду с методическими рекомендациями и информационными письмами.
Использование результатов исследования в практическом здравоохранении - конечный этап выполненной квалификационной работы, показатель ее значимости для развития здравоохранения и повышения качества жизни населения.
Особенность работы медика в том, что он постоянно сталкивается с необходимостью решать сложнейшие проблемы, за которыми стоят жизнь и здоровье пациента. Развитие медицинской науки должно сохранять ориентацию на этико-деонтологические нормы не только при постановке диагноза, но и при организации исследования и интерпретации полученных результатов, прогнозировании жизненной перспективы и выборе лечения. Врач-исследователь ответственен за все действия, связанные с исследованием - это обуславливает настоятельную необходимость формирования этическо-деонтологической позиции врача и ее количественной оценки, которая может быть предметом специального обсуждения.
Балльная система при оценке проводимой научной работы, положенная в основу системы контроля качества подготовки и аттестации аспирантов, поможет дифференцировать проведенные исследования и получить представление о качестве их выполнения. Надо отметить, что это первичная формализованная оценка как выполненных диссертационных исследований, так и системы подготовки научных кадров в целом, попытка с помощью простых формальных показателей получить представление о том, в какой степени диссертации на соискание ученой степени соответствуют предъявляемым к ним критериям.
Обозначение этих задач направлено на развитие мониторинга качества выполняемых диссертационных исследований в рамках аспирантской подготовки, системы управления качеством послевузовского профессионального образования и разработку организационных инноваций в сфере подготовки и аттестации научных кадров.
Ю.Д. Сергеев,
член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России,
заведующий кафедрой медицинского права Московской медицинской
академии им. И.М.Сеченова, доктор медицинских наук,
профессор (г. Москва)
Н.И. Аптикаримова,
кандидат филологических наук, заведующий
сектором международных образовательных программ
Управления международного сотрудничества ГОУ ВПО
"Саратовская государственная академия права" (г. Саратов)
О.В. Аброськина,
заведующий аспирантурой ГОУ ВПО "Саратовский
государственный медицинский университет Росздрава" (г. Саратов)
В.Б. Бородулин,
ГОУ ВПО "Саратовский государственный
медицинский университет Росздрава", заведующий кафедрой
биохимии, доктор медицинских наук, профессор (г. Саратов)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу организации управления качеством подготовки научных кадров в системе послевузовского образования / Ю.Д. Сергеев, Н.И. Аптикаримова, О.В. Аброськина, В.Б. Бородулин / Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 28-29 мая 2008 г. / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева, проф. С.В. Ерофеева. - Иваново-Владимир:НАМП, 2008.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Р.Р. Шиляев; доктор медицинских наук, профессор С.В. Ерофеев (зам. председателя); Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; доктор юридических наук А.А. Мохов; И.А. Одинцова; кандидат медицинских наук Э.Н. Рябова; кандидат юридических наук Ю.В. Павлова; А.С. Семенов; Заслуженный врач РФ, доктор экономических наук Л.Х. Торопеева.
Организаторами Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", которая состоялась 28-29 мая в Суздале, выступили Национальная ассоциация медицинского права (НАМП), департаменты здравоохранения Ивановской и Владимирской областей, а также Ивановская государственная медицинская академия. Основные научные направления конференции: "Медицинское право, биоэтика и деонтология - взаимосвязанные системы регулирования отношений в сфере охраны здоровья", "Медицинское страхование и право", "Права и обязанности пациентов", "Права и обязанности медицинских работников", "Предупреждение профессиональных и должностных правонарушений в системе здравоохранения". В таких темах остро нуждаются специалисты в области медицинского права и биоэтики, организаторы здравоохранения, эксперты, юрисконсульты, научно-педагогические работники, практикующие врачи и юристы, представители страховых медицинских организаций и фондов ОМС.